Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
(Петров А. Я.) ("Законодательство и экономика", 2012, N 11) Текст документаЕЖЕГОДНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
А. Я. ПЕТРОВ
Профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук А. Я. Петров рассматривает актуальные вопросы применения судами Трудового кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов о дополнительных отпусках работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеющим особый характер работы, с ненормированным рабочим днем, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия их предоставления определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 116 ТК РФ). Основное назначение ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков - компенсация (нейтрализация) воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в процессе их трудовой деятельности, а также привлечение трудовых ресурсов в отдельные отрасли экономики. В соответствии со статьей 2 Европейской социальной хартии основу права на справедливые условия труда составляет, в частности, положение о ликвидации риска, сопряженного с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить его, - обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4). В Трудовом кодексе РФ предусмотрено следующее: - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска таким работникам и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 117 ТК РФ); - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, т. е. отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями его выполнения. Перечень категорий таких работников, а также минимальная продолжительность их отпуска и условия его предоставления определяются Правительством РФ (ст. 118); - работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, этот отпуск не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, - органами власти субъекта Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления (ст. 119 ТК РФ). В целях совершенствования законодательного регулирования этих отношений было бы целесообразно исключить из статьи 116 ТК РФ часть 1, ибо эти отношения подробно регламентируют статьи 117 - 119 и 321 Кодекса. Требует существенного изменения редакция статьи 118 ТК РФ о ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске за особый характер работы, ибо термин "особый" не конкретный и растяжимый и в лучшем случае вызывает недоумение. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" указанным работникам по результатам аттестации рабочих мест установлена следующая компенсация - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее семи календарных дней. Министерству здравоохранения и социального развития РФ в шестимесячный срок после вступления в силу этого Постановления поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также условия предоставления указанной компенсации. Однако до настоящего времени такой нормативный правовой акт не принят. Поэтому работодатели должны руководствоваться ранее принятыми нормативными правовыми актами, определяющими конкретные размеры компенсаций для работ с вредными или опасными условиями труда и лишь в части, не противоречащей ТК РФ и Постановлению Правительства РФ N 870. В частности, следует применять Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22. Порядок применения этого Списка определен Инструкцией, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20. Право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют работники, профессии и должности которых указаны по производствам и цехам в соответствующих разделах Списка, т. е. непосредственно выполняющие работу, предусмотренную в Списке. По каждой конкретной профессии, должности установлена продолжительность дополнительного отпуска от шести до 36 рабочих дней. Такой отпуск должен быть переведен в календарные дни, ибо ТК РФ предусматривает отпуска в календарных днях. Отпуск в рабочих днях ранее предоставлялся по режиму шестидневной рабочей недели. Поэтому шесть дней отпуска в рабочих днях соответствуют семи календарным дням отпуска, т. е. к рабочим дням присоединяется один выходной день, приходящийся на каждые шесть дней работы. Следовательно, продолжительность отпуска должна составлять от семи до 42 календарных дней. Согласно Списку право на получение полного оплачиваемого дополнительного отпуска возникает, если работник в рабочем году фактически работал на работе с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Если работник в рабочем году работал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в списке, менее 11 месяцев, дополнительный отпуск предоставляется ему пропорционально отработанному времени. При этом засчитываются лишь дни, в которые работник фактически был занят не менее половины рабочего дня. Коллективным договором или локальным нормативным актом работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может быть предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Обратимся к судебной практике. Р. Г. Таджитдинов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 29 "Правил об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных НТК СССР 30 апреля 1930 г. Данный пункт Правил предусматривает, что полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска (согласно пункту 28 Правил полная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается при увольнении работника, проработавшего у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, пропорциональную компенсацию получают работники во всех остальных случаях), а пропорциональная компенсация выплачивается в следующих размерах: - при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащей зачету в срок, дающий право на отпуск; - при отпуске в 24 рабочих дня и месячном отпуске - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц; - при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном отпуске - в размере четырехдневного среднего заработка за каждый месяц. В обоснование заявленного требования Р. Г. Таджитдинов сослался на то, что предусмотренная пунктом 29 Правил пропорциональная компенсация за неиспользованный отпуск (для работников, проработавших менее 11 месяцев) противоречит принципам равенства трудовых прав и возможностей, перечисленным в Конституции РФ и ТК РФ, поскольку оспоренный пункт допускает дискриминацию в вопросе о выплате компенсаций в отношении увольняемых работников, проработавших менее 11 месяцев, по сравнению с лицами, увольняемыми после того, как они отработали не менее 11 месяцев. В кассационной жалобе Р. Г. Таджитдинов ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права при разрешении судом спора. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не нашла оснований для отмены судебного решения. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ правомерно исходил из того, что ТК РФ предусмотрен расчет выплаты компенсации за неиспользованный отпуск лишь в отношении работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, которым такая компенсация при увольнении выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291). В данной норме использован также метод пропорциональной компенсации, предусмотренный и оспариваемым пунктом 29 Правил для увольняемых работников, проработавших менее 11 месяцев. Для остальных категорий работников механизм расчета компенсации за неиспользованный отпуск в ТК РФ (равно как в ином федеральном законе) не регламентирован. При таком положении дел вывод Верховного Суда РФ о том, что пункт 29 Правил соответствует нормам ТК РФ (в том числе его статье 291) является правильным, в связи с чем оснований для признания этого положения нормативного правового акта недействующим у суда первой инстанции не имелось. Обстоятельство, что пункт 28 Правил предусматривает право проработавшего не менее 11 месяцев работника при его увольнении на получение полной компенсации за неиспользованный отпуск, само по себе не может свидетельствовать о наличии каких-либо противоречий между пунктом 29 Правил и положениями статей 3, 114 и 127 ТК РФ. Как отмечено выше, принцип пропорционального расчета компенсации за неиспользованный отпуск, предусмотренный пунктом 29 Правил, полностью соответствует аналогичному принципу, содержащемуся в статье 291 ТК РФ. Оспоренный пункт 29 Правил не может быть расценен как положение, создающее дискриминацию в сфере труда, поскольку федеральным законом не предусмотрено право работника на получение полной компенсации за неиспользованный отпуск, если он проработал менее 11 месяцев до увольнения. Федеральный закон не регулирует вопрос о механизме расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, проработавшим до увольнения не менее 11 месяцев, а положения, запрещающие регулировать этот вопрос таким образом, в федеральном законе не содержатся (заявитель Р. Г. Таджитдинов пункт 28 Правил не оспаривал). Не содержатся в Конституции РФ и положения, запрещающие регулировать рассматриваемый вопрос подобным образом. При таких обстоятельствах довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального права является необоснованным (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N КАС05-14). В рассматриваемом аспекте представляет интерес следующее судебное дело. Муниципальное унитарное предприятие "Челябгортранс" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими абзацев 2 и 3 п. 8, предложений 3 - 5 п. 9 и абзацев 2 - 4 примера к пункту 9, пункта 10 и абзаца 2 п. 12 Инструкции о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему трудовому законодательству и нарушают права работодателей. Верховный Суд РФ нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. Согласно части 2 ст. 117 ТК РФ перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как пояснил в суде представитель заинтересованного лица Минтруда России, до принятия соответствующего постановления Правительства РФ предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда осуществляется в соответствии с указанным выше Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, и Инструкцией о порядке его применения. В силу части 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Абзацем 2 п. 8 Инструкции предусмотрено, что полный дополнительный отпуск согласно списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. Трудовой кодекс РФ в статье 122 устанавливает порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Положения абзаца 2 п. 8 Инструкции не запрещают предоставление дополнительного отпуска работнику по истечении шести месяцев его непрерывной работы в организации. Из объяснений представителя Минтруда России следует, что продолжительность дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлена Списком N 298/П-22. Трудовой кодекс РФ в статье 117 предусматривает: минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и условия его предоставления должны быть утверждены Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Такой нормативный правовой акт Правительством РФ не принят. В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Исходя из изложенного, суд считает, что положения абзаца 2 п. 8 Инструкции не противоречат действующему трудовому законодательству. В соответствии с абзацем 3 п. 8 Инструкции в стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска указанным работникам, также включаются: - период временной нетрудоспособности; - время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года; - время выполнения государственных и общественных обязанностей. Представитель Министерства труда России признал в суде: данные положения нормативного правового акта противоречат части 3 ст. 121 ТК РФ. В силу данной нормы в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Следовательно, доводы МУП "Челябгортранс" о том, что периоды времени, указанные в абзаце 3 п. 8 Инструкции, не могут включаться в специальный стаж, являются обоснованными. В пункте 9 (предложения 3 - 5) Инструкции предусмотрено: если рабочий, инженерно-технический работник или служащий в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке N 298/П-22, менее 11 месяцев, дополнительный отпуск предоставляется ему пропорционально проработанному времени. Рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, постоянно занятым в производствах, цехах и на участках с вредными условиями труда, дополнительный отпуск может быть предоставлен полностью и до истечения 11 месяцев, если ежегодный (основной) отпуск предоставляется авансом. В случаях, когда у работника право на ежегодный (основной) и дополнительный отпуск возникает в различное время, эти отпуска предоставляются ему одновременно и полностью. Согласно части 3 ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. С учетом этого содержащееся в предложении 5 п. 9 Инструкции указание, что в случаях, когда у работника право на ежегодный (основной) и дополнительный отпуск возникает в различное время, эти отпуска предоставляются ему полностью, не соответствует ТК РФ. Не соответствует Кодексу (части 3 ст. 121) и следующее указание в абзаце 3 примера к п. 9 Инструкции: если ежегодный (основной) отпуск предоставляется авансом, и дополнительный отпуск также должен быть предоставлен полностью. В соответствии с пунктом 10 Инструкции при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. Трудовой кодекс РФ не устанавливает механизм исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Пунктом 10 Инструкции такой порядок определен и подлежит применению в силу части 1 ст. 423 ТК РФ. Согласно абзацу 2 п. 12 Инструкции при записи в Списке N 298/П-22 "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в списке, засчитываются лишь дни, когда работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности. В связи с этим Верховный Суд РФ обоснованно решил: 1) заявление муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" удовлетворить частично; 2) признать не действующими с 1 февраля 2002 г.: - абзац 3 п. 8 Инструкции о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день; - предложение 5 п. 9 Инструкции в части слов: "и полностью"; - абзац 3 примера к пункту 9 Инструкции в части слов: "и полностью"; - абзац 4 примера к пункту 9 Инструкции в части слов: "в полном размере" (решение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 г. N ГКПИ2004-481). Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливается в зависимости от наличия вредных (опасных) производственных факторов, каждый из них компенсируется дополнительным оплачиваемым отпуском определенной продолжительности. При воздействии нескольких вредных (опасных) факторов продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков за каждый из них суммируется. Однако общая продолжительность не должна превышать предельную величину дополнительного оплачиваемого отпуска по данному основанию на определенных видах работ (профессиях, должностях), предусмотренных в Списке N 298/П-22. С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, за подземные работы, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23. Данное предложение предусматривает, что при суммировании дополнительных отпусков, предоставляемых за каждый вредный производственный фактор согласно прилагаемому перечню, общая продолжительность отпуска не может превышать продолжительность, указанную в графе 4 настоящего приложения. Как пояснил в заявлении С., продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда (гр. 4 списка N 23) у него составляет до 14 календарных дней. Вместе с тем заявитель оспаривал указание, что при суммировании дополнительных отпусков по перечню вредных производственных факторов, за работу с которыми предоставляются дополнительные отпуска, не должны действовать показатели продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда, предусмотренные графой 4 списка N 23. Проверив материалы дела, кассационная коллегия не нашла оснований для отмены судебного решения. Действительно, как утверждает заявитель, согласно части 1 (в решении суда ошибочно указана часть 2) ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Однако данное положение закона невозможно применять в отрыве от другой нормы ТК РФ - части 2 ст. 117 (перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Как обоснованно заметил суд в своем решении, такие перечни производств и минимальная (равно и любая иная) продолжительность дополнительного отпуска Правительством РФ не утверждены. Согласно же части 1 ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ они, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку не противоречат Кодексу. Часть 1 ст. 120 без реализации положений части 2 ст. 117 ТК РФ самостоятельно применяться не может. При таком положении дел Кассационная коллегия согласилась с выводом Верховного Суда РФ: оспоренное положение Списка N 23 не может противоречить статье 120 ТК РФ. Более того, отсутствует какой-либо иной акт, устанавливающий минимальную продолжительность дополнительных отпусков. Учитывается и обстоятельство, что оспоренная часть нормативного правового акта (применение перечня вредных факторов, за работу с которыми предоставляются дополнительные отпуска с использованием принципа частичного поглощения количества дней дополнительных отпусков при суммировании их предельных величин) является составной частью содержания именно графы 4 списка N 23, регламентирующей значение таких факторов. Суммирование предельных величин дополнительных отпусков по отдельным факторам и принцип такого суммирования непременно обусловлены продолжительностью дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда, оговоренной в графе 4 списка N 23, и соответствующими видами производств, работ, профессий и должностей, приведенным в графе 1 этого списка. Величины дополнительных отпусков при их суммировании в принципе не могут превышать величины графы 4 списка N 23 (являющиеся предельными). Кроме того, признание предельных продолжительностей дополнительных отпусков, соответствующих вредным производственным факторам, недействующим сделает невозможным реализацию положений (предельные продолжительности дополнительных отпусков, соответствующих различным видам производств, работ, профессий и должностей) графы 4 списка N 23 (Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N КАС04-667) <1>. -------------------------------- <1> Агафонова Г. А., Гусов К. Н., Егорова О. А., Федин В. В. Судебная практика по трудовым спорам. М., 2010. С. 159 - 162.
Отдельным категориям работников дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливается в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривается право на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков гражданам, работающим на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Они предоставляются помимо дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда. Их продолжительность зависит от того, к какой зоне отнесена та или иная территория, и от времени проживания (работы) в ней: - в зоне отселения - 14 календарных дней; - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - семь календарных дней; - работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, - 14 календарных дней. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства" предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от четырех до 24 календарных дней за работу в подземных условиях, разрезах, карьерах, в зависимости от вида вредных и (или) опасных условий труда. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17 октября 1988 г. N 548/П-10 "О дополнительном отпуске рабочих, занятых на тепловых электростанциях, сжигающих сильно пылящиеся угли, добываемые открытым способом" предусмотрено право рабочих на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней за работу на тепловых электростанциях. Государственной инспекцией труда нередко выявляются следующие нарушения трудового законодательства, регулирующего дополнительные оплачиваемые отпуска: - не предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и (или) опасных условиях труда либо предоставление их меньшей продолжительности, чем это установлено в списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (нарушение статьи 117 ТК РФ). Такие нарушения были установлены при проведении проверки ряда организаций Приморского края (ООО "ОСТ-Юнион", ООО "Производственное объединение "Самур", ООО "Евро Пласт"), Кабардино-Балкарской Республики (ГП "Нарбек") <2>. -------------------------------- <2> Вопросы трудового права. 2009. N 8. С. 6.
В науке трудового права существует точка зрения, что в целях унификации норм о предоставлении отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, целесообразно было бы внести соответствующие изменения в ТК РФ и предоставить право федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере (отрасли) экономики, по согласованию с Минздравсоцразвития России утверждать отраслевые перечни производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск <3>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Иванов "Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы. Часть 2" включена в информационный банк согласно публикации - "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 5. ------------------------------------------------------------------ <3> Иванов А. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Вопросы трудового права. 2008. N 6. С. 69.
Библиография
Агафонова Г. А., Гусов К. Н., Егорова О. А., Федин В. В. Судебная практика по трудовым спорам. М., 2010. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. Иванов "Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы. Часть 2" включена в информационный банк согласно публикации - "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 4, 5. ------------------------------------------------------------------ Иванов А. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Вопросы трудового права. 2008. N 6. Королькова Т. Право на отдых в новой редакции ТК РФ // Вопросы трудового права. 2007. N 8. Митрофанова В. В. Очередной ежегодный оплачиваемый отпуск // Трудовые споры. 2005. N 7. Островский Л. Я. Трудовые и социальные отпуска: комментарии, анализ практических ситуаций, образцы документов. Минск, 2008. Петров А. Я. Время отдыха: о концепции раздела V Трудового кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2012. N 4. Цуркан Н. А. Ежегодные оплачиваемые отпуска по российскому и зарубежному законодательству (сравнительный анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Практическое пособие Л. В. Щур-Труханович "Время отдыха: выходные, праздники, отпуска" включено в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ Щур-Труханович Л. В. Выходные, праздники, отпуска: права и обязанности работодателя и работника: Практ. пособ. М., 2008.
Название документа