Особенности регулирования труда и правового статуса тренеров в спорте

(Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ПРАВОВОГО СТАТУСА ТРЕНЕРОВ В СПОРТЕ <*>

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Рассмотрены особенности регулирования труда и правового статуса спортивных тренеров. Уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: тренер, правовой статус, система мер по социальной защите тренеров.

The author considers the peculiarities of regulation of labor and legal status of sport coachers; draws attention to legislative ensuring implementation of measures on social protection of coachers and specialists in the sphere of physical culture and sport.

Key words: coacher, legal status, system of measures on social protection of coachers.

В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона о спорте тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов. С данным определением корреспондирует формулировка ч. 1 ст. 348.1 ТК РФ, гласящая, что трудовая функция тренеров состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. В соответствии со ст. 144 ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2012 г. N 165н <1> утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, в составе которых, в частности, такие должности, как тренер, тренер-наездник лошадей, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), государственный тренер (по виду спорта) и др. -------------------------------- <1> Российская газета. N 82. 2012. 13 апреля.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. N 916н <2> утвержден раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Глава "Должности руководителей" указанного раздела закрепляет такие должности, как главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) и государственный тренер (по виду спорта). Глава "Должности специалистов" указанного раздела содержит такие должности, как старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, тренер, тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта). Глава "Должности служащих" указанного раздела включает в себя должность тренера-наездника лошадей <3>. -------------------------------- <2> Российская газета. N 260. 2011. 18 ноября. <3> См. также: Приказ Минспорттуризма России от 27 апреля 2009 г. N 249 "Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по видам экономической деятельности" // Российская газета. N 113. 2009. 24 июня.

В целях подтверждения надлежащего уровня квалификации и соответствия тренера занимаемой должности п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте, определяющей права общероссийских спортивных федераций, предусмотрены аттестация тренеров, которая может осуществляться в порядке, установленном общероссийской спортивной федерацией, а также контроль за деятельностью тренеров. В отдельных видах спорта (теннис, фехтование, футбол, баскетбол и др.) предусмотрена система сертификации или лицензирования тренеров. Например, лицензирование тренеров в баскетболе осуществляется на основании Положения Российской федерации баскетбола (РФБ) по лицензированию баскетбольных тренеров, утвержденного Президентом РФБ 1 июня 2009 г. В этом нормативном документе РФБ установлены организационно-правовые основы лицензирования баскетбольных тренеров в зависимости от их образования, квалификации и результатов профессиональной деятельности <4>. -------------------------------- <4> URL: http://chebbasket. ru/content/reglaments/polozen_trenerov. pdf.

Аттестация тренеров - преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений регламентируется Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" <5>. -------------------------------- <5> БНА РФ. 2010. N 19. О применении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений см. также: письмо Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18 августа 2010 г. N 03-52/46 "О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" // Вестник образования России. 2010. N 18; письмо Минобрнауки России от 15 августа 2011 г. N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" // Вестник образования России. 2011. N 18.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает ряд особенностей в отношении трудового договора с тренером. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 348.2 ТК РФ с тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд по соглашению сторон могут заключаться срочные трудовые договоры. С другими тренерами, работающими по трудовому договору, должны быть заключены договоры на неопределенный срок. Помимо условий, установленных ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с тренером является условие об обязанности тренера принимать меры по предупреждению нарушения спортсменом (спортсменами) общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона о спорте не допускаются нарушения антидопинговых правил тренерами или иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в частности содействие, склонение, принуждение к применению допинга. В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 26 Федерального закона о спорте общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны применять спортивные санкции (включая дисквалификацию) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил тренерами или иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <6> введена ст. 6.18 КоАП РФ "Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним", устанавливающая административную ответственность за нарушение тренером или иным специалистом в области физической культуры и спорта требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния <7>. Совершение указанного правонарушения влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут дисквалификацию на срок три года. -------------------------------- <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7355. <7> Об уголовной ответственности в сфере спорта см.: Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 774 - 829.

Под содействием в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода в названной статье понимаются любые действия, способствующие использованию запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в т. ч. советы, указания, предоставление информации, предоставление запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранение препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, а также сокрытие следов использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Применительно к ст. 6.18 КоАП РФ дисквалификация в силу ст. 3.11 КоАП РФ заключается в лишении тренера или иного специалиста в области физической культуры и спорта права осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Федеральный закон N 413-ФЗ предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями. Одновременно Федеральный закон N 413-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, сведений о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в т. ч. для применения административного наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 348.7 ТК РФ тренер, так же как и спортсмен, имеет право работать по совместительству у другого работодателя в качестве тренера только с разрешения работодателя по основному месту работы. Работа по совместительству тренеров в качестве иных специалистов не ограничивается. Статья 348.10 ТК РФ предусматривает следующие дополнительные гарантии и компенсации тренерам. 1. Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования. 2. Тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, но не менее четырех календарных дней. 3. Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами могут предусматриваться условия о дополнительных гарантиях и компенсациях тренерам, в том числе: - о размерах и порядке выплаты дополнительных компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность; - о предоставлении питания за счет работодателя; - о социально-бытовом обслуживании; - об обеспечении тренера и членов их семей жилым помещением на период действия трудового договора; - о компенсации транспортных расходов; - о дополнительном медицинском обслуживании; - о дополнительном пенсионном страховании. В отличие от общего правила, установленного в ст. 80 ТК РФ, в силу которого работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом, п. 1 ст. 348.12 ТК РФ в отношении тренеров устанавливает больший срок предупреждения - не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев. В последнем случае срок предупреждения составит две недели. В трудовых договорах с отдельными категориями тренеров могут быть предусмотрены условия об обязанности тренеров предупреждать работодателей о расторжении трудовых договоров по их инициативе (по собственному желанию) в срок, превышающий один месяц, если нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта, для этих категорий тренеров установлены ограничения перехода (условия перехода) в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, предусматривающие сроки предупреждения о переходе, превышающие один месяц. Продолжительность срока предупреждения о расторжении трудового договора по собственному желанию определяется сторонами трудового договора в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта. Как уже отмечалось выше, в силу ч. 9 ст. 22 Федерального закона о спорте для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, устанавливаются почетные спортивные звания. Положение о присвоении почетных спортивных званий (далее также - Положение) утверждено Приказом Минспорттуризма России от 27 ноября 2008 г. N 55 и устанавливает почетные спортивные звания, а также определяет порядок и условия их присвоения. В Положении говорится, что почетные спортивные звания устанавливаются в целях поощрения и морального стимулирования граждан Российской Федерации, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области спорта высших достижений. Одним из почетных спортивных званий, установленных Положением, является звание "Заслуженный тренер России", которое присваивается Министерством спорта Российской Федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Почетное спортивное звание "Заслуженный тренер России" присваивается спортивным тренерам (в т. ч. тренерам спортивных сборных команд Российской Федерации) при условии, что стаж работы со спортсменом и (или) командой на различных этапах спортивной подготовки составляет не менее трех лет подряд, а со спортивной сборной командой Российской Федерации - не менее четырех лет подряд (для командных игровых видов спорта на этапах работы с юношескими и юниорскими составами спортивных команд, в т. ч. со спортивными сборными командами Российской Федерации, - не менее двух лет подряд) за: а) подготовку спортсмена, занявшего в составе спортивной сборной команды Российской Федерации 1 - 3-е места на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх в личных и (или) командных соревнованиях или соревнованиях в командных игровых видах спорта; б) подготовку спортсмена, занявшего в составе спортивной сборной команды Российской Федерации 1-е место на чемпионате мира, либо Кубке мира, либо чемпионате Европы, либо Кубке Европы и при этом набравшего 150 или более квалификационных баллов в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Система квалификационных баллов, начисляемых для присвоения почетного спортивного звания "Заслуженный тренер России"

Статус официального Спортивные Спортивные соревнования дисциплины, дисциплины, включенные в включенные в программу программу Олимпийских Олимпийских, Паралимпийских, Паралимпийских Сурдлимпийских игр Сурдлимпийских игр

1-е 2-е 3-е 1-е 2-е 3-е место место место место место место

Личные Чемпионат мира 150 75 50 70 35 20 соревнования, включая Кубок мира (сумма 70 35 25 35 15 10 эстафеты, этапов или финал) группы, пары, экипажи и Первенство мира (в 50 30 - 20 - - т. п., старшей возрастной соревнования группе) в командных игровых видах Первенство мира (в 25 - - 5 - - спорта остальных возрастных группах)

Чемпионат Европы 70 35 25 35 15 10

Кубок Европы (сумма 35 20 10 15 10 5 этапов или финал)

Чемпионат России 10 - - 5 - -

Командные Чемпионат мира 100 50 35 50 25 15 соревнования Кубок мира (сумма 50 25 15 25 10 5 этапов или финал)

Первенство мира (в 35 25 - 10 - - старшей возрастной группе)

Первенство мира (в 15 - - 5 - - остальных возрастных группах)

Чемпионат Европы 50 25 15 25 10 5

Кубок Европы (сумма 25 15 5 10 5 - этапов или финал)

В соревнованиях, состоящих из серии этапов, квалификационные баллы за отдельно взятый этап не начисляются. В видах спорта, по которым не проводятся международные соревнования, необходимо набрать только квалификационные баллы. Квалификационные баллы за результаты, показанные на чемпионатах, первенствах или кубках мира, начисляются, если в них участвовали (на всех этапах) представители не менее 35 стран (15 стран для зимних спортивных дисциплин) и при этом в каждом виде программы соревновались не менее 10 спортсменов (пар, групп, экипажей и т. п.), команд. Для видов спорта, которыми занимаются только женщины, - не менее 20 стран. Если в чемпионате или Кубке мира приняли участие представители меньшего числа стран, то квалификационные баллы за такие спортивные соревнования начисляются как за чемпионат или Кубок Европы соответственно. Квалификационные баллы за результаты, показанные на чемпионатах или кубках Европы, начисляются, если в них участвовали (на всех этапах) представители не менее 20 стран (10 стран для зимних спортивных дисциплин) и при этом в каждом виде программы соревновались не менее 10 спортсменов (пар, групп, экипажей и т. п.), команд. Для видов спорта, которыми занимаются только женщины, - не менее 12 стран. Юношеские Олимпийские игры приравниваются к первенству мира в соответствующих возрастных группах. В порядке исключения почетное спортивное звание "Заслуженный тренер России" может быть присвоено спортивным тренерам, подготовившим спортсменов, достигших высоких спортивных результатов на официальных международных спортивных соревнованиях, за выдающийся вклад в повышение авторитета Российской Федерации и российского спорта на международном уровне и проявивших при этом высокое профессиональное мастерство. Следует также отметить, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о спорте общероссийские спортивные федерации вправе отбирать и представлять тренеров по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций. Тренер относится к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации, перечисленным в ст. 5 Федерального закона о спорте (п. 12). С учетом п. 20 ст. 2 Федерального закона о спорте и других актов спортивного законодательства тренеры могут являться членами спортивных сборных команд Российской Федерации. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 27 Федерального закона о спорте фамилия, имя, отчество тренера указываются в спортивном паспорте, который является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена. Правда, вопрос о введении федеральной системы спортивных паспортов пока приостановлен <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6960.

По окончании профессиональной карьеры тренерам и другим специалистам в области физической культуры и спорта, как и спортсменам, требуется особая социальная поддержка. Система мер по социальной защите названных лиц охватывает, в частности, следующие направления. Дополнительное материальное обеспечение. Льготы и преференции в пенсионном законодательстве и дополнительное пенсионное обеспечение. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации была одобрена и в настоящее время осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над Системой мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в т. ч. путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, санаторно-курортного и социально-бытового обеспечения, расширения перечня категорий спортсменов, тренеров, имеющих право на дополнительное материальное и пенсионное обеспечение, снижение пенсионного возраста спортсменов высокого класса и др. <9>. -------------------------------- <9> См. также: Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 - 8; Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М. М., Степанов И. А., Алексеев С. В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сборник материалов Круглого стола "Проблемы социальной адаптации спортсменов" в рамках III Международного спортивного форума "Россия - спортивная держава". М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14 - 17; Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 - 10; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2(38). С. 3 - 13; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль России. Ежегодник-2012. М.: Минспорттуризм России, Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197 - 226.

Этот комплекс мер требует дополнительных средств. Одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <10> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т. ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т. ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. -------------------------------- <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

Усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки указанных лиц, направлены на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для тренеров, спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественной работе тренеров и, соответственно, более качественным выступлениям атлетов, увеличению побед и рекордов российских спортсменов, прежде всего на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, и в целом будут способствовать тому, чтобы Россия удерживала и улучшала завоеванные позиции в мировом спорте, сохраняла статус великой спортивной державы. Следует отметить, что в последнее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение статуса профессионального работника, в частности, повышены оклады группе ведущих спортсменов и тренеров, проводится работа по поддержке ветеранов спорта и т. д. Вместе с тем существует объективная необходимость дальнейшего более детального изучения характера и условий труда работников сферы спорта, определения степени влияния факторов трудовой деятельности при занятиях различными видами спорта на состояние здоровья спортсменов в целях уменьшения риска возникновения какой-либо патологии, длительного сохранения здоровья и высокой работоспособности, иных аспектов рассматриваемой проблемы и разработки адекватных правовых норм по социальной защите спортсменов, тренеров и других участников физкультурно-спортивного движения.

Название документа