Из практики прокурорского надзора по гражданским делам

(Редакционный материал)

("Законность", 1998, N 8)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Установленная Правительством Российской Федерации среднемесячная зарплата за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий в размере 760 тыс. руб. не лишает ни одной категории пенсионеров причитающейся им пенсии, не нарушает и иных прав пенсионеров.

Самохина обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1997 г. N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. в размере 760 тыс. руб., сославшись на следующее.

Правительство РФ, принимая указанное Постановление, учитывало не начисленную среднемесячную заработную плату, которая по стране составляет около 1,1 млн. неденоминированных рублей, а необоснованно исходило из фактически выплаченной заработной платы, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ.

В заявлении указано, что такой порядок исчисления среднемесячной зарплаты в стране противоречит Конституции РФ, ст. 5 ГК РФ, нормам Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также нормам трудового законодательства и конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

Кроме того, в заявлении утверждается, что, устанавливая среднемесячную зарплату за IV квартал 1997 г. в размере 760 тыс. руб., Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции.

В судебном заседании представитель Самохиной Н. Самохин поддержал ее требования.

Выслушав Н. Самохина, представителей Правительства РФ, возражавших против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Самохиной необоснованны, Верховный Суд РФ установил, что заявление Самохиной не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ во исполнение федеральных законов издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 113 "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" среднемесячная заработная плата в стране за периоды, указанные в п. "в" данной статьи Закона, утверждается Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.

С учетом приведенных норм Конституции РФ и указанного Федерального закона суд посчитал, что Правительство РФ, принимая обжалуемое Самохиной Постановление, действовало в пределах своей компетенции, и поэтому довод Самохиной о том, что Правительство РФ вышло при принятии данного Постановления за пределы своей компетенции, неоснователен.

Неосновательны доводы Самохиной и ее представителя в судебном заседании о том, что "решение" Правительства РФ при исчислении среднемесячной зарплаты в стране учитывать фактически выплаченную зарплату, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ, противоречит действующему законодательству.

Федеральный закон N 113 не установил, какую именно методологию надо применять для исчисления среднемесячной зарплаты в стране.

Федеральный закон N 113 "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", которым предписано Правительству РФ утверждать среднемесячную зарплату в стране, и Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) регулируют правоотношения, связанные с назначением и получением государственных пенсий. Статьей 100 указанного Закона РФ от 20 ноября 1990 г. установлено, что в заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, т. е. для исчисления пенсий действительно необходимо учитывать полученные работником выплаты.

Судом учтено, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

При внесении в настоящий Закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату пенсий, в соответствующем федеральном законе определяется источник финансового обеспечения дополнительных расходов.

В соответствии с п. 3 "Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении по всем основаниям), из которых, в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", исчисляется пенсия.

Поэтому, по мнению суда, при расчете среднемесячной зарплаты в стране должны учитываться все категории работающих, которые являются плательщиками взносов, включая лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе в сельском хозяйстве, а также работающих по найму у физических лиц.

В судебном заседании установлено, что размер среднемесячной заработной платы в стране, указанный Государственным комитетом РФ по статистике в информациях о социально-экономическом положении России (где был указан размер средней зарплаты в стране свыше 1 млн. руб.), явился лишь результатом выборочных статистических наблюдений, который не учитывал целый ряд категорий плательщиков взносов в Пенсионный фонд РФ. Это обстоятельство подтвердил в суде заместитель председателя Госкомстата России.

Сама Самохина в заявлении (уточненных требованиях) ссылалась на то, что средняя зарплата в стране (1080 тыс. руб.), указанная Госкомстатом РФ в вышеуказанной информации, - только предварительная оценка.

Судом также учтено, что в соответствии с действующим законодательством состав заработка может определяться в зависимости от целей его применения: по-разному исчисляется средний заработок при предоставлении ежегодных отпусков, при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата, при исчислении размера возмещения вреда, причиненного работниками, и в других случаях.

Суд отметил и то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О порядке исчисления и увеличения пенсий" пенсионер вправе выбрать исчисление пенсий без применения индивидуального коэффициента и увеличение пенсий без применения индивидуального коэффициента должно производиться с применением соответствующей индексации, т. е. каждый пенсионер получает право выбора между старым и новым порядком исчисления пенсии и применением оспариваемого Самохиной Постановления Правительства РФ для исчисления пенсии конкретного пенсионера, что не снижает уровень его пенсионного обеспечения, т. е. не нарушает его конституционные права, как указывает Самохина в заявлении и ее представитель в судебном заседании.

Не согласился суд и с доводами заявительницы о том, что оспариваемое Постановление противоречит ст. 1 Конвенции МОТ N 95 (Конвенция об охране заработной платы) и Международному Пакту об Экономических, Социальных и Культурных Правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Статья 1 Конвенции МОТ N 95 не регулирует порядок начисления зарплаты трудящемуся, а определяет заработную плату как всякое вознаграждение, исчисленное в деньгах, которое предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен.

Установленная Правительством РФ среднемесячная зарплата за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий в размере 760 тыс. руб. не лишает ни одну категорию пенсионеров причитающейся им пенсии, не нарушает и иных прав пенсионеров. По изложенным выше мотивам не могут служить основанием для удовлетворения заявления и ссылки Самохиной на ст. 5 ГК РФ и нормы КЗоТ РФ.

С учетом изложенного Верховный Суд РФ решением от 12 февраля 1998 г. отказал Самохиной в удовлетворении заявления о признании недействительным вышеназванного Постановления Правительства РФ.

Название документа