Подбор кадров: вековые традиции и новые веяния
(Багаутдинов Ф. Н.) ("Законность", 2012, N 5) Текст документаПОДБОР КАДРОВ: ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ВЕЯНИЯ
Ф. Н. БАГАУТДИНОВ
Багаутдинов Флер Нуретдинович, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного суда Республики Татарстан.
В связи с высказанными в печати предложениями о введении для выпускников юридических вузов экзамена для занятия должности в прокуратуре в статье рассматриваются вопросы о методах и способах подбора достойных кадров для органов прокуратуры.
Ключевые слова: кадры прокуратуры, квалификационные требования к прокурорским должностям, квалификационный экзамен, изучение личности кандидатов на прокурорские должности.
HR recruitment: age-old traditions and new trends F. N. Bagautdinov
In view of the proposals stated in the press to introduce an exam for graduates of institutions of high education of law to get a position in the Public Prosecution Service, the article considers issues of methods and approaches to recruitment of decent human resources for prosecutorial authorities.
Key words: Human resources of the Public Prosecution Service, qualification requirements to prosecutorial positions, qualification examination, examination of the personality of a candidate to prosecutorial positions.
Написать эту статью меня подтолкнули несколько публикаций, в которых говорилось о необходимости ввести экзамен для выпускников юридических вузов на доступ к профессии, а также сообщалось, что Ассоциация юристов России с привлечением юридических вузов готовит механизм сертификации выпускников-юристов. Ректор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина В. Блажеев в интервью отметил, что сегодня экзамен сдают кандидаты на должности судей, адвокатов и нотариусов. При этом успешная сдача экзамена является одним из условий для занятия той или иной должности. Профессор Блажеев подчеркнул, что такая практика не носит повсеместного характера: в частности, для занятия должности в органах прокуратуры сдача такого экзамена не предусмотрена <1>. -------------------------------- <1> См.: Орлов П. Экзамен перед назначением. // Российская газета. 2009. 28 мая. С. 8; Куликов В. Экзамен по должности. // Российская газета. 2011. 1 декабря. С. 8.
Заявление более чем серьезное, и оставлять его без реагирования нельзя. Действительно, надо обсудить, что лучше: ввести экзамен для занятия должности в прокуратуре либо же использовать другие механизмы отбора? Как человек, проработавший продолжительное время в органах прокуратуры, хотел бы поделиться своими соображениями по этому поводу. Конечно же мы все заинтересованы в том, чтобы в органах прокуратуры работали достойные кадры. Но гарантирует ли сдача квалификационного экзамена прием на работу лучших выпускников юридических вузов? К сожалению, не всегда. Традиционно принято считать, что судьями становятся самые достойные. Ведь они должны отработать 3 (для мировых судей) и 5 (для других судей) лет по юридической специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти через открытый конкурс, через квалификационную коллегию. Несмотря на все это, в последние несколько лет в Татарстане были привлечены к уголовной ответственности двое судей. Один - за организацию с участием работников милиции убийства! Другой - за дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, совершенное в нетрезвом состоянии. Оба случая получили широкий резонанс и вызвали всеобщее возмущение. Возникает вопрос: а как же эти люди прошли в судьи? Сегодня самым распространенным и надежным способом попадания на заветное судейское место является работа в качестве помощника судьи. Именно близость к судейской системе во многом облегчает помощникам судей прохождение экзамена и конкурса. Между тем у них подчас нет жизненного опыта. В текущем году направлено в суд уголовное дело на двух помощников судей, секретаря Приволжского районного суда г. Казани, которые в соучастии с риелтором за плату изготовили 62 фальшивых судебных решения о признании самовольных построек граждан законными. Эти помощники, основные обвиняемые по делу, были на хорошем счету и готовились со временем получить статус судьи. На протяжении многих лет и веков в органах прокуратуры создавались собственные способы и методы подбора кадров. С учетом уникального назначения прокуратуры, принимая во внимание выполняемые ею функции, сложились и определенные требования к прокурорским работникам. К примеру, в документах о назначении на должность Тетюшского уездного стряпчего (так назывались прокуроры в XIX веке) Казанской губернии еще в 1826 г. указывалось, что уездным стряпчим может быть "чиновник опытный, в канцелярском обряде искусный и отличного поведения, ни по каким делам не состоявший и не состоящий под судом и следствием". Известный ученый, Казанский губернский прокурор Г. Солнцев, занимавший эту должность бессменно в течение 20 лет (1824 - 1844 гг.), писал, что "звание стряпчего требует не только познания всего служебного порядка, но и хорошей нравственности желающего поступить в таковую должность" <2>. Безусловно, что эти рекомендации ни в коей мере не утратили своего значения и сегодня. -------------------------------- <2> Багаутдинов Ф. Н. Человек громадной учености. Казань, 2011. С. 285 - 286.
Современные реформаторы считают, что сегодня в прокуратуру может попасть любой человек, имеющий диплом юриста, и предлагают ввести экзамен для занятия должности в прокуратуре. Но все дело в том, что любых юристов в прокуратуру не берут. Принятию каждого решения предшествует тщательное изучение кандидата, проверка его юридических и иных знаний, исследование профессиональных, психологических, иных качеств и свойств. В Приказе Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114 "Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" отмечено, что требуется более полная нормативно-правовая основа, которой можно было бы руководствоваться при приеме на государственную службу в органы прокуратуры. В последнее время в этом направлении сделано немало. В частности, Приказом Генерального прокурора РФ от 12 августа 2010 г. N 316 утверждена квалификационная характеристика должности прокурора города, района и приравненного к ним прокурора. Это связано в том числе и с организацией на базе Академии Генеральной прокуратуры РФ профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв кадров для выдвижения на должности прокуроров соответствующего уровня. Приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 утверждена квалификационная характеристика должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора с закреплением общих требований к кандидату и перечня необходимых для помощника прокурора моральных качеств и психологических свойств. Как подчеркнуто в Концепции воспитательной работы, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, подбор профессиональных кадров предполагает всестороннее изучение личности кандидата на должность и его профессиональной пригодности применительно как к общим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, так и к требованиям, предъявляемым при занятии конкретной должности. При этом оценка пригодности работника к службе в прокуратуре осуществляется по медицинскому, образовательному и психологическому критериям. Изучение кандидата начинается, как правило, с проверки его юридических знаний. Например, в прокуратуре Республики Татарстан есть специальный сотрудник, который проводит собеседование с кандидатом, задает ему вопросы и определяет уровень его знаний в юриспруденции. Многие успешно проходят это собеседование. Но троечники, лица, не имеющие глубоких знаний, здесь отсеиваются сразу же. Если человек не может назвать основные элементы состава преступления, ответить на другие простейшие вопросы, вывод о его юридических познаниях вполне очевиден. Приказом Генерального прокурора РФ от 9 ноября 2009 г. N 983-К утверждена Инструкция по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры РФ. В качестве приложения она содержит перечень документов, представляемых кандидатом при поступлении на работу в прокуратуру. Список документов весьма обширный. В частности, в числе других документов кандидат должен представить справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (свою, супруги и несовершеннолетних детей). Из этих сведений также может быть почерпнута определенная информация о кандидате. Кроме этого, путем направления соответствующих запросов следует проверить, не является ли кандидат учредителем, акционером либо в другой форме участвует (участвовал) в коммерческой деятельности - эти сведения могут и не усматриваться из представленной декларации. Полагаю, что на уровне приказа Генерального прокурора РФ необходимо определить перечень запросов, которые направляются в те или иные органы при проверке кандидата. Безусловно, каждый кандидат должен быть проверен по всем учетам: привлекался ли он к уголовной, административной, иной ответственности, не имеет ли судимость, не состоит ли на учете у нарколога, психиатра, нет ли за ним исполнительных листов, не был ли замечен в невозврате кредитов и т. д. Целесообразно направить запрос в ГИБДД о наличии автомобилей, о нарушениях правил дорожного движения кандидатом. Наличие у кандидата дорогих иномарок, оформленных на других лиц, может вызвать к нему дополнительные вопросы. Если же кандидат часто нарушал ПДД, тем более управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, отказывался от медицинского освидетельствования, не подчинялся требованиям сотрудников ГИБДД, допускал другие грубые нарушения правил дорожного движения, то эти факты могут стать основанием для отклонения кандидатуры. Большинство кандидатов, претендующих на работу в органах прокуратуры, как правило, не служили в армии. В этих и других случаях необходимо получить информацию из военкомата, проходил ли претендент медицинскую комиссию и каково ее заключение. Сравнение медицинских данных из военкомата и медицинской справки из поликлиники по месту жительства кандидата иногда приводит к удивительным открытиям. По медсправке поликлиники кандидат вполне здоров, а военкомат свидетельствует, что он признан негодным к военной службе. Чтобы не идти в армию, молодые люди, при старании родителей, придумывают себе несуществующие болезни либо преувеличивают свои незначительные медицинские отклонения. Один такой кандидат в военкомате заявил, что он в детстве упал с высоты, чувствует постоянные головные боли. На основании периодического лечения в стационаре, подтверждающего этот диагноз, он был признан негодным к военной службе. Потом закончил юрфак и решил устроиться в прокуратуру. При проверке запросили сведения из военкомата. Полученный ответ с диагнозом вызвал серьезные вопросы. У другого кандидата в военкомате "нашли" чуть ли не онкологическое заболевание. В армию он не пошел, решил служить в прокуратуре. "Страшный" диагноз всплыл. Парень доказывал, что никакого заболевания у него нет, что все это организовала его мама. Независимый медицинский осмотр показал, что парень здоров. Конечно, оба этих кандидата были отклонены, ведь они уже проявили склонность к обману, а таким не место в прокуратуре. Поэтому не следует полагаться на медицинские справки, которые приносят кандидаты. Полагаем, что медицинское обследование при поступлении в органы прокуратуры кандидат должен пройти в независимом медицинском учреждении, определенном прокуратурой субъекта Федерации. И это обследование должно быть полным, с прохождением всех необходимых специалистов, со сдачей необходимых анализов. В целом вопросы медицинского обследования кандидатов требуют отдельного, обстоятельного исследования и обсуждения. Кстати, до сих пор нет нормативного акта с перечнем заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы прокуратуры. Кроме этого, считаем, что в условиях национальной республики важное значение имеет проверка кандидата, его родных и близких на принадлежность к различным террористическим, религиозным, экстремистским организациям. Нельзя в современном мире отмахиваться от вопросов вероисповедания. Тут требуется особая деликатность. Среди прокурорского корпуса есть отдельные сотрудники, которые соблюдают правила ислама. Этого нельзя запрещать, но это не должно мешать работе, создавать неудобства для других сотрудников и посетителей. Поэтому при приеме на работу необходимо обращать внимание на это обстоятельство, выяснять, насколько глубоко кандидат привержен религии, одновременно разъясняя ему специфику работы в прокуратуре, требования к сотрудникам прокуратуры. Если какой экзамен и нужен при приеме на работу в прокуратуру, то это, на наш взгляд, экзамен по русскому языку. Юрист как никто другой должен писать грамотно. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем падение уровня знаний по русскому языку. Молодежь зачастую не читает книг, не знает правил русского языка, допускает грубые ошибки на письме. Мы обратили внимание на это обстоятельство уже давно, когда в протоколе осмотра места происшествия и трупа один следователь прокуратуры допустил более 60 ошибок на 4 страницах текста. От такого следователя пришлось избавиться. С тех пор для кандидатов было введено испытание в виде написания небольшого диктанта. Этого вполне достаточно, чтобы увидеть уровень знаний кандидата по русскому языку. И если он низок, от таких специалистов надо отказываться. Ни в коем случае нельзя удовлетворяться характеристиками, которые представляют кандидаты. Они требуют соответствующей проверки. Немало случаев, когда человеку дают хорошую характеристику, лишь бы избавиться от него. Иногда можно получить весьма любопытные сведения о кандидате, просто позвонив по месту его прежней работы. Личное общение с коллегами кандидата, его руководством способно открыть массу нюансов и деталей, важных для принятия кадрового решения. Думаю, что нельзя отбрасывать в сторону и рекомендации. В полиции, к примеру, при приеме на работу они могут учитываться. Почему нельзя это правило использовать и в прокуратуре? Неофициально такая практика, конечно же, существует. Если, например, уважаемый прокурор района говорит, что знает этого парня давно, что он добросовестный, честный, во время учебы в юридическом вузе постоянно бывал в прокуратуре и выполнял различные поручения, что прокурор за него ручается, то такая рекомендация может сыграть решающую роль. Рекомендация должна быть оформлена и подписана, и рекомендующий несет ответственность за свое мнение. Иногда бывает весьма полезным ознакомление с жилищными условиями кандидата, его семьей. Будучи прокурором, я несколько раз практиковал этот метод, и он давал полезные результаты. Например, без предупреждения посетил в вечернее время семью Ф., который обратился с заявлением о приеме на работу в прокуратуру. Большая семья была в сборе, она проживала в отстроенном самими членами семьи доме. Я воочию убедился, что это трудолюбивая, порядочная, простая семья. Это обстоятельство в числе других было учтено при приеме Ф. на работу, и он успешно работает в прокуратуре до настоящего времени. И в целом изучение кандидата не должно быть формальным, осуществляемым только путем сбора различных "бумажек". Надо видеть живого человека, изучать его в разных ситуациях. Иногда отдельные фразы, жесты, действия человека говорят о нем намного больше, чем целая папка документов. Сегодня невозможно представить кадровую работу органов прокуратуры без участия в ней специалиста-психолога. Неотъемлемым и обязательным звеном в проверке любого кандидата стало собеседование (тестирование) у психолога. Такой сотрудник появился в прокуратуре Республики Татарстан более 15 лет назад. На основе специальной методики, исходя из ответов кандидата на сформулированные вопросы, психолог составляет его психологическую характеристику. Тестирование проходят не только лица, желающие поступить на работу в органы прокуратуры. Практикуется психологическое обследование прокурорских работников и перед аттестацией. Такое обследование проходят лица, зачисляемые в резерв на выдвижение. За годы работы мы убедились в важности и нужности обследования психолога. Нередко бывало так, что читаешь результаты обследования работника, которого ты давно и хорошо знаешь, и удивляешься, насколько точно дана его психологическая и иная характеристика. В то же время недопустимо применение полиграфа при проверке кандидатов в органы прокуратуры. Хотя некоторые органы официально используют этот метод, я считаю, что полиграф не вполне надежен, его результаты могут оказаться ложными. При этом исхожу из богатой прокурорско-следственной практики. Немало было случаев, когда сотрудники милиции (полиции) проверяли на полиграфе подозреваемых в тяжких преступлениях и горячо доказывали прокурору, что мол, это они совершили убийство, полиграф показал их причастность. На основе сомнительных данных полиграфа они требовали арестов, обысков и т. д. и, бывало, добивались своего. Потом же оказывалось, что преступление совершили совсем другие лица. При необходимости следует проводить и специальные мероприятия и исследования, например, для определения среди кандидатов наркозависимых лиц. Был случай попадания в прокуратуру молодого человека, увлекающегося игрой в казино, который закончился весьма печально. Поэтому в ходе изучения личности кандидата необходимо стараться выявить у него пристрастия, подверженность современным порокам, присущим части молодежи. Таким образом, можно рекомендовать определенный алгоритм проверки пригодности кандидата кадровой службой прокуратуры: представление кандидатом требуемых документов; проверка достоверности сведений и документов, представленных кандидатом; проверка уровня юридических знаний кандидата; проверка уровня знаний кандидата по русскому языку; прохождение кандидатом психологического обследования, составление психологического портрета кандидата; проверка кандидата по учетам правоохранительных, судебных и иных органов; специальная проверка отдельных вопросов; прохождение кандидатом медицинского обследования в независимом медицинском учреждении. Таким образом, проверка кандидата носит многоступенчатый характер. На каждой из стадий кто-то "отпадает". До финиша доходят немногие. Дальше их ждет последнее испытание - личное собеседование с прокурором республики. В дальнейшем, по мере появления вакансий, кандидат, зачисленный в резерв, принимается на работу, если не возникнут иные обстоятельства. Кстати, после реформы 1864 г. при прокурорах состояли так называемые кандидаты на судебные и следственные должности. Им давались различные служебные поручения. В основном они занимались оказанием помощи судебным следователям, участвовали в производстве следствия, выполняли и канцелярскую работу, исполняли обязанности секретаря при прокуроре и т. д. Некоторые из них, ожидая назначения на должность, находились в кандидатах несколько лет. Может быть, стоит обсудить вопрос о некоем предварительном прохождении службы в качестве кандидата? За определенный срок (шесть месяцев, год) вполне можно сделать вывод о пригодности (непригодности) кандидата. Да и он сам сможет понять, что работа в прокуратуре не подходит для него. Припоминаю случай, когда назначенный на должность следователя прокуратуры молодой человек прибыл на место обнаружения трупа и упал там в обморок. Потом пришлось перевести его на должность помощника прокурора. В заключение хотел бы указать на необходимость проведения исследований, которые позволяли бы определять степень доверия граждан прокуратуре в целом. Сегодня в стране проводится много социологических опросов, на основе которых делаются определенные выводы. В отношении же прокуратуры мы не знаем, доверяют ли ей граждане и насколько доверяют, падает или растет это доверие. Работая прокурором города Казани, я выступал на местном телеканале по случаю профессионального праздника российской прокуратуры. Люди звонили, я отвечал на вопросы, рассказывал о деятельности прокуратуры. По моему предложению в начале передачи аудитории был задан вопрос: "Кому вы доверяете больше?". Варианты ответа: прокуратуре, суду, милиции. Звонков было много. Поставив такой вопрос, я рисковал. И тем более испытал огромное чувство гордости, когда по результатам опроса прокуратура намного опередила остальные органы. Эти и другие формы выяснения общественного мнения о прокуратуре надо применять и использовать полученные результаты.
Библиографический список
1. Орлов П. Экзамен перед назначением // Российская газета. 2009. 28 мая. 2. Куликов В. Экзамен по должности // Российская газета. 2011. 1 декабря. 3. Багаутдинов Ф. Н. Человек громадной учености. Казань, 2011.
Название документа