Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок

(Крюкова Н. И.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 2) Текст документа

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОПОРЯДОК <*>

Н. И. КРЮКОВА

Крюкова Нина Ивановна, доктор юридических наук, профессор.

В статье подробно анализируются причины коррупции, ее сущность и типология коррупционных отношений, а также предлагается комплекс мер по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: сущность коррупции, причины коррупции, влияние коррупции на правопорядок.

The article analyses in detail the reasons for corruption, the essence thereof and typology of corruptional relationships as well as proposes a complex of measures with regard to fighting corruption.

Key words: essence of corruption, reasons for corruption, impact of corruption on legal order.

Тема работы является в наше время очень актуальной. В представленной вашему вниманию статье мы попытались раскрыть сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок. Ведь коррупция в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Только в 2011 г., по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только вершина айсберга. Дело в том, что коррупция стала не побочным явлением нашего российского общества, а основой основ существования власти и управленческого механизма, потому что основной ценностью для правящей элиты в современной России являются деньги. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и "кровоточащих" является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию и правопорядку. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко сравнил коррупцию с "социальной чумой", эпидемии которой подвержены все современные общества: "Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных..." [1]. Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Коррупция своими корнями уходит в седую древность. В Древней Руси первое упоминание о коррупции в форме "посула", т. е. незаконного вознаграждения, относится к XIV веку. Многочисленные русские исторические и литературные источники свидетельствуют о широкой распространенности коррупции на Руси. В IX - X вв. возник институт "кормления" - князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Поэтому мздоимство бояр, чиновников, а также бесправие низших классов стало воистину национальным бедствием. В Древней Руси митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся. Петр I, склонный к решительным действиям, вешал воевод-мздоимцев, но меньше их не стало. Советская власть продолжала решительную борьбу с коррупцией. Ленин считал взяточничество одним из опаснейших пережитков царского режима и требовал для борьбы с ним "варварских" мер. В письме члену коллегии Народного комитета юстиции Курскому он требовал: "Необходимо тотчас... внести законопроект, что наказания за взятку (лихоимство, подкуп, сводка для взятки и прочее и тому подобное) должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ". Суровость мер в борьбе с взяточничеством объясняется тем, что большевиками оно рассматривалось не только как пережиток старого общества, но и как попытка эксплуататорских классов подорвать основы нового строя. Даже великолепно отлаженный репрессивный аппарат сталинской власти не смог совладать с проявлениями коррупции, которые стали обычным явлением к 70 - 80-м годам. Еще сегодня множество россиян хорошо помнят, как они давали взятки за получение государственной квартиры, за выделение "по блату" дефицитных промышленных и продовольственных товаров, за прием в престижные вузы, за командировки за границу и т. п., да и за многое другое, что было обычно труднодоступно для советских граждан. А потом, после развала Советского Союза, пришли другие времена. Совсем другие. И коррупция приобрела такие масштабы, что о ней говорит сейчас весь мир. Самая большая трудность в борьбе с коррупцией - это то, что ее проявления так многогранны, что при любом законодательно закрепленном определении коррупции часть этих проявлений останется за пределами действия закона. Главное - понять, что не будет богатого государства, сильной власти, процветающих граждан, пока "будет рука твоя распростерта к принятию". Изучив истоки такого явления, как коррупция, попытаемся понять ее причины, сущность, разобраться в типологии. Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином "коррупция", т. к. в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления. В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 г. в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают: а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей [2]. В Большом юридическом словаре коррупция понимается как "общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц" [3]. В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение коррупции: злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. Из данного определения видно, что коррупция: - всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер; - коррупция выходит за пределы взяточничества; - она включает в себя непотизм (непотизм - лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования; - коррупция как злоупотребление властью может осуществляться для получения выгоды в целях не только личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, т. к. корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условий, обеспечивающих возможности "легального", "законного" захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств. Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Таблица 1

ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Критерии типологии коррупции Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным Государственная (коррупция госчиновников); положением коммерческая (коррупция менеджеров фирм); политическая (коррупция политических деятелей).

Кто является инициатором Вымогательство взяток по инициативе коррупционных отношений руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя.

Кто является взяткодателем Индивидуальная взятка (со стороны гражданина); предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии).

Форма выгоды, получаемой Денежные взятки; взяткополучателем от обмен услугами (патронаж, непотизм). коррупции

Цели коррупции с точки Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку зрения взяткодателя быстрее делал то, что должен делать по долгу службы); тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности); взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю).

Степень централизации Децентрализованная коррупция (каждый коррупционных отношений взяткодатель действует по собственной инициативе); централизованная коррупция "снизу вверх" (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); централизованная коррупция "сверху вниз" (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

Уровень распространения Низовая коррупция (в нижнем и среднем коррупционных отношений эшелонах власти); верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

Степень регулярности Эпизодическая коррупция; коррупционных связей систематическая (институциональная) коррупция; клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

На основе условного критерия коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную, или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т. д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловую коррупцию, т. е. ту, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера. Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т. д. Верхушечная коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников. Если мелкая коррупция повседневно "высасывает" материальное благосостояние людей, то элитарная (верхушечная) коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики. С другой стороны, надо понимать, что мораль формируется, как правило, под влиянием авторитетов и внутреннего самоконтроля, а также права, закрепленного в законах. Право же, обладая нормативной определенностью, обеспечивается принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения. Основные источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный - государственные финансовые и товарные потоки. Второй источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Бюрократизм в России, безусловно, является элементом коррупции

Бюрократизм имеет свою национально-государственную специфику, определяемую прежде всего общественно-экономическим строем, уровнем развития демократических традиций, культуры, образованности людей, нравственной зрелости общества. Социологические опросы свидетельствуют, что только четверть россиян верит, что коррупцию можно победить. 6% россиян утверждают, что коррупции в стране сейчас нет, большинство же опрошенных социологами "Левада-Центра" в декабре 2009 г. граждан РФ уверены, что она поразила практически все структуры власти. Почти три четверти россиян (71%) считают наиболее коррумпированными чиновников федерального уровня. В том же грехе россияне уличают милиционеров и сотрудников ГИБДД (по 48%), местных чиновников (46%), также работников судов и прокуратуры (41%). От взяток, по утверждению опрошенных россиян, не отказываются врачи (20%), а также учителя и преподаватели вузов (18%). По данным фонда "Общественное мнение", обнародованным в конце апреля 2008 г., большинство опрошенных социологами граждан страны - 67% - уверены, что искоренить коррупцию в России невозможно, а среди тех, кто когда-либо давал взятки, так думают еще больше - 71% [8]. Многие черты российского бюрократизма, к сожалению, воспроизводятся и в современной России. По данным социологических исследований, к таким чертам относят: 1) оторванность от народа. Фактически отказ государственных структур от заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных: - аппарат не знает подлинных нужд населения, его трудностей, сами живут хорошо, занимаются бумаготворчеством и заседаниями; - чиновники пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали против них; - руководители заняты не государственными делами, а борьбой за сохранение власти и себя в этой власти; - не советуются с народом; 2) расхождение между словом и делом. "Размывание" в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Наиболее часто при этом вводятся следующие суждения: - придя к власти, многие поступают прямо противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше; - чиновники нередко скрывают правду или просто лгут; - власти не выполняют обещаний, которые дают народу; 3) взяточничество и коррупция. За громкими заявлениями и оценками нередко просматривается личная выгода. Такое мнение прочно утвердилось среди разных социальных слоев населения. Отсюда и истоки того, что в самом обществе наметились быстро развивающийся процесс падения уважения к закону, установившимся порядкам, рост ориентации на силу и даже насилие.

Причины коррупции. Предпосылки возникновения коррупции

Как же принимают решения чиновники, становиться ли им на скользкий путь коррупции? По мнению лауреата Нобелевской премии в экономике Гари С. Бекера, профессора экономики и социологии Чикагского университета, каждый человек, выбирая направления своей деятельности, исходит из четырех факторов. Во-первых, своих способностей; во-вторых, моральных ценностей и ограничений, заложенных его воспитанием; в-третьих, ограничений, накладываемых устройством внешней среды; в-четвертых, из стремления максимизировать свою выгоду. Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития - это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции. Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства. Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы XX века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы - в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества. Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров. На протяжении всей истории развития российского законодательства прослеживалось действие общих идеальных норм на регулирование реальных общественных отношений. Сделать вывод о том, положительным или отрицательным было это влияние, достаточно сложно, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на возможности правового регулирования борьбы с коррупцией. Несмотря на несоответствие общих идеальных норм реально складывающимся правоотношениям, нормы права, отягощенные общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер, реально воздействовали на уровень коррупции в стране. Что прослеживалось в наличии ответственности (как правовой, так и внеправовой) и правоприменительной практики решения вопросов ответственности за совершение антинравственных проступков. Коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются - пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений. В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников "продать свои услуги, пока они пользуются спросом". На это их толкает "необеспеченность будущего после окончания службы". С экономической точки зрения взятка - это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица - взяткодателя. Однако в условиях, когда большая часть населения страны переживает, мягко говоря, состояние экономической нестабильности, желание чиновников повысить собственные доходы вряд ли встретит понимание и одобрение в обществе. С другой стороны, спросим себя: "Откажусь ли я дать взятку, если от этого будет зависеть решение давно наболевшей проблемы?" Боюсь, что очень немногие отрицательно ответят на этот вопрос. Получается, что коррупция начинается не в коридорах власти и кабинетах больших начальников, а возникает из моральных принципов и поведения каждого из нас.

Основные меры по борьбе с коррупцией. Необходимость разработки национального плана

В силу системности российской коррупции и сложности противодействия ее проявлениям программы и конкретные проекты преодоления коррупции как социального явления должны быть ориентированы на относительно длительные сроки действия. Если коррупционные связи и отношения в России формировались в течение столетий и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, ведения бизнеса и частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, ведения бизнеса и частной жизни, резко ограничивающим или исключающим коррупционные проявления. "Нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции, - сказал Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам противодействия коррупции. - Он должен включать в себя минимум три раздела. Первый - это сугубо юридическая часть. Мы должны будем вплотную заняться модернизацией законодательства. Есть проект Закона о противодействии коррупции, но пока еще существует набор вопросов по нему". Второй раздел, по словам Д. А. Медведева, будет касаться профилактики коррупции. "По сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для коррупции. Это самое сложное, что на самом деле нам предстоит: прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными регламентами, создание в целом более благоприятной деловой среды. Комплекс мер по вопросам антирейдерства, необходимо подумать о современной системе оценки деятельности и правоохранительных органов, и регионов в этой сфере". Третий раздел будет посвящен правовому просвещению граждан. Без этого план реализовать не удастся. "По сути, речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет. Ведь в развитых странах, как мы обычно говорим, в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. И это, может быть, самый сильный стимул" [10]. Коррупционные явления полностью исключить невозможно никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью ее изжить невозможно, но есть общества, где ее уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создает существенных препятствий для развития общества, экономики, государства. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления. И если уж сам Д. Медведев, будучи Президентом России, возглавлял совет по борьбе с коррупцией, то, видимо, коррупция достигла своего наивысшего апогея. На состоявшемся 19 мая 2008 г. совещании по противодействию коррупции Медведев констатировал, что "уровень коррупции в стране остается крайне высоким" и "за 2007 год, только по официальной статистике, расследовано более 10,5 тысяч дел". "Это просто вершина айсберга, - добавил Д. Медведев. - Этот вид преступлений носит скрытый характер, как говорят юристы, латентный характер, преступников трудно найти, преступления трудно расследовать, трудно привлечь к ответственности" [11]. Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности. Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества.

Влияние коррумпированности на правопорядок

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права. Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правопорядочности общественной жизни во многом определяют общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Коррупция разрушает реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Она уменьшает качество и степень правопорядочности общественной жизни и во многом ухудшает общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. Создавая условия нестабильного правопорядка, коррупция делает невозможным эффективное функционирование экономики, достижение гармонии в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти. В условиях коррумпированности пассивно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, не гарантируется свободное развитие человека, а также не удовлетворяются его материальные и духовные потребности. В свою очередь правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, являясь, таким образом, противопоставлением коррупции, которая вначале разрушает системность и устойчивость, а лишь затем, при попустительстве со стороны государства, приобретает организованность и системный характер. Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Карл Маркс в свое время писал, что "даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона". И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе деятельности государственного аппарата. В заключение представляется возможным сказать, что главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации. Характеристика современной коррупции имеет ряд особенностей. 1. Современная коррупция ориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду. Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров. 2. Современная коррупция тесно связана с общеуголовной преступностью и по своим количественным и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности. Наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы. 3. В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других "специализаций", например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др. 4. Коррупция в наше время получила прочную опору в виде безнаказанности коррумпированных чиновников. Об этом свидетельствует высокая степень латентности преступлений (завуалированность, скрытость чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения. 5. Современная коррупция существует в условиях напряженной криминогенной обстановки, которая расставляет приоритеты таким образом, что действия продажных чиновников не всегда выдвигаются на первый план по своей опасности. 6. Современная коррупция последовательно расширяет "зоны влияния", проникая в новые сферы, ранее от нее хорошо защищенные, в частности в правоохранительную деятельность. 7. Современная коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной. Вышеперечисленными особенностями характеристика современной коррупции не исчерпывается, но они являются стержневыми и определяющими данное явление. Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны. Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которого должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией. Это станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития законодательства. Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьезной стране уже давно нет: у нас воруют по закону; наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к рулению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жесткого алгоритма его действий, - это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветет уже неприлично пышным цветом не потому, что за нее не расстреливают. Хочу отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая - то, что Россия потеряла поколение 90-х годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное сознание. Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стимулирования - повышения оплаты труда чиновников. Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции среди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюджетных средств. Искоренить коррупцию - значит создать сильное правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию - значит сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию - значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, правопорядок и справедливость. Устранить коррупцию - это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию - это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе. Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны и сложившегося правопорядка.

Литература

1. Документы ООН А/58/4228/422. 2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Российская газета. 2004. 3 февраля. 3. Большой юридический словарь. М.: Изд-во "Инфра-М", 2000. С. 288. 4. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 Apr. // URL: www. un. org/russiaru. 5. Дореволюционная русская универсальная энциклопедия. Петербург: Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, 1890 - 1907. 6. Кругосвет. Энциклопедия. М.: Изд-во MediaWorld, 2009. 7. Сможем ли мы победить коррупцию. Опрос "Левада-Центра" // Российская газета. 2007. 20 декабря. 8. По материалам фонда "Общественное мнение" // URL: http://www. fom. ru. 9. Becker G. Public Policies, Pressure Groups, and Deadweight costs / Пер. Н. С. Волковой // Journal Of Political Economy. 2007. N 228. С 38. 10. Совещание по противодействию коррупции // Газета. 2008. 20 мая. 11. Там же. 12. Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций: Указ Президента Российской Федерации от 07.08.1992 N 828: в ред. от 14.11.1992 // Российская газета. 1992. 9 августа. 13. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ // Российская газета. 1995. 2 августа. 14. Конвенции ООН // URL: www. un. org/russian.

Название документа