Валютно-интеграционные процессы: проблемы определения

(Сухова О. В.) ("Российский юридический журнал", 2014, N 3) Текст документа

ВАЛЮТНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

О. В. СУХОВА

Сухова Ольга Владимировна, аспирант кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург).

Анализируются разные подходы к определению понятия интеграции, ее причин и мотивов в доктрине международного права. Рассматривается валютная интеграция на примере Латинского монетного союза и Скандинавского монетного союза. Исследуются различные типы валютных группировок, такие как валютные блоки и валютные зоны, их особенности, различия. Дается классификация валютно-интеграционных объединений.

Ключевые слова: интеграция, международное право, валютная интеграция, валютный союз.

Monetary integration processes: problems of definition O. V. Sukhova

Different approaches to definition for integration, its causes and incentives in an international law doctrine are analyzed. Monetary integration is examined on the example of the Latin Monetary Union and the Scandinavian Monetary Union. Various types of monetary groupings such as monetary units and monetary zones, their peculiarities and differences are considered. The classification of monetary integration associations is given.

Key words: integration, international law, monetary integration, monetary union.

Основными тенденциями развития современных межгосударственных отношений можно назвать глобализацию и интеграцию. Как указывает Ю. С. Безбородов, "глобализация, основанная на экономических предпосылках и реализуемая в сфере экономики в рамках Всемирной торговой организации и ЕС, в настоящее время трансформирует и все остальные социальные элементы, в том числе право". Таким образом, международное право можно назвать "продуктом глобализации", который "в концентрированном виде содержит все те ценности и достижения, которые за тысячелетия выработало человечество". Международное право выступает основой, на которой суверенные государства строят собственный правопорядок. В то же время некоторые государства уже осознали необходимость обеспечения единого правового регулирования отдельных сфер, прежде всего валютной <1>. -------------------------------- <1> Безбородов Ю. С. Универсализация и локализация международно-правового регулирования в условиях глобализации // Рос. юрид. журн. 2013. N 3. С. 26 - 29.

Понятие "интеграционные процессы" до настоящего времени не было однозначно определено в доктрине международного права. Вопросы интеграции возникают в таких сферах общественных отношений, как экономика, политика, культура и экология, поэтому научное осмысление рассматриваемого явления происходит одновременно с точки зрения различных дисциплин. Перед юридической наукой стоит задача определения и обоснования правовых интеграционных процессов, происходящих в мире. Интеграция обычно подразумевает объединение неких частей в единое целое. Применительно к сфере межгосударственных отношений это понятие означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную общность (целостность). При этом последняя по объему больше и содержательнее арифметической суммы составляющих ее частей <1>. -------------------------------- <1> Лепешков Ю. А. Межгосударственная интеграция в рамках Европейского союза: некоторые вопросы теории // Белорусский журн. междунар. права и междунар. отношений. 2001. N 1. С. 4.

В науке термин "интеграция" появился относительно недавно, по мнению американского экономиста Ф. Махлупа, не раньше 1942 г. (сам феномен, несомненно, существовал и прежде), однако вскоре он стал использоваться лишь по отношению к международным экономическим отношениям. Более узкое понятие "политическая интеграция" вошло в научную терминологию в начале 50-х гг. прошлого века <1>. -------------------------------- <1> Побединский И. М. Концептуальные основы интеграционных процессов // Известия Рос. гос. педагог. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. N 86. С. 34.

После Второй мировой войны причинами и мотивами в интеграции теоретики называли в первую очередь политические обстоятельства, например стремление не допустить развязывания войны в Европе, необходимость противостояния "коммунистической угрозе". Ученые либерального направления (Дж. Вайнер, Дж. Мид, В. Репке, Т. Сцитовски) главной причиной, объективно обусловливающей необходимость интеграции, считали противоречие между потребностями международной торговли, способствующей росту рынков, и системой протекционистских барьеров. Устранение барьеров при формировании зон свободной торговли дает преимущества всем участникам объединения. Теоретики неокейнсианского направления - "дирижисты" (Ф. Вейер, П. Стритен, С. Харрис и др.) - делали акцент на ликвидации несоответствия между политикой стимулирования роста и занятости внутри стран и бурным развитием международных экономических отношений. "Дирижисты" обосновывали потребность не только в устранении национальных хозяйственных барьеров на пути перемещения производства в международном масштабе, но и в объединении экономических политик государств, формировании межгосударственных и наднациональных органов экономического регулирования в создаваемых интеграционных блоках. Социальный аспект в теорию интеграции был привнесен теорией коммуникации К. Дойча. Он считал, что социальная коммуникация важна, когда государства строят международные "сообщества безопасности" - формализованные и плюралистические. Первые возникают в результате юридически оформленного объединения (например, федерации), вторые предполагают сохранение самостоятельной правосубъектности частей и интеграцию без институционного слияния <1>. -------------------------------- <1> Зуев В. Н. Наднациональные механизмы интеграции. М., 2013. С. 19.

Американский социолог А. Этзони полагает, что понятия "сообщество" и "интеграция" являются субъектом и предикатом. При этом "сообщество" представляет собой некую "общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционными механизмами" <1>, в то время как "интеграция" выступает своеобразной "способностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия и влияния как внутренних, так и внешних изменений". По мнению Этзони, понятие "интеграция" включает ряд необходимых элементов: 1) эффективный контроль за использованием принудительных мер воздействия; 2) единый центр, отвечающий за принятие и исполнение решений; 3) доминирующий центр политического единства основной массы политически активного населения. -------------------------------- <1> Здесь и далее цит. по: Соколова Н. В. Политическая интеграция: генезис и перспективы развития (на примере ЕС, СНГ, Союзного государства России и Беларуси): Дис. ... канд. полит. наук. Воронеж, 2010.

По мнению В. Г. Барановского, интеграция - это прежде всего политический феномен. Политическая интеграция предполагает глубокое и всестороннее сотрудничество государств-партнеров на постоянной основе, порождающее специфические институциональные и организационные формы взаимодействия. Он выделяет два аспекта политической интеграции: институциональный, характеризующийся интеграцией организаций и институтов - участников политической жизни, и функциональный, касающийся политических функций, которые реализуются участниками политической жизни. Результатом политической интеграции становятся наднациональные институты <1>. -------------------------------- <1> Соколова Н. В. Указ. соч. С. 23.

Термин "интеграция" стал также неотъемлемой частью методологического инструментария науки международного права в XX - XXI вв. Международная интеграция является процессом, с помощью которого государства устраняют барьеры на пути свободной торговли и свободного перемещения людей через национальные границы в целях снижения напряженности, которая может привести к международному конфликту <1>. Анализируя природу интеграционных процессов, следует отметить, что именно право определяет статус и сферу деятельности главных действующих лиц в условиях интеграции, осуществляет функцию "упорядочения и стимулирования интеграционного процесса, консолидации его содержательных и организационных структур" <2>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Garza D. International integration theories. Regional Scenarios. URL: http://diiego. files. wordpress. com/2006/08/international-integration-theories. pdf. <2> Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журн. междунар. права. 1992. N 1. С. 36.

Как отмечает Б. Н. Топорнин, интеграция - более глубокое, более развитое международное сотрудничество, направленное на выход за рамки простой координационной политики задействованных в нем государств. Она представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, участники которого отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов <1>. -------------------------------- <1> Топорнин Б. Н. Европейское право: Учеб. М., 1998. С. 14.

По мнению Е. Т. Усенко, одной из важнейших составляющих интеграционных процессов выступает межгосударственная координация в сфере правовой политики. В зависимости от потребностей и готовности государств она может приобретать различные формы: от согласования отдельных правовых решений до формирования единого правового пространства. По сути, интеграционные процессы и координация в области правовой политики - это две стороны одной медали: интеграция невозможна без создания единых или сходных правовых норм, а последние, в свою очередь, служат стимулом к интенсификации интеграционных процессов <1>. -------------------------------- <1> Рыжов В. Б. Международно-правовые модели региональных интеграционных объединений (на примере Европейского союза, МЕРКОСУР и ЕврАзЭС): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 26.

Сейчас интеграция определяется как "процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов" <1>. По мнению С. Ю. Кашкина, интеграция есть средство решения глобальных социальных задач государств, связанных историческим прошлым и экономическим настоящим, а ее правовое регулирование - юридический механизм, обеспечивающий их эффективное проведение в жизнь <2>. -------------------------------- <1> Лепешков Ю. А. Указ. соч. С. 4. <2> Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Монография / Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2013.

Ю. С. Безбородов рассматривает международно-правовую интеграцию как процесс объединения правовых систем с помощью международно-правовых средств с целью достижения единообразия правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах <1>. -------------------------------- <1> Безбородов Ю. С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Рос. юрид. журн. 2012. N 1. С. 67.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие единого мнения относительно того, что же представляет собой интеграция, последняя в юридической доктрине чаще всего оценивается положительно: как "процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами" <1>. Развитие и расширение Европейского союза в последние десятилетия демонстрируют возможности региональной интеграции. -------------------------------- <1> Кизима С. А., Бакин А. И. Системные аспекты организации и функционирования Европейского союза // Европейский союз: история, политика, экономика, право: Сб. науч. тр. Минск, 1998. С. 106.

Итак, интеграция предполагает согласование государственных интересов на основе формирования общего экономического, научно-технического, информационного пространства и создание с этой целью различных международных объединений, организаций и блоков. В результате интеграции формируется пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и в отношениях с иностранными гражданами и юридическими лицами и создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в регионе <1>. -------------------------------- <1> Рыжов В. Б. Указ. соч.

Интеграция поначалу трактовалась с позиций статического подхода. В. Репке рассматривал интеграцию как "положение вещей, при котором возможны такие же свободные и выгодные торговые отношения, как те, которые существуют внутри национальных хозяйств". Данный подход подверг критике Б. Баласса, предложивший рассматривать интеграцию не только как результат, но и как процесс. В рамках динамического подхода классической стала схема Б. Балассы, принятая различными международными экономическими организациями. Согласно ей интеграция предполагает уничтожение дискриминации и последовательную смену следующих форм: 1) зона свободной торговли, в рамках которой страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, по отношению к третьим странам они выступают индивидуально, устанавливая собственные тарифы и сохраняя экономический суверенитет; 2) таможенный союз, подразумевающий упразднение таможенных пошлин в торговле, проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В таможенном союзе осуществляется беспошлинная торговля между странами-членами и действует общий таможенный тариф по отношению к третьим странам; повышается необходимость в создании наднациональных органов. Большое значение для таможенного союза имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав (например, Германия и Франция - в ЕС, Бразилия и Аргентина - в МЕРКОСУР и т. д.); 3) единый общий рынок, предполагающий решение следующих задач: разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации; формирование общих фондов содействия социальному региональному развитию; 4) экономический и валютный союз, означающий совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики, а также проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка; 5) политический союз, подразумевающий проведение согласованной внешней политики, координацию действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней интеграционного развития является отмена экономических барьеров. Все стадии прошел только ЕС, остальные интеграционные образования находятся на первом или втором этапе <1>. -------------------------------- <1> Шерьязданова К. Г. Современные интеграционные процессы: Учеб. пособие. Астана, 2010. URL: http://interservis. info/lib/i2.

Необходимо отметить, что представленное многообразие мнений и дефиниций характерно для самой природы такого феномена, как интеграция. Каждый из подходов - ключ к пониманию внутренних законов интеграции в межгосударственной сфере и средство для решения глобальных проблем, а также для прогнозирования возможных потребностей в международно-правовом обеспечении интеграционных процессов. Несомненно, что интеграционные процессы в валютно-финансовой сфере выступают одной из объективных тенденций развития современных международных экономических отношений. Об этом свидетельствует постепенное сокращение числа валют, обращающихся в мире. В 1996 г. Международная организация по стандартизации насчитывала 174 денежные единицы, тогда как, по данным ООН, на политической карте мира значилась 191 страна. В 2008 г. число валют сократилось до 157 <1>, а количество государств увеличилось до 194. Главной причиной этого послужило создание евро - валюты ЕС. С 1945 г. существует "франк африканских колоний"; изначально эту денежную единицу создали 12 бывших колоний Франции. С 1965 г. в восьми государствах Карибского моря обращается карибский доллар. В 1991 г. более 50 стран Африки договорились создать общую для континента денежную единицу к 2028 г. Шесть государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Катар, Бахрейн и ОАЭ) планировали в 2010 г. также ввести единую валюту <2>. Впоследствии Оман и ОАЭ отказались участвовать в валютном союзе, остальные четыре государства собираются ввести единую валюту под названием "халиджи" ("заливный") к 2015 г. Таким образом, происходит становление "новой географии валют", когда национальные границы государства не обязательно совпадают со сферой обращения валюты, во многих регионах мира рассматриваются перспективы валютного сотрудничества. -------------------------------- <1> URL: http://www. currency-iso. org/en/home/tables/table-a3.php. <2> Мезурнишвили И. У. Развитие интеграционных процессов в международной валютной сфере: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2001.

Первые валютные (монетные) союзы возникли практически одновременно с появлением самих монет. Так, первые монеты были отчеканены в VII в. до н. э. в царстве Лидия в Малой Азии и чуть позже - в Греции на острове Эгина, а уже в VI в. до н. э. города-государства в Древней Греции заключали между собой монетные союзы, разрешавшие хождение на территориях двух или более полисов монет, выпущенных в каждом из них. Такой союз, например, действовал между городами Беотии в Средней Греции <1>. -------------------------------- <1> Валиуллин Х. Х. Валютный рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 1999. N 11. С. 28.

Идеи объединения денежных и валютных систем стран, относящихся к одному региону, особое распространение получили на территории Европы. Так, в 1392 г. северо-немецкие города заключили монетный союз и начали чеканить общую монету. В XIX в. идею создания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго. Практические варианты реализации этой идеи появились во второй половине XIX в. Быстрое развитие капитализма и начавшаяся интернационализация хозяйства подталкивали европейские страны к объединению денежных систем <1>. -------------------------------- <1> Булатова Е. В. Эволюция и современные формы развития процессов региональной валютной интеграции // Buletinul al de Stat "Bogdan Petriceicu Hasdeu" din Cahul. 2011. N 6. С. 116.

В 1865 г. Франция, Бельгия, Италия и Швейцария решили учредить Латинский монетный союз. Денежные системы этих стран были схожи, поскольку после военных походов Наполеона Бельгия, Италия и Швейцария скопировали французскую систему. Номинальные стоимости итальянской лиры, бельгийского, французского и швейцарского франков совпадали; все четыре системы базировались на биметаллизме. Когда в середине XIX в. цены на золото упали, серебро соответственно подорожало. В ответ на это каждая из стран законодательно понизила долю серебряных монет в общей денежной массе. Несовпадение новых пропорций привело к массовому движению денег из одной страны в другую, одни государства оказались наводненными деньгами, тогда как другие страдали от их нехватки. Все попытки наладить нормальное денежное обращение на индивидуальной основе провалились. Тогда и был заключен валютный союз, который помог бы сократить убытки от обесценения золота. В рамках союза монеты государств-участников свободно обращались и принимались к оплате. Специальная конвенция регулировала характеристики чеканившихся монет, устанавливала потолок выпуска серебряных монет и особый порядок их обращения. Однако союзное соглашение не касалось бумажных денег. В конце XIX в. Италия начала бесконтрольно печатать банкноты, пополняя казну за счет партнеров. В этом смысле Латинский союз стал поучительным и, как показал последующий опыт валютного сотрудничества, характерным примером коллизий, возникающих в подобных блоках. Участники союза не считали нужным координировать политику процентных ставок и бюджетную политику. Поэтому когда разразилась Первая мировая война, разрушившая систему золотого стандарта, валюты стран-членов начали с разной скоростью терять покупательную способность. Это положило конец Латинскому союзу <1>. -------------------------------- <1> Буторина О. В. Международные валюты. Интеграция и конкуренция. М., 2003. С. 15.

Говоря о других причинах распада Латинского монетного союза, исследователи отмечают, что обязательства союза ограничивались государственными организациями и не распространялись на частных лиц. Так как национальные банки, включая Банк Франции и Национальный банк Итальянского королевства, были частными, правительства не могли приказать им соблюдать правила союза. Так, во время активных международных валютных спекуляций Банк Франции под разными предлогами не принимал монеты Швейцарии, Италии или Бельгии. Следовательно, причиной распада союза послужило отсутствие необходимых политико-административных инструментов: центрального банка для управления валютами, сети национальных банков, работающих в кооперации <1>. -------------------------------- <1> Авагян Г. Л., Вешкин Ю. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. М., 2010. С. 60.

Сформированный вслед за Латинским союзом в 1873 г. Скандинавский монетный союз (в него вошли Швеция, Норвегия и Дания) предусматривал введение общей денежной единицы - золотой кроны. Выпуск разменных монет - из серебра и бронзы - не ограничивался, они имели хождение на всей территории союза. Однако государства-эмитенты обязаны были по первому предъявлению и в любых количествах обменивать мелкие деньги на золотые по номиналу. Кроме того, разменные монеты с определенной периодичностью репатриировались в страну происхождения. В отличие от режима Латинского союза в рамках Скандинавского союза в 1885 г. центральные банки трех государств-участников договорились предоставить друг другу международные права заимствования для урегулирования возникающих сальдо по расчетам, что дало возможность распространять действие союзных положений на бумажные деньги и принимать их к обмену по номинальной стоимости. Благодаря этому Скандинавский валютный союз успешно функционировал вплоть до Первой мировой войны. С началом войны скандинавские банковские билеты были объявлены неконвертируемыми в золото. В то же время для предотвращения оттока золота его экспорт был запрещен. В результате бумажные деньги перестали обмениваться на золото по номинальной стоимости и союз фактически прекратил существование: участники больше не могли обеспечивать синхронное движение балансов по текущим операциям. Официально Скандинавский валютный союз был упразднен в начале 1920-х гг. <1>. -------------------------------- <1> Monetary Unions. The Theory, History, Public Choice / Ed. by F. H. Capie, G. E. Wood. Routledge, 2003. P. 50.

В XX в. валютные объединения приняли форму валютных блоков и валютных зон. Валютный блок - группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей его державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья, выгодную сферу приложения капитала. Для валютного блока характерны следующие черты: 1) курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей группировку; 2) международные расчеты входящих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона; 3) их валютные резервы хранятся в стране-гегемоне; 4) обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона <1>. -------------------------------- <1> Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. / Под ред. Л. Н. Красавиной. М., 2006. С. 65.

В период функционирования золотодевизного стандарта образовалось три валютных блока: 1) стерлинговый (создан в 1931 г., объединял страны Британского Содружества, за исключением Канады и Ньюфаундленда, а также Гонконг, Египет, Ирак, Португалию, Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию, Японию, Грецию и Иран); 2) долларовый (создан в 1933 г., включал Канаду и страны Центральной и Южной Америки, возглавлялся США); 3) золотой (создан в 1933 г., объединял Францию, Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Италию, Чехословакию и Польшу). Валютными группировками более высокого порядка по сравнению с валютными блоками стали валютные зоны, которые образовались во время и после Второй мировой войны с целью проведения согласованной политики в сфере международных валютных отношений. В указанный период появилось шесть основных валютных зон: британского фунта стерлингов; доллара США; французского франка; португальского эскудо; испанской песеты; голландского гульдена. Крупнейшими валютными зонами считались стерлинговая, долларовая и зона франка. Валютная зона представляет собой объединение государств, соблюдающих правила взаимных валютных отношений и признающих за валютой ведущей страны определяющую роль в расчетах между странами зоны и остальными странами. Основные особенности данного объединения следующие: ведущая валюта используется как платежное средство и как резервное средство; при помощи этой валюты осуществляются внешние платежи; допускается свободное перемещение валют из одной страны в другую. Таким образом, валютные блоки и валютные зоны - это начальные формы региональной валютной интеграции, основанные на доминировании страны, возглавляющей такие объединения <1>. -------------------------------- <1> Булатова Е. В. Указ. соч. 124.

Создание валютного союза чаще всего рассматривается как высший этап экономической интеграции. Однако существует мнение, что валютные зоны могут формироваться без прохождения странами всех предшествующих этапов интеграции и официального утверждения экономического и политического союза. Традиционные "стадии" и "уровни" интеграции, среди которых экономический союз - предпоследняя, а кредитно-валютный союз - завершающая "стадия", составляют устойчивое множество и хорошо известны, несмотря на то что их проявление может происходить в различной временной последовательности <1>. В. Р. Евстигнеев утверждал, что "при завершении формирования каждого интеграционного механизма другие механизмы не вырастают из него, как вырастали бы "стадии" единого закономерного процесса... отрицательные стимулы, то есть стимулы возврата к менее интегрированным формам, нарастают экспоненциально по мере завершения строительства каждого специфического интеграционного механизма. В особенности это относится к валютно-финансовой интеграции... валютный союз не вырастает из интеграции финансовых рынков, а институционная форма единой денежной системы не вырастает, в свою очередь, из менее жестких элементов валютного союза. Напротив, развитие каждой формы финансовой интеграции снижает практическую вероятность развития новых ее форм" <2>. -------------------------------- <1> Чаплыгин В. Г. Генезис валютно-финансовой интеграции // Вестн. ОГУ. 2003. N 6. С. 129. <2> Евстигнеев В. Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ: сравнительный семантический анализ. М., 1997. С. 33.

Отсюда следует, что степень интеграции в валютно-финансовой сфере зависит от типа конкретного интеграционного объединения, избранного государствами-участниками. В научной литературе выделяются следующие валютные группировки: 1) группировка на основе взаимного соглашения между государствами об использовании их национальных денежных единиц как законного платежного средства на территории каждого из них; 2) объединение на основе взаимного соглашения между государствами о переходе на денежную единицу одного из них; 3) группировка на основе одностороннего решения страны о замене национальной денежной единицы валютой другой страны; 4) объединение с коллективной расчетной единицей, которая существует одновременно с национальными деньгами государств-членов и используется преимущественно для внешних расчетов; 5) экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет национальные денежные единицы государств-членов. Первые два вида валютных группировок уже неактуальны. Их примером могут служить уже упомянутые Латинский монетный союз и Скандинавский монетный союз. Непопулярность такого вида валютного объединения объясняется тем, что параллельное хождение валют было характерно для эпохи полноценных (металлических) денег и с появлением бумажных банкнот потеряло свою эффективность. Согласованный переход государств на денежную единицу одного из них также не применяется современными государствами в качестве механизма валютной интеграции. Историческим примером такого объединения можно назвать согласованный переход германских государств юга на баварский гульден, а государств севера Германии - на прусский талер в 1837 - 1838 гг. Когда процессы глобализации затрагивают относительно зависимые и слабые национальные финансовые системы, происходит "поглощение" национальных валют единой валютой, как правило долларом США, и дальнейшее развитие единого глобального рынка <1>. Резкое ухудшение экономической ситуации в Латиноамериканском регионе в 1990-е гг. активизировало процесс долларизации, которому способствовала и целенаправленная политика США, заинтересованных в расширении долларовой зоны. В результате Сальвадор, Эквадор, Тимор-Лешти, Палау, Микронезия и Маршалловы острова отказались от национальных валют в пользу доллара. Такой способ стабилизации активно используют бывшие колонии, протектораты, небольшие острова и карликовые государства. -------------------------------- <1> Неизвестный В. Международная валютная интеграция. Современные тенденции // Финансовая газ. 2012. N 50. С. 7.

Валютные объединения четвертого типа, характеризующиеся наличием и местных валют государств, и коллективной расчетной единицы, широко распространились после Второй мировой войны. С 1 января 1970 г. Международным валютным фондом были введены специальные права заимствования (Special Drawing Rights) - СДР. Сначала СДР жестко привязывались к доллару США, а с середины 1974 г. стали исчисляться на базе корзины из 16 валют. В 1981 г. их число было сокращено до пяти: доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. С 1999 г. в корзину валют СДР вместо марки ФРГ и французского франка входит евро <1>. Валютный союз Центральной Африки и Западно-Африканский валютный союз признают в качестве расчетной единицы франк КФА (африканский франк), курс которого привязан к евро. -------------------------------- <1> Буторина О. В. Закономерности валютно-финансовой интеграции // Деньги и кредит. 2005. N 8. С. 45.

Единственным примером валютного союза с собственной валютой на сегодня является Экономический и валютный союз ЕС. Правила функционирования наднациональной валюты регламентируются всеми участниками соответствующего соглашения. Однако валютный союз немыслим без общей экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т. п. <1>. -------------------------------- <1> Буторина О. В. Международные валюты. Интеграция и конкуренция. С. 49.

Таким образом, появление валютных союзов, коллективных валют свидетельствует о глобальной тенденции к валютной интеграции и выступает закономерным этапом экономического развития современных государств.

Список литературы

Garza D. International integration theories. Regional Scenarios. URL: http://diiego. files. wordpress. com/2006/08/international-integration-theories. pdf. Monetary Unions. The Theory, History, Public Choice / Ed. by F. H. Capie, G. E. Wood. Routledge, 2003. URL: http://www. currency-iso. org/en/home/tables/table-a3.php. Авагян Г. Л., Вешкин Ю. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. М., 2010. Безбородов Ю. С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Рос. юрид. журн. 2012. N 1. Безбородов Ю. С. Универсализация и локализация международно-правового регулирования в условиях глобализации // Рос. юрид. журн. 2013. N 3. Булатова Е. В. Эволюция и современные формы развития процессов региональной валютной интеграции // Buletinul al de Stat "Bogdan Petriceicu Hasdeu" din Cahul. 2011. N 6. Буторина О. В. Закономерности валютно-финансовой интеграции // Деньги и кредит. 2005. N 8. Буторина О. В. Международные валюты. Интеграция и конкуренция. М., 2003. Валиуллин Х. Х. Валютный рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 1999. N 11. Евстигнеев В. Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ: сравнительный семантический анализ. М., 1997. Зуев В. Н. Наднациональные механизмы интеграции. М., 2013. Кизима С. А., Бакин А. И. Системные аспекты организации и функционирования Европейского союза // Европейский союз: история, политика, экономика, право: Сб. науч. тр. Минск, 1998. Лепешков Ю. А. Межгосударственная интеграция в рамках Европейского союза: некоторые вопросы теории // Белорусский журн. междунар. права и междунар. отношений. 2001. N 1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. / Под ред. Л. Н. Красавиной. М., 2006. Мезурнишвили И. У. Развитие интеграционных процессов в международной валютной сфере: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2001. Неизвестный В. Международная валютная интеграция. Современные тенденции // Финансовая газ. 2012. N 50. Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Монография / Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2013. Побединский И. М. Концептуальные основы интеграционных процессов // Известия Рос. гос. педагог. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. N 86. Рыжов В. Б. Международно-правовые модели региональных интеграционных объединений (на примере Европейского союза, МЕРКОСУР и ЕврАзЭС): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. Соколова Н. В. Политическая интеграция: генезис и перспективы развития (на примере ЕС, СНГ, Союзного государства России и Беларуси): Дис. ... канд. полит. наук. Воронеж, 2010. Топорнин Б. Н. Европейское право: Учеб. М., 1998. Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журн. междунар. права. 1992. N 1. Чаплыгин В. Г. Генезис валютно-финансовой интеграции // Вестн. ОГУ 2003. N 6. Шерьязданова К. Г. Современные интеграционные процессы: Учеб. пособие. Астана, 2010. URL: http://interservis. info/lib/i2.

References

Avagyan G. L., Veshkin Yu. G. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye otnosheniya: Ucheb. M., 2010. Bezborodov Yu. S. Mezhdunarodno-pravovaya integraciya: podxody k ponimaniyu fenomena // Ros. yurid. zhurn. 2012. N 1. Bezborodov Yu. S. Universalizaciya i lokalizaciya mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya v usloviyax globalizacii // Ros. yurid. zhurn. 2013. N 3. Bulatova E. V. Ehvolyuciya i sovremennye formy razvitiya processov regional'noj valyutnoj integracii // Buletinul al de Stat "Bogdan Petriceicu Hasdeu" din Cahul. 2011. N 6. Butorina O. V. Mezhdunarodnye valyuty. Integraciya i konkurenciya. M., 2003. Butorina O. V. Zakonomernosti valyutno-finansovoj integracii // Den'gi i kredit. 2005. N 8. Chaplygin V. G. Genezis valyutno-finansovoj integracii // Vestn. OGU. 2003. N 6. Evstigneev V. R. Valyutno-finansovaya integraciya v ES i SNG: sravnitel'nyj semanticheskij analiz. M., 1997. Garza D. International integration theories. Regional Scenarios. URL: http://diiego. files. wordpress. com/2006/08/international-integration-theories. pdf. Kizima S. A., Bakin A. I. Sistemnye aspekty organizacii i funkcionirovaniya Evropejskogo soyuza // Evropejskij soyuz: istoriya, politika, ehkonomika, pravo: Sb. nauch. tr. Minsk, 1998. Lepeshkov Yu. A. Mezhgosudarstvennaya integraciya v ramkax Evropejskogo soyuza: nekotorye voprosy teorii // Belorusskij zhurn. mezhdunar. prava i mezhdunar. otnoshenij. 2001. N 1. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finansovye otnosheniya: Ucheb. / Pod red. L. N. Krasavinoj. M., 2006. Mezurnishvili I. U. Razvitie integracionnyx processov v mezhdunarodnoj valyutnoj sfere: Dis. ... kand. ehkon. nauk. M., 2001. Monetary Unions. The Theory, History, Public Choice / Ed. by F. H. Capie, G. E. Wood. Routledge, 2003. Neizvestnyj V. Mezhdunarodnaya valyutnaya integraciya. Sovremennye tendencii // Finansovaya gaz. 2012. N 50. Osnovy pravovogo regulirovaniya integracionnyx processov na postsovetskom prostranstve: Monogr. / Pod red. S. Yu. Kashkina. M., 2013. Pobedinskij I. M. Konceptual'nye osnovy integracionnyx processov // Izvestiya Ros. gos. pedagog. un-ta im. A. I. Gercena. 2008. N 86. Ryzhov V. B. Mezhdunarodno-pravovye modeli regional'nyx integracionnyx ob"edinenij (na primere Evropejskogo soyuza, MERKOSUR i EvrAzEhS): Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. Sher'yazdanova K. G. Sovremennye integracionnye processy: Ucheb. posobie. Astana, 2010. URL: http://interservis. info/lib/i2. Sokolova N. V. Politicheskaya integraciya: genezis i perspektivy razvitiya (na primere ES, SNG, Soyuznogo gosudarstva Rossii i Belarusi): Dis. ... kand. polit. nauk. Voronezh, 2010. Topornin B. N. Evropejskoe pravo: Ucheb. M., 1998. URL: http://www. currency-iso. org/en/home/tables/table-a3.php. Usenko E. T. Integraciya kak vsemirno-istoricheskij process i mezhdunarodnoe pravo // Moskovskij zhurn. mezhdunar. prava. 1992. N 1. Valiullin X. X. Valyutnyj rubikon evropejskoj integracii // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1999. N 11. Zuev V. N. Nadnacional'nye mexanizmy integracii. M., 2013.

Название документа