Автомобильная дорога - объект недвижимого имущества?
1. Необходимость определения правового статуса автомобильной дороги приобретает особое значение в свете расширения практики строительства так называемых "платных дорог", в связи с чем возникают, в частности, вопросы определения объекта инвестирования и соответственно объекта передачи во владение и эксплуатацию.
Гражданский кодекс РФ не содержит упоминания об автомобильной дороге как объекте гражданского оборота. В этой связи необходимо апеллировать к общим определениям и, в частности, классификации вещей на движимые и недвижимые.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в том числе, земельные участки и все то, что прочно связано с ними. Исходя из критерия неотрывности дороги от места нахождения - земельного участка - автомобильную дорогу можно квалифицировать как объект недвижимого имущества.
Правоприменительная практика исходит из того, что дорога может выступать самостоятельным объектом права собственности и включаться в перечень приватизируемого имущества*(1); при этом, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа указывает, что асфальтовые покрытия, в том числе и дороги, относятся к недвижимому имуществу*(2). Заметим, что новый Земельный кодекс РФ содержит запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых автомобильными дорогами (п. 12 ст. 85).
По своей сути, автомобильная дорога является сооружением, отнесенным ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам.
По мнению Ю.Г. Жарикова и М.Г. Масевич, к сооружениям относятся объекты благоустройства и инженерной инфраструктуры*(3). Сооружения, в свою очередь, имеют техническое назначение*(4), что подтверждается классификацией основных фондов (ОКОФ)*(5). Полагаем, что понятие "сооружение" имеет более общее значение; таковым следует обозначать все то, что создано человеческим трудом; соответственно здания, дома, предприятия и дороги являются разновидностями сооружения.
1.2. Признание дороги недвижимой вещью означает возможность совершения с ней гражданско-правовых сделок, в том числе направленных на отчуждение данного имущества.
То есть не исключена ситуация, когда права на дорогу и земельный участок принадлежат разным лицам.
В Законе Московской области от 6 октября 2003 г. N 118/2003-ОЗ "Об автомобильных дорогах в Московской области" автомобильная дорога определена как комплекс функционально связанных дорожных сооружений с участками земель и необходимым воздушным пространством (ст. 2). Признание дороги имущественным комплексом не представляется возможным в гражданско-правовом значении этого понятия, т.к. комплекс является совокупностью вещей, которая при необходимости может быть разделена на отдельные составные части.
Помимо физического критерия в определении имущества как недвижимого (прочная связь с землей) необходимо принимать во внимание и юридический критерий, т.е. наличие государственной регистрации прав на дорогу как разновидности сооружения.
В этой связи следует упомянуть и Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", устанавливающий в ст. 5 и 14 обязательную государственную регистрацию кондоминиума, в состав которого, в свою очередь, могут входить и прилегающие транспортные дороги.
2. В российском дореволюционном законодательстве дороги рассматривались как принадлежность земли*(6). При этом, как указывал К.П. Победоносцев, дороги были изъяты из частного оборота и соответственно не могли быть предметом частного имущества*(7).
Исходя из содержания ст. 135 ныне действующего ГК РФ принадлежностью является вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением. При этом принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Последняя оговорка подчеркивает то обстоятельство, что принадлежность сохраняет значение самостоятельной вещи и соответственно может иметь иного собственника.
Однако полагаем, что дорога, по своей сути, больше отвечает критериям части вещи (ст. 134 ГК РФ), нежели ее принадлежности.
Предполагается, что сложные вещи состоят из разнородных частей, составляющих единое целое и используемых по общему назначению.
Дорога не может существовать в виде самостоятельного объекта, ее нельзя передвинуть, как здание. Ее ценность состоит, в первую очередь, в том, что она расположена на данном земельном участке и уже, во-вторых, в ее технических характеристиках.
Дорога не может быть использована в отрыве от земельного участка, т. е. дорожное покрытие является частью земельного участка, обременением последнего, к которому в силу этого предъявляются специальные технические требования по эксплуатации и безопасности.
В.И. Синайский, например, определял в качестве недвижимого имущества землю, а далее, в зависимости от цели, которой служит земельный участок, выделял дома, заводы, железные дороги и т.д.*(8). Аналогично, как следует из ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования могут быть заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и т.д.
Квалификация объекта в качестве сложной вещи соответственно приводит к тому, что сделка с земельным участком распространяется и на все ее составные части - в данном случае на дорожное покрытие, для чего целесообразно произвести юридическое выделение автомобильной дороги как разновидности сложной вещи.
Д.Е. Потяркин
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 2, июль-август 2004 г.