О проекте Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (криминологический анализ законопроекта)

(Песков А. Н.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 4) Текст документа

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ ФИФА 2018 ГОДА, КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ ФИФА 2017 ГОДА И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА) <*>

А. Н. ПЕСКОВ

Песков Анатолий Николаевич, начальник Управления безопасности Российского международного олимпийского университета, автор учебной программы "Спорт и безопасность", член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России, член Комитета по безопасности спорта Международной ассоциации спортивного права, кандидат юридических наук.

Статья посвящена криминологическому анализу подготовленного органами исполнительной власти Российской Федерации законопроекта "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Особое внимание в статье уделяется криминологическим проблемам, связанным с правительственными гарантиями по размещению алкогольной рекламы на спортивных объектах, предоставлению финансовых льгот чиновникам и коммерческим партнерам ФИФА. Автор предлагает в анализируемом законопроекте предусмотреть специальный раздел по развитию массового спорта в России и пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, автор вносит конкретные предложения по улучшению законодательного регулирования проблем обеспечения общественного порядка на спортивных мероприятиях, в частности, по усилению уголовной и административной ответственности за футбольное хулиганство, совершенствованию организации борьбы полиции с массовыми беспорядками, договорными матчами и коммерческими злоупотреблениями в футболе.

Ключевые слова: правительственная гарантия, реклама алкогольной продукции, финансовые льготы, экономическое обоснование законопроекта, доступность спортивной инфраструктуры, уголовная и административная ответственность футбольных хулиганов, лишение права посещать спортивные мероприятия, сертификат безопасности спортивного объекта, национальное полицейское футбольное подразделение, договорной матч.

The article is devoted to criminological analysis of the draft prepared by the executive authorities of the Russian Federation: "On preparing and holding in the Russian Federation the World Cup FIFA 2018, the Confederations Cup FIFA 2017 and amendments to some legislative acts of Russian Federation". Special attention is paid to the criminological problems associated with Russian governmental guarantees on placement of alcohol advertising for sports events, financial benefits to officials and business partners of FIFA. The author offers in analyzed the draft law to provide for a special section on the development of massports in Russia and promote healthy lifestyles. Also, the author makes concrete proposals to improve legal regulation of public order at sporting events, in particular the strengthening of the criminal and administrative responsibility for football hooliganism, the fight of the police againstriots, the match-fixing and commercial abuse in football.

Key words: governmental guarantee, advertising of alcohol products, financial benefits, accessibility of sports infrastructure, criminal and administrative responsibility of football hooligans, deprivation of the right to attend sporting events, Safety Certification sports facility, National (police) football information point, match-fixing.

Законопроект Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен Минэкономразвития РФ и размещен в июле 2011 г. на его официальном сайте для проведения "публичных консультаций". Распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2012 г. законопроект внесен на рассмотрение Федерального Собрания. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, указанный документ разработан главным образом для реализации девяти гарантий Правительства РФ, данных ФИФА в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 г. К сожалению, тексты гарантий от 14.04.2010 не опубликованы в информационно-правовых системах Российской Федерации. Как представляется, эти международно-правовые документы являются публичными и должны быть доступны для широких кругов спортивной общественности и специалистов. Вместе с тем содержание некоторых гарантий требует самостоятельного юридического анализа с точки зрения действующих норм международного и национального права. Так, судя по пояснительной записке, в соответствии с Правительственной гарантией РФ 1681п-П12 от 14.04.2010 "Защита и реализация коммерческих прав" в период проведения Чемпионата мира по футболу в России ФИФА и ее коммерческим партнерам разрешается реклама алкогольной продукции на спортивных соревнованиях. Однако данная гарантия противоречит не только российскому Закону о рекламе, запрещающему размещение алкогольной рекламы в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях на расстоянии ближе ста метров от таких сооружений, но духу и целям международно-правовых документов, одобренных ранее Российской Федерацией, в частности Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей (Россия ратифицировала данную Конвенцию в 1991 г.). Существующее же антидопинговое международное законодательство рассматривает вообще алкоголь как допинг, и многие спортсмены, например, были дисквалифицированы за употребление этого допинга. В настоящее время спортсмены проверяются на употребление алкоголя в автомобильном спорте, мотоспорте, карате и т. п. В федерации же стрельбы, например, алкоголь является обязательным компонентом допингового контроля. Поэтому реклама алкоголя в местах проведения спортивных соревнований, по нашему мнению, нарушает принципы и международного антидопингового законодательства. Кроме того, на наш взгляд, реклама алкоголя на спортивных мероприятиях глубоко безнравственна по своей сути, способствует травматизму и смертельным случаям среди населения. В самом законопроекте не оговариваются вопросы, связанные с рекламой алкогольной продукции. Тем не менее, судя по пояснительной записке, гарантии по размещению такой рекламы даны. Поэтому представляется целесообразным в рассматриваемом законопроекте предусмотреть по согласованию с ФИФА меры, снижающие негативные последствия такой рекламы. В частности, одновременно с рекламой алкогольной продукции обязательно размещать большую по объему информацию о вреде алкоголя для здоровья населения; недопустимости употребления алкогольных напитков при занятии спортом; болезнях, порождаемых алкоголизмом; недопустимости употребления спиртных напитков при управлении транспортным средством и т. п. Определенные проблемы может породить с точки зрения международного законодательства и реализация правительственной гарантии 1680п-П12 "Банковские операции и сделки с иностранной валютой". Данной правительственной гарантией предусматривается установление неограниченного ввоза в Российскую Федерацию и неограниченного вывоза из Российской Федерации иностранной валюты, а также неограниченный обмен и конвертация иностранной валюты в отношении сотрудников и официальных лиц ФИФА, ее дочерних организаций и ряда иных лиц. Как представляется, неконтролируемое перемещение значительных валютных средств через Государственную границу РФ затруднит выполнение Российской Федерацией международных обязательств, взятых ею на себя в связи с отмыванием, выявлением и конфискацией преступных доходов; пресечением терроризма; а также не позволит обеспечить должный контроль за незаконным использованием денежных средств в сфере спорта, в частности связанных с проведением "договорных" матчей, дачей взяток тренерам, футболистам и т. п. Поэтому представляется целесообразным в указанном законопроекте предусмотреть дополнительные правовые механизмы усиления финансового контроля за перемещением и расходованием денежных средств лиц, участвующих в Чемпионате мира по футболу на территории Российской Федерации; ограничить число лиц, имеющих такие льготы. К сожалению, финансово-экономическое обоснование рассматриваемого законопроекта фактически отсутствует. Из представленных же на одной странице "экономических объяснений о необходимости выполнения гарантий Правительства РФ" невозможно сделать выводы о стоимости законопроекта и возможных правовых механизмах компенсации больших бюджетных затрат на проведение Чемпионата мира по футболу на территории Российской Федерации. Между тем в соответствии с указанным законопроектом Российская Федерация лишится значительного поступления валютных средств в бюджет в связи с организацией безвизовых и освобожденных от консульских сборов поездок иностранных граждан, бесплатных перемещений зрителей между городами на железнодорожном и автомобильном транспорте, вводимым государственным регулированием цен на гостиничное обслуживание при расселении гостей Чемпионата мира по футболу. Кроме того, бюджет недосчитается значительных финансовых средств в связи с предоставлением ФИФА, ее дочерним организациям, конфедерациям, вещателям, поставщикам услуг и чиновникам всевозможных налоговых льгот. В частности, предусматривается освобождение от уплаты налогов на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль, транспортных налогов, налогов на доходы физических лиц, государственных пошлин и страховых взносов. Например, освобождаются от налогов зарплаты, премии футбольных чиновников. И суммы этих финансовых льгот весьма значительны. Так, на Чемпионате мира в ЮАР ФИФА благодаря налоговым льготам смогла заработать, по некоторым сведениям, до 3,2 млрд. долларов США. Из пояснительной записки и содержания законопроекта непонятно, как будет финансироваться строительство и реконструкция стадионов и других объектов, связанных с Чемпионатом мира по футболу. В частности, как и в какой пропорции будут в этой связи распределяться средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Не совсем понятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству спортивных объектов и объектов социальной инфраструктуры, в частности, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не определена также ответственность государства и инвесторов за невыполнение обязательств. Между тем в связи с Чемпионатом мира по футболу в Российской Федерации планируется проведение крупномасштабных строительных и иных работ, связанных с реконструкцией спортивных сооружений, аэропортов, использованием скоростного железнодорожного и водного транспорта, возведением гостиниц, других объектов социальной и спортивной инфраструктуры. И очень не хотелось бы вновь столкнуться с проблемами, которые мы уже имеем в связи со строительством олимпийских объектов в Краснодарском крае. В частности, по информации Минрегионразвития, затраты на Олимпиаду в Сочи превысили 30 млрд. при первоначальной смете в 12 млрд. долларов США. Эксперты же среди причин такого положения называют отстранение гражданского общества от контроля за расходованием денежных средств, завышенные сметы расходов, коррупцию с так называемыми откатами, неэффективное управление строительством и т. п. Об этом свидетельствует поступившая в августе т. г. информация МВД РФ о возбужденных уголовных делах по фактам хищения и завышения сметной стоимости строительства олимпийских объектов на сумму порядка 8 млрд. руб. Для России, где каждый шестой житель живет за чертой бедности и имеют место высочайшие темпы сокращения и смертности населения, эти расходы представляются очень высокими. Поэтому, по нашему мнению, необходимо отразить в данном законопроекте правовые механизмы установления контроля институтов гражданского общества за ходом строительства указанных объектов, расходованием бюджетных средств. Бесспорно, прежде всего следует повысить роль Счетной палаты, расширить ее полномочия, в частности по привлечению к ответственности лиц, выявляемых в связи с хищениями, финансовыми злоупотреблениями при подготовке Чемпионата мира по футболу. По нашему мнению, в законопроекте не обозначены самые главные и важные задачи, связанные с использованием предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018 г. как повода и средства улучшения здоровья российского народа, нравственного и физического совершенствования личности, пропаганды здорового образа жизни, интернационального и патриотического воспитания спортивной молодежи в Российской Федерации. Убеждены, что развитие спортивной инфраструктуры должно быть прежде всего связано с обеспечением доступности этой инфраструктуры для всех категорий населения России, включая малообеспеченных граждан и лиц с ограниченными возможностями. И указанный законопроект, по нашему глубокому убеждению, должен предлагать соответствующие механизмы развития массового футбола на территории Российской Федерации. Целесообразно продумать в рассматриваемом законопроекте систему мер по созданию новых специализированных детско-юношеских спортивных футбольных школ, развитию футбола по месту учебы и жительства молодых людей и подростков, предусмотреть создание соответствующих спортивных площадок для молодых футболистов и т. п. По примеру ряда стран в период подготовки к Чемпионату мира по футболу целесообразно развернуть пропагандистские кампании, направленные на исключение расизма, национализма, экстремизма, насилия на спортивных трибунах. В этой связи соответствующие задачи должны быть возложены на физкультурно-спортивные организации, футбольные клубы, государственные и муниципальные органы. Координация этой работы может быть возложена на Министерство спорта РФ, в частности, следует определить в этой связи ответственность и конкретные полномочия этого государственного органа. По нашему мнению, общим вопросам развития массового футбола в связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 г. должен быть посвящен самостоятельный и главный раздел данного законопроекта. Это способствовало бы повышению социального статуса данного законопроекта и, как представляется, нашло бы понимание в гражданском российском обществе. Специального анализа требуют положения законопроекта, связанные с организацией безопасности предстоящего Чемпионата мира по футболу. Вопросам безопасности посвящена глава пятая рассматриваемого законопроекта. В частности, в статье 12 определяются меры по обеспечению безопасности в период проведения соревнований (установление запретных зон, ограничение полетов, судоходства и т. п.). Указанная статья практически один к одному переписана со статьи 10 Федерального закона N 310-ФЗ об организации и проведении Олимпийских игр в Сочи. К сожалению, рассматриваемый законопроект не содержит никаких норм, связанных со спецификой обеспечения безопасности футбольных матчей в соответствии с требованиями ФИФА, УЕФА и международных документов, признанных Российской Федерацией. Авторы законопроекта отсылают нас к будущей Комплексной программе мер по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения соревнований, которая будет утверждена Президентом РФ. Однако указанная Комплексная программа не может быть нормативным документом, решать на законодательном уровне многие серьезные проблемы, связанные с обеспечением безопасности международных спортивных соревнований. Положение усугубляется тем, что разработанный ранее МВД РФ законопроект "Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий" находится в настоящее время без какого-либо движения, морально устарел и во многом, по нашему мнению, не соответствует вызовам времени и требованиям международно-правовых документов. В настоящее время современные стандарты безопасности, соответствующие требованиям ФИФА и УЕФА, содержатся лишь в регламентах и других документах РФС. Но указанная организация является общественной, и принимаемые ею нормы обязательны только для членов РФС, при этом носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для других юридических и физических лиц на территории Российской Федерации. В этой связи полагаем целесообразным на законодательном уровне решить следующие проблемы, связанные с реализацией задач по обеспечению безопасности спортивных соревнований. 1. Президент РФ является в соответствии с Конституцией РФ главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Поэтому представляется нецелесообразным, как это предлагается, возлагать на него какую-либо дополнительную или специальную ответственность в сфере безопасности подготовки и проведения Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 г. По-видимому, нести персональную ответственность за безопасность предстоящего Чемпионата мира по футболу должны уполномоченный Президентом РФ руководитель соответствующего государственного органа и подчиненные ему члены координационной группы (штаба). Полномочия же этого руководителя и членов координационной группы (штаба) должны, по нашему мнению, определяться на законодательном уровне. В частности, целесообразно определить правовую компетенцию данного руководителя и координационной группы (штаба), а также их полномочия по действиям в чрезвычайных ситуациях (эвакуация зрителей международных матчей, использование специальных средств для пресечения массовых беспорядков фанатов и т. п.). Как представляется, законодательное урегулирование этих вопросов (на уровне законодательного акта, а не указа Президента РФ либо иного акта органа исполнительной власти) позволит повысить уровень легитимности и ответственности указанного органа и должностных лиц, в том числе в сфере принятия обязательных для всех органов исполнительной власти Российской Федерации решений. 2. Целесообразно также предусмотреть введение специальной уголовной и административной ответственности лиц, нарушающих общественный порядок на спортивных мероприятиях. В частности, установить административную ответственность за выбрасывание посторонних предметов на трибуны, футбольные поля; незаконный пронос опасных предметов на спортивные мероприятия; скандирование "речевок" экстремистского и непристойного характера и т. п. Необходимо наделить суды полномочиями лишать права посещать спортивные мероприятия и отдельные общественные территории злостных футбольных хулиганов и нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях, отбирать у них заграничные паспорта с целью недопущения на международные матчи. При этом учесть уже имеющийся эффективный опыт Великобритании, Германии, Австрии, Голландии и других стран в сфере борьбы с футбольным хулиганством. В частности, в Швейцарии с января 2007 г. для футбольных хулиганов введен запрет на посещение спортивных мероприятий и определенных общественных мест. Кроме того, футбольные хулиганы обязаны отмечаться в полиции накануне матчей, должны быть зарегистрированы в федеральной электронной информационной системе и могут быть ограничены в правах на выезд на зарубежные матчи. В уголовно-процессуальном и административном законодательстве Российской Федерации также целесообразно предусмотреть возможность превентивного задержания и доставления в суд для привлечения к ответственности фанатов, употребляющих алкогольные напитки и нарушающих общественный порядок по пути следования на футбольные матчи. Целесообразно также ввести уголовную ответственность для лиц, нарушающих запрет судов на посещение спортивных мероприятий (аналогичные предложения уже вносились в связи с обсуждением законопроекта МВД "Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации"). 3. Особо должна быть определена ответственность организаторов спортивных соревнований и собственников спортивных сооружений за обеспечение международных стандартов безопасности. Указанные лица должны непосредственно отвечать за разработку правил безопасности для зрителей, эвакуационных планов, эффективную организацию работы стюардов, служб безопасности, частных охранных предприятий, взаимодействие с органами полиции, другими экстренными службами, обеспечение пропускного режима, в частности, за досмотр зрителей и их вещей, организацию продажи билетов. И ответственность за невыполнение этих обязанностей должна, по-видимому, регулироваться на законодательном уровне. Как представляется, по опыту европейских стран, в билетах на футбольные матчи должна быть информация о владельце билета, правилах поведения на спортивном мероприятии (запрет проноса алкоголя, наркотиков, оскорбляющих баннеров, файеров и т. п.). Билет должен быть защищен от подделок, и не должна допускаться его передача третьим лицам. И этот стандарт безопасности, как представляется, должен быть урегулирован в правовом плане на федеральном уровне, может быть, и данным законопроектом. 4. В законопроекте указывается, что "реконструкция и строительство спортивных объектов должны вестись в соответствии "с требованиями ФИФА". Однако эти требования не расшифровываются. Между тем, по нашему мнению, основные требования к безопасности возводимых и реконструируемых сооружений должны быть отражены в действующем законодательстве и в соответствующих ГОСТах и СНИПах. Уже на стадии проектирования, строительства и реконструкции объектов спортивной инфраструктуры государство (не только Оргкомитет "Россия-2018"), как представляется, должно обеспечивать контроль за соблюдением стандартов безопасности. Ранее уже предлагалось установить правовую процедуру сертификации безопасности спортивных объектов. По нашему мнению, эта процедура должна обеспечивать не только антитеррористическую защищенность объекта, но и в целом безопасное и комфортное для людей функционирование спортивных объектов. Особое внимание следует уделить, как представляется, наличию на стадионах технических средств безопасности, в частности компьютеризированных систем контроля доступа, специальных систем видеонаблюдения, позволяющих идентифицировать личность, систем оповещения с автоматическим повышением звука; использованию аварийных источников электропитания и т. п. Например, в соответствии со стандартами Соединенного Королевства Великобритании все футбольные стадионы должны быть оборудованы техническими средствами видеонаблюдения, обеспечивающими в полной мере контроль трибун и прилегающей к стадиону территории в радиусе 400 метров, с достаточной разрешающей способностью для идентификации каждого человека, находящегося в зоне действия этой системы. Кроме того, все спортивные стадионы должны быть, по нашему мнению, оснащены помещениями для контроля и управления оперативной обстановкой, содержания задержанных лиц, проведения с ними оперативно-следственных действий. 5. Особое внимание в указанном законопроекте целесообразно уделить предотвращению массовых беспорядков на спортивных трибунах, а также в других общественных местах, устраиваемых фанатами. Необходимо учесть итоги проведения Чемпионата Европы по футболу 2012 г., где основной проблемой обеспечения безопасности были именно такие массовые беспорядки. В этой связи, как представляется, на законодательном уровне необходимо принять организационные решения, направленные на усиление борьбы с криминальным фанатизмом <1>. -------------------------------- <1> Песков А. Н. О разработанном МВД РФ законопроекте "Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации" // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2.

Как представляется, законопроект должен включать положения, связанные с легализацией российских фанатских объединений, их официальной регистрацией, профилактической и воспитательной работой среди фанатов. Бесспорно, к работе в борьбе с криминальным фанатизмом наряду с органами МВД должны быть подключены все руководители спортивных клубов, институты гражданского общества и средства массовой информации. В частности, по опыту ряда стран, целесообразно информировать болельщиков об изменениях в стандартах в сфере футбольной безопасности, принимаемых в этой связи изменениях в административном и уголовном законодательстве, шире пропагандировать факты позитивного поведения фанатов и спортсменов, обеспечить в соответствии с требованиями ФИФА "нулевую" толерантность к делинквентному поведению на спортивных мероприятиях. 6. В рассматриваемом законопроекте, по-видимому, следует в полной мере учесть все действующие нормы международного права, связанные с межгосударственным сотрудничеством в сфере организации и обеспечения безопасности международных спортивных мероприятий. В частности, на законодательном уровне необходимо определить механизмы взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран, вытекающие из требований Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время мероприятий и футбольных матчей от 19 августа 1985 г., а также резолюций Совета Европы (принято около 10 таких резолюций), решений ФИФА и УЕФА по вопросам обеспечения безопасности спортивных мероприятий. Принципиально важным моментом в этой связи является создание в Российской Федерации по примеру стран Евросоюза постоянного специального национального полицейского футбольного подразделения (National (police) football information point), которое было бы уполномочено на международном уровне информировать заинтересованные стороны о представляющих риск болельщиках, определять совместные планы по предотвращению беспорядков, организовывать совместную работу по сопровождению фанатов и пресечению беспорядков на спортивных мероприятиях в соответствии с правилами и рекомендациями международного полицейского сотрудничества, принятыми Советом Европы в 1999 г. (последняя редакция утверждена в 2006 г.). Например, в Европе согласно данному документу при проведении международного футбольного матча принимающая полицейская сторона обязана аккредитовать приглашенных полицейских другой страны на спортивном мероприятии, обеспечить их соответствующими средствами связи, включить в общий план расстановки сил и тактических действий, представить их своим руководителями и офицерами полиции, стюардам сопровождать и гарантировать их физическую безопасность. 7. В рамках подготовки Чемпионата мира по футболу 2018 г. необходимо развернуть в стране кампанию по очищению российского футбола от всевозможных злоупотреблений, связанных с излишней коммерциализацией футбола, "откатами" при совершении договоров "купли-продажи" и "аренды" игроков, распространением "договорных" матчей, криминальной деятельностью футбольных агентов, отмыванием посредством футбола денег, нажитых преступным путем, и т. п. В частности, весьма важным представляется вступление России в действующую в Европе и мире систему раннего выявления "договорных" матчей, заключение соответствующих соглашений со специализированными международными организациями по обнаружению "договорных" матчей и в этой связи незаконных ставок в букмекерских конторах и тотализаторах. Целесообразно также по опыту ряда стран внедрить в России программы вознаграждения и амнистирования участников спортивных соревнований, информирующих о "договорных" матчах и фактах коррупции в футболе. В заключение хотелось бы сформулировать общий вывод по данному законопроекту. Как представляется, законопроект должен быть концептуально переработан: сфера его действия не должна ограничиваться только реализацией правительственных гарантий, он должен ориентировать прежде всего на развитие массового футбола в России, гармоничное воспитание молодежи, очищение футбола от асоциальных проявлений, учитывать опыт подготовки Олимпийских игр в Сочи; быть конкретизированным по задачам, вытекающим из международного опыта обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий. Кроме того, в законопроекте должны быть предусмотрены конкретные изменения в действующее уголовное, уголовно-процессуальное, административное и иное законодательство, направленные на повышение уровня безопасности всех проводимых крупномасштабных российских и международных спортивных мероприятий.

Название документа