Турецкие трудовые мигранты в российских регионах

(Рязанцев С. В., Удульгу А., Карасай Б.) ("Миграционное право", 2012, N 4) Текст документа

ТУРЕЦКИЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ <*>

С. В. РЯЗАНЦЕВ, А. УДУЛЬГУ, Б. КАРАСАЙ

Рязанцев Сергей Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН.

Удульгу А., Стамбул (Турция), Prof., Dr. Ahmety Icduygu; Koc University, Istanbul, Turkey, Director of Migration Research Program; International migration, ethnicity, demography, civil society.

Карасай Б., Стамбул (Турция), Dr. Aysem Biriz Karacay; Koc University, Istanbul, Turkey; Researcher in Migration Research Program; International migration.

Выявлены особенности и закономерности функционирования российско-турецкой миграционной системы. Дана оценка факторов, масштабов, динамики, социально-экономической и демографической структуры потоков трудовой миграции между Россией и Турцией, показаны региональные и отраслевые особенности занятости трудовых мигрантов.

Ключевые слова: миграция, оценка, прогнозирование потоков.

Turkish migrant workers in Russian regions S. V. Ryazantsev, A. Udulgu, V. Karasaj

Features and regularities of functioning of Russian-Turkish migratory system were detected. Factors, scales, dynamics, social and economic and demographic structure of streams of the labor migration between Russia and Turkey were evaluated, regional and branch features of employment of the migrant workers were shown.

Key words: migration, evaluation, prediction of streams.

На протяжении многих последних лет миграция хотя бы частично компенсирует сокращение численности населения, пополняет рынки труда рабочей силой, стимулирует рост отдельных отраслей экономики России. При этом тенденции миграции достаточно быстро изменяются. Вполне закономерно, что явление миграции нуждается в постоянном мониторинге. Для трудовых мигрантов, в частности, требуется мониторинг миграции в широком смысле этого слова, который бы не ограничивался только сбором статистической информации, но и обеспечивал возможности комплексного анализа миграционной ситуации в Турции и России. Важен для трудовых мигрантов из Турции и прогноз последствий миграционных потоков в Российскую Федерацию. Только такой подход способен обеспечить органы государственной власти адекватной информацией для принятия эффективных решений в сфере управления миграционными потоками в интересах государства. Несмотря на важность миграции для страны, мы, к сожалению, не имеем точной информации о ее реальных масштабах и возможных последствиях. Следовательно, органам государственной власти в условиях отсутствия адекватной информации достаточно трудно сформулировать четкую концепцию, цели и задачи миграционной политики, оценить реальные потребности в иностранной рабочей силе. В итоге миграционная политика в России пока недостаточно эффективна. Учитывая важность явления миграции для социально-экономического и демографического развития России, возникают новые задачи и открываются новые возможности для сотрудничества и взаимодействия между органами государственной власти этих стран. На протяжении 2000-х гг. в России происходил стабильный рост числа турецких работников. Особенно быстрый рост начался с 2003 г. Как показывают данные Федеральной миграционной службы, в среднем численность трудовых мигрантов росла на 30 - 50% в год. Это довольно высокие темпы роста численности трудовых мигрантов. По итогам 2007 г. в стране трудились 131 тыс. турецких граждан, т. е. каждый десятый трудовой мигрант в России происходил из Турции. Турция занимала пятое место среди стран - крупнейших поставщиков иностранной рабочей силы в Россию после Узбекистана, Таджикистана, Китая и Украины. В некоторых российских регионах турецкие трудовые мигранты доминируют среди иностранных работников. Например, по нашим расчетам, в Татарстане на них приходилось 56%, в Удмуртии - 53%, на Чукотке - более 47%, в Нижегородской области - около 34%, в Ярославской области - 32%, на Сахалине - более 31% всех трудовых мигрантов, привлеченных из-за рубежа в 2006 г. на региональный рынок труда (рис. 1).

Рис. 1. Доля временных трудовых мигрантов из Турции в общей численности иностранной рабочей силы регионов Российской Федерации в 2006 г., %

Половина турецких трудовых мигрантов работала в Центральном федеральном округе, а каждый четвертый мигрант трудился в Москве. Однако в последнее время география использования турецкой рабочей силы в России существенно расширилась. В десять территорий-лидеров по численности турецких рабочих вошли Московская область, Татарстан, Сахалинская область, Краснодарский край, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область (рис. 1). Расширение географии привлечения турецких трудовых мигрантов обусловлено строительным "бумом" в российских городах, который проявился в 2000-е гг. Более 84% всех турецких трудовых мигрантов занято в строительной отрасли (рис. 2). В настоящее время в России действует более 330 турецких фирм, которые специализируются на строительстве офисов, торговых объектов, бизнес-центров, гостиниц, объектов социальной инфраструктуры, жилых комплексов. Порядка 90% турецких компаний работают в Москве, остальные - в российских регионах. Считается, что турецкие рабочие ответственны, организованны, строят очень качественно. Например, с привлечением турецких работников были построены или строятся здания "Европа-Центр" в Калининграде, пивоваренной компании "Самара-Балтика", аквапарк и торговый центр "Московский", офисно-деловой центр "Самаранефтегаз" в Самарской области, здание Сбербанка в Ставрополе и многие другие объекты.

Construction 84,1

Trade and sphere 4,9 of service

Industry 2,3

Agriculture 0,5

Transport 0,1

Other spheres 8 of economy

Рис. 2. Распределение трудовых мигрантов из Турции по отраслям экономики России в 2006 г., %

Экономический кризис 2008 - 2009 гг. отразился и на турецких трудовых мигрантах в России. Некоторые строительные компании разорились, и трудовые мигранты потеряли работу. Последний случай был зафиксирован в Екатеринбурге в июле 2008 г., когда без работы, зарплаты и крыши над головой оказались 122 трудовых мигранта из Турции, Туркменистана и Узбекистана. Несмотря на проблемы, перспективы использования труда турецких работников в России достаточно велики. По данным Федеральной миграционной службы России, на олимпийскую стройку в Сочи (город, в котором будут проводиться зимние Олимпийские игры 2014 г.) потребуется привлечь не менее 1 млн. рабочих, в т. ч. планируется привлекать трудовых мигрантов из Турции и Китая. Согласно требованиям Международного олимпийского комитета (МОК) в Сочи в первоочередном порядке должны быть построены 46 спортивных сооружений. Олимпийская стройка охватит в общей сложности 7 тыс. га вблизи черноморского побережья. Соглашение о сотрудничестве в этой области подписали Олимпийский комитет России и Национальный олимпийский комитет Турции. Условия жизни и труда временных трудовых мигрантов из Турции более благополучны по сравнению с положением трудовых мигрантов из стран СНГ. Это обусловлено тем, что трудовая миграция из Турции в большинстве случаев организованная и регулируемая. Турецкие компании одними из первых в России стали вкладывать средства в строительство городков для трудовых мигрантов. Например, турецкая строительная фирма "Энка", которая давно работает в Москве (восстанавливала здание Белого дома, строила московский Международный Дом музыки, ряд объектов в "Москва-Сити"). Эта компания построила в столице три специальных городка для временных трудовых мигрантов. В Московском регионе на различных объектах фирмы "Энка" в настоящее время трудятся 13,5 тыс. человек. Крупнейший из городков для трудовых мигрантов на 1800 мест находится в районе Таганки. Различные корпуса построены для рабочих, инженеров, руководящего состава, работников с семьями. Например, комната для рабочих рассчитана на четверых, удобства в конце коридора. В каждой комнате есть холодильник, телевизор, минимальные удобства. За проживание в городке платит фирма, привлекающая трудовых мигрантов. В городке трудовым мигрантам обеспечивается питание, услуги прачечной, медобслуживание, тренажерный зал, бильярд. Отсюда рабочих развозят на строительные объекты. Месячная заработная плата турецкого рабочего составляет в среднем 20 тыс. руб. (около 670 - 700 долл. США), инженера - 30 тыс. руб. (около 1000 долл. США). Фирма также занимается постановкой на миграционный учет, получением виз, разрешений на работу для трудовых мигрантов. Подобный опыт власти намерены распространять в Москве и в других регионах. Например, власти столицы приняли решение построить временные административно-бытовые городки для иностранных работников, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства Москвы в районах Лефортово, Марьино и Выхино. Подобный метод расселения подходит только для временных трудовых мигрантов, которые прибывают в Россию на сравнительно короткие сроки. Если же речь идет о мигрантах, которые остаются здесь на протяжении нескольких лет, то их разумнее расселять дисперсно, стимулируя изучение русского языка и основ российской культуры. Кроме строительства, определенная часть турецких трудовых мигрантов занята в торговле, сфере обслуживания и общественного питания - около 5%. В России открыты турецкие рестораны и закусочные. Например, в городе Ставрополе открыт турецкий ресторан "Флора-Бюргер", который пользуется популярностью у жителей города и предлагает только турецкую кухню, адаптированную к российским условиям. Традиционные турецкие закусочные ("Кебаб"), широко распространенные в западноевропейских городах, в Москве и других российских городах пока не стали массовым явлением. В российских городах турецкая кухня испытывает серьезную конкуренцию со стороны центрально-азиатской и закавказской кухни (узбекской, таджикской, грузинской, армянской, азербайджанской и др.). Например, в Москве распространены ларьки "Шаурма". Согласно данным исследования Magram Market Research, около 58% опрошенных жителей столицы пользуются услугами палаток, продающих шаурму, примерно по 57% пользуются палатками с хот-догами и курами-гриль. В рейтинге популярности эти предприятия быстрого питания пропускают вперед только "Макдональдс" и "Ростикс". Немногим более 2% турецких трудовых мигрантов работают в промышленности. Например, в городе Первоуральске (Свердловская область) в 2009 г. будет строиться большой электросталеплавильный комплекс. К строительству привлечена турецкая фирма "Гама", которая будет использовать труд турецких рабочих в вахтовом режиме. Некоторая часть турецких трудовых мигрантов работает в сельском хозяйстве - в большинстве своем это сезонные работники на уборке урожая зерновых культур на Юге России. Например, в Ставропольском крае на протяжении нескольких лет используются зерноуборочные комбайны из Турции и труд турецких комбайнеров, что, по мнению местных властей, позволяет собрать урожай с меньшими потерями. Несмотря на широкое применение труда турецких рабочих в российских регионах, их роль в общей структуре занятого населения на региональных рынках труда остается незначительной. Абсолютным рекордсменом является Чукотка, где отмечается 66 турецких работников среди каждой 1 тыс. занятых. На Сахалине - 18 турецких рабочих, в Ямало-Ненецком автономном округе - около 16, в Москве - около 6, в Татарстане - около 5 на тысячу занятого населения (рис. 3).

Рис. 3. Доля временных трудовых мигрантов из Турции в численности занятого населения регионов Российской Федерации в 2006 г., %

Однако между сведениями из официальных источников, регистрирующих трудовых мигрантов, и реальными масштабами трудовой миграции в России существует огромный разрыв. При этом оценки нелегальной трудовой миграции значительно отличаются, порой на миллионы человек. Представители государственных структур дают достаточно большие оценки численности нелегальных трудовых мигрантов в России. Например, представители МВД РФ определяют нелегальную иммиграцию в России в размере 10 млн. человек <1>. Некоторыми политиками озвучивались цифры в 15 млн. нелегальных мигрантов в России. Однако государственные структуры не проводили исследований численности нелегальных трудовых мигрантов, поэтому эти данные весьма приблизительны. В 2005 - 2006 гг. ФМС попыталась провести исследование нелегальной миграции, но, к сожалению, ограничилась только опросом экспертов из числа ученых. Единственной приближенной к действительности оценкой численности нелегальных трудовых мигрантов можно считать сведения, полученные в ходе переписи населения 2002 г. Как отмечалось выше, она выявила в России около 2 млн. "лишних" людей, которые в большинстве своем могут быть незарегистрированными трудовыми мигрантами. Наши расчеты показывают, что незаконных (незарегистрированных) мигрантов в России может пребывать не менее 5 млн. человек. Большинство из них - это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Россию без визы, но затем не получают регистрацию по месту пребывания или разрешение на работу. Многие из них живут в России на протяжении нескольких лет либо периодически возвращаются домой. Как отмечают авторитетные эксперты, среди незаконных трудовых мигрантов в России можно выделить три группы, существенно различающиеся сроками пребывания и занятости, ориентацией на адаптацию и интеграцию, сетевыми связями <2>. -------------------------------- <1> Мукомель В. И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Институт социологии РАН. М.: Диполь-Т, 2005. С. 153. <2> Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права, 2007. С. 195.

Во-первых, это сезонные мигранты, работающие в течение 6 - 9 месяцев в России: граждане Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Молдовы, которые заняты преимущественно в строительстве. Во-вторых, трудовые мигранты, работающие в России в течение короткого времени, как правило, это жители приграничных с Россией стран, мелкие торговцы. В-третьих, незаконно работающие трудовые мигранты из Азербайджана, Грузии, Турции, Вьетнама и ряда других стран, которые не посещают страны своего происхождения и гражданской принадлежности и практически постоянно живут в России. Если их выявляет в ходе проверок Федеральная миграционная служба, то, как правило, депортирует на родину. Но официальные данные о числе депортированных незаконных турецких мигрантов в России не публикуются. Из средств массовой информации известно, что в марте 2005 г. сотрудники Управления Федеральной службы безопасности по Саратовской области выслали 40 граждан Турции за нарушение паспортного режима. Первоначально иностранцы были задержаны из-за того, что у них были просрочены визы. Кроме того, в одном паспорте стояли фальсифицированные штампы о пересечении границы России. В результате расследования выяснилось, что граждане Турции прибыли в Россию, купив рабочие визы, для работы в одной из строительных фирм. Чтобы трудоустроиться, согласно действующему законодательству, им необходимо было выехать из России и въехать снова по "рабочим" визам. Однако работодатели решили "обойти" сложности. Паспорта трудовых мигрантов высылались по почте в Турцию, а затем через одну из московских фирм возвращались в Саратов с новой визой. В результате граждане Турции были выдворены за пределы России. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Осенью 2008 г. сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области задержали в Заводском районе г. Саратова 10 граждан Турции, трудившихся на строительстве гипермаркета "Реал" без разрешения на работу и нарушивших режим пребывания в России. При проверке документов было установлено, что иностранцы прибыли в Россию в сентябре 2008 г. по приглашению московской фирмы ООО "Промстрой-комплект", осуществлявшей ремонтно-строительные работы. Выяснилось, что граждане Турции были поставлены на миграционный учет в Москве, а фактически проживали и работали в Саратове, таким образом нарушая режим пребывания в Российской Федерации. Кроме того, укладкой плитки в строящемся здании турецкие подданные занимались, не имея разрешений на работу. За нарушение миграционного законодательства каждый из трудовых мигрантов был оштрафован на 8 тыс. руб. Менеджер фирмы, ответственный за пребывание иностранных работников в России, оштрафован на 500 тыс. руб. за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан. Подобные примеры, к сожалению, имеют место в разных регионах России. Это свидетельствует о том, что проблема незаконной трудовой миграции не решена до конца. Важную роль в предотвращении незаконной миграции может оказать подписание межгосударственных соглашений между Россией и Турцией о регулировании трудовой миграции и предотвращении незаконной миграции. Подобный опыт наработан в отношениях России с различными странами мира. Двусторонние соглашения являются действенным инструментом регулирования трудовой миграции. В некоторых российско-турецких документах миграция упоминается как важный процесс, имеющий определенные социально-экономические эффекты. Между тем, согласно данным Банка России, объем денежных переводов от трудовых мигрантов из России в Турцию в 2005 г. составил 37 млн. долл. США. Согласно данным Федеральной миграционной службы, за период 1992 - 2005 гг. около 900 выходцев из Турции стали "новыми" гражданами России, т. е. получили российское гражданство <3>. В Совместной декларации об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой (декабрь 2004 г.) и Соглашении о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Турецкой Республики (декабрь 1992 г.) упоминается о проблемах, порождаемых миграцией. К сожалению, российско-турецкие миграционные отношения пока не охвачены специальными документами (протоколами, соглашениями) о регулировании трудовой миграции. Между тем миграционные потоки между государствами увеличиваются. Не только турецкие работники приезжают в Россию, но и многие российские граждане работают и отдыхают в Турции. Подписание соглашений в области трудовой и незаконной миграции могло бы стать существенным прогрессивным шагом в отношениях между Россией и Турцией, особенно в современной геополитической ситуации в наших странах. -------------------------------- <3> Сборник информационных материалов для проведения экспертного исследования по определению масштабов незаконной иммиграции на территории Российской Федерации. М.: Федеральная миграционная служба, 2006. С. 10.

Название документа