ВТО и модернизация правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

(Шахназаров Б. А.) ("Lex russica", 2013, N 1) Текст документа

ВТО И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б. А. ШАХНАЗАРОВ

Шахназаров Бениамин Александрович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Настоящая статья посвящена вопросам совершенствования механизмов правового регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ в условиях членства в ВТО. В статье приведен анализ основных условий вступления РФ в ВТО по отраслям экономики: металлургия, сельское хозяйство, природные ресурсы, автомобильная промышленность, сфера услуг, интеллектуальная собственность, рассматриваются различные области российского законодательства, которые претерпели изменения в процессе переговоров о вступлении РФ в ВТО. Отмечается важная роль принципов регулирования ВТО, таких, как национальный режим, принцип свободы международного транзита. Особое внимание автор уделяет взаимодействию норм Таможенного союза с правом ВТО. Автором проанализирована природа правовых норм Таможенного союза и иных торговых соглашений, в т. ч. соглашений ВТО, и сделан вывод о международно-правовом характере последних, что свидетельствует, по мнению автора, о возможности их прямого действия в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и формирования соответствующих правовых систем.

Ключевые слова: юриспруденция, право ВТО, принципы ВТО, международный транзит, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, ГАТТ, условия вступления, обязательства, Таможенный союз.

The WTO and modernization of the legal regulation of foreign economic activities in the Russian Federation B. A. Shakhnazarov

Shakhnazarov Beniamin Aleksandrovich, candidate of law, senior lecturer, department of private international law, Kutafin Moscow state law university.

The article is devoted to the issues of improvement of legal regulation of the foreign economic activities in the Russian Federation, considering its membership in the WTO. The article includes analysis of the key conditions for Russian Federation in the WTO in the different spheres of its economy, such as metallurgy, agriculture, natural resources, car industry, and services, copyright. The author also evaluates various spheres of Russian legislation, where the amendments took place during the negotiations on Russia entering the WTO. The important role of the principles of WTO, such as national regime and freedom of international transit, are noted. Special attention is paid to the correlation of the norms of the Customs Union with the WTO law. The author analyzed the nature of legal norms of the Customs Union and other trade agreements, including the WTO agreements, and he makes the conclusion on the international legal character of the latter ones, which in the point of view of the author, may provide for the possibility of their direct application under part 4 of the Art. 15 of the Constitution of the Russian Federation and the formation of the relevant legal systems.

Key words: jurisprudence, the WTO law, the WTO principles, the international transit, the foreign economic activity, foreign trade, the GATT, the conditions for joining, obligations, the Customs Union.

1. Присоединение РФ к ВТО

Протокол о присоединении России к ВТО был подписан 16 декабря 2011 г. в рамках министерской конференции этой международной организации. Одновременно был утвержден необходимый пакет документов, включая обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Таким образом, Россия официально была принята во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивалась с 1993 г. Ратификация пакета документов о вступлении в ВТО состоялась 21 июля 2012 г. Именно 21 июля Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.". Этим Протоколом оформляется членство РФ во Всемирной торговой организации. Данный ратификационный Закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 г. и одобрен Советом Федерации 18 июля. Через 30 дней после ратификации, т. е. 23 августа (23 июля - дата передачи документа о ратификации РФ Протокола в Секретариат ВТО), РФ станет легитимным членом ВТО, согласно п. 8 ч. III Протокола от 16 декабря 2011 г. о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Отдельно стоит отметить тот факт, что переговоры по вступлению России в ВТО длились около 20 лет. Для РФ вступление в ВТО представляло сложный процесс по выработке взаимовыгодных условий внешней торговли с государствами - членами организации. Открытие рынков и отказ от ряда протекционистских мер должны были осуществляться, не нарушая разумного баланса интересов российского бизнеса и иностранных предпринимателей, а также интересов российских потребителей, в связи с чем переговоры о вступлении РФ в ВТО и заняли столь продолжительное время, а также включали многочисленные этапы согласований.

2. Модернизация российского права в контексте вступления РФ в ВТО

Говоря о модернизации правового регулирования внешнеэкономической деятельности в контексте вступления РФ в ВТО, следует отметить, что работа по приведению законодательства РФ в соответствие с "правом ВТО", представляющим собой ряд соглашений, - регуляторов и механизмов регламентации трансграничной торговли и сопутствующих отношений, ведется уже с 1994 г., на протяжении около 20 лет, в течение которых были пересмотрены около 100 нормативно-правовых актов. Были приняты и совершенно новые для российской правовой системы нормативно-правовые акты, например ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ, Закон "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011). Так, из основных изменений законодательства можно привести следующие: была изменена система таможенных сборов, законодательство РФ отошло от исчисления таможенных сборов исходя из стоимости ввозимого товара, т. к. ВТО запрещает такое регулирование. Сборы в настоящее время основаны на стоимости услуги, которая оказывается таможенными органами при таможенном оформлении, и по ряду товаров максимальный сбор составляет 100 тысяч рублей. Эта сумма сокращается до 30 тысяч со вступлением РФ в ВТО. При вступлении в ВТО РФ изменила и методику определения таможенной стоимости. Методика определения таможенной стоимости импортируемых товаров определена в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, которое ссылается и полностью соответствует Соглашению по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Соглашение о таможенной стоимости - СТС). Основной принцип определения таможенной стоимости базируется на стоимости сделки, заявленной самим импортером. Таможенные власти могут отклонить цену, основанную на стоимости сделки, только в том случае, если есть основания сомневаться в подлинности или точности заявленной цены на импортируемый товар. Но и в подобном случае таможенный орган обязан предоставить импортеру возможность подтвердить заявленную им цену и, если предоставленное подтверждение не удовлетворит таможенный орган, выдать импортеру письменный ответ с указанием причин отклонения заявленной стоимости сделки и необходимости ее определения другим способом. Не менее важной сферой регулирования, претерпевающей модернизацию, представляется и право интеллектуальной собственности. Что касается именно права интеллектуальной собственности (IV часть Гражданского кодекса РФ систематизировала регламентацию прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации с 2008 г.), то на момент вступления РФ в ВТО оно полностью соответствовало правилам ВТО, а именно положениям Соглашения ТРИПС (акцент при корректировке российского законодательства был сделан на ужесточение борьбы с контрафактом, а также на изменение правил свободного использования произведений с усилением ответственности, в т. ч. пользователей, осуществляющих неправомерное использование произведений, находящихся в свободном доступе). Если говорить о формах осуществления предпринимательской деятельности иностранными компаниями, особого внимания заслуживает принцип национального режима при участии иностранных компаний в государственных (муниципальных) закупках. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ" требует, чтобы государственные закупки осуществлялись на публичных торгах и аукционах, и допускает возможность участия иностранных компаний. Согласно ст. 13 обозначенного Закона устанавливается национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, т. е. в отношении иностранных компаний устанавливается национальный режим при государственных закупках. Однако для этого необходимо, чтобы соответствующее иностранное государство или группа государств также предоставляли национальный режим для российских компаний. Иначе для зарубежных компаний при участии в государственных закупках в России применяется повышающий коэффициент в размере 15% от цены контракта <1>. -------------------------------- <1> Приказ Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития России) от 12 марта 2012 г. N 120.

В ходе переговоров о вступлении в ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательства, что в отношении закупок товаров и услуг, в том числе государственными предприятиями и предприятиями, контролируемыми государством, которые не были приобретены для государственных целей, но с целью коммерческой перепродажи или в целях использования для производства товаров и оказания услуг для коммерческой продажи, такие покупки и продажи не будут рассматриваться как "государственные закупки" по смыслу ст. III:8 (a) ГАТТ-94 и XIII:1 ГАТС, и, таким образом, Российская Федерация и компетентные органы Таможенного союза будут соответствовать всем применяемым положениям Соглашения ВТО. Основополагающим принципом регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках ВТО, который будет действовать и в отношении РФ и ее субъектов, является и принцип свободы международного транзита, который определяется в ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ-1947) (General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1947)), согласно положениям которой: - действует "свобода транзита через территорию каждой Договаривающейся Стороны", конкретно "по путям, наиболее подходящим для международного транзита"; - Договаривающиеся Стороны вправе "требовать, чтобы транзитные перевозки через ее территорию совершались через соответствующую входную таможню"; - транзитные перевозки нельзя подвергать "ненужным задержкам или ограничениям"; - транзитные перевозки "должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов", за следующими исключениями: - сборы за перевозку; - сборы, соразмерные с административными расходами, обусловленными транзитом; - сборы, соразмерные со стоимостью предоставляемых услуг; - перевозка груза через территорию Договаривающейся Стороны является транзитной, если она "является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза"; - к транзитным перевозкам применяется режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), т. е. режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным перевозкам в любую третью страну или из нее. Обозначенный принцип реализован и в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно ст. 31 обозначенного Закона, которая так и называется "Свобода международного транзита", международный транзит осуществляется по общему правилу свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации, месте происхождения судна, месте захода, месте выхода или пункте назначения, пункте отправления или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или другие транспортные средства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле могут устанавливаться требования о ввозе отдельных видов товаров и транспортных средств на территорию РФ или вывозе отдельных видов товаров и транспортных средств с территории РФ через определенный пункт пропуска через Государственную границу РФ и об их перемещении по определенным маршрутам. Указанная статья российского Закона не применяется к международному транзитному движению воздушных судов, за исключением воздушных транзитных перевозок товаров. Однако такая свобода международной торговли не может быть абсолютной, и российское законодательство содержит ряд определенных ограничений - так, в ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов. Так, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры: 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра; 4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия; 5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; 6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; 7) необходимы для выполнения международных обязательств РФ; 8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе: а) применения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле; б) представления таможенным органам РФ одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям; в) охраны окружающей среды; г) обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям; д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; е) защиты интеллектуальной собственности; ж) предоставления исключительного права в соответствии со ст. 26 настоящего Федерального закона. Кроме того, в рассматриваемом Законе указано, что обозначенные выше меры не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами. Однако положение о недискриминации может не применяться в отношении товаров, происходящих из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый иным государствам или группам государств. Данное положение свидетельствует о наличии в российском праве принципа недискриминации, реализованного через режим наибольшего благоприятствования, что коррелирует с принципами международной торговли, установленными в рамках ВТО, и отражает равенство государств в международной торговле. Что касается иных ограничений и запретов внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, то в упомянутом Законе установлена возможность введения таких ограничений и запретов для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, что соответствует нормам международного права. Ограничительные меры возможны и в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса РФ. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля со ссылкой на Соглашения Международного валютного фонда. Кроме того, Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц в случае, если иностранное государство: 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы РФ, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; 4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории РФ. В отношении международной торговли в рамках ВТО действует и принцип материальной взаимности, который выражается в процедуре согласования таможенных уступок в системе ВТО, согласно которой государства-партнеры путем многосторонних переговоров согласовывают размеры снижения уровней таможенных пошлин на группы товаров, представляющие взаимный интерес, или договариваются не повышать на них тарифные ставки. Такая процедура рассчитана на государства, в которых таможенные тарифы играют роль основного регулятора объемов доступа товаров на национальные рынки. Кроме того, материальная взаимность как принцип утверждается и в сфере международной торговли услугами - транспортными, информационными, финансовыми и пр. Отметим, что согласно содержанию глоссария Всемирной таможенной организации таможенный транзит представляет собой таможенные процедуры, в соответствии с которыми товары транспортируются под таможенным контролем из одного таможенного органа в другой. При этом таможенная служба разрешает транспортировку товаров под таможенным транзитом по своей территории: 1) от органа прибытия на таможенную территорию до органа выезда с таможенной территории (сквозной транзит); 2) от органа прибытия на таможенную территорию до внутреннего таможенного органа (ввозной транзит); 3) от внутреннего таможенного органа до органа выезда с таможенной территории (внешний транзит); 4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа (внутренний транзит). Таможенное транзитное перемещение, описанное выше, определяется термином "международный таможенный транзит", когда оно проходит в рамках единой операции таможенного транзита, в ходе которой пересекается одна граница или более в соответствии с односторонним или многосторонним соглашением (таможенный транзит описан в приложении E.1 к Киотской конвенции 1974 г., в специальном приложении E, глава 1, измененной Киотской конвенции и в Таможенной конвенции по международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975). В положениях ст. 4 ТК ТС в отношении международного транзита определены, в частности, следующие понятия: ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, выпуск товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, перевозчик, перемещение товаров через таможенную границу, транспортные (перевозочные) документы, транспортные средства, транспортные средства международной перевозки, экспресс-груз. В ходе Уругвайского раунда по учреждению ВТО некоторые развитые страны доказывали, что осмотр экспортных товаров до их отгрузки импортеру создает известные проблемы для изготовителя и экспортера (например, требование пересмотреть цену контракта под предлогом ее возможного завышения). В результате было разработано и принято смежное с ГАТТ Соглашение по предотгрузочной инспекции ВТО. Российское законодательство в рассматриваемой сфере отношений также корреспондирует с правилами ВТО. Так, согласно ст. 28 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. Правительство РФ при решении вопроса о целесообразности продления срока осуществления предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров обобщает и анализирует практику и результаты применения данной меры. Инспекция осуществляется при соблюдении следующих принципов: - гласность и открытость; - применение процедур и критериев, используемых в ходе предотгрузочной инспекции, объективно и на равной основе ко всем импортерам товара; - проверка качества и количества товара в соответствии с требованиями законодательства РФ; - обеспечение импортеров товара информацией о требованиях, предъявляемых в РФ в отношении предотгрузочной инспекции; - обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в ходе предотгрузочной инспекции. Инспекция осуществляется органом предотгрузочной инспекции, который определяется Правительством РФ по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством РФ. Выбор органа предотгрузочной инспекции проводится по критериям: - профессиональной репутации; - достаточных производственных и профессиональных ресурсов; - опыта работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции; - стоимости осуществления предотгрузочной инспекции. На практике участники Соглашения по предотгрузочной инспекции ВТО, в частности, прибегают к услугам известного в мире монополиста в области услуг товарной экспертизы - швейцарской компании Societe Generale de Surveillance (SGS). В России проверку обоснованности цены внешнеторговой сделки осуществляют таможенные органы в порядке положений Закона РФ "О таможенном тарифе", а проверку количества и качества товаров осуществляют независимые эксперты, которые привлекаются торгово-промышленными палатами в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". В российском законодательстве в контексте членства в ВТО действует и принцип национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, который выражается в том, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров (ст. 28 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"). Кроме того, согласно обозначенной статье, технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. Формулировка "требования обязательного подтверждения соответствия", по сути, делает обозначенный список требований, предъявляемых к иностранным товарам, всеобъемлющим, что свидетельствует об абсолютном характере принципа национального режима в отношении требований к товарам, происходящим из иностранных государств. Однако вышеуказанный Закон вводит в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, и режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара. В настоящий момент действует правило о том, что вышеуказанные положения о национальном режиме и режиме наибольшего благоприятствования не применяются к поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд. Отмена этого правила будет зависеть от присоединения РФ к Соглашению о правительственных закупках ВТО, которое абсолютизирует принцип национального режима иностранных субъектов государственных и муниципальных закупок в рамках ВТО. В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россия уведомила ее членов о своем намерении присоединиться к Соглашению о правительственных закупках. Россия также подтвердила, что, став членом ВТО, она запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнет процесс присоединения к нему в течение четырех лет с момента присоединения. В то же время сроки ведения переговоров по присоединению к Соглашению ничем не ограничены. Это означает, что у России есть право, а не обязательство, присоединиться к Соглашению. К примеру, Китай ведет переговоры по присоединению уже 9 лет, Австралия - 5 лет, Турция - 5 лет.

3. Условия вступления РФ в ВТО по отраслям экономики

После окончательного вступления РФ в ВТО наступает первый этап выполнения обязательств России перед организацией - снижение единого таможенного тарифа, после чего каждый год с 1 сентября показатель будет понижаться вплоть до 2015 г. с 9,5 до 6%. Говоря о сферах регулирования, а также конкретных рынках, открытие которых для иностранных компаний было предметом согласования, следует выделить сельское хозяйство, металлургическую, автомобильную промышленность, сферу банковских, страховых услуг <2>. -------------------------------- <2> См.: Доклад рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации // URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/doc201202010017.

С точки зрения экспорта металлургии (особенно черной металлургии) для РФ согласованы положительные условия. Экспорт металлов российскими компаниями, работающими в сфере металлургической промышленности, ограничен ввиду наличия системы квот в ряде стран. Со вступлением РФ в ВТО пересматриваются и отменяются квоты в странах Европейского союза, США, Китае и др. В сфере сельского хозяйства условиями вступления РФ в ВТО предусмотрено снижение импортных пошлин по ряду товаров сельскохозяйственного производства. Данный сектор в наибольшей степени нуждается в поддержке государства, поскольку представляется наиболее уязвимым (к примеру, под угрозой - российские производители свинины, т. к. импортные пошлины в пределах квоты (430 тысяч тонн продукции) снизятся с 15% до 0%, а свыше квоты - с 75% до 65%, пошлина на ввоз живых свиней снизится с 40% до 5%, после 2020 г. квоты будут отменены). Снизились пошлины на импорт сахара с 243 до 223 долларов США за тонну, на импорт яблок с 10% до 5%, пошлины на импорт яиц остались прежними, что касается молочной продукции, то снижение пошлин на импорт составило с 25% до 20%. Таким образом, в ходе переговорного процесса по вступлению в ВТО Россия вынуждена была настоять на протекционистских мерах и, в частности, по свинине растянуло процесс практического "открытия" рынка до 2020 г., а до 2013 г. получила возможность напрямую субсидировать сельское хозяйство в объеме 9 млрд. долларов. Пошлины на нефтяные продукты не изменятся. Пошлина на лекарственные средства снизится с 10 - 15% до 5 - 6,5%. Что касается автомобильной промышленности, то пошлины на легковые автомобили снизятся с 30% до 25% сразу и до 15% через 7 лет, а для подержанных авто - 25% сразу и 20% через два года. Существенно и в более короткий срок снизятся пошлины на грузовые автомобили. Пошлины на компьютеры, офисную технику, телефоны будут равны 0%. Регулирование банковского сектора в процессе переговоров претерпело незначительные изменения. Иностранные банки по-прежнему не смогут открывать в России свои филиалы, а получают возможность иметь дочерние кредитные организации. В этом контексте была установлена и предельная квота иностранной доли в банковском капитале в 50%. Что касается сектора страхования, то зарубежные страховые компании получат возможность открывать филиалы на территории РФ, но только через девять лет после вступления РФ в ВТО. Условия для них будут следующими: минимальный объем суммарных активов в 5 млрд. долларов США и пятилетний опыт работы на иностранных рынках. Кроме того, закрытым для иностранных страховщиков будет рынок страхования государственных закупок и сферы обязательного страхования, кроме ОСАГО. Отдельный интерес представляет сфера юридических услуг. Россия взяла на себя обязательство допускать субъектов из стран - членов ВТО к оказанию почти всех видов юридических услуг, за исключением нотариальных. Нотариальные услуги были выведены из перечня постольку, поскольку по российскому законодательству нотариусом может быть только российский гражданин. В то же время Россия взяла на себя обязательство допускать иностранных патентных поверенных на внутренний рынок, несмотря на подобное требование о гражданстве в отношении патентных поверенных. В результате РФ будет обязана разрешать субъектам из стран - членов ВТО действовать в стране либо в качестве иностранных патентных поверенных, либо давать им аналогичный российский статус. Существует вероятность, что таким образом может быть создана угроза нанесения ущерба информационной и национальной безопасности РФ. Говоря о сферах юридических услуг, следует отметить, что РФ обязалась допустить иностранных лиц к оказанию юридических услуг в области международного публичного права, международного частного права, включая международное частное право России, а также по праву государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию. Таким правом может быть и российское, если, к примеру, иностранная компания создаст в России дочернюю структуру, которая наймет российских юристов.

4. Участие РФ в Таможенном союзе и ВТО

С 2007 г. РФ является членом Таможенного союза, в рамках которого осуществляется внешнеторговое регулирование между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Между РФ, Беларусью и Казахстаном был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (Договор о создании Таможенного союза). С целью формирования Таможенного союза РФ, Беларусь и Казахстан заключили ряд международных договоров, в соответствии с Протоколом "О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование правовой системы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним" от 6 октября 2007 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) определил Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Данный Перечень международных договоров определен в решении Межгосударственного Совета от 27 ноября 2009 г. N 14, данные договоры, а также иные договоры, впоследствии заключенные Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном, представляют собой договорно-правовую базу Таможенного союза и составляют единый пакет договоренностей. В рамках Таможенного союза унифицированы правила внешней торговли, таможенной политики и мер торговой защиты; осуществляется взаимодействие между финансовыми и банковскими системами; взаимодействие в социальной и гуманитарной областях; а также сотрудничество в сфере правового регулирования. Дополнительные соглашения могут быть включены в единый пакет по решению Межгосударственного Совета. 27 ноября 2009 г. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС одобрил Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза, а также Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Формально Таможенный союз между РФ, Беларусью и Казахстаном начал функционировать 1 января 2010 г. ЕТТ и ряд основных соглашений и протоколов по тарифному и нетарифному регулированию также вступили в силу 1 января 2010 г. Государства - члены Таможенного союза продолжают заключение новых договоров и соглашений в рамках системы Таможенного союза (далее - договоры Таможенного союза и соглашения Таможенного союза) и применяют их в процессе продолжающейся региональной интеграции. В рамках Таможенного союза созданы органы специальной компетенции: - Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, состоящий из двух советов: Совета глав государств и Совета глав правительств. Заседания Совета глав государств проводятся не реже одного раза в год; заседания Совета глав правительств проводятся не реже, чем дважды в год; - Суд ЕврАзЭС; - Комиссия Таможенного союза (постоянный руководящий орган Таможенного союза); - Секретариат Комиссии Таможенного союза. Взаимодействие государств - участников Таможенного союза с иными торговыми системами регулируется Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В соответствии с данным Договором с даты присоединения любого из государств - членов Таможенного союза к ВТО положения Соглашения ВТО, как установлено в Протоколе о присоединении, включая обязательства, принятые государством - членом Таможенного союза как часть условий присоединения к ВТО и связанные с вопросами, решение в рамках структуры Таможенного союза которых было передано государствами - членами Таможенного союза органам Таможенного союза, а также с правовыми отношениями, регулируемыми международными договорами, составляющими правовую систему Таможенного союза, становятся неотъемлемой частью договорно-правовой базы Таможенного союза. Говоря о статусе правовых норм Таможенного союза и иных торговых соглашений, в т. ч. соглашений ВТО, следует отметить, что данные нормы представляют собой нормы международных договоров, а в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с положениями ст. 12 и 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ заключаются от имени РФ (межгосударственные договоры), либо от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), либо от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). С момента вступления международного договора в силу, посредством процедуры ратификации либо иной процедуры, он становится обязательным к применению на всей территории РФ. В соответствии со ст. 26 Статута Суда ЕврАзЭС Верховный Суд государства - члена Таможенного союза может обратиться в Суд ЕврАзЭС за консультативным заключением по вопросам применения правовых актов Таможенного союза. Согласно обозначенному Верховный Суд государства - члена Таможенного союза может отразить полученные заключения в резолюции своего Пленума, которая должна быть учтена всеми нижестоящими судами. Необходимо отметить, что такие консультативные заключения Суда ЕврАзЭС могут относиться к вопросам соответствия соглашений Таможенного союза и актов Комиссии Таможенного союза соглашениям ВТО и связанным с ними обязательствам каждого из государств - членов Таможенного союза, как указано в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (см. выше). Таким образом, система региональных торговых соглашений и универсальных торговых соглашений имеет свою иерархию, сформированную исходя из принципа соответствия торговых и таможенных обязательств в рамках Таможенного союза обязательствам, взятым государствами - участниками Таможенного союза при вступлении в ВТО. Общая характеристика, свойственная нормам, принимаемым обеими организациями в рамках своей деятельности, заключается в том, что это нормы международных договоров и они имеют высшую юридическую силу над законами и подзаконными актами РФ (что следует из вышеприведенного анализа положений ст. 15 Конституции). Ни соглашения и решения Комиссии Таможенного союза, ни российское законодательство не ограничивают права российских предприятий на ввоз товаров и вывоз товаров за пределы РФ, однако в соглашениях и решениях Таможенного союза, а также федеральных законах РФ могут устанавливаться изъятия. Государственная монополия на внешнюю торговлю была ликвидирована Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" (с изменениями от 27 октября 1992 г.). Данный принцип был впоследствии закреплен в ст. 1 Гражданского кодекса РФ и ст. 8 Конституции РФ. С 1 января 2010 г. основные требования в отношении ввоза (вывоза) товаров в (из) страны включены в Таможенный кодекс Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана (далее - Таможенный кодекс Таможенного союза), Соглашение "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", подписанное 25 января 2008 г. (далее - Соглашение Таможенного союза о нетарифном регулировании), в Соглашение "О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран", подписанное 9 июня 2009 г. (далее - Соглашение Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю товарами), а также в Соглашение "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" от 9 июля 2009 г. (далее - Соглашение Таможенного союза о лицензировании). Процедура ввоза отдельных товаров, таких, как шифровальные средства, драгоценные камни и драгоценные металлы, а также лекарственные средства и их ингредиенты, установлена в положениях, утвержденных Комиссией Таможенного союза. В соответствии с данными соглашениями, решениями и правилами Таможенного союза полномочиями по выдаче неавтоматических лицензий на ввоз и вывоз, а также автоматических лицензий (разрешений) обладают уполномоченные органы каждого из государств - членов Таможенного союза. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливают основные требования для осуществления операций по ввозу (вывозу) товаров на территории РФ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 164-ФЗ любые российские или иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности (ввоза и вывоза). Право на осуществление внешнеторговой деятельности может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами, в том числе соглашениями Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза или федеральным законодательством. Осуществление внешнеторговых операций как таковых не требует лицензирования деятельности. С другой стороны, для получения лицензии на ввоз отдельных товаров требуется лицензия на деятельность по производству или распространению данных товаров (таких, как алкоголь, лекарственные средства и товары, содержащие шифровальные средства). В отношении мер, затрагивающих торговлю товарами с другими членами ВТО, Правительство РФ в связи с вступлением РФ в ВТО планирует продолжать свою политику сохранения ускоренного порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и применения транспарентных и предсказуемых требований, не обременительных для выполнения. Представителями РФ в процессе вступления РФ в ВТО не раз отмечалось, что РФ не собирается применять регистрационные требования с целью ограничения возможностей участия юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей (зарубежных или отечественных) в импортных и экспортных операциях, юридические лица или индивидуальные предприниматели, единожды зарегистрированные в Российской Федерации, смогут осуществлять ввоз и вывоз товаров на соответствующих условиях вступления РФ в ВТО. Российская Федерация в связи с вступлением в ВТО не будет усложнять процедуры или требования по регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, делая их более обременительными, чем необходимо, и не будет делать различия между иностранными и отечественными заявителями при одобрении запросов на регистрацию, а также будет действовать в соответствии с другими применяемыми положениями Соглашения ВТО.

Название документа