О работе прокуратуры Кировской области по защите прав граждан на своевременную оплату труда. Выступление прокурора Кировской области С. П. Берижицкого

(Редакционный материал)

("Прокурор", 2012, N 2)

Текст документа

О РАБОТЕ ПРОКУРАТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННУЮ ОПЛАТУ ТРУДА

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. П. БЕРИЖИЦКОГО

В числе приоритетных вопросов надзорной деятельности органов прокуратуры Кировской области в минувшем году оставалась защита трудовых прав граждан.

События 2-летней давности, когда задолженность по зарплате в области доходила до нескольких сот миллионов рублей, число безработных составляло 28 тысяч человек, проблемы стояли настолько остро, что в любой момент ситуация могла выйти из-под контроля, грозила социальным взрывом, надеюсь, позади. Но обстановка продолжает оставаться напряженной и требует постоянного личного контроля.

Работа строится в тесном взаимодействии с органами власти и управления, Государственной инспекцией труда, территориальными управлениями Росреестра, Росстата, службой занятости населения, другими контролирующими структурами. Обеспечивается участие в работе межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда и ликвидации задолженности по заработной плате при правительстве области, аналогичных комиссий на местах. О результатах анализа ситуации в сфере соблюдения трудовых прав граждан информируются губернатор области, Главный федеральный инспектор для принятия согласованных организационных и управленческих решений. Стали регулярными наши совместные выезды в наиболее неблагополучные районы для изучения положения дел, принятия мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан.

С целью получения информации о возникающей задолженности по зарплате, проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с высвобождением работников, своевременного устранения нарушений, защиты прав граждан и привлечения к ответственности виновных лиц задействован потенциал выездных приемных, созданных прокуратурой в проблемных районах, на крупных предприятиях-должниках, "телефон доверия", интернет-ресурсы.

Члены межведомственной рабочей группы, действующей при прокуратуре области, на постоянной основе выезжают в районы, оказывают практическую помощь в работе, в том числе по ликвидации задолженности по зарплате.

В течение года вопросы соблюдения трудовых прав граждан неоднократно обсуждались на заседаниях коллегии, межведомственных совещаниях. В принятых решениях прописан четкий алгоритм действий.

Повышены спрос и требовательность к прокурорам, должностным лицам всех уровней за результаты работы на данном направлении. Всего в 2011 г. выявлено 22 877 нарушений закона в сфере защиты трудовых прав граждан, и здесь необходимо отметить, что только 7,9% нарушений выявлено в результате рассмотрения обращений граждан, а остальные - при инициативном влиянии прокуроров.

Прокуроры ориентированы на ежедневный мониторинг ситуации на рынке труда, использование комплексного подхода, принятие последовательных и исчерпывающих мер вплоть до полного восстановления нарушенных прав работников. Сегодня по каждому предприятию-должнику такие меры приняты.

Проверками в прошлом году были охвачены все проблемные предприятия, которые хоть раз попали в поле зрения прокуроров в числе должников. Всего проведено более 2 тысяч проверок. Возбуждение уголовных дел, административных производств, направление заявлений в суд, наряду с другими мерами, принятыми совместно с органами власти и управления, позволили стабилизировать ситуацию. В течение 2011 г. задолженность по заработной плате в целом по области снизилась на 10,7 млн. рублей, на 40% сократилось количество предприятий-должников, на 34% - численность работников, перед которыми она имелась, более чем на 30% - безработных, зарегистрированных в службе занятости. Уровень безработицы составил 1,7% против 3,5%. По результатам принятых мер реагирования было погашено 215 млн. рублей задолженности. На начало этого года задолженность по зарплате в области составила 103,6 млн. рублей (3400 человек). Это официальная статистика. И если она показывала в истекшем году задолженность на 15 предприятиях области, то по результатам наших проверок было дополнительно выявлено 92 млн. рублей долгов по зарплате в 147 организациях, не отчитывающихся в органы статистики, либо организациях, представивших туда недостоверные сведения. Нарушенные права работников всех указанных предприятий восстановлены.

Основной причиной образования большой задолженности по выплате заработной платы в области является смена собственника, последующее неэффективное управление, банкротство.

Из общей суммы задолженности по зарплате в 2011 г. 100,9 млн. рублей (97%) приходится на предприятия, проходящие процедуры несостоятельности (банкротства), причем 93,5 млн. рублей - суммарная задолженность четырех предприятий (акционерные общества "Эликон", "Силикат", "Восток", "Яранский комбинат молочных продуктов"), где проблемы с выплатой зарплаты возникли несколько лет назад. В течение 2011 г. новых крупных предприятий-должников в области не появилось.

В каждом случае требуем от прокуроров проведения проверок исполнения законодательства о банкротстве, в том числе на предмет выявления преднамеренного банкротства, законности совершения арбитражным управляющим сделок по реализации имущества конкурсной массы, расходования полученных денежных средств. Из 15 предприятий-должников 10 находятся в процедуре банкротства. В отношении каждого из них проведены проверки, по результатам которых возбуждено 8 уголовных дел по ст. 196, 195, 199.2, 160, ч. 4 УК РФ (преднамеренное банкротство - 2, неправомерные действия с имуществом - 2, налоговые преступления - 2, присвоение или растрата - 2).

Так, по результатам проверки на Яранском молочном комбинате были установлены факты преднамеренного банкротства. Руководители предприятия на заведомо невыгодных условиях заключали договоры поставки и купли-продажи, приведшие его к банкротству. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 196 УК РФ. Еще на двух предприятиях, имеющих задолженность, по результатам прокурорских проверок, проведенных совместно с контролирующими органами, возбуждено 3 уголовных дела: по фактам сокрытия 30 млн. рублей от налогообложения (по ст. 199.2 УК РФ), а также растраты крупных денежных средств, полученных в банках в качестве кредита, путем их перевода по бестоварным сделкам на счета фирм-"однодневок" (по ст. 160, ч. 4 УК РФ).

На прошлой неделе вместе с заместителем Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Галиной Сергеевной Изотовой, губернатором области, Главным федеральным инспектором мы в очередной раз побывали в городе Яранске. Ситуация там остается сложной, но положительная динамика наметилась. Из 16,3 млн. рублей долгов на момент обращения сегодня погашено около 10 млн. рублей.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства на полную и своевременную оплату труда и проведении проверок прокуроры ориентируются на конечный результат, практикуется их оперативное сопровождение подразделениями УМВД России по Кировской области. В необходимых случаях ставится вопрос об отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. По 5 материалам после отмены ранее принятых решений были возбуждены уголовные дела. Всего в 2011 г. было возбуждено 25 уголовных дел по факту невыплаты заработной платы, 20 из которых - по материалам прокуроров. По 17 делам расследование завершено, дела уже рассмотрены судом, вынесены обвинительные приговоры. По всем делам приняты меры к погашению имевшейся задолженности по зарплате.

По постановлениям прокуроров к административной ответственности за нарушения трудового законодательства в части оплаты труда привлечено 471 должностное лицо. Наиболее действенным инструментом считаем дисквалификацию. В 2010 г. 26 руководителей, в 2011 г. 11 руководителей дисквалифицированы и освобождены от занимаемой должности. В суды в минувшем году направлено 15,3 тысячи исков.

Другая проблема - реальное исполнение решений судов о взыскании задолженности по заработной плате по искам прокуроров. Повысили требовательность к службе судебных приставов, провели совместную коллегию, организовали жесткий контроль за исполнением решения, это сработало на результат. В 2011 г. более 92% решений судов реально исполнено. В то же время необходимо отметить, что потенциал ст. 315 УК РФ используется крайне неэффективно.

Одновременно прокурорами обеспечивался системный надзор за соблюдением органами местного самоуправления, работодателями, службой занятости населения требований закона при использовании средств государственной поддержки, направляемых на снижение напряженности на рынке труда, развитие территорий. Для примера: лишь по Программе "Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Вятские Поляны на 2010 - 2015 годы" в 2010 - 2011 гг. были профинансированы такие мероприятия на сумму свыше полутора миллиардов рублей. Реализация программы, ее сопровождение надзорными средствами позволили сократить уровень безработицы в Вятско-Полянском районе в два раза. Допускаемым при этом нарушениям закона дается принципиальная оценка. В настоящее время проводится доследственная проверка в отношении главы Красно-Полянского городского поселения, в действиях которого выявлены факты неправомерного расходования средств господдержки.

В ходе прокурорских проверок выявлялись также факты мошеннических действий при получении средств господдержки. В 2011 г. расследовалось 18 уголовных дел, 9 из них по материалам прокуроров.

У нас есть четкое понимание, что мы обязаны работать на опережение. Перед контролирующими органами, прокурорами поставлена задача отслеживать финансовое состояние и платежеспособность предприятий на самой первоначальной стадии, когда имеются лишь предпосылки к нарушению трудовых прав работников, и принимать адекватные ситуации меры.

Это возможно при налаженной системе взаимообмена информацией, главным источником которой должны быть данные органов местного самоуправления, контролирующих, налоговых органов, безусловно, при координирующей роли прокуроров.

Полагаю, что выбранный алгоритм работы позволит снизить напряженность на рынке труда, реально защитить права граждан.

Название документа