Особенности регулирования труда и правового статуса отдельных категорий спортсменов

(Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ СПОРТСМЕНОВ <*>

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Рассмотрены особенности регулирования труда и правового статуса спортсменов в возрасте до восемнадцати лет и женщин-спортсменок. Уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру.

Ключевые слова: спортсмен, несовершеннолетний спортсмен, женщина-спортсменка, система мер по социальной защите спортсменов.

The article studies features of labor regulation and the legal status of athletes under the age of eighteen and women athletes. Particular attention is paid to implementation of legislative measures to protect athletes, coaches and other professionals in the field of physical culture and sports including measures of strengthening the TSA for outstanding Russian athletes who have finished a career.

Key words: athlete, underage athlete, woman athlete, System of social measures to protect athletes.

Особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до восемнадцати лет

Ребенку с момента рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами РФ. Вопрос о защите прав несовершеннолетних в сфере трудовых отношений регулируется прежде всего нормами международного права. Масштабы детского труда измерить очень трудно, а при определенных обстоятельствах почти невозможно. Правовое регулирование в данной сфере направлено на правильное использование труда несовершеннолетних, а по сути дела детского труда, и предоставляет возможность использовать их трудовой потенциал без негативных последствий для их физического и психического здоровья. В этой связи Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г. (ETS N 35), Страсбург, 3 мая 1996 г. (ETS N 163)) <1>, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" <2>, содержит ст. 7 "Право детей и молодежи на защиту", которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности: -------------------------------- <1> Труд за рубежом. 2009. N 2. С. 4 - 42. <2> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.

- минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерб их здоровью, нравственности или образованию; - более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья; - запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением; - ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке; - право молодых трудящихся и учеников на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие; - время, затраченное подростками на профессиональную подготовку в течение обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня; - для работающих в возрасте до 18 лет устанавливается как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск; - запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или иных нормативных правовых актах; - обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ; - обеспечение социальной защиты от физического и морального ущерба, который может быть нанесен детям и подросткам, от опасности, прямо или косвенно связанной с их работой. Вместе с тем детский труд весьма популярен в ряде зарубежных стран. К примеру, в Великобритании законодательство позволяет предоставлять работу лицам в возрасте 12 лет. При этом оговаривается, что они не имеют права работать более трех часов в день и не могут быть использованы на вредных производствах, в ночных сменах или сменах, которые затрудняли бы посещение школы. Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г. (ETS N 35) является документом общего характера, в котором стороны признают целью своей политики, проводимой путем использования как национальных, так и международных средств, создание условий для эффективной реализации и соблюдения основных социально-трудовых прав граждан и повышения уровня жизни. В настоящее время применяется Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г. (ETS N 163), которая актуализировала первоначальную редакцию Хартии и расширила круг указанных прав. В соответствии с нормами международного права, служащими охране детского труда, устанавливая в области труда основные права и гарантии для несовершеннолетних юношей и девушек, строится национальное законодательство Российской Федерации. Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <3> органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации несовершеннолетние в трудовых правоотношениях во многом приравниваются в правах к совершеннолетним, но в области охраны труда, режима рабочего времени, отпусков и т. п. имеют трудовые льготы. Несовершеннолетние находятся под особой защитой трудового законодательства РФ. Нормы трудового права учитывают психофизиологические особенности еще не сформировавшегося в полной мере организма и характера несовершеннолетних. Вопросы защиты прав молодежи в возрасте до 18 лет в сфере трудовых отношений особенно актуальны в области спорта. Доля детского труда в современном профессиональном спорте велика и продолжает увеличиваться. Во многих странах существуют возрастные ограничения и правила, но зачастую дети работают нелегально и не попадают в официальную статистику. Вместе с тем невозможно несовершеннолетним запретить заниматься спортом, тем более что оптимально подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья молодых спортсменов. Тем не менее необходимо иметь в виду, что ранняя специализация, целевое устремление молодых спортсменов к большим объемам и интенсивности спортивных нагрузок могут привести к спортивным травмам, заболеваниям, применению допинговых средств и методов. Поэтому для молодых спортсменов, занимающихся в режиме интенсивной спортивной подготовки, необходима, в частности, эффективная система реабилитации и контроля за их состоянием, а также ряд других мер и специальных правовых мероприятий, установленных трудовым законодательством. Глава 42 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" предусматривает особые правила для использования труда несовершеннолетних, которые носят главным образом защитный характер. Они оберегают от чрезмерной эксплуатации и нагрузок организмы несовершеннолетних работников. Вместе с тем спецификой сферы профессионального спорта являются особенная трудовая функция спортсменов и весьма распространенное применение во многих видах спорта именно детского труда. В этой связи особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет определяются специальной статьей - ст. 348.8 ТК РФ. В ч. 1 ст. 348.8 ТК РФ говорится, что положения ТК РФ, определяющие случаи и порядок заключения трудовых договоров с лицами в возрасте до 18 лет, а также условия использования их труда, применяются к трудовым отношениям со спортсменами в возрасте до 18 лет с особенностями, установленными ст. 348.8 ТК РФ. Эти особенности связаны с характером труда спортсмена, его условиями в различных видах спорта, особенностями организма и теми физическими и психологическими нагрузками, которые возникают в ходе спортивных тренировок и соревнований. Российское трудовое законодательство регулирует вопрос о минимальном возрасте, с которого допускается применение труда в рамках трудовых отношений, на основании прежде всего Европейской социальной хартии и Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 26 июня 1973 г. N 138 <4> "О минимальном возрасте для приема на работу" <5>. -------------------------------- <4> Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации / Сост. С. П. Маврин. СПб., 2004. С. 360 - 372. <5> См. также: Конвенция МОТ N 5 о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ, в соответствии с которой "дети моложе четырнадцати лет не принимаются на работу и не выполняют работы ни на одном из государственных или частных промышленных предприятий или каком-либо его филиале, за исключением предприятий, на которых работают лишь члены одной и той же семьи".

Согласно ст. 1 Конвенции N 138 каждый член МОТ, для которого эта Конвенция имеет силу, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. В соответствии со ст. 2 Конвенции "минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет". В России с учетом требования ст. 7 Европейской социальной хартии и ст. 2 Конвенции N 138 в качестве общего правила, определенного ч. 1 ст. 63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В то же время законодатель допускает в ряде случаев возможность вступления в трудовые отношения либо в более раннем возрасте, снижая тем самым общую возрастную границу допуска лица к работе, либо в более позднем возрасте, повышая данную возрастную границу, например, путем установления запрета применения на ряде работ труда лиц, не достигших 18 лет. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 63 ТК РФ в случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. В силу ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Как уже говорилось выше, спорт, в том числе профессиональный, значительно помолодел, и многие выдающиеся спортивные результаты иногда показываются спортсменами, которые не достигли даже возраста 14 лет. Столь юный возраст высоких спортивных достижений характерен, в частности, для спортивной и художественной гимнастики, плавания, ряда других видов спорта. В связи с этим ст. 348.8 ТК РФ допускает заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет <6>. -------------------------------- <6> В некоторых видах спорта в целях защиты интересов несовершеннолетних спортсменов устанавливается минимальный возраст для заключения трудового договора. Так, в соответствии с п. 7 ст. 16 Правового регламента КХЛ первый профессиональный контракт должен подписываться хоккеистом не ранее того года, в котором ему исполняется 17 лет.

Вместе с тем, проявляя особую заботу о здоровье спортсменов, законодатель установил специальные (особые) правила заключения трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет. В дополнение к названным общим правилам согласно ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет, допускается заключение трудового договора с согласия одного из родителей (опекуна), а также с разрешения органа опеки и попечительства, выдаваемого на основании предварительного медицинского осмотра (обследования), порядок проведения которого определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы спортсмена, не достигшего возраста 14 лет, и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития. Следует отметить, что требование ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ об обязательном предварительном медицинском осмотре (обследовании) спортсмена, не достигшего возраста 14 лет, для заключения с ним трудового договора детализирует общее правило ч. 1 ст. 266 ТК РФ, согласно которому все лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и, кроме того, в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). При этом как первичный, так и последующие обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Указанные нормы ТК РФ корреспондируют с нормами ряда конвенций МОТ, предусматривающими обязательное проведение медицинского освидетельствования работающих детей, в частности Конвенции МОТ N 77 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых в промышленности, Конвенции МОТ N 78 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на непромышленных работах. Так, в Конвенции МОТ N 77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если в результате медицинского освидетельствования будет установлено, что они непригодны для использования на данных работах. Кроме того, согласно положениям данной Конвенции национальные законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче этих удостоверений. Вместе с тем ст. 265 ТК РФ определяет работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет. В частности, по общему правилу запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы тяжестей утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" <7> (табл. 1). -------------------------------- <7> РГ. N 147. 1999. 30 июля.

Таблица 1. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работы, Предельно допустимая масса груза, кг показатели тяжести труда Юноши Девушки

14 15 16 17 14 15 16 17 лет лет лет лет лет лет лет лет

Подъем и перемещение 3 3 4 4 2 2 3 3 вручную груза постоянно в течение рабочей смены

Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: - постоянно (более двух раз 6 7 11 13 3 4 5 6 в час) - при чередовании с другой 12 15 20 24 4 5 7 8 работой (до двух раз в час)

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены: - подъем с рабочей 400 500 1000 1500 180 200 400 500 поверхности - подъем с пола 200 250 500 700 90 100 200 250

Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой. 2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. 3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: - для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг; - для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 348.1 ТК РФ в спорте трудовая функция спортсмена заключается в деятельности по участию в спортивных соревнованиях и подготовке к ним, в ст. 348.8 ТК РФ сформулировано правило, которое отменяет ограничения для несовершеннолетних спортсменов, предусмотренные ст. 265 ТК РФ, о переносе и передвижении тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Так, согласно ч. 4 ст. 348.8 ТК РФ для несовершеннолетних спортсменов во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии с ТК РФ, если это необходимо согласно плану подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным согласно Приказу Минздравсоцразвития России N 613н от 9 августа 2010 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" <8>. -------------------------------- <8> РГ. N 222. 2010. 1 октября.

Далее. В соответствии с ч. 6 ст. 348.8 ТК РФ в случае временного перевода спортсмена, не достигшего возраста 18 лет, к другому работодателю (ст. 348.4 ТК РФ) трудовой договор с ним по месту временной работы заключается в порядке, установленном ТК РФ для заключения трудовых договоров с работниками соответствующего возраста. В силу ч. 2 ст. 348.8 ТК РФ продолжительность ежедневной работы для спортсменов, не достигших возраста 18 лет, может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, определенной ч. 1 ст. 92 ТК РФ, в силу которой устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: - для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю; - для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. Статьей 267 ТК РФ для несовершеннолетних работников установлен удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск - продолжительностью 31 календарный день, который предоставляется в удобное для них время. В соответствии с общими правилами ТК РФ для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда. Статья 268 содержит общее правило, запрещающее направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время <9>, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет. Вместе с тем ч. 3 ст. 348.8 ТК РФ делает исключение из данного общего правила для профессиональных спортсменов, не достигших возраста 18 лет, в соответствии с которым направление их в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни допускается в случаях и порядке, которые предусмотрены: -------------------------------- <9> На ограничение ночного труда детей и подростков направлены ряд конвенций МОТ, в частности Конвенция МОТ N 90 о ночном труде подростков в промышленности, Конвенция МОТ N 79 о ночном труде подростков на непромышленных работах. Например, Конвенция МОТ N 90 предусматривает, что законы или правила по осуществлению этой Конвенции должны предписывать: определять надлежащие меры для того, чтобы эти законы или правила доводились до всех заинтересованных лиц; определять лиц, ответственных за выполнение положений данной Конвенции; предписывать соответствующие меры наказания за всякого рода нарушения этих положений; предусматривать учреждения и содержание системы инспектирования, необходимые для обеспечения эффективного осуществления этих положений; требовать от каждого нанимателя ведения регистрационной книги с указанием имен и дат рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

- трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - коллективными договорами, соглашениями; - локальными нормативными актами; - трудовым договором. Таким образом, работодатель - спортивная организация, организуя труд несовершеннолетних спортсменов, должен иметь соответствующую правовую основу, т. е. опираться на нормативные правовые, а также локальные нормативные акты, соглашения и договоры. Это дает работодателям - спортивным организациям возможность регулировать таким образом рабочее время профессиональных молодых спортсменов. При этом с учетом ст. 57 ТК РФ случаи и порядок привлечения спортсменов в возрасте до 18 лет к измененному режиму рабочего времени должны быть записаны в обязательных условиях трудового договора. В соответствии со ст. 244 ТК РФ запрещается заключение с несовершеннолетними договора о полной материальной ответственности. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации <10>. -------------------------------- <10> См.: О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 823 // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4678; Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 // РГ. N 25. 2003. 8 февраля.

Статьей 269 ТК РФ предусмотрена следующая дополнительная гарантия работникам в возрасте до 18 лет: расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Особое внимание уделяется в законодательстве гарантиям детей-сирот, в частности, ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <11> устанавливает, что органы государственной службы занятости населения (органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Кроме того, органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации. Необходимо иметь в виду, что на спортсмена, не достигшего возраста 18 лет, помимо рассмотренных, распространяются все особенности правового регулирования труда, которые предусмотрены в главе 54.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров", и с учетом специфики, рассмотренной выше, - другие нормы ТК РФ. В частности, трудовой договор с несовершеннолетним работником должен содержать все обязательные условия, установленные ч. 2 ст. 57 ТК РФ, а также обязательные условия, закрепленные в ч. 3 ст. 348.2 ТК РФ. По соглашению между спортсменом и работодателем - спортивной организацией в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение спортсмена по сравнению с установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ, а также те дополнительные условия, которые указаны в ч. 5 ст. 348.2 ТК РФ. В рамках рассматриваемой темы приведем также особенности переходов (трансферов) несовершеннолетних футболистов, которые в соответствии со ст. 20 Регламента РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов установлены в приложении N 2 к данному Регламенту <12>. -------------------------------- <12> URL: http://www. rfs. ru.

Внутрироссийские переходы несовершеннолетних футболистов (т. е. переходы футболистов из одного футбольного клуба (спортивной школы), участвующего в соревнованиях под эгидой РФС, в другой футбольный клуб (спортивную школу), участвующий в соревнованиях под эгидой РФС), не достигших возраста 16 лет, не допускаются, за исключением следующих случаев: 1) родители футболиста переезжают на постоянное жительство в другой субъект Российской Федерации по причинам, не связанным с переходом (трансфером) футболиста в футбольный клуб (спортивную школу), находящийся в этом регионе; 2) переход (трансфер) осуществляется между футбольными клубами (спортивными школами), юридически и фактически находящимися в одном субъекте Российской Федерации; 3) когда Комитетом по статусу игроков Российского футбольного союза будет принято решение о разрешении перехода футболиста в связи с ненадлежащими условиями подготовки этого футболиста в прежнем футбольном клубе (спортивной школе). Футбольный клуб (спортивная школа), нарушивший указанные требования и зарегистрировавший такого футболиста, лишается в дальнейшем права на компенсацию за подготовку этого футболиста и права на получение выплат по механизму солидарности, установленному Регламентом, за этого футболиста. Организации, осуществляющие регистрацию футболистов, обязаны незамедлительно уведомлять РФС о фактах таких нарушений. РФС ведет реестр указанных нарушений. Международные переходы (трансферы) футболистов допустимы только в случае, если футболист достиг возраста 18 лет. В качестве исключения международные переходы (трансферы) несовершеннолетних футболистов допускаются, если: 1) родители футболиста переезжают в страну, где находится новый футбольный клуб, по причинам, не связанным с футболом; 2) футболист проживает не далее 50 км от границы страны, и футбольный клуб соседней национальной ассоциации, в котором хочет зарегистрироваться футболист, также находится в пределах 50 км от этой границы. Максимальное расстояние между местом жительства футболиста и местонахождением футбольного клуба должно составлять 100 км, при этом футболист продолжает проживать по месту жительства и получено согласие обеих национальных ассоциаций на переход (трансфер). Эти правила применяются к любому футболисту, который ранее никогда не был зарегистрирован в каком-либо футбольном клубе и не является гражданином страны, в которой он хочет зарегистрироваться впервые. Каждый международный переход (трансфер) несовершеннолетнего футболиста утверждается подкомитетом Комитета по статусу игроков ФИФА. Утверждение международного перехода (трансфера) несовершеннолетнего футболиста осуществляется в соответствии с требованиями ФИФА. Регламентом предусмотрена особая система регистрации и учета несовершеннолетних футболистов. Так, все футбольные клубы (спортивные школы) должны сообщать в РФС информацию о любых несовершеннолетних футболистах, подготовку которых осуществляет соответствующий футбольный клуб (спортивная школа). Все несовершеннолетние футболисты подлежат регистрации в соответствии с требованиями Регламента. РФС должен вести учет всех несовершеннолетних футболистов, о которых ему сообщает футбольный клуб (спортивная школа). Зарегистрированные несовершеннолетние футболисты и спортивные школы обязаны соблюдать принципы честной игры, уставы и регламентирующие документы ФИФА, УЕФА и РФС. Порядок учета несовершеннолетних футболистов в соответствии с указанными правилами определяется Исполкомом (Бюро Исполкома) РФС. Комитет по статусу игроков (или создаваемый Исполкомом (Бюро Исполкома) РФС из состава Комитета численностью не менее трех членов подкомитет по внутрироссийским переходам несовершеннолетних футболистов) обладает компетенцией по принятию решений в отношении любого спора, возникающего в связи с применением правил Регламента, касающихся особенностей переходов (трансферов) несовершеннолетних футболистов, и в случае нарушения данных положений вправе применить соответствующие санкции за их нарушение.

Специфика регулирования труда женщин-спортсменок

В связи со спецификой спортивной деятельности законодатель также устанавливает особенности регулирования труда женщин-спортсменок. По общему правилу, основанному на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ТК РФ труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, запрещен. Цель такого запрета - способствовать охране здоровья женщин, созданию для них наиболее благоприятных производственных условий, учитывающих физиологические особенности их организма. Такие Нормы установлены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" <13> (табл. 2). -------------------------------- <13> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7.

Таблица 2. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работы Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при 10 кг чередовании с другой работой (до двух раз в час)

Подъем и перемещение тяжестей постоянно 7 кг в течение рабочей смены

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: - с рабочей поверхности 1759 кгм - с пола 875 кгм

Примечания. 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. 2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Таким образом, ограничивается как масса груза применительно к соответствующим рабочим операциям, так и суммарная нагрузка в течение рабочей смены. При чередовании подъема и перемещения тяжестей с другой работой (до двух раз в час) предельная масса груза не должна превышать 10 кг, а если тяжести поднимаются и перемещаются постоянно в течение рабочей смены - 7 кг. Указанные нормы подъема и перемещения тяжестей распространяются и на женщин-спортсменок <14>. -------------------------------- <14> Предельно допустимые нормы для девушек в возрасте до 18 лет были рассмотрены выше (см. табл. 1).

Вместе с тем в некоторых видах спорта эти нормы заведомо невыполнимы, например в распространенном во многих странах мира олимпийском виде спорта - тяжелой атлетике. В основе этого вида спорта лежит выполнение упражнений по подъему тяжестей. Вес штанги может составлять для женщины 250 кг. Без превышения указанных норм невозможно в соответствующих видах спорта проводить учебно-тренировочные мероприятия, спортивные соревнования. Поэтому ст. 348.9 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение женщиной-спортсменкой предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии с ТК РФ, если это необходимо в соответствии с планом подготовки женщины-спортсменки к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Таким образом, ТК РФ допускает превышение вышеуказанных норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную при соблюдении следующих дополнительных условий: - необходимо предусмотреть в плане подготовки женщины-спортсменки к спортивным соревнованиям нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; - необходимо получить медицинское заключение о применяемых нагрузках, которые не запрещены ей по состоянию здоровья, выданное в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий". По окончании профессиональной спортивной карьеры (которая в среднем может составлять 10 лет), соответствующих трудовых отношений и заработка, спортсменам требуется особая социальная поддержка. Система мер по социальной защите спортсменов охватывает, в частности, следующие направления. Дополнительное материальное обеспечение. Льготы при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. Льготы и преференции в пенсионном законодательстве и дополнительное пенсионное обеспечение. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ была одобрена и в настоящее время осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над Системой мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, санаторно-курортного и социально-бытового обеспечения, расширения перечня категорий спортсменов, имеющих право на дополнительное материальное и пенсионное обеспечение, снижения пенсионного возраста спортсменов высокого класса и др. <15>. -------------------------------- <15> См. также: Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодательные пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 - 8; Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Бариев М. М., Степанов И. А., Алексеев С. В. и др. Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сборник материалов Круглого стола "Проблемы социальной адаптации спортсменов" в рамках III Международного спортивного форума "Россия - спортивная держава". М.: Олимпийский комитет России, 2011. С. 14 - 17; Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 - 10; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: современные проблемы и пути их решения // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2(38). С. 3 - 13; Брусникина О. А., Гостев Р. Г., Алексеев С. В. Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта // Спортивная отрасль России; Ежегодник-2012. М.: Минспорттуризм России, Ассоциация спортивного инжиниринга, 2012. С. 197 - 226.

Этот комплекс мер требует дополнительных средств. Одной из составляющих Системы мер является разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <16> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.

Усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки спортсменов, направленные на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественным выступлениям, увеличению числа побед и рекордов российских спортсменов, прежде всего на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, и в целом будут способствовать тому, чтобы Россия удерживала и улучшала завоеванные позиции в мировом спорте, сохраняя статус великой спортивной державы. Следует отметить, что в последнее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение статуса профессионального работника, в частности повышены оклады группе ведущих спортсменов и тренеров, проводится работа по поддержке ветеранов спорта и т. д. Вместе с тем объективна необходимость дальнейшего более детального изучения характера и условий труда работников сферы спорта, определения степени влияния факторов трудовой деятельности при занятиях различными видами спорта на состояние здоровья спортсменов в целях уменьшения риска возникновения какой-либо патологии, длительного сохранения здоровья и высокой работоспособности, иных аспектов рассматриваемой проблемы и разработки адекватных правовых норм по социальной защите спортсменов, тренеров и других участников физкультурно-спортивного движения.

Название документа Вопрос: Я уволилась с работы. В последний день работы мне выдали трудовую книжку, но не произвели полный расчет в связи с отсутствием денег на предприятии. Законно ли это? ("Прокурор", 2012, N 4) Текст документа

Вопрос: Я уволилась с работы. В последний день работы мне выдали трудовую книжку, но не произвели полный расчет в связи с отсутствием денег на предприятии. Законно ли это?

Ответ: В соответствии с требованиями ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. В случае нарушения работодателем указанных требований закона Вы вправе обратиться с заявлением в Инспекцию труда или в прокуратуру по месту нахождения организации.

Название документа Вопрос: Можно ли привлекать сотрудников к работе в выходные дни, и если можно, то в каком порядке? ("Прокурор", 2012, N 4) Текст документа

Вопрос: Можно ли привлекать сотрудников к работе в выходные дни, и если можно, то в каком порядке?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 113 Трудового кодекса работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, которые предусмотрены ч. 2 ст. 113 указанного Кодекса. Исключением является, например, срочная непредвиденная работа, от выполнения которой зависит дальнейшая нормальная деятельность организации. Иногда причины носят чрезвычайный характер, и работники привлекаются без их согласия: - предотвращение катастрофы, производственной аварии или устранение их последствий, а также последствий стихийного бедствия; - предотвращение несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; - для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Привлекая сотрудников в выходной день к работе, работодатель должен помнить об ограничениях в отношении некоторых категорий работников и строго соблюдать правила их привлечения к работе в такие дни. Это касается творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Также это учитывается при привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Название документа