Как защитить от "хозяина"?

(Полянцева Н.)

("Законность", N 10, 1998)

Текст документа

КАК ЗАЩИТИТЬ ОТ "ХОЗЯИНА"?

Н. ПОЛЯНЦЕВА

Н. Полянцева, старший помощник прокурора г. Коряжмы Архангельской области.

Согласно п. 3 ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель имеет право найма рабочей силы. Период работы граждан по найму засчитывается им в стаж для назначения пенсий при условии уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов в Пенсионный фонд России за нанимаемых работников. В то же время согласно ст. 39 КЗоТ РФ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица не могут вести трудовые книжки лиц, работающих у них по трудовому договору. В письме Минтруда и социального развития от 4 февраля 1997 г. N 28-6 содержится разъяснение, что впредь до принятия соответствующего нормативного правового акта трудовой стаж лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей, может подтверждаться справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы. Кроме того, трудовой стаж может быть подтвержден справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Речь здесь идет также о подтверждении стажа для начисления пенсии. И если в этом плане наемный работник как-то защищен законом (хотя это тоже неоднозначно, поскольку закон содержит оговорку: при условии уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов в ПФР), то нетрудоспособность по любой причине неминуемо влечет за собой не только ухудшение материального положения такого гражданина, но и в конечном итоге приводит к безработице.

Так, в соответствии с требованиями Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г." установлены страховые взносы в фонд социального страхования и занятости населения только для предприятий, учреждений и организаций. Индивидуальные предприниматели, использующие право найма рабочей силы, от уплаты страховых взносов в эти фонды освобождены.

Следовательно, закон не защищает наемных работников от произвола предпринимателей. Они могут не соблюдать действующее трудовое законодательство в части установления нормальной продолжительности рабочего времени, предоставления еженедельного непрерывного отдыха, не говоря уже об отпусках, могут не заботиться об обеспечении безопасности труда, соблюдении санитарно - гигиенических требований к рабочему месту и т. п.

Сын моей знакомой, закончив среднюю школу, не смог поступить в институт и был вынужден пойти работать к индивидуальному предпринимателю лаборантом фотостудии. Я поинтересовалась условиями его труда и зарплатой. Ответ был таков: "Все зависит от хозяина". В итоге получается так: обещал хозяин платить 600 руб. в месяц - платит лишь 400; молодой человек работает по 10 часов в сутки с одним выходным днем иногда в неделю, иногда в месяц, не имеет права заболеть (хозяину нужен постоянно здоровый работник) и не имеет права на отпуск. Условия труда тоже оставляют желать лучшего: приспособленное под фотолабораторию помещение в фойе бывшего кинотеатра - без естественного освещения, непроветриваемое.

Интересуюсь в центре санитарно - эпидемиологического надзора: как часто проводятся проверки соблюдения санитарно - гигиенических требований у таких работодателей. Оказывается, при числе индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд 1,5 тыс. человек, только 2 специалиста санитарной службы в городе осуществляют контроль за соблюдением правил гигиены труда. При этом в городе существуют крупные промышленные предприятия - целлюлозно - бумажный комбинат, химический завод, строительный трест и др., проверки в которых также ложатся на их плечи.

Анализ состояния законности в городе свидетельствует о том, что разного рода общества, товарищества и т. п. в последнее время стараются избавиться от бремени ответственности за наемных работников. Все большее число зарегистрированных ранее юридических лиц действуют по следующей схеме: сокращают объемы производства (торговли) и, как следствие, штат работников. Затем заключают договоры "об оказании услуг" с индивидуальным предпринимателем (как правило, это подставное лицо), а тот, в свою очередь, набирает наемных работников, которые и выполняют эти "услуги". Выгода - двойная. Во-первых, не нужно заботиться о соблюдении трудового законодательства, во-вторых, нет нужды платить страховые взносы в фонд занятости, социального и медицинского страхования.

Контроль за использованием индивидуальными предпринимателями наемного труда усложняется еще и тем, что отсутствует их централизованная регистрация. Готовясь к проведению проверки по этому вопросу, попыталась запросить данные в налоговой инспекции, в городской администрации, центре занятости, пенсионном фонде. Первые два учреждения сведениями о применении наемного труда не располагают, отделение пенсионного фонда сообщило, что страховые взносы платят лишь 33 предпринимателя; центр занятости располагает сведениями о 12 лицах.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 2288 от 24 декабря 1993 г., работодатели регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных фонда в районах и городах. Следовательно, индивидуальный предприниматель, использующий наемный труд, может быть и не зарегистрирован в ПФР, тем более если он начал свою предпринимательскую деятельность без использования наемного труда. Исходя из смысла п. 3 ст. 25 ГК РФ, которая содержит оговорку "при условии уплаты страховых взносов в ПФР за нанимаемых работников", следует сделать вывод, что уплата страховых взносов - дело добровольное. Каких-либо санкций за неуплату взносов в ПФР в отношении индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, действующее законодательство не содержит.

Практика показывает, что наемные работники у индивидуальных предпринимателей - это в основном молодежь, окончившая школу и не имеющая профессии, или пенсионеры. Люди, имеющие опыт работы, предпочитают все же оставаться безработными и получать пособие от государства, нежели бесправно работать на "хозяина".

Действующее законодательство требует коренных изменений. Индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, необходимо в первую очередь приравнять к юридическим лицам в части уплаты страховых взносов в государственные фонды, надо законодательно закрепить ведение государственной регистрации индивидуальных предпринимателей - работодателей и, соответственно, разрешить им производить записи в трудовой книжке наемного работника под контролем, например, отделов по труду местной администрации. Это повысит ответственность индивидуальных предпринимателей и в какой-то мере будет способствовать занятости населения, социальной защищенности работающих граждан.

Название документа