Споры о трудовом договоре

(Иванова С.)

("ЭЖ-Юрист", 2011, N 37)

Текст документа

СПОРЫ О ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ

С. ИВАНОВА

Светлана Иванова, независимый эксперт при Минюсте России, г. Москва.

Споры, связанные с признанием гражданско-правовых договоров трудовыми, не прекращаются. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят законопроект, призванный окончательно развернуть работодателей в сторону трудового договора с работником. Какими мерами это предлагается достигнуть?

Надежды трудящихся...

Уж очень полюбили работодатели такую форму взаимоотношений, как гражданско-правовой договор. Выгода понятна. Хотя на налогах экономишь не так много (хотя, если обязать работника зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, экономия ощутима), но не нужно оплачивать время, в которое работник фактически не исполнял свои обязанности - больничный, отпуск и пр. Да и процедура расставания проще. Расторг договор в любое удобное время, и никаких тебе актов, объяснительных, приказов, страхов по поводу возможного восстановления в должности с оплатой вынужденного прогула.

И вот законотворцы решили сделать подарок трудящимся.

В целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Определение КС РФ от 19.05.2009 N 597-0-0) ТК РФ в ч. 4 ст. 11 определил, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

К признакам трудовых правоотношений законодатель относит перечисленные в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ. А именно под трудовыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном (в гражданско-правовом договоре стороны вправе предусмотреть возможность оказания услуг третьим лицом) выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, с профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка (заказчик же не вмешивается в деятельность подрядчика/исполнителя) при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Последний же, в свою очередь, представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Возвращаясь к ст. 11 ТК РФ, отметим, что действующая редакция оставляет право признания правоотношений трудовыми за судом. Инициаторы изменений предлагают закрепить положение о том, что в случае отказа лица, использующего личный труд, признать себя работодателем, признание данных отношений трудовыми может осуществляться не только судом, но и государственной инспекцией труда.

Авторы законопроекта также предлагают ужесточить ответственность недобросовестных работодателей. Так, например, КоАП РФ предлагается дополнить ст. 5.27.1, предусматривающей ответственность за уклонение от заключения трудового договора в случаях, когда отношения, связанные с использованием личного труда, фактически являются трудовыми (имеют признаки трудовых отношений, установленные трудовым законодательством), но не оформляются гражданско-правовым или каким-либо иным договором, а также в случаях, когда использование личного труда осуществляется путем фактического допущения работника к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, в виде административного штрафа (от 10 тыс. до 100 тыс. руб.) и дисквалификации на срок от одного до трех лет.

...и официальный отзыв

Предлагаемая редакция ч. 3 ст. 237 ТК РФ предусматривает, что в случае отказа в заключении трудового договора лицу, фактически допущенному к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, должен быть возмещен моральный вред, причиненный введением его в заблуждение в результате допуска к работе ненадлежащим лицом. При этом размер возмещения не может быть меньше, чем размер причитающихся ему выплат в связи с работой, произведенной им в интересах юридического лица или индивидуального предпринимателя после указанного фактического допуска.

В официальном отзыве на законопроект Правительство РФ указывает на нецелесообразность включения данной нормы в текст ТК РФ, поскольку, по мнению авторов отзыва, действующая редакция ст. 237 ТК РФ уже содержит гарантию судебной защиты прав работника на компенсацию морального вреда во всех случаях его причинения работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при необоснованном отказе в заключении трудового договора.

Но не стоит забывать о существующей судебной практике в отношении анекдотичных размеров компенсации морального вреда. А часть 2 ст. 237 ТК РФ оставляет право на определение размера возмещения морального вреда именно за судом. Работодатель (работники работодателя, осуществляющие деятельность по подбору персонала и пр.) должен знать, что в случае допущения нарушения он выплатит работнику не одну или две-три тысячи рублей, а именно ту сумму, которую этому работнику пообещал (в размещенной вакансии, job-offer и пр.). Только формулировка, на наш взгляд, должна быть иная.

Согласно существующему определению, моральный вред - физические или нравственные страдания, денежная оценка которых возложена ст. 151 ГК РФ на суд. Зачем вновь все усложнять? Почему не закрепить норму, согласно которой в случае отказа в заключении трудового договора лицу, фактически допущенному к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции, возникшие правоотношения признаются трудовыми (со всеми вытекающими последствиями)? А все расходы работодателя взыскать с лиц, по вине которых эти расходы возникли, в порядке ст. 1068 ГК РФ, главы 39 (в том числе ст. 243) ТК РФ. И работник не в обиде, да и "организационным распорядителям" лишний повод задуматься об обязательности исполнения законов.

В соответствии с данными поправками надо изменить и содержание ч. 3 ст. 16 ТК РФ, а также ч. 2 ст. 67 ТК РФ.

Однако следует согласиться с изложенным в п. 4 официального отзыва мнением о нецелесообразности дополнения ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку указанная статья уже предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде, к которому и относится уклонение работодателя от заключения трудового договора.

Правительство РФ выражает также свое несогласие с расширением полномочий сотрудников государственной инспекции труда, перечисленных в ст. 357 ТК РФ, в части признания гражданско-правовых правоотношений трудовыми, ссылаясь на то, что "объем полномочий государственной инспекции труда как органа, осуществляющего государственный надзор и контроль в установленной сфере деятельности, значительно меньше процессуальных полномочий суда по установлению тех или иных юридических фактов".

Так почему не наделить этот госорган соответствующими полномочиями? К тому же авторы законопроекта предлагают расширить перечень органов, рассматривающих подобные дела, а не лишить соответствующей компетенции судебные органы.

В общем, законопроект сыроват. Будем надеяться, что инициаторы не растратят пыл и предусмотрят в законе более действенные меры, которые не позволят работодателю уклониться от заключения трудового договора.

Название документа