Поощрение как форма стимулирования муниципальных служащих в современной России (с учетом опыта Пензенской области)

(Теряевский Е. А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 3) Текст документа

ПООЩРЕНИЕ КАК ФОРМА СТИМУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (С УЧЕТОМ ОПЫТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) <*>

Е. А. ТЕРЯЕВСКИЙ

Теряевский Евгений Анатольевич, аспирант Пензенского государственного университета.

В статье обосновывается необходимость изучения мотивационной составляющей муниципальных служащих с целью эффективного управления профессиональной подготовкой, рассматриваются проблемы совершенствования системы стимулирования труда работников и привлечения квалифицированных специалистов для повышения результативности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: стимулы; поощрение; муниципальная служба; органы местного самоуправления; мотивация; вознаграждение.

Necessity studying of the motivation methods for municipal employees is substantiated in this article. Purposes of these methods are: the effective management of professional training, the resolving problem of improving the incentive system for attracting skilled workers and professionals with high professional skills. Using of theese methods let to improve the efficiency of local government.

Key words: stimulus; encouragement; municipal service; local government; motivation; compensation.

Эффективная деятельность органов местного самоуправления невозможна без муниципальной службы. Возросшее значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных сотрудниках <1>. -------------------------------- <1> Миронов А. Н. Некоторые проблемы муниципальной службы в РФ // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. N 1. С. 2.

Однако муниципальные учреждения в настоящее время не используют полностью свои человеческие ресурсы для повышения собственного социально-экономического и общественного положения. Следовательно, одной из задач развития муниципальных кадров является формирование профессиональной компетентности на основе понимания и управления мотивами служащих <2>. В этих целях актуальной видится детальная разработка системы поощрений сотрудников. -------------------------------- <2> Шабанова М., Горелова О. Мотивационная структура муниципальных служащих // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 11. С. 19.

Поощрение муниципального служащего - это форма оценки и публичного признания его заслуг в профессиональной деятельности, направленная на усиление заинтересованности муниципальных служащих в повышении профессионального уровня, своевременном и качественном выполнении своих обязанностей, безупречной службе. А. В. Колесников под поощрением муниципального служащего понимает форму признания его заслуг, публичного оказания почета путем предоставления установленных нормативными правовыми актами льгот и преимуществ <3>. -------------------------------- <3> Колесников А. В., Макаров А. О., Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2012.

Из смысла ст. 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", посвященной поощрениям муниципальных служащих, следует, что эта сфера полностью находится в ведении субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований. Комментируемая статья носит рамочный характер, предполагая, что система поощрений должна быть сформирована в каждом муниципальном образовании самостоятельно на основании муниципальных правовых актов, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. В Пензенской области, как и в других субъектах РФ, основанием для поощрения муниципальных служащих являются: 1) образцовое выполнение муниципальным служащим должностных обязанностей; 2) продолжительная и безупречная служба; 3) выполнение заданий особой важности и сложности; 4) новаторство; 5) многолетний добросовестный труд, юбилейные и памятные даты или выход на пенсию. Образцовое выполнение должностных полномочий муниципальным служащим означает качественное и своевременное их исполнение, творческий подход и проявление инициативы, обеспечивающие эффективность работы органов местного самоуправления. Безупречность службы определяется отсутствием дисциплинарных взысканий на дату оформления поощрения. Важность и сложность задания в каждом конкретном случае определяются руководителем органа, в компетенцию которого входит решение данного вопроса. Новаторство выражается в проявлении нового в созидательной деятельности работника, выражении его творческих способностей в труде. По мнению Д. О. Ежевского, принципами поощрения муниципальных служащих должны выступать законность, гласность, поощрение исключительно за особые личные заслуги и достижения, стимулирование эффективности и качества работы, повышение престижа труда служащего <4>. -------------------------------- <4> Ежевский Д. О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 57.

Что касается видов поощрения, то в соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1390-ЗПО "О муниципальной службе в Пензенской области" они могут быть материального и нематериального характера. К нематериальным поощрениям относятся: объявление благодарности; награждение почетной грамотой; представление к награждению государственными наградами субъекта Федерации или Российской Федерации; присвоение почетного звания; иные поощрения. К материальным поощрениям могут относиться: выдача премий; награждение ценным подарком. Награждение муниципального служащего, объявление благодарности производятся в торжественной обстановке. Кроме того, объявление благодарности производится в устной или письменной форме лицом, у которого муниципальный служащий находится в непосредственном подчинении. При награждении почетной грамотой или объявлении благодарности может выплачиваться денежная премия либо вручаться ценный подарок. Размер премии, стоимость ценного подарка определяются работодателем награждаемого, и награждение производится за счет средств соответствующего органа местного самоуправления, с которым муниципальный служащий находится в трудовых отношениях, в пределах его бюджетной сметы на соответствующий финансовый год. Представление к награждению наградами Российской Федерации является высшей формой поощрения муниципальных служащих и осуществляется с соблюдением порядка, установленного законодательством Российской Федерации о государственных наградах. Кандидатура может быть рекомендована к награждению собранием коллектива или его советом, органом местного самоуправления сельского поселения. Документ подписывается руководителями организации, а также председателем собрания коллектива или его совета. Наиболее часто используемой мерой поощрения материального характера является премирование, т. е. выдача служащим денежных сумм сверх основной зарплаты с целью материального поощрения за труд. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрена выплата единовременного денежного поощрения муниципальному служащему в связи с юбилейными и знаменательными датами (50, 55 и каждые последующие 5 лет со дня рождения) при стаже работы на муниципальной службе в органе местного самоуправления, в связи с выходом на пенсию, за выслугу лет <5>. -------------------------------- <5> Волкова В. В. О юридической ответственности муниципальных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 1. С. 23.

За особые заслуги перед муниципальным образованием к муниципальному служащему могут быть применены иные поощрения, основания, порядок применения которых устанавливается законодательством Российской Федерации и ее субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <6>. -------------------------------- <6> Загорский Д. С. Новое в законодательстве о муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 7. С. 21.

О. А. Борзунова и Ю. К. Краснов дают более широкий список возможных поощрений, среди которых упоминаются предоставление путевки в санатории и дома отдыха, повышение по службе и досрочное присвоение квалификационного разряда <7>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" О. А. Борзуновой, Ю. К. Краснова включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007. ------------------------------------------------------------------ <7> Борзунова О. А., Краснов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс", 2012.

Кроме того, Закон Пензенской области от 16 сентября 2009 г. N 1770-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" в качестве меры поощрения за особые отличия в муниципальной службе предусматривает досрочное присвоение муниципальному служащему классного чина. Работодатель может также поощрить работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, представлением к званию лучшего по профессии. Поощрения оформляются актами руководителей органов местного самоуправления, руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления, в которых устанавливается, за какие именно успехи в работе поощряется муниципальный служащий, а также указывается конкретная мера поощрения. Акт о поощрении доводится до сведения муниципального служащего и коллектива органа местного самоуправления (структурного подразделения органа местного самоуправления), с которым муниципальный служащий состоит в трудовых отношениях <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <8> Козырин А. Н. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс", 2012.

Поощрение производится на основе индивидуальной оценки качества деятельности каждого муниципального служащего и его личного вклада в решение задач, поставленных перед ним. Расходы, связанные с применением мер поощрения, финансируются за счет средств местного бюджета. Не допускается применение поощрений к муниципальному служащему в период действия неснятого дисциплинарного взыскания. В отношении муниципального служащего могут применяться одновременно несколько мер поощрения. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости давать рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих <9>. -------------------------------- <9> Пресняков М. В. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // Трудовое право. 2007. N 4. С. 84.

Сведения о поощрениях и награждениях заносятся в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего. В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" в разделе "Заполнение сведений о награждении" указывается наименование муниципального органа, порядковый номер записи, дата награждения, кем награжден муниципальный служащий, за какие заслуги и какой наградой. Представитель нанимателя (работодатель) не обязан применять поощрения, это является его правом. В то же время с точки зрения теории управления персоналом использование поощрений благотворно сказывается на эффективности деятельности организации. В. И. Шкатулла, говоря о правилах эффективности поощрения, утверждает, что поощрение следует применять при каждом проявлении служебной активности служащим с положительным результатом, целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер и в короткие сроки, гласность и значимость поощрения поднимает престиж добросовестной службы. Кроме того, необходимо обеспечить доступность поощрения не только для сильных работников, но и для слабых <10>. -------------------------------- <10> Шкатулла В. И., Сытинская М. В., Надвикова В. В. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" / Под ред. В. И. Шкатуллы. 2-е изд. // Система "Гарант", 2012.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что нормы, посвященные поощрениям муниципальных служащих, повторяют друг друга и не имеют особых расхождений в содержании. Виды поощрений, порядок и основания их применения полностью одинаковы для всех муниципальных образований в составе Пензенской области. Политика уполномоченных органов субъектов РФ имеет схожие начала в вопросе о поощрении муниципальных служащих, что обеспечивает некоторые гарантии и равенство сотрудников на всей территории Российской Федерации. Из всех перечисленных видов поощрения особое внимание следует уделить именно материальному стимулированию работников данной системы. С этой целью возможна частичная поддержка участия служащих в программах индивидуального жилищного строительства, тем самым гарантировать улучшение жилищных условий. Хотя и сделан определенный шаг в направлении конкретизации оснований для применения мер поощрения служащих, но проблема далеко еще не решена. Видится необходимым установить право работника на поощрение при достижении определенных показателей или за работу без нарушений в течение определенного времени.

Название документа