Новый порядок выплаты пособий по безработице

(Никитин Е.)

("Российская юстиция", N 5, 2000)

Текст документа

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Е. НИКИТИН

Е. Никитин, заведующий кафедрой Российской государственной академии труда и занятости Минтруда России, профессор.

В Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", действующий в редакции от 20 апреля 1996 г., за последнее время дважды вносились изменения и дополнения Федеральными законами от 30 апреля и от 17 июля 1999 г.

Новшества затронули прежде всего порядок признания граждан безработными. Теперь таковыми не могут быть граждане, которые в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы дважды отказались от сделанных предложений. При этом к подходящей работе могут быть отнесены не только работы временного характера, но и общественные, под которыми понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу (за исключением деятельности, связанной с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки, а также квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки).

Участие граждан в общественных работах допускается с их согласия с учетом состояния здоровья, возрастных, профессиональных и других индивидуальных особенностей человека. С ними заключается срочный трудовой договор.

Вновь стала называться пособием по безработице та сумма, которая выплачивается органами службы занятости безработным, участвующим в общественных работах.

Расширен перечень категорий граждан, для которых такая работа расценивается как подходящая. Ранее в нем присутствовали только следующие лица: обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ; граждане, состоящие на учете более 18 месяцев, а также не работавшие более трех лет; отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

В настоящее время в перечень дополнительно включены: уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Как показала практика, одной из наиболее распространенных причин отказа граждан от предлагаемой им работы является не устраивающая их величина заработка.

Для признания работы подходящей предлагаемый заработок не должен быть ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (п. 4 ст. 4 Закона о занятости). При этом данное положение не распространялось на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. Теперь нужно будет считать неподходящей работу, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. Но такое изменение верхнего предела заработка вступит в силу лишь со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Пока Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. утверждены методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах.

Внесены изменения в порядок признания граждан безработными. К ним не могут быть отнесены те, кто представил документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными.

Поскольку выявляется немало таких нарушителей, в региональных органах службы занятости созданы специальные подразделения по борьбе с так называемой "нелегальной занятостью". Имеется в виду работа граждан без уведомления органов службы занятости в период получения ими пособия по безработице, материальной помощи, досрочной пенсии, стипендии в период обучения, компенсационных выплат на организацию собственного дела из средств Фонда занятости. Так, в 1998 году в Москве сотрудники подобного подразделения проверили 13440 дел безработных и выявили 2313 фактов незаконного получения средств из Фонда занятости. Например, 472 якобы безработных на самом деле работали, 13 - являлись предпринимателями; 7 - студентами дневных вузов; 248 граждан представили фиктивные справки о среднемесячном заработке и т. д.

Граждане, которым отказано в признании безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости за получением статуса безработного не через 2 недели, как было ранее, а через месяц.

Существенно изменились размер пособий и продолжительность их выплаты. Гражданам, имеющим необходимый стаж работы (26 недель на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы) и, следовательно, получающим пособие в процентном отношении к заработку (75% среднемесячного заработка в первые 3 месяца безработицы, 60% - в следующие 4 месяца, 45% - в период до истечения 12 месяцев выплаты пособия), сумма пособия ограничивалась размером средней заработной платы в субъекте Федерации и должна была составлять не менее установленного законом минимального размера оплаты труда.

В настоящее время низший и высший пределы пособия по безработице, исчисленного в процентном отношении к заработку гражданина, определены в соотношении с прожиточным минимумом, исчисленном в субъектах Федерации: оно будет не выше величины такого прожиточного минимума и не ниже 20% прожиточного минимума. Для того чтобы пособие не оказалось меньше, чем ранее, предусмотрено, что оно не должно быть меньше минимального размера оплаты труда.

Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие определено в 20% величины прожиточного минимума в субъекте Федерации, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Такое же правило установлено и для граждан, которые имеют право на повторное получение пособия в случае непредоставления им оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы.

В настоящее время гражданам, уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (сокращение штата, численности или ликвидация организации) и признанным безработными, пособие начинает выплачиваться только по истечении периода, в котором за ними сохранялась средняя заработная плата по месту работы (ст. 40(3) КЗоТ РФ).

При наличии у безработного иждивенцев размер пособия увеличивался на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. Теперь надбавка на иждивенцев составляет 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее половины установленного законом минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца.

Если ранее не оговаривалось, как долго гражданин, не имеющий работы, может получать пособие, то теперь весь период его выплаты составляет не более 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для таких категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработным, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку и имеющим не менее 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих началу обучения, стипендия назначается в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума в субъекте Федерации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Граждане, не имеющие указанного выше периода оплачиваемой работы, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), получают стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

Таким образом, сумма стипендии ограничивается теми же пределами, что и пособие по безработице. Одинаков и размер надбавок на иждивенцев: на каждого - 10% величины прожиточного минимума, но не менее половины минимального размера оплаты труда. Сумма надбавок и к пособию, и к стипендии не может превышать 30% прожиточного минимума.

Ранее не был ограничен размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Им полагалась за счет средств соответствующих организаций стипендия в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Теперь стипендии таким лицам не должны быть выше величины прожиточного минимума в субъекте Федерации и ниже его 20%.

Тем обучающимся безработным, кому полагается стипендия в минимальном размере оплаты труда, ее сумма увеличивается на районный коэффициент, если получатель проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате в связи с проживанием в тяжелых природно - климатических условиях (аналогично пособию по безработице).

В число лиц, имеющих право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, включены граждане, уволенные с военной службы.

В измененном Законе более четко определена категория граждан, считающихся занятыми. К ним, в частности, относятся лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; выполняющие работы по договорам гражданско - правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Безусловно, к таким лицам относятся и граждане, работающие по трудовому договору (контракту).

Более подробно расшифровано, кого считать занятым из числа временно отсутствующих на работе. Помимо временно нетрудоспособных, находящихся в отпуске, на повышении квалификации, переподготовке, не работающих в связи с приостановкой производства, вызванной забастовкой, упомянуты временно отсутствующие на рабочем месте в связи с призывом на военные сборы, привлеченные к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или по иным уважительным причинам.

Изменены суммы дополнительных выплат безработным гражданам, подвергшимся ранее воздействию радиации вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и катастроф. Если прежде в зависимости от территории проживания они получали доплаты в размере 50%, 100% и 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, то теперь шкала доплат выглядит следующим образом. Постоянно проживающим сейчас на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания там и ранее, т. е. до 1 января 1991 г., дополнительное пособие выплачивается в размере 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, но не ниже 50% минимальной оплаты труда; постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже минимального размера оплаты труда; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40% величины прожиточного минимума, но не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Дополнен перечень оснований для приостановки выплаты пособия по безработице. К ним и ранее, и теперь относятся: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Теперь же введены и такие основания: отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; увольнение по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта опьянения безработного определяется Правительством РФ.

Из числа лиц, которым прекращаются выплаты пособия по безработице, исключены граждане, осужденные к исправительным работам без лишения свободы. Если такой гражданин начинает работать, он попадает в категорию занятых.

Все виды удержаний из пособий по безработице и со стипендий производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

В практике работы службы занятости возникли вопросы, связанные с расходованием средств на пособия по безработице лицам, которые были неправильно уволены и судом на работе восстановлены. Тот факт, что гражданин в этом случае получает денежные суммы за один и тот же период и от службы занятости, и от работодателя, наводит на мысль, что он обязан возвратить неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК). Однако названная статья к получателю пособия по безработице и среднего заработка за время вынужденного прогула не может быть применена, поскольку согласно ГК не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи: пенсии, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (ст. 1109). Поскольку и от работодателя, и от службы занятости гражданин получил платежи на вполне законных основаниях, у службы занятости нет правовых оснований требовать от гражданина возвращения пособия по безработице. Целесообразно изменить ст. 213 КЗоТ, предусмотрев в ней положение, по которому суд, восстанавливая на работе гражданина, выносил бы решение о взыскании в его пользу среднего заработка за вынужденный прогул за минусом тех сумм, которые он получил от службы занятости в виде пособия по безработице.

Название документа