Закон регулирования энергии
(Елизарова Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 45)
Текст документа
ЗАКОН РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГИИ
Н. ЕЛИЗАРОВА
Наталья Елизарова, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин МФЮА, главный специалист отдела методологии правовой, договорной работы и законодательных инициатив ОАО "Мосэнергосбыт".
6 ноября 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России". Ряд норм указанного Закона направлен на уточнение и конкретизацию отдельных норм Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В настоящей статье будет рассказано о наиболее существенных из них.
Внимание к понятиям
Прежде всего следует обратить внимание на то, что законодатель четко разграничил понятия "электрическая энергия" и "мощность", взяв за основу тот факт, что мощность является самостоятельным объектом покупки (продажи) или передачи. Однако конкретного определения и соотношения указанных понятий в законопроекте нет.
В ст. 3 Закона N 35-ФЗ введены два новых понятия:
"коммерческий учет электроэнергии (мощности)" - процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги;
"потребители мощности" - лица:
- приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи;
- лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках;
- лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Включение первого понятия обусловлено необходимостью закрепить на законодательном уровне важные процессы измерения, сбора, хранения, обработки и передачи результатов измерения, а второго - разграничением различных субъектов рынка.
Оперативно-диспетчерское управление
С целью упорядочения отношений по оперативно-диспетчерскому управлению в п. 1 ст. 12 внесены изменения, исключающие полномочия физических лиц и нижестоящих субъектов по осуществлению функций по оперативно-диспетчерскому управлению в рамках Единой энергетической системы России.
Изменениями, внесенными законодателем в п. 4 ст. 12, смягчен запрет для системного оператора и аффилированных с ним компаний заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии в целях технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств по осуществлению купли-продажи электрической энергии.
Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по установлению:
- критериев и порядка отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному оперативно-диспетчерскому обслуживанию, а также основ ценообразования в отношении указанных услуг (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 21 Закона N 35-ФЗ);
- правил оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей; утверждению порядка определения объема потребления электроэнергии в пределах социальной нормы потребления;
- порядка определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и порядка определения платы на услуги по передаче электрической энергии (мощности), а также определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и др. (ст. 21 Закона N 35-ФЗ).
Следует отметить, что в целях обеспечения нормального управления режимом работы энергосистемы ст. 16 Закона N 35-ФЗ дополнена нормой, устанавливающей необходимость заключения безвозмездных соглашений о технологическом взаимодействии по оперативно-диспетчерскому управлению теми субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, объекты электроэнергетики и энергопринимающие установки которых влияют или могут повлиять на режим работы энергосистемы.
В рамках решения задачи страхования ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления ст. 18 Закона N 35-ФЗ дополнена обязанностью субъектов оперативно-диспетчерского управления страховать риск своей внедоговорной ответственности за ущерб, причиненный субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, а также риск своей договорной ответственности за нарушение обязательств по договору оказания услуг кооперативно-диспетчерскому управлению (или соглашению о технологическом взаимодействии).
Включение данной нормы обусловлено тем, что в случае возникновения аварийной ситуации субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, как заключившие, так и не заключившие договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (или соглашение), должны находиться в одинаковом положении в плане реализации предусмотренного законом права на получение возмещения причиненного ущерба.
Целью оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей является обеспечение надежного функционирования. В частности, изменения, вносимые в ст. ст. 14, 36 Закона N 35-ФЗ, предлагают закрепить эту функцию за системным оператором, так как суть его работы заключается в обеспечении надежного функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии.
Госрегулирование и контроль
Для повышения эффективности правового регулирования предлагается в ст. 23 Закона N 35-ФЗ предусмотреть возможность установления предельных цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности и вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.
Отдельные изменения коснулись порядка установления регулируемых цен (тарифов), превышающих максимальный предельный уровень из-за учета средств, необходимых для осуществления инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Ранее устанавливаемые предельные уровни регулируемых тарифов (цен) не всегда позволяли учитывать в регулируемых тарифах в нужном размере средства, которые требуются для выполнения инвестиционных программ. В связи с изменениями, внесенными в ст. 21 Закона N 35-ФЗ, исключена необходимость согласования такого превышения.
Указанный Закон решил проблему технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Ранее эта процедура носила однократный характер, хотя конструкция договора на технологическое присоединение не позволяла проследить исполнение присоединившимися субъектами обязанности по постоянному поддержанию в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств в соответствии с выданными техническими условиями.
В соответствии с принятыми в ст. 26 Закона N 35-ФЗ изменениями на указанные лица возложена обязанность соблюдения технических условий, в том числе после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Более того, данные требования распространяются не только на лиц, вновь присоединяемых к электрическим сетям, но и на тех, технологическое присоединение которых и подключение к устройствам противоаварийной автоматики было осуществлено ранее (ст. 38 Закона).
Введение в ст. ст. 28, 38 Закона норм о возможности ограничения прав собственника объектов электро - и теплосетевого хозяйства, содержащего такие объекты в ненадлежащем эксплуатационном состоянии, а также об обязательности включения расходов на ремонт и содержание бесхозяйных электро - и теплосетевых объектов в тарифы, установленные для организаций, которые обязаны принять на себя обязательства по эксплуатации данных объектов (ФСК, региональные сетевые компании), обусловлено необходимостью повышения ответственности собственников жизненно важных объектов электроэнергетики за их надлежащее содержание и эксплуатацию.
Оптовый и розничный рынки
Статьей 32 Закона N 35-ФЗ закреплено, что цены покупки и продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период определяются коммерческим оператором на основе равновесных цен по результатам проведения всех процедур, предусмотренных правилами оптового рынка.
В ст. 38 Закона N 35-ФЗ урегулирован порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления, который является универсальным и распространяется на всех потребителей и все энергосбытовые компании.
Необходимость внесения изменений в ст. 39 Закона N 35-ФЗ обусловлена тем, что в настоящее время наличие лицензии не обеспечивает и не гарантирует надежность и бесперебойность снабжения граждан электроэнергией. В связи с этим предполагается отмена обязательного лицензирования.
В ст. 40 Закона N 35-ФЗ вносятся изменения, которые устанавливают, что цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую гарантирующим поставщиком, будут определяться исходя из цен на приобретаемую гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, в том числе регулируемых и рыночных, его сбытовой надбавки и цен товаров (услуг), оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Название документа