Проблемы развития миграционной политики Российской Федерации в сфере трудовой миграции на современном этапе

(Балашова Т. Н.) ("Миграционное право", 2013, N 2) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Т. Н. БАЛАШОВА

Балашова Татьяна Николаевна, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье исследуются проблемы развития миграционной политики Российской Федерации в сфере трудовой миграции. Совершенствование миграционной политики в сфере трудовой миграции крайне важно в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенства в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Ключевые слова: миграция населения, трудовая миграция, миграционная политика, иностранный работник, внешняя и внутренняя миграция.

Problems of development of migration policy of the Russian Federation in the sphere of labor migration at the contemporary stage T. N. Balashova

The present article studies the problems of development of migration policy of the Russian Federation in the sphere of labor migration. Improvement of migration policy in the sphere of labor migration is critically important in connection with the necessity of ensuring national security, maintenance of an ideal balance of labor resources and preservation of stable economic growth. For Russia as a state which has borders with 18 countries the drawbacks in this sphere are connected with material negative risks.

Key words: migration of population, labor migration, foreign worker, internal and external migration.

Миграция населения - это реальность современного мира, неизбежное следствие глобализации, один из важнейших факторов экономического, социального, политического и культурного развития населения отдельных стран и регионов. Из 6,7 млрд. населения планеты около миллиарда человек находятся в движении. Этот процесс, стартовавший как экономический, все неуклоннее превращается в цивилизационный. И никакими стенами, "построенными" из самых жестких законов, ни тем более милицейским жезлом человеческую мобильность остановить невозможно <1>. -------------------------------- <1> Поставнин В. А. Тезисы выступления на Круглом столе "Временная трудовая миграция: нужно ли сохранять квоты?" // [Электронный ресурс]. URL: http://msource. ru/mater (дата обращения: 25.11.2012).

Сегодня перед Россией стоит непростая задача модернизации экономики, более того - ее инновационного развития. Важное место в этом процессе отводится малому и среднему бизнесу, где труд мигрантов становится важным фактором экономического развития за счет пополнения трудовыми ресурсами этого сектора экономики. В структуре экономики и занятости к 2020-му году роль бизнеса должна вырасти с 15% до 60%. Но эта задача, на наш взгляд, невыполнима без привлечения мигрантов. Исследования показывают, что мигранты создают своим трудом в несколько раз большую стоимость, чем потребляют. По некоторым оценкам, благодаря труду мигрантов в стране создается 3 - 5% ВВП <2>. Если рассматривать проблему шире, то международная миграция является своеобразным мультипликатором экономического развития. Мигранты выступают не только в качестве рабочей силы, но и как потребители. Они расширяют спрос на жилье, товары, услуги, возвращают к жизни заброшенные территории, сами создают рабочие места. -------------------------------- <2> Джабаров В. М. Некоторые приоритеты миграционной политики // О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2012. N 6(449). С. 5.

В современных условиях миграционная политика становится одним из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности нашего государства, поэтому от законодательной и исполнительной власти требуются взвешенные и обоснованные решения в сфере миграции, способные позитивно повлиять на миграционную ситуацию и содействовать развитию территорий. Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти. В настоящее время высказываются серьезные претензии не только к миграционной политике в целом, но и к миграционному законодательству. 26 января 2012 г. на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы России В. В. Путин отметил: "Накопившиеся здесь проблемы, риски волнуют наше общество, порой вызывают открытое раздражение" <3>. В своих статьях, посвященных анализу проблем национальной, социальной и миграционной политики, он указал на необходимость повышения качества миграционной политики государства <4>. "Потребуется "умная" миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи" <5>. -------------------------------- <3> URL: http://premier. gov. ru/events/news/17877/index. html. <4> Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января. <5> Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

Эффективное использование такого важного ресурса развития, как миграция, возможно при условии повышения качества законодательной и правоприменительной практики, скоординированности и слаженности в работе миграционной службы, правоохранительных органов, представителей регионов и бизнеса. Анализ правового статуса иностранных работников в целом свидетельствует, что в России идет постепенное развитие правовой основы определения этого статуса, устанавливаются принципы взаимоотношений иностранного работника с государством и работодателем (заказчиком) его работ и услуг. Вместе с тем отсутствует системный подход к регулированию данных отношений. Предмет регулирования Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не позволяет обеспечить (в необходимом объеме) правовой статус иностранных работников. Нередки случаи, когда имеющиеся пробелы законодательного регулирования восполняются нормами подзаконных правовых актов. Однако, поскольку речь идет о правах человека, это не вполне соответствует характеру и содержанию норм, требующих законодательного уровня регламентации. Наиболее оправданной мерой в данном случае были бы разработка и принятие отдельной главы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности трудовых отношений с иностранными работниками. Другим способом решения данной проблемы могло бы стать принятие специального федерального закона, предметом регулирования которого было бы исключительно правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы как самостоятельной категории мигрантов. Комплекс норм данного закона позволил бы обеспечить регламентацию правового статуса иностранных работников в Российской Федерации. Среди других, более частных проблем определения правового статуса иностранных работников требуют решения такие, как разработка типовой формы трудового договора с учетом особенностей для иностранных работников - граждан ряда стран, с которыми заключены межправительственные соглашения о регулировании временной трудовой деятельности иностранных граждан. Одной из необходимых мер, по нашему мнению, является введение в российское законодательство нормы, разрешающей иностранному работнику продолжить свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации в пределах срока действия разрешения, если увольнение происходит по независящим от него причинам. В настоящее время перевод иностранного работника от одного работодателя к другому законодательством не допускается. Введение указанной нормы позволило бы, кроме того, обеспечить реализацию межправительственных соглашений, которые предусматривают перевод работника к другому работодателю, т. е. изменение места работы при условии письменного согласия иностранного работника. Остается нерешенным и вопрос о легализации иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, до передачи ему работодателем разрешения на работу. Как известно, срок рассмотрения заявления составляет до 1,5 месяцев, однако никаких других документов, позволяющих иностранному гражданину, еще не получившему разрешение на работу, легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации, в настоящее время не предусмотрено. В целях более эффективного регулирования внешней трудовой миграции и реализации поставленных руководством Российской Федерации задач по модернизации экономики и привлечению высококвалифицированной рабочей силы необходимо осуществить определенный комплекс мер: - дальнейшее совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции, которое должно развиваться по пути разработки четких правил постановки на миграционный учет, выдачи разрешений на проживание и работу, с учетом постепенного перехода на электронный формат предоставления таких услуг. Особого внимания заслуживает проблема совершенствования системы регистрации, поскольку в ней еще имеются определенные правовые пробелы; - государство должно не только устанавливать нижние границы необходимых ей масштабов привлечения мигрантов на постоянное жительство, но и определять этнические и страновые приоритеты, как это делается многими государствами. Основной приоритет должен принадлежать соотечественникам. К ним можно отнести либо лиц тех национальностей, которые являются титульными для данной страны независимо от того, где они проживают, либо лишь ту их часть, которая проживает в других государствах, будучи их гражданами; - обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания; - информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность; - развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности; - поддержка учебной миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и переквалификации по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда; - для изменения ситуации в области миграции необходимо формирование жестких механизмов селективной миграции, аналогичных тем, которые созданы, например, в странах Европейского союза, в США. Государственная миграционная политика должна на порядок повысить свою наукоемкость, опираться на анализ рынка труда, потребности регионов и отраслей в специалистах и рабочей силе; - необходима разработка новых комплексных критериев оценки эффективности государственной миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровне; - необходимо создать комплексный механизм обратной связи, обеспечивающий защиту прав мигрантов. Важным элементом государственного регулирования миграции может стать создание контролируемых государством каналов организованного набора мигрантов, способных осуществлять защиту интересов мигрантов, потеснить стихийно сложившиеся теневые рынки их вербовки, перевозки, снабжения необходимой документацией, обучения, медицинского обследования. Должны быть созданы механизмы, гарантирующие со стороны работодателей условия работы и проживания иностранных работников, соответствующие современным нормам охраны труда. Важнейшей материальной предпосылкой эффективного управления и регулирования миграционных потоков, по мнению экспертов, является оборудование границ Российской Федерации. Требует анализа, обобщения и тиражирования разнообразный опыт субъектов Российской Федерации по регулированию миграционных трудовых потоков на региональных рынках труда. Мониторинг применения в регионах миграционного законодательства мог бы стать серьезным импульсом к обновлению и совершенствованию государственной миграционной политики в сфере трудовой миграции. Необходимо признать, что несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20% вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, на транспорте, в общепите, т. е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависят здоровье и жизнь граждан России <6>. -------------------------------- <6> Акопян О. А. Особенности миграционной политики РФ // [Электронный ресурс]. URL: http://www. nirsi. ru (дата обращения: 26.11.2012).

Проблемы, связанные с трудовыми мигрантами в России, необходимо решать не только законодательно, но и с помощью институциональной модернизации. В условиях существенного сокращения в последние годы объемов внутренней миграции она не в полной мере выполняет одну из своих ключевых функций - перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежно возникающие при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. В связи с этим очень важно в настоящее время развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти при необходимости новую работу, и при этом уровень трудовых и социальных гарантий будет достойным. Решение вопросов внешней и внутренней миграции в России крайне важно в том контексте, что успехи широкомасштабного процесса модернизации во многом зависят от той среды, в которой протекает этот процесс.

Название документа