Становление и развитие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в России

(Игбаева Г. Р.) ("История государства и права", 2007, N 24) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ

Г. Р. ИГБАЕВА

Игбаева Г. Р., докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Становление и развитие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств обусловлено быстрым развитием мореплавания в середине XVIII в. Российская история данного вида обязательного страхования связана с образованием Волжского общества речного страхования. В 1781 г. был издан Устав купеческого водоходства по рекам, водам и морям. Этот документ включал в себя постановления о морском страховании <1>. Страховыми операциями занималась Торговая страховая контора. В это время на территории страны уже действовали филиалы иностранных страховых компаний, которые успешно страховали частную недвижимость. Очевидный уход национального капитала в руки иностранных страховщиков способствовал тому, что в 1786 г. в России была установлена государственная страховая монополия, имеющая ярко выраженный фискальный характер. Функции страховщика-монополиста осуществляла Страховая экспедиция при Государственном заемном банке (1786 - 1822 гг.), который проводил страхование строений и имущества от огня. -------------------------------- <1> См.: Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. С. 31 - 37.

В период правления Павла I при Государственном банке в 1798 г. была создана просуществовавшая до 1806 г. Страховая экспедиция для кораблей и товаров. В данный период из-за отсутствия кодифицированного акта в страховой сфере важную роль в ее правовом регулировании играл обычай делового оборота. Законодательство исповедовало принципы свободы договора, не обременяя страхователей обязанностью заключать договоры страхования транспортных средств. В 1906 г. был принят Закон о проведении страхования жизни государственными сберегательными кассами. Однако роль этих организаций была абсолютно незначительной для страхового дела в России. Серьезно о страховании автомобилей, или, как их тогда было принято именовать, моторных экипажей, в Российской империи заговорили в 1910 г., когда в стране и за границей начало активно разрастаться автомобильное движение. В это время автомобили стали рассматриваться в качестве не только эффективных средств передвижения, но и причин частых пожаров, повреждений и увечий, хотя тогда институт источников повышенной опасности в гражданском праве еще не сформировался. Поэтому и в Европе, и в России был остро поставлен вопрос о страховании имущественной ответственности владельцев транспортных средств. В России гражданское законодательство о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств стало формироваться с 1913 г. и соответственно начала создаваться своя, применительно к российским условиям, система такого страхования. Первоначально страхование гражданской ответственности рассматривалось как часть страхования общих автотранспортных рисков. Так, 11 мая 1913 г. Министерством внутренних дел Российской империи для страхового общества "Россия" были утверждены Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей (и автомобилей), которые определенное время играли роль базового нормативного документа в этой сфере деятельности. 30 ноября того же года страховому обществу "Саламандра" было разрешено производить операции по страхованию убытков владельцев моторных экипажей на основании общих условий, утвержденных для страхового общества "Россия" <2>. -------------------------------- <2> См.: Собрание узаконений и распоряжений Правительства. Отдел 2. Первое полугодие. Ст. 222. N 25; Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1914. Отдел 2. Первое полугодие. Ст. 56. N 483.

Согласно положениям данных актов по договору страхования убытков от гражданской ответственности перед третьими лицами страховое общество обязывалось возместить страхователю убытки, которые возникали для него из его гражданской ответственности вследствие происшедших во время нахождения в силе страхования случаев причинения третьим лицам смерти или телесных повреждений, или повреждения здоровья, или порчи либо уничтожения принадлежащего им имущества (включая животных). Страховщик также принимал на себя и судебную защиту по предъявленным к страхователю требованиям об уплате убытков, предусмотренных страховым договором. Страховым договором могло быть обусловлено как полное возмещение страховщиком страхователю возникшего у того убытка, так и частичное (неполное), ограничиваемое либо известной долей такого убытка, либо предельной суммой ответственности страхового общества. При таком ограничении доля убытка, не принятая страховым обществом к возмещению, должна была оставаться на риске страхователя и не могла быть застрахована им в другом страховом учреждении. Размер убытков страхователя определялся суммой уплаченного страхователем потерпевшему возмещения с добавлением к ней, если размер возмещения был установлен решением суда, судебных издержек, присужденных со страхователя в пользу истца, а также процентов на сумму возмещения. Договор страхования заключался исключительно в письменной форме на особом, выдаваемом правлением страхового общества документе, называемом полисом. Договор носил возмездный характер, так как лицо или учреждение, заключившее со страховым обществом договор страхования (страхователь), обязано было уплатить страховщику страховую премию единовременно за все время страхования или уплачивать страховые взносы в установленные соглашением сторон сделки сроки. Страховой договор заключался на основании письменного объявления, подаваемого страхователем на бланке установленной страховым обществом формы. Анализ условий страхования автогражданской ответственности рассматриваемого периода показывает, что договор страхования признавался реальным, поскольку в нем указывалось, что страховщик становился обязанным по договору, "если иное не было специально оговорено участниками сделки, с полудня того числа, которое в полисе указано правлением как начало страхования, но при условии, что при подаче объявления страхователем был внесен задаток в размере причитающегося по полису первого взноса премии; в противном же случае - с полудня того числа, которое следовало за днем, когда был произведен первый платеж премии в кассу общества или агенту" <3>. -------------------------------- <3> Рассолова Т. М. Страхование автогражданской ответственности в Российской империи // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

В случае пропуска срока, назначенного в полисе для взноса премии, сила страхования приостанавливалась и восстанавливалась лишь с полудня следующего за взносом премии числа. Если же премия не была внесена в течение 30 дней после истечения срока, то страховщику предоставлялось право прекратить страхование простым отказом от принятия премии. Прекращение договора страхования выражалось в том, что после каждого сообщения страхователя о происшедшем несчастном случае или о предъявленном к нему требовании о возмещении причиненного им вреда страховое общество вправе было прекратить страхование, заявив об этом страхователю за 14 дней. В случае такого прекращения страховщик обязан был возвратить страхователю излишне полученную премию за вычетом 25%, причем в надлежащих случаях он мог произвести расчет в установленном порядке. Если страхователь в объявлении или в других каких-либо сообщениях, на основании которых был заключен или изменен договор страхования, хотя бы и неумышленно, давал неверные сведения либо умолчал об обстоятельствах, относительно которых ему страховщиком были предложены вопросы, то страховое общество освобождалось от ответственности по договору страхования. Те же последствия наступали, когда страхователь давал заведомо неверные сведения в заявлении о несчастном случае и в других сообщениях о причиненных ему убытках, предусмотренных страхованием. В результате Октябрьской революции с приходом к власти большевиков по указанию В. И. Ленина страховое дело было национализировано. Результатом такой политики явилось установление государственного регулирования всего страхового дела в России Декретом Совнаркома от 23 марта 1918 г. "Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального" <4>. -------------------------------- <4> СУ РСФСР. 1918. N 30. Ст. 397.

Значительным этапом в развитии страхового дела явилось утверждение ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г. Положения о государственном страховании СССР <5>, которое объявило страхование во всех его видах и формах государственной монополией СССР, а также в ст. 3 установило, что "государственное страхование осуществляется на всей территории Союза ССР единым предприятием - Госстрахом". -------------------------------- <5> СЗ СССР. 1925. N 75. Ст. 536 - 537.

Следует предположить, что это был первый тщательно разработанный нормативный акт о государственном страховании в нашей стране. Особый интерес в рамках исследования представляет норма о транспортном страховании в Положении 1925 г., получившая дальнейшее развитие в Постановлении "О введении страхования гражданской ответственности, возникающей на путях сообщения" <6>, в котором было записано: "Разрешить Главному правлению государственного страхования ввести страхование гражданской ответственности, возникающей на водных, воздушных и сухопутных путях сообщения". Следует отметить, что отсутствие условий для развития страхования ответственности в СССР и неоднозначное понимание сущности данного вида страхования привело к прекращению операций по страхованию такого вида ответственности. -------------------------------- <6> СП СССР. 1926. N 73. Ст. 537.

С принятием Постановления СНК СССР от 3 февраля 1938 г. "О государственном страховании имущества предприятий, учреждениплуатации средств транспорта. Однако в мае 1962 г. на Совете Министров СССР, который вел А. Н. Косыгин, данный законопроект был отклонен. Причиной отклонения законопроекта, по словам А. Н. Косыгина, являлась его преждевременность. Но уже в 1963 г. состоялась вторая попытка принять данный законопроект, но по той же самой причине, что и в первый раз, он был отклонен <8>. -------------------------------- <8> См.: "Автогражданка" родилась в Госстрахе // Газета ОАСГ Российская государственная страховая компания. 2003. N 18 (60).

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. <9> обязательному государственному страхованию наряду с добровольным была посвящена лишь одна ст. 387. Следует отметить, несмотря на то что в ст. 454 ГК 1964 г. предусматривалась ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, законодательством долгое время не решался вопрос обеспечения выплаты компенсации пострадавшим в ДТП. -------------------------------- <9> Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406.

С начала 90-х годов XX в. началось возрождение национального страхового рынка бурными темпами. Появляется большое количество частных страховых компаний, начинает активную работу законодатель. В настоящее время действует специальный Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <10> (далее - Закон об организации страхового дела). Этот Закон в основном регулирует организацию системы страхования в целом. В нем сформулированы основные страховые понятия и страховые категории, содержатся требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, определены общие начала государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела. -------------------------------- <10> Российская газета. 1993. 12 янв.

В России необходимость принятия закона, обеспечивающего надежную страховую защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, зрела давно, и перспектива введения института страхования гражданской ответственности автовладельцев на момент принятия закона обсуждалась не впервые. Этот вопрос был актуален даже в условиях социалистической системы, а Совнарком его рассматривал еще в 1924 г. К нему возвращались на рубеже 60 - 70-х годов, когда законы об обязательном страховании ответственности принимались повсеместно в Европе, затем - в начале 80-х. С распадом советской системы социальной защиты необходимость обязательного страхования назрела окончательно. Напомним, что в 1992 г. Верховный Совет рассмотрел и принял в первом чтении законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, но по известным обстоятельствам второго чтения так и не состоялось. Начиная с 1994 г. и до дня принятия закона в Государственной Думе гуляли различные версии, периодически меняя друг друга. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <11> принят в развитие норм ГК РФ, в частности о страховании ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ). В нем определяются правовые, экономические и организационные основы, а также принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 2092.

------------------------------------------------------------------

Название документа