Лицензирование в условиях ЕЭП

(Кузнецова Е.)

("Конкуренция и право", 2013, N 1)

Текст документа

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЕЭП

Е. КУЗНЕЦОВА

Елена Кузнецова, начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК.

Евразийская экономическая комиссия, курирующая вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, неоднократно ставит вопросы сокращения Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией излишних барьеров для обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства.

В своих выступлениях член Коллегии - Министр ЕЭК Нурлан Алдабергенов затрагивает тему отнесения тех или иных видов деятельности к лицензируемым, учитывая, что лицензия является средством ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящее время ЕЭК приступила к анализу законодательств государств - членов ТС в части отнесения тех или иных видов к лицензируемым. Автор статьи рассматривает, как законодатели трех государств оценивают необходимость введения лицензирования отдельных видов деятельности.

Государства - члены Таможенного союза в основных законах дали гарантию на свободное использование каждым способностей и имущества для законной экономической деятельности, а также определили цели введения возможных ограничений.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституцией Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

В РФ Конституцией гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В развитие конституционных принципов законодательством трех государств закреплены цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены путем введения лицензирования.

Так, в целях дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, а также упрощения процедур лицензирования отдельных видов деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 января 2007 г. N 214-III "О лицензировании" введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан.

На основании Федерального закона РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Исходя из целей, определенных соответствующими нормативными правовыми актами, к лицензируемым видам деятельности могут быть отнесены лишь те из них, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба здоровью, правам, законным интересам граждан, национальной безопасности, окружающей среде, другим значимым целям, определяемым законодательством.

Важно отметить, что в РФ законодательно установлено, что лицензирование может вводиться лишь тогда, когда регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

ЕЭК приступила к анализу законодательств государств - членов ТС в части отнесения тех или иных видов к лицензируемым.

Предварительные результаты анализа показали, что законодатели трех государств в некоторых случаях одинаково оценивают необходимость введения лицензирования отдельных видов деятельности.

Например, лицензируемыми видами деятельности во всех государствах - членах Таможенного союза являются производство лекарственных средств; образовательная деятельность; разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; обеспечение информационной безопасности.

При этом следует учитывать, что в настоящее время есть виды деятельности, подлежащие лицензированию, лишь на территории одного из государств - членов ТС.

Например, только в РФ требуется получение лицензии для осуществления деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, а также программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

В Казахстане для изготовления государственных символов Республики Казахстан необходимо получить лицензию. Лицензия потребуется для выхода на рынок покупки электрической энергии в целях энергосбережения.

В Беларуси оптовая и розничная торговля табачными изделиями, а также хранение табачных изделий отнесены к лицензируемым видам деятельности.

Возможная вредоносность указанных видов деятельности может быть исследована, имея в виду, что у законодателей должны были быть достаточные основания для выводов о том, что снижение риска причинения вреда целям, установленным на самом высоком уровне, при осуществлении указанных видов деятельности, не могло быть достигнуто без введения лицензирования.

В то же время необходимо принимать во внимание, что лицензирование можно заменять альтернативными формами регулирования отдельных видов деятельности, обеспечивающими стандарты профессиональной деятельности.

Особенно внимательный анализ барьеров входа на рынок хозяйствующих субъектов, с точки зрения обоснованности их введения, требуют случаи, когда на законодательном уровне установлена как необходимость самоконтроля хозяйствующих субъектов, допустим, путем членства в организациях, так и необходимость получения лицензии.

В качестве примера можно привести адвокатскую деятельность, которая не лицензируется только в РФ.

При этом во всех трех государствах - членах ТС установлена обязательность членства адвокатов в адвокатских палатах (Российская Федерация)/коллегиях адвокатов (Республика Беларусь, Республика Казахстан).

Так, в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию в РФ осуществляется адвокатская деятельность - квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории без какого-либо дополнительного разрешения.

В РФ не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

- работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками юридических лиц, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Из анализа Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" следует, что российский законодатель не исключил возможность оказания юридической помощи адвокатами иностранных государств, предусмотрев, что адвокаты могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной... Кроме того, адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определен Приказом Минюста России.

В Казахстане адвокатом может являться гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. N 195-1 "Об адвокатской деятельности".

Указанным Законом предусмотрено, что полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, статус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.

В настоящий момент Республикой Казахстан не ратифицирован ни один из таких международных договоров, в связи с чем право белорусских и российских лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, на оказание юридической помощи на территории республики вызывает разумные сомнения.

При этом хочется отметить, что в Республике Казахстан законодательно установлено, что адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью на всей территории республики, а также за ее пределами, если это необходимо для выполнения принятого поручения и не противоречит законодательству соответствующих государств и международным договорам Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. N 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" адвокатская деятельность - юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном этим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (клиентам) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Юридической помощью в Республике Беларусь является деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами.

Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку (у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов) и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

Из изложенного следует, что адвокаты Республики Казахстан и РФ не вправе оказывать юридическую помощь на территории Республики Беларусь.

Отдельно обращу внимание на возможность оказания юридических услуг на территории Республики Беларусь иными хозяйствующими субъектами государств - членов ТС и ЕЭП.

Так, на территории Республики Беларусь лицензируются и адвокатская деятельность, и оказание юридических услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 определено понятие юридических услуг, которое включает в себя возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов; предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; проведению правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь; представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера; представительству интересов заказчиков, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах; проведению работы по взысканию с должников задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов; ведению документации и осуществлению хранения документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не исключает обязательств по сдаче документов в государственные архивные учреждения в случаях, предусмотренных законодательством.

Право на получение лицензии на оказание юридических услуг имеют лишь юридические лица Республики Беларусь, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Из изложенного следует, что казахстанские и российские юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут оказывать юридические услуги на территории Республики Беларусь.

И, как следствие, клиенты казахстанских и российских хозяйствующих субъектов, оказывающих юридические услуги, получат отказ, если захотят воспользоваться их услугами, допустим, по представительству интересов в хозяйственных судах Республики Беларусь.

Из анализа процессуального законодательства Республики Казахстан следует, что иностранными представителями по поручению в суде Республики Казахстан не могут быть российские и белорусские юридические лица и адвокаты, при этом не исключается возможность иностранных граждан, в том числе имеющих российское и белорусское гражданство, выступать в суде по поручению.

Отмечу, что в Республике Беларусь установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, а также работы и (или) услуги, составляющие эти виды деятельности.

Оказание юридических услуг как вид деятельности составляют непосредственно юридические услуги, а также судебно-экспертная деятельность и риэлтерские услуги, которые так же могут оказывать только юридические лица Республики Беларусь, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, что делает невозможным выход на рынок казахстанских и российских хозяйствующих субъектов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что государства - члены ТС и ЕЭП, реализуя свои полномочия в сфере регулирования деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики работ и услуг, а также производства и оборота тех или иных видов товаров, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые должны соответствовать целям, установленным конституциями.

При этом важно учитывать, что вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов требует взвешенного подхода и не должно ограничивать конкуренцию в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов государства, бизнеса и граждан.

Название документа