О некоторых вопросах, связанных с разработкой и заключением коллективного договора

(Ефремов А. В.)

("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 5)

Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С РАЗРАБОТКОЙ

И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрен правовой вопрос об особенностях заключения коллективного договора в военном комиссариате субъекта РФ, играющего важную роль при конкретизации норм трудового права.

Ключевые слова: коллективный договор, работники, работодатель, военный комиссариат, обособленные подразделения, административная ответственность, инициатива, профсоюз.

On some issues related to the development and conclusion of collective agreement

A. V. Efremov

The article describes the legal issue of collective bargaining at the military commissariat of the subject of the Russian Federation, playing an important role in clarifying the provisions of the labour law.

Key words: collective agreement, employees, employers, military commissariat, subdivisions, administrative responsibility, initiative, a trade union.

В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В юридической литературе отмечается, что коллективный договор является нормативным соглашением, т. е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами сторон содержит нормы права.

При этом следует обратить внимание на то, что организацией-работодателем может быть только юридическое лицо (ст. 6 ТК РФ).

В то же время ст. 40 ТК РФ предусмотрено, что коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. ч. 2 - 5 ст. 37 ТК РФ).

Полномочия представителя работодателя могут быть отражены в приказе, доверенности, заключенном с ним трудовом договоре.

Представители работников определяются по общим правилам. В соответствии с ними (ст. ст. 29 - 31 ТК РФ) участвовать в коллективных переговорах от имени работников могут первичные профсоюзные организации, действующие в обособленном структурном подразделении, а также иные представители работников, избираемые в случае отсутствия либо малочисленности профсоюзной организации.

Следует особо отметить, что коллективный договор обособленного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ).

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Статьей 43 ТК РФ предусмотрено, что коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).

В соответствии со ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Следует подчеркнуть, что при разработке коллективного договора в военных организациях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в том числе в военных комиссариатах, являющихся его территориальными органами, обязательно должны учитываться положения Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 гг., утвержденного Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Профсоюз), Министром обороны Российской Федерации 7 февраля 2011 г. (далее - Отраслевое соглашение).

В соответствии с п. 4 Отраслевого соглашения оно распространяется на работодателей и весь гражданский персонал, работающий в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - воинские части), и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и Отраслевым соглашением.

Положения, установленные Отраслевым соглашением, обязательны для выполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, руководителями центральных органов военного управления, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей, начальниками (руководителями) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссарами и всеми территориальными и первичными организациями профсоюза.

В соответствии с Отраслевым соглашением Министерство обороны Российской Федерации приняло на себя определенные обязательства, в том числе в области оплаты труда:

а) обеспечивает оплату труда гражданского персонала в воинских частях и бюджетных учреждениях в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Принимает меры по индексации и повышению заработной платы гражданского персонала в установленные Правительством Российской Федерации сроки;

б) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала, Министр обороны Российской Федерации утверждает:

- размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;

- условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

- условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала;

- размеры и порядок направления средств, поступающих от приносящей доход деятельности, на осуществление выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу;

в) командиры воинских частей по согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывают и утверждают:

- положения об оплате труда гражданского персонала;

- положения о премировании гражданского персонала.

При заключении коллективных договоров (соглашений), утверждении положений об оплате труда и принятии иных локальных правовых актов предусматривают информирование выборных профсоюзных органов об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части;

г) в соответствии со ст. 349 ТК РФ Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации в целях повышения престижа работы в воинских частях, привлечения и закрепления квалифицированных кадров в установленном порядке направляет в Правительство Российской Федерации обоснованные предложения по выделению денежных средств, необходимых для предоставления гражданскому персоналу дополнительных льгот и преимуществ, в том числе социального характера, по сравнению с работниками других отраслей;

д) издает нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Извещает работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца;

е) выплачивает заработную плату не реже чем каждые полмесяца в сроки с 5-е по 10-е и с 20-е по 25-е числа каждого месяца в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка воинской части, коллективным договором (соглашением), трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала;

ж) при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплачивает их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;

з) оплачивает время простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, оплачивает в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивается;

и) гражданскому персоналу при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, производится доплата за счет и в пределах фонда оплаты труда гражданского персонала данной воинской части.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы;

к) в соответствии с Постановлениями Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 и Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 49 и другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обеспечивает начисление процентной надбавки к заработной плате гражданского персонала, работающего в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, в пустынной и безводной местности, на фактический заработок;

л) обеспечивает гражданскому персоналу, привлеченному для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов, предоставление установленных льгот и выплату повышенных тарифных ставок (окладов) в соответствии с действующим законодательством.

Приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 руководителям бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, предоставлено право, в частности, направлять средства, полученные в результате оптимизации и сокращения численности гражданского персонала, на дополнительное материальное стимулирование работников по результатам их работы и деятельности учреждения в порядке, устанавливаемом коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами учреждения (п. 4). Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской сферах, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к указанному Приказу; далее - Положение о системе оплаты труда) установлено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета (п. 12).

Как правило, положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера являются приложениями к коллективному договору. При этом текст таких положений идентичен тексту соответствующих норм Положения о системе оплаты труда. По вопросам, связанным с производством выплат стимулирующего характера, нередко возникают споры, разрешаемые, в частности, в судебном порядке.

Так, согласно п. п. 66 - 67 Положения о системе оплаты труда гражданскому персоналу военных организаций, в том числе и работникам военных комиссариатов, устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы. Данная выплата гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год. Руководитель военного комиссариата по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников определяет критерии вышеуказанной выплаты применительно к задачам, выполняемым военным комиссариатом, его структурными подразделениями, по конкретным профессиям и должностям. Согласно п. 82 указанного Положения гражданскому персоналу за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц и за квартал. Конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом (подразделением), в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, максимальными размерами не ограничивается и выплачивается на основании приказа руководителя военного комиссариата. При возникновении споров для оценки перспективы их разрешения характерным примером может послужить следующее судебное дело.

Истцы состояли в трудовых отношениях с воинской частью, что подтверждается трудовыми договорами, заключенными между сторонами. В связи с проведением ответчиком организационно-штатных мероприятий истцы уволены из воинской части в соответствии с приказом. Как следует из коллективного договора, заключенного на 2010 - 2012 гг., в нем содержатся два положения о выплате премий: приложение N 4 - Положение о порядке и условиях материального стимулирования гражданского персонала воинской части за основные результаты деятельности и приложение N 5 - Положение о выплате единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. В соответствии с этими положениями премия по итогам года и единовременное денежное вознаграждение истцам выплачены, что подтверждено расчетом, представленным ответчиком. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете все предусмотренные законодательством и локальными актами выплаты истцы получили при расчете. Судом установлено, что требуемая истцами выплата не предусмотрена коллективным договором, поскольку в соответствии с приказом право поощрения работника данной выплатой предоставлено руководителю воинской части. При этом суд обоснованно исходил из того, что Приказ Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 и коллективный договор не содержат нормы, обязывающей командира воинской части производить выплаты премии стимулирующего характера по итогам работы за год лицам гражданского персонала. Приказ обязывает руководителя воинской части обеспечить использование высвобождаемых бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала, продолжающих трудиться. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При рассмотрении споров о выплате премий суды, в силу прямого указания ст. 135 ТК РФ, руководствуются именно локальными актами работодателя и нормами коллективного договора о производстве выплат стимулирующего характера, в том числе премий. Соответственно, грамотно разработанные положения о премировании позволят не только избежать разногласий между работниками и работодателем, но и обеспечить справедливое разрешение спора, если он все-таки возник, судом.

Название документа