Правовые аспекты социальной работы с детьми сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы)
(Дерешко Б. Ю.) ("Семейное и жилищное право", 2013, N 2) Текст документаПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ, ПОГИБШИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ (ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ) <*>
Б. Ю. ДЕРЕШКО
Дерешко Богдан Юльевич, докторант кафедры военной администрации Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" Министерства обороны Российской Федерации.
В работе рассматриваются отдельные правовые аспекты организации социальной работы с детьми сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы). Автор делает акцент на том, что работа с детьми проводится не только в рамках реализации государственной социальной политики по защите материнства и детства, но и в целях морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России. Сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие должны быть уверены, что их семьи (в первую очередь - дети) будут надлежащим образом защищены и обеспечены в случае, если они погибнут при исполнении своих обязанностей. Особого внимания заслуживают предложения автора по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: социальная работа с детьми; гарантии детям, оставшимся без попечения родителей; морально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России; полицейский; военнослужащий; государственные меры социальной поддержки; благотворительная социальная помощь.
The paper concerns certain legal aspects of organizing the social work with children of the officials of the bodies of home affairs and servicemen of internal forces of the Ministry of Home Affairs of Russia, perished on the pursuance of their duty. Author emphasizes the fact that such work with children is carried out not only in the framework of public social policy concerning maternity and childhood protection, but also on the purpose of moral and psychological security of the officialsof the bodies of home affairs and servicemen of internal forces of the Ministry of Home Affairs of Russia. Officialsof the bodies of home affairs and servicemen must be sure that their families (to put their children in the first place) will be protected and well provided for in case their parents perish on pursuance of their duty. Special attention should be paid to the author's suggestions that the current legislation in this field of social relations should be improved.
Key words: social work with children, insurance arrangements for children left without care of their parents, moral and psychological security of the activity of the officials of the bodies of home affairs and servicemen of the internal forces of the Ministry of Home Affairs of Russia, police officer, serviceman, national measures of social support, charitable public assistance.
Подписав Конвенцию ООН о правах ребенка <1> и другие международные акты в сфере защиты материнства и детства, Российская Федерация тем самым выразила приверженность своему участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей; признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. -------------------------------- <1> Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 нояб. 1989 г.) подписана от имени СССР 26 янв. 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955.
Руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Российская Федерация принимает все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка и оказания ему помощи. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Так, проблемы детства и пути их решения нашли отражение в Концепции политики долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <2>, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, введены новые меры социальной поддержки семей с детьми, а также детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. детей сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, погибших при исполнении ими своих служебных обязанностей (обязанностей военной службы). -------------------------------- <2> Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. N 1662-р) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489. <3> Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 окт. 2007 г. N 1351) // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.
Принят целый пакет нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы о гарантиях детям, оставшимся без попечения родителей, в т. ч.: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и др. <4>. -------------------------------- <4> Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 дек. 1996 г. N 159-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
В День защиты детей Президентом Российской Федерации издан Указ от 1 июня 2012 г. N 761, утверждающий Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., в которой определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права <5>. -------------------------------- <5> О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.
Меры государственной социальной поддержки детей сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении ими своих служебных обязанностей (обязанностей военной службы), предусмотрены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рядом других нормативных правовых актов <6>. -------------------------------- <6> О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; О полиции: Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4595.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации организуют и проводят работу с детьми сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих в рамках реализации государственной социальной политики по защите материнства и детства, в т. ч. в целях морально-психологического обеспечения их деятельности. Сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие должны быть уверены, что их семьи (и в первую очередь дети) будут надлежащим образом защищены и обеспечены в случае, если они погибнут при исполнении своих служебных обязанностей. При этом такая уверенность имеет важное значение не только для повышения уровня ответственности и качества выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, но и для обеспечения эффективности противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также повышения уровня обороноспособности страны. Спектр решаемых задач в социальной работе с детьми сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих достаточно широк. Одно из важнейших направлений этой работы - социальная поддержка детей, наиболее нуждающихся в заботе и внимании, например тех, чьи отец и (или) мать погибли при исполнении обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел. По сложности выполняемых задач, морально-психологическим и физическим нагрузкам профессии полицейского и военного относят к одним из самых экстремальных, т. к. при исполнении служебного долга приходится рисковать жизнью, проявляя при этом самоотверженность, мужество и героизм. К сожалению, число сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) или ставших инвалидами вследствие военной травмы, не уменьшается. В 2010 г. безвозвратные потери составили 410 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России <7>, в 2011 г. погибли 322 человека, за три месяца 2012 г. - уже 74 <8>. -------------------------------- <7> Отчет о результатах ведомственного мониторинга социально - экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей в 2010 г. // Текущий архив ДГСК МВД России (не опубликован). <8> Отчет о результатах ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей в 2011 г. // Там же (не опубликован).
В настоящее время на социальном учете в Министерстве внутренних дел РФ состоят 23 724 члена семьи погибших и 9860 инвалидов вследствие военной травмы. В семьях погибших сотрудников и инвалидов военной травмы воспитываются 10 038 несовершеннолетних детей, в их числе 135 детей-инвалидов и 115 детей-сирот. Для всех родителей очень важным является максимальное развитие потенциала их детей. Несмотря на то, что в Российской Федерации создаются условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, полной самореализации в социально-позитивных видах деятельности, все же главное для развития ребенка - наличие у него полноценной любящей семьи. В неполной семье обеспечить максимальное развитие ребенка гораздо сложнее по материальным, психологическим и иным причинам. Если у погибшего сотрудника органов внутренних дел или военнослужащего внутренних войск остаются несовершеннолетние дети - прямой долг военизированных ведомств оказать им материальную, моральную поддержку и иную помощь. Работа с детьми погибших сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих строится по двум основным направлениям: реализация государственных мер социальной поддержки и оказание благотворительной социальной помощи. В рамках первого направления обеспечивается: - предоставление мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности в первоочередном порядке; - выплата членам семьи военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел единовременного пособия в случае их гибели; - выплата ежемесячного пособия, а также ежегодного пособия на проведение детского летнего оздоровительного отдыха; - выплата пенсий по случаю потери кормильца. Большинство детей воспитывают неработающие вдовы и инвалиды, единственным источником существования которых является только пенсия. В 2011 г. пенсия по потере кормильца составила в среднем 4510 рублей, в то время как прожиточный минимум в Российской Федерации за IV квартал 2011 г. для детей установлен в размере 5993 рублей. По мнению автора, целесообразно учесть в работе по совершенствованию законодательства следующие предложения: 1) законодательно установить размер пенсии по случаю потери кормильца, приравняв его к уровню среднего размера пенсии, предусмотренного для сотрудника органов внутренних дел или военнослужащего; 2) установить выплату ежемесячной денежной компенсации не только ребенку (как это происходит сейчас), а всем членам семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел или военнослужащего, состоявшим на его иждивении; 3) определить ежеквартальную индексацию размеров ежемесячных пособий на содержание детей в соответствии с уровнем прожиточного минимума. Такие выплаты, безусловно, увеличат нагрузку на бюджет страны, однако эти расходы будут вполне оправданы и, как отмечалось выше, будут способствовать повышению морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих. При этом расходы должны полностью осуществляться за счет федерального бюджета Российской Федерации. В рамках второго направления реализуются программы организации летнего оздоровительного отдыха, дополнительного медицинского обеспечения, образования, культурно-просветительских мероприятий, улучшения жилищных условий. Например, для детей, которые нуждаются в проведении дорогостоящего лечения, в различных регионах страны Министерство внутренних дел РФ помогает организовать сбор денежных средств. Так, за счет выделенных администрацией Курганской области по ходатайству Управления МВД России по Курганской области 300 тысяч рублей в июле 2011 г. оплачена операция на сердце Евгении Лисихиной (1995 г. рождения; инвалиду I группы с диагнозом "порок сердца") - дочери погибшего при исполнении служебных обязанностей милиционера 2-й роты ППСМ УВД по г. Кургану прапорщика Владимира Лисихина. В 2011 г. в образовательные учреждения Министерства внутренних дел РФ поступили 83 ребенка из семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, из них трое являются сиротами, 54 ребенка поступили на бюджетной основе в гражданские высшие учебные заведения Российской Федерации. Социальная значимость проводимой в Министерстве внутренних дел РФ и в Министерстве обороны РФ работы по формированию условий для гармоничного развития детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел обусловливает необходимость решения возникающих в ходе нее вопросов путем реализации системы мероприятий, направленных на оказание детям материальной поддержки, сохранение и укрепление их здоровья. При этом очень важна солидарная помощь органов государственной власти и гражданского общества. Поэтому полагаем возможным создание Попечительского общественного совета по реализации социальных программ в интересах членов семей сотрудников и военнослужащих Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, погибших при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), а также инвалидов вследствие военной травмы. Общими усилиями станет возможным решение о достойном оказании социальной поддержки детям погибших сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих. В частности, станет возможным максимальное обеспечение адресной поддержки нуждающимся в ней семьям погибших сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, имеющим детей. В заключение стоит отметить, что тот вклад, который уже сейчас вносят Министерство внутренних дел РФ и Министерство обороны РФ в дело помощи детям погибших сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, также способствует выполнению Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в области защиты прав и интересов детей, повышения уровня и качества жизни, создания равных возможностей для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Название документа