Гражданско-правовая ответственность за причинение ядерного вреда: социальная защита
(Бычкова К. Ф.) ("Социальное и пенсионное право", 2007, N 4) Текст документаГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ВРЕДА: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
К. Ф. БЫЧКОВА
Бычкова К. Ф., начальник юридического отдела Филиала "Билибинская атомная станция" ФГУП "Концерн "Росэнергоатом".
Среди прочих всеобъемлющих мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвигается правовая проблема возмещения ядерного ущерба и принятия законодательных актов, регламентирующих режим гражданско-правовой ответственности за использование атомной энергии. Действующие нормы российского законодательства не учитывают полностью особенности ядерного вреда и не обеспечивают в достаточной мере защиту потерпевших. Настоящая статья посвящена анализу государственной системы льгот и компенсаций за вред, нанесенный здоровью и имуществу граждан, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" <1> (далее по тексту - Закон N 1244-1). Указанный Закон предусматривает нормы по возмещению пострадавшим гражданам радиационного вреда, причиненного прежде всего здоровью. Радиационный вред возмещается путем установления мер социальной поддержки, выплат компенсаций, льгот и назначения льготных пенсий. Виды компенсаций и льгот перечислены в ст. ст. 14 - 42 Закона N 1244-1. -------------------------------- <1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 21. Ст. 699.
Право граждан на получение льгот и компенсаций предусмотрено ст. 3 Закона N 1244-1, которая устанавливает, что "гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Исходя из наименования Закона N 1244-1 правоотношения по возмещению ядерного ущерба за вред, причиненный здоровью пострадавших граждан, похожи на правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения. Нормами права социального обеспечения регулируются отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию, в том числе на основании различных программ социальной защиты нетрудоспособных граждан <2>. -------------------------------- <2> Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 1998. С. 13.
Очень схожим признаком правоотношений, регулируемых Законом N 1244-1, с правоотношениями, регулируемыми правом социального обеспечения, является социальная незащищенность граждан, наступившая в результате радиационной аварии на Чернобыльской АЭС. В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиационному воздействию во время аварии подверглись около 4,9 млн. человек, проживавшие на территории бывшего Советского Союза более 130 тыс. км <3>. -------------------------------- <3> Чернобыль. Пять трудных лет. Сборник материалов о работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 гг. М.: АтомИздат, 1992. С. 3 - 47.
Правоотношения по Закону N 1244-1, как и правоотношения по социальному обеспечению, имеют следующие схожие признаки. По сроку их действия. По сроку действия и те и другие правоотношения можно разделить на три группы. 1. Правоотношения, которые прекращаются однократным исполнением обязательств по возмещению вреда (правоотношения, связанные с выплатой единовременных пособий, предоставлением инвалидам-чернобыльцам специальных транспортных средств и др.). 2. Правоотношения с точно установленным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения иждивенцем 18 лет, а если он учится, то 25 лет; правоотношения по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет; правоотношения по возврату выданных беспроцентных ссуд и др.). 3. Правоотношения с неопределенным или относительно неопределенным сроком существования во времени, т. е. когда они носят длящийся характер. К этой группе относятся пенсионные правоотношения чернобыльцев, правоотношения, связанные с выплатой ежемесячных и ежегодных компенсаций инвалидам-чернобыльцам в возмещение вреда; правоотношения по предоставлению ежегодных путевок в санатории на оздоровление, по медицинскому обслуживанию и др.). По предмету регулирования. Нормы Закона N 1244-1 регулируют такие отношения по социальной защите граждан, пострадавших от радиационной аварии, которые схожи с нормами права социального обеспечения, как: - по предоставлению в зависимости от категории пострадавших средств существования полностью или частично, в том числе пособий, материальной помощи и т. д., выплачиваемых из специальных целевых средств государственного бюджета; - по оказанию бесплатной медицинской помощи; - по санаторно-курортному оздоровлению граждан, подвергшихся радиационному воздействию; - по социальному обслуживанию инвалидов-чернобыльцев; - по предоставлению пенсий; - процедурные или процессуальные отношения по предоставлению льгот и компенсаций. По субъектам правоотношений. Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является гражданин, а другим - государство в лице его органов, наделенных государством соответствующими полномочиями. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство <4>. -------------------------------- <4> Андреев В. А. Право социального обеспечения. М.: Юрид. лит., 1982. С. 22 - 30.
Материальное обеспечение этих отношений осуществляется за счет государственных фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение, финансируемых из федерального бюджета, из Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда медицинского страхования Российской Федерации. Названные критерии сохраняют свою силу при характеристике правоотношений, вытекающих из Закона N 1244-1. Субъектом этих отношений выступает гражданин, пострадавший от чернобыльской катастрофы. В ст. 13 Закона N 1244-1 указаны категории граждан, правоотношения которых согласно Закону схожи по субъектам с правоотношениями по социальному обеспечению. Это следующие категории пострадавших: - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона); - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона): граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности. Правовые нормы социального обеспечения в большинстве своем содержат льготы и компенсации для граждан, являющихся нетрудоспособными по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры) и т. д. По этому признаку чернобыльские правоотношения также схожи с правоотношениями, которые регулируются нормами социального обеспечения. Однако в ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 перечислены и трудоспособные граждане, которым по Закону предоставляются меры социальной поддержки, льготы и компенсации: - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п. 3); - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 гг. службу в зоне отчуждения (п. 4); - граждане, занятые на работах в зоне отчуждения (п. 5); - граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6); - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7); - граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8); - граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п. 9); - граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне) (п. 10); - граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (п. 11); - военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12). Правоотношения между пострадавшими гражданами и государством по Закону N 1244-1 похожи на алиментарный характер норм социального обеспечения, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения в виде льгот и компенсаций выступает государство. При этом пострадавший гражданин как физическое лицо (или его семья) является правопритязающей стороной, обладающей гарантированным правом на получение льгот и компенсаций, а государственный орган (например, муниципальное управление социальной защиты) - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат компенсаций или предоставлении льгот, перечисленных в Законе. В том случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. И даже в случае неправомерного поведения гражданина, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, государственный орган не имеет права в одностороннем порядке лишить его выплаты льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. Отказ в выплате льгот и компенсаций решается в суде (ч. 2 ст. 13 Закона N 1244-1). Отказ в выплате мер социальной поддержки, льгот и компенсаций чернобыльцам, намеренно причинившим себе радиационный вред, не указан в ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", предусматривающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей <5>. Этот Закон не содержит отказа в назначении пенсии, мер социальной поддержки по отношению к другим гражданам. Наоборот, даже в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца (военнослужащего) вследствие совершения им преступления членам его семьи, находящимся на его содержании, назначается социальная пенсия. Такая норма предусмотрена ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". -------------------------------- <5> Собрание законодательства. 2001. N 51. Ст. 4831.
Обеспечение по реализации правоотношений государство-чернобылец осуществляется за счет специальных средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете по различным программам. Несмотря на экономические трудности, государство ежегодно предусматривает в федеральном бюджете на следующий финансовый год выделение средств на преодоление последствий чернобыльской катастрофы, включающие выплату компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Кроме того, финансирование идет как за счет других государственных фондов: медицинского страхования и пенсионного фонда, так и из федерального бюджета. На специальный характер этих средств указывает ст. 5 Закона N 1244-1: "Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Указанные выше признаки правоотношений по Закону N 1244-1 похожи на отношения по социальному обеспечению. Тем не менее правоотношения по Закону N 1244-1 имеют и большие отличия от норм социального обеспечения. Правовые нормы социального обеспечения в большинстве своем содержат льготы и компенсации для граждан, являющихся нетрудоспособными по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры и т. д.). В то же время подавляющее число граждан, находившихся и находящихся в зоне радиационного влияния вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, являются здоровыми и трудоспособными. Эвакуированные, переселенные, выехавшие в добровольном порядке на другое место жительства и оставшиеся проживать на прежнем месте чернобыльцы в большинстве своем здоровы и трудоспособны по возрасту и продолжают трудиться на новом месте жительства либо по прежнему месту жительства. Нормы Закона N 1244-1 содержат в себе льготы и компенсации для граждан, как уже отмечалось, которые являются в большинстве своем трудоспособными. Льготы и компенсации предоставляются трудоспособным гражданам, детям, не ставшим еще трудоспособными по возрасту, трудоспособным пенсионерам и другим категориям, указанным в Законе N 1244-1, за радиационное воздействие в прошлом (26 апреля 1986 г.), в настоящем времени и за радиационный риск возможного возникновения в будущем времени вреда, причиненного радиационным воздействием. Длительное воздействие выброшенных из реактора 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС радионуклидов на окружающую среду обусловило неблагоприятное влияние на здоровье людей, проживающих на пораженных и прилегающих к ним территориях России, Украины и Белоруссии. Биологические последствия радиоактивного облучения нетипичны. Действительно, тяжелым последствием, наступление которого можно предполагать при радиоактивном облучении, является рак, лейкемия и другие болезни, которые, как известно, могут быть вызваны и другими причинами <6>. -------------------------------- <6> Иойрыш А. И., Супотаева О. А., Чопорняк А. Б. Ответственность за ядерный ущерб. М.: АтомИздат, 1993. С. 22.
Между моментом вредоносного воздействия радиоактивности на организм человека и наступившими в результате этого последствиями может пройти много времени, которое может исчисляться не только годами, но, если речь идет о генетическом ущербе, и десятилетиями. Как отмечалось выше, подавляющее число граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжает оставаться здоровым и трудоспособным, но за то, что эти граждане подверглись радиационному воздействию и в будущем могут стать нетрудоспособными, они получают по Закону N 1244-1 льготы и компенсации за причинение вреда здоровью или возможное причинение этого вреда. По этому признаку правоотношения по Закону N 1244-1 отличаются от правоотношений, регулируемых нормами социального обеспечения. Главное отличие чернобыльских правоотношений от правоотношений по социальному обеспечению состоит в том, что чернобыльские отношения, как отмечалось выше, вытекают из причинения вреда, нанесенного как здоровью, так и имуществу пострадавших граждан вследствие такого юридического факта, как ядерный инцидент 26 апреля 1986 г., перед радиационным воздействием которого оказалось беззащитным население. Правоотношения между государством и пострадавшими гражданами в части возмещения вреда здоровью являются правоотношениями по возмещению обязательств, вытекающих из причинения вреда. Правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения по предоставлению гражданам компенсаций и льгот, вытекают из других юридических фактов, таких как наступление нетрудоспособности по возрасту или болезнь, не связаны с радиационным воздействием. Возмещение радиационного вреда гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производится согласно Закону N 1244-1 путем: - возмещения гражданам материального ущерба за утраченное имущество; - возмещения вреда, причиненного здоровью граждан; - предоставления льгот и компенсаций за причиненный вред имуществу и здоровью, а также за возможный риск наступления вреда здоровью в будущем. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в дальнейшем - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и его вступлением в силу с 1 января 2005 г. слова "компенсации и льготы" заменены по всему тексту Закона на слова "меры социальной поддержки" или "социальные гарантии" <7>. -------------------------------- <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
В отдельных статьях Закона N 1244-1 слова "льготы и компенсации" были оставлены без изменения. Следует отметить, что в Венской конвенции о гражданской правовой ответственности от 21 мая 1963 г. <8> содержится норма со словами "социального обеспечения". Тем не менее, как бы это ни называлось, меры социальной поддержки, предоставление льгот и компенсаций по Закону N 1244-1 являются формой возмещения вреда за радиационный вред, причиненный вследствие радиационной аварии. В этом и состоит главная отличительная особенность норм возмещения радиационного вреда от норм социального обеспечения. -------------------------------- <8> Правовое регулирование в области использования атомной энергии (Сборник международных договоров и иных нормативных правовых актов). Часть III. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2002. С. 99 - 118.
Объем и характер возмещаемого радиационного вреда, причиненного пострадавшим гражданам, по Закону N 1244-1 значительно больше, чем объем и характер возмещаемого вреда (нерадиационного или условно можно назвать его обычным), предусмотренного ст. 1085 ГК РФ. Название ст. 3 Закона N 1244-1 в прежней редакции гласило: "Право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот". В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ слова "получение компенсаций и льгот" заменены словами "возмещение вреда и меры социальной поддержки". Включение слов "возмещение вреда" является правомерным и в большей мере соответствует нормам ГК РФ и международным нормам о возмещении радиационного вреда, причиненного таким источником повышенной опасности, как АЭС. Радиационное воздействие причинило гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, радиационный вред, т. е. убытки имуществу и причинение вреда здоровью, которые подлежат возмещению. Однако такая обоснованность замены "компенсаций и льгот" на "меры социальной поддержки" вызывает протесты пострадавших граждан, особенно участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в дальнейшем - ликвидаторы), что неоднократно освещалось в СМИ. Видимо, общественным организациям, объединяющим чернобыльцев, необходимо провести соответствующую разъяснительную работу. В ст. 4 в новой редакции Закона N 1244-1 дается следующее определение социальной поддержки пострадавших граждан: "Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами". Статья 3 Закона N 1244-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ гарантирует гражданам Российской Федерации "установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающие допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки...". Виды возмещения вреда и меры социальной поддержки, компенсации и льготы предоставляются пострадавшим гражданам в зависимости от того статуса, к которому они отнесены согласно п. п. 1 - 12 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1. Перечень видов возмещения вреда, меры социальной поддержки, социальные гарантии, компенсации и льготы указаны в ст. ст. 14 - 42 Закона N 1244-1. Указанные гарантии, компенсации и льготы регулируются не только этим Законом, как уже отмечалось, но и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, их можно разделить на следующие группы. 1. Компенсации и льготы, связанные с возмещением вреда, имуществу и здоровью. 2. Жилищно-бытовые льготы. 3. Льготы, связанные с трудовыми отношениями. 4. Социально-бытовые льготы. 5. Налоговые и кредитные льготы. 6. Страховые льготы. 7. Пенсионные льготы. 8. Компенсации и льготы детям и подросткам в возрасте до 18 лет. 9. Льготы беременным женщинам. Вред, причиненный гражданам в результате аварии на Чернобыльской АЭС, является радиационным, что следует прежде всего из самого названия Закона N 1244-1. Этот Закон распространяет свое действие на граждан, которым причинен радиационный вред имуществу и здоровью. Радиационный вред, причиненный чернобыльской катастрофой, подпадает под понятие радиационного вреда, данного в Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года, которую ратифицировала Российская Федерация. Согласно подп. k) п. 1 ст. 1 Венской конвенции "ядерный ущерб" означает: "i) смерть или телесное повреждение; ii) потерю имущества или ущерб имуществу; и следующие по каждому подпункту в пределах, устанавливаемых законом компетентного суда: iii) экономические потери, возникающие в результате потерь или ущерба, упомянутых в подпункте "i" или "ii", постольку, поскольку они не охватываются этими подпунктами, если их несет лицо, имеющее право на предъявление иска в отношении таких потерь или ущерба. Примечание: Понятия "ядерный ущерб" и "радиационный вред" являются тождественными; iv) затраты на меры по восстановлению окружающей среды, состояние которой ухудшилось, за исключением незначительного ухудшения, если такие меры фактически были приняты или должны быть приняты и постольку, поскольку это не охватывается подпунктом "ii"; v) потерю доходов, получаемых от экономического интереса в любом применении или использовании окружающей среды, в результате значительного ухудшения состояния этой среды и постольку, поскольку это не охвачено подпунктом "ii"; vi) затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами; vii) любые другие экономические потери помимо любых потерь, вызванных ухудшением состояния окружающей среды, если это допускается общим законом о гражданской ответственности компетентного суда, в случае подпунктов "I"-"v" и "vii" выше в той мере, в какой потери или ущерб возникают в силу или являются результатом ионизирующего излучения, испускаемого любым источником излучения внутри ядерной установки или испускаемого ядерным топливом или радиоактивными продуктами, или отходами на ядерной установке, или ядерного материала, поступающего с ядерной установки, произведенного в ней или отправленного на нее, независимо от того, возникают ли они в силу радиоактивных свойств такого вещества или комбинации радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или другими опасными свойствами такого вещества". Форма(-ы) возмещения радиационного вреда (ядерного ущерба), причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в виде мер социальной поддержки, предоставления льгот и компенсаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, соответствуют международным нормам возмещения ядерного ущерба, указанным в ст. IX Венской конвенции. Из смысла ст. IX Венской конвенции следует, что возмещение ядерного ущерба включает в себя "системы страхования здоровья, социального страхования, социального обеспечения возмещения при несчастных случаях на производстве или возмещения на случай профессиональных заболеваний включают возмещение на ядерный ущерб...". Порядок возмещения радиационного вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в настоящее время осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 16 июня 2005 г.) <9>. -------------------------------- <9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 3. Ст. 164.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 утверждены следующие правила: Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества; Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца; Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; Правила выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до трех лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
------------------------------------------------------------------
Название документа