Об особенностях регулирования труда работников, занятых на подземных работах

(Шевченко О. А.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 10) Текст документа

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ

О. А. ШЕВЧЕНКО

Шевченко Ольга Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В статье анализируются изменения в Трудовом кодексе РФ, касающиеся особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах. Проводится правовая экспертиза гл. 51.1 ТК РФ, выявляются противоречия и несогласованность норм, предлагаются соответствующие изменения в ТК РФ.

Ключевые слова: труд работников, занятых на подземных работах, недопущение к работам; охрана труда, оценка профессионального риска.

On peculiarities of regulating the work of inside workers O. A. Shevtchenko

Shevtchenko Olga Aleksandrovna, candidate of laws, associate professor of the labor and social security law department of Kutafin Moscow state law academy.

Amendments to the Labor code of the Russian Federation concerned with the peculiarities of regulating the work of inside workers are analyzed in the article. Chapter 51.1 of the Labor code of the Russian Federation is discussed, its discrepancy and unconformity, basing on which corresponding amendments to the Labor code of the Russian Federation are suggested.

Key words: work of inside workers, non-admission to work, safety arrangements and precautions, estimation of professional risk.

31 марта 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <1>, предусматривающий дополнение Трудового кодекса РФ отдельной гл. 51.1, устанавливающей особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7031.

Необходимость специальной главы обусловлена особым характером и спецификой труда. В связи с неустранимыми неблагоприятными производственными факторами труд шахтеров, осуществляющих добычу каменного угля подземным способом, а также труд других категорий работников, занятых на тяжелых подземных работах и подвергающих свою жизнь и здоровье опасности, отличается особыми напряженными психофизиологическими характеристиками. Трудовая деятельность перечисленных выше работников связана с высоким уровнем профессионального риска. В целях исключения (минимизации) рисков к таким работникам должны предъявляться особые требования, которые предусмотрены в главе 51.1 ТК РФ. Принятие указанного законодательного акта является значимым событием в развитии трудового законодательства. Новеллы Трудового кодекса РФ в целом создают необходимый механизм правового регулирования трудовых отношений с участием работников, занятых на подземных работах, обладающих значительной спецификой и ранее должным образом не регламентированных. Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности приема на подземные работы, порядок проведения медицинских осмотров (обследований), случаи отстранения работников, дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ. Вместе с тем в сфере правового регулирования трудовых отношений на подземных работах осталось еще много нерешенных проблем. Первое. Существует неопределенность в терминологии, каких работников считать занятыми на подземных работах. Ранее в Постановлении Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" <2> были утверждены списки лиц, занятых на подземных работах. -------------------------------- <2> СПС "КонсультантПлюс".

Однако в связи с изменением Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" <3> порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и изданием Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" упомянутый документ не применяется, поскольку противоречит Трудовому кодексу РФ (Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 <4>). -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878. <4> СПС "КонсультантПлюс".

Поэтому в настоящее время не определено, какие работы следует относить к подземным. Например, подпадают ли под действие главы 51.1 ТК РФ подземные автотуннели, торговые центры и иные подземные сооружения. Видимо, требуется принятие нового списка должностей и работ в целях регулирования ст. 330.1 ТК РФ. Второе. Статья 330.5 ТК РФ вводит новую категорию: недопущение к работам, при этом в ст. 330.5 ТК РФ отдельно предусмотрены случаи отстранения от работы. Согласно ст. 330.5 ТК РФ недопущение к подземным работам является обязанностью работодателя в отношении следующих категорий работников: имеющих медицинские противопоказания к указанным работам; не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; в случае необеспечения специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты. В этом видятся определенные противоречия и несогласованность норм. Так, в частности, в ст. 76 ТК РФ предусмотрено общее для всех работников основание отстранения от работы (недопущение к работе) - при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором. Данная норма приравнивает понятия "отстранение" и "недопущение" к работе. Поэтому представляется излишним указывать в специальной ст. 330.5 ТК РФ такой случай для недопущения работника к работе, как медицинские противопоказания. Третье. Теперь что касается необеспечения работодателем специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты. В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель обязан выдавать работникам средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Получается, что согласно новой статье 330.5 ТК РФ работодатель теперь заинтересован не выдавать средства индивидуальной защиты и освобождать работников от работы. Статья 330.5 ТК РФ не регламентирует вопросы оплаты в случае недопущения работников к работе. В этом видится главный пробел указанной нормы. Полагаем, что работнику должна производиться оплата за соответствующий период как за простой (ст. 157 ТК РФ). Соответствующие изменения должны быть внесены в ТК РФ. Итак, новая ст. 330.5 ТК РФ дублирует уже существующие нормы, не регламентирует вопросы оплаты труда и не решает действительные проблемы, которые существуют на подземных работах. Четвертое. Одной из серьезных проблем является вопрос охраны труда, а также расследование несчастных случаев, происшедших с работниками на подземных работах. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <5> устанавливает общие требования безопасности на подземных работах. Специальные правила безопасности по каждому отдельному виду работ (при добыче угля, нефти, газа, железной руды и других рудных и нерудных полезных ископаемых) предусматриваются в соответствующих нормативных документах, принимаемых Федеральным горным и промышленным надзором России. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 50 утверждены Правила безопасности в угольных шахтах <6>. Согласно указанным Правилам все несчастные случаи, профессиональные заболевания, а также аварии подлежат регистрации, расследованию и учету в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" <7>. Указанное Положение распространяется на всех без исключения работников и не содержит особенностей для отдельных видов работ. Специальный порядок расследования и учета несчастных случаев для подземных работ до сих пор не установлен. -------------------------------- <6> Российская газета (спец. выпуск). 2003. 21 июня. <7> СЗ РФ. 25.12.2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149.

Согласно ст. 212 ТК РФ в число обязанностей работодателя в части охраны труда входит обеспечение организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Одновременно в Трудовой кодекс РФ было включено требование об обязанности работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ), а также о праве работника на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 219 ТК РФ). В 2011 г. в ТК РФ внесены определение профессионального риска и порядок его оценки (ст. 209 ТК РФ). Таким образом, в настоящее время любой работодатель, включая работодателя, занятого на подземных работах, обязан обеспечить весь комплекс мероприятий по охране труда, в том числе аттестацию рабочих мест по условиям труда и оценку профессионального риска. К настоящему времени в отечественной практике имеются лишь единичные работы по оценке тяжести, напряженности и вредности труда работников на подземных работах, хотя вопрос требует детального изучения и единого методического подхода в правовом регулировании. Необходимо разработать положение о системе управления профессиональными рисками на подземных работах. В ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрены дополнительные обязанности работодателя по безопасному ведению подземных работ, а именно: допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте. Вместе с тем согласно ст. 17.1 указанного Закона ответственность за причинение вреда жизни или здоровью работников в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте возложена на владельца опасного производственного объекта в соответствии с гражданским законодательством. Представляется, что в гл. 51.1 ТК РФ должна быть предусмотрена отдельная статья - ответственность работодателя за причинение вреда жизни или здоровью работников, занятых на подземных работах. Учитывая изложенное, следует продолжить работу по совершенствованию трудового законодательства в части особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах.

Название документа