Многоговорящий расчетный листок
(Умяров И.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 17) Текст документаМНОГОГОВОРЯЩИЙ РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТОК
И. УМЯРОВ
Ильдар Умяров, юрист, г. Москва.
Расчетные листки, выдаваемые работникам при выплате зарплаты или отпускных, обделены, казалось бы, вниманием регуляторов. Даже рекомендуемая форма действующим законодательством не предусмотрена. В унифицированных формах первичной учетной документации по учету труда и его оплаты ее тоже нет. А между тем нарушение правил выдачи листков влечет за собой довольно серьезные санкции.
Форма документа
Согласно ч. 1 ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника: - о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; - о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; - о размерах и основаниях произведенных удержаний; - об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Информация о составных частях заработной платы должны быть доведена до сведения работника посредством предоставления ему расчетного листка, форма которого утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии). Форма расчетного листка может быть утверждена приказом работодателя или являться приложением к локальному нормативному акту, которым установлена система оплаты труда в организации (например, к положениям об оплате труда работников, об оплате труда и материальном стимулировании работников). Поскольку обязательная или рекомендуемая форма расчетного листка действующим законодательством не предусмотрена, работодатель разрабатывает его форму самостоятельно с учетом требований ч. 1 ст. 136 ТК РФ. Если у работодателя создан представительный орган работников (например, профсоюз, совет трудового коллектива или иной представительный орган), то в локальном нормативном акте об утверждении формы расчетного листка необходимо сделать отметку об учете его мнения. Мнение представительного органа учитывается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Например, можно сделать отметку следующего содержания: "Мнение представительного органа учтено: протокол от 10 апреля 2012 года N 5".
Обязанность работодателя
Если же представительного органа нет, то следует сделать соответствующую запись: "На момент утверждения формы расчетного листка представительный орган работников организации не создан". При этом необходимо учитывать, что отсутствие у работодателя представительного органа работников делает невозможным выполнение требований трудового законодательства об учете его мнения. Поэтому в данном случае работодатель разрабатывает и принимает локальные нормативные акты самостоятельно (п. 3 письма Роструда от 08.12.2008 N 2742-6-1). Таким образом, работодатели (включая индивидуальных предпринимателей) обязательно должны выдавать всем работникам расчетные листки при выплате заработной платы, в том числе совместителям. Такая обязанность возникает и у работодателей, которые перечисляют заработную плату своим работникам на банковские карты <1>. Это связано с тем, что ТК РФ не содержит каких-либо исключений в отношении предоставления работникам расчетных листков в зависимости от способа выплаты заработной платы. -------------------------------- <1> Письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1.
Если работник уходит в отпуск, то при выплате отпускных сумм работодателю нет необходимости выдавать ему отдельный расчетный листок, поскольку оплата отпуска не является заработной платой. Данный вывод следует из определения понятия "заработная плата", содержащегося в ст. 129 ТК РФ, и подтверждается разъяснениями, содержащимися в п. 3 письма Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1. При этом суммы отпускных работника, ушедшего в отпуск, будут отражаться в расчетном листке при выплате ему заработной платы.
Порядок выдачи
По нашему мнению, расчетный листок необходимо выдавать работнику один раз в месяц (при начислении и выплате второй части заработной платы), когда работодателю станут известны окончательные суммы, подлежащие выплате и удержанию. Такой вывод следует из упомянутого выше письма Роструда. Расчетный листок содержит детальную информацию обо всех видах выплат, входящих в состав заработной платы и начисляемых работнику за каждый отработанный месяц <2>. -------------------------------- <2> Письмо Роструда от 20.05.2011 N 1375-6-1.
Вместе с тем, определив, что расчетные листки должны выдаваться при выплате заработной платы, законодатель не установил порядок их выдачи работникам. Это подтверждают в своих разъяснениях и специалисты Роструда <3>. В ТК РФ прямо не сказано, должны ли работники расписываться за получение расчетных листков. Однако, не имея письменных доказательств выдачи работникам расчетных листков, работодателю в случае проведения проверки трудовой инспекцией будет проблематично доказать выполнение возложенной на него трудовым законодательством обязанности. -------------------------------- <3> Письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1.
В данной ситуации можно предложить работодателям следующие варианты действий: 1) выдавать работникам расчетные листки под роспись в специальном журнале (например, журнале учета выдачи расчетных листков), который можно оформить для этих целей; 2) внести в унифицированную форму расчетно-платежной ведомости (форму N Т-49 <4>) или платежной ведомости (форму N Т-51) отдельный столбец, в котором работники будут расписываться за получение расчетного листка. -------------------------------- <4> Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Госкомстат утвердил
Напомним, что Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 утвержден Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно ему в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа), и удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица). При этом порядок выдачи работникам расчетных листков, в том числе при перечислении заработной платы на банковскую карту, целесообразно установить в локальном нормативном акте, определяющем форму расчетного листка <5>. -------------------------------- <5> Письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1.
Привлечь к ответу!
Необходимо учитывать, что за невыдачу работникам или отсутствие расчетных листков работодатели могут быть привлечены к ответственности. Невыдача работникам расчетного листка или отсутствие утвержденной формы расчетного листка (неутверждение его формы) будет квалифицировано трудовой инспекцией как нарушение работодателем требований трудового законодательства. Сказанное подтверждается имеющейся судебной практикой <6>. -------------------------------- <6> Постановления ФАС ЗСО от 13.03.2007 по делу N А02-1521/2006, ФАС ВВО от 21.09.2006 по делу N А79-4906/2006, ФАС ПО от 16.03.2004 по делу N А12-15305/03-С56.
В этом случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, которая предусматривает для должностных лиц штраф в размере от 1000 до 5000 руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - штраф от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц - штраф от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При повторном аналогичном нарушении законодательства о труде должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Под аналогичным нарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда <7>. Например, руководитель организации ранее был привлечен к административной ответственности за выплату заработной платы работникам без выдачи расчетного листка, а позднее допустил такое же нарушение. -------------------------------- <7> Пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010).
В пересмотре решения отказано
Приведем примеры из судебной практики. Например, ФАС ЗСО, рассматривая одно дело об обжаловании работодателем постановления Государственной инспекции труда о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, указал следующее: "Основаниями для составления протокола и выдачи техникуму предписания послужили установленные инспекцией нарушения, выразившиеся в... нарушении техникумом положения статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации за непредставление работникам расчетных листков, извещающих о составных частях заработной платы, соответствующих периодах, размерах и основаниях произведенных удержаний, общей сумме, подлежащей выплате. По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией принято Постановление от 06.05.2006 N 18, согласно которому техникум привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб." <8>. Арбитражный суд подтвердил правомерность привлечения образовательного учреждения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Работодатель пытался добиться пересмотра данного решения в порядке надзора, однако получил отказ (Определение ВАС РФ от 04.07.2007 N 7906/07 по делу N А02-1521/2006). -------------------------------- <8> Постановление ФАС ЗСО от 13.03.2007 по делу N А02-1521/2006.
Признать виновной
Работодатель (индивидуальный предприниматель) обжаловала постановление Государственной инспекции труда о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. ФАС ПО оставил кассационную жалобу предпринимателя без удовлетворения, тем самым признав правомерность привлечения работодателя к административной ответственности за неутверждение формы расчетного листка. Арбитражный суд указал следующее: "Как видно из материалов дела, Постановлением государственного инспектора труда в Волгоградской области Гайдук Г. Г. от 12.09.2003 N 32/46 предприниматель признана виновной в нарушении ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ при увольнении работников Трайзе С. В. и Сташковой М. К., а также ст. 136 Трудового кодекса РФ, выразившемся в неутверждении формы расчетного листка, в связи с чем предприниматель привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, на нее наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 1000 руб." <9>. -------------------------------- <9> Постановление ФАС ПО от 16.03.2004 по делу N А12-15305/03-С56.
Штраф за нарушение требований
При разработке и применении формы расчетного листка работодателям необходимо учитывать следующее: применение в организации (у индивидуального предпринимателя) формы расчетного листка, не утвержденной работодателем, также является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. В апреле 2010 года Государственная инспекция труда в Республике Карелия провела в отношении ОАО "Карельский окатыш" внеплановую выездную проверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе этой проверки было выявлено, что ОАО "Карельский окатыш" в нарушение требований ч. 2 ст. 136 ТК РФ, предусматривающей утверждение работодателем с учетом мнения представительного органа работников формы расчетного листа, в период с 1 января по 29 апреля 2009 года применялась форма расчетного листа, которая не была утверждена работодателем. За данное правонарушение организация была оштрафована на сумму 30000 руб. по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Организация пыталась оспорить этот штраф и в итоге дошла до ВС РФ. Однако добиться пересмотра вынесенных в отношении нее судебных решений в порядке надзора ей не удалось, поскольку ВС РФ поддержал трудовую инспекцию, указав на то, что работодатель обоснованно привлечен к административной ответственности за допущенное нарушение требований ТК РФ <10>. -------------------------------- <10> Постановление ВС РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-3.
Доказательство в суде
Анализ имеющейся судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов позволяет сделать вывод о том, что в определенных случаях расчетный листок помогает работодателям, так как может являться доказательством: - правильности уплаты налогов (см. Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 N 09АП-27512/2011-АК, ФАС ЗСО от 19.03.2008 N Ф04-1406/2008(1504-А27-40), Ф04-1406/2008(1503-А27-40), ФАС ВВО от 19.11.2007 по делу N А29-549/2007, Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 N 2936/08, ФАС УО от 16.05.2006 N Ф09-2876/06-С2); - правильности расчета среднего заработка (Определение Московского городского суда по делу N 4г/3-8259/11); - нерегулярного характера выплаты премии работнику (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2011 N 33-16094/2011); - факта отсутствия трудовых отношений с иностранными работниками и нарушения порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ - в спорах с территориальными органами ФМС России (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А41-19226/11). При этом расчетный листок не может являться доказательством перечисления (выплаты) заработной платы работнику в определенном размере и в определенный день, а предназначен только для его информирования о размере начисленной ему заработной платы и произведенных из нее удержаниях (Определение Ленинградского областного суда от 14.04.2011 N 33-1903/2011).
Недавние изменения
В последнее время некоторые работодатели по тем или иным причинам задерживают выплату работникам причитающейся им заработной платы. По данным Генеральной прокуратуры РФ, по инициативе прокуроров в 2011 году (по состоянию на 1 ноября 2011 года) за несвоевременную выплату заработной платы 500 руководителей организаций различных форм собственности лишены права занимать руководящие должности, то есть дисквалифицированы судом <11>. -------------------------------- <11> http://genproc. gov. ru/ news/ news-74138/
В этой связи обращаем внимание работодателей на следующее. Недавно Президентом России подписан Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", которым ч. 1 ст. 136 ТК РФ изложена в новой редакции. Теперь упомянутая норма ТК РФ предусматривает, что в расчетном листке работодатели будут обязаны также указывать информацию о начисленной работнику сумме денежной компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. Закон N 35-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования - 24 апреля 2012 года.
Название документа