Использование международного опыта для развития системы сертификации на примере предприятий водного транспорта

(Ульянова Н. М.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 1) Текст документа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА <*>

Н. М. УЛЬЯНОВА

Ульянова Нина Михайловна, Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ), кафедра экономики водного транспорта, доктор экономических наук, профессор.

В статье показано, что развитие системы сертификации на водном транспорте проходит в сложных условиях, так как необходимо учитывать и прогнозировать непрерывные изменения политической и экономической ситуации в стране. Несколько главных обстоятельств определяют задачи совершенствования системы, необходимость использования мирового опыта сертификации, действующей в условиях рыночной экономики, с учетом особенностей сегодняшних условий хозяйствования в России и сложившейся практики проверки соответствия продукции техническим нормам.

Ключевые слова: гармонизация процедур оценки, профессиональная сертификация, техническое регулирование, стандарты, технические регламенты.

The article shows that development of the system of certification in water transport is carried out in difficult conditions, as it is necessary to consider and forecast the continuous changes of political and economic situation in the country. Several fundamental circumstances determine the tasks of improvement of the system, the necessity of use of the world experience of certification in the conditions of market economy, taking into consideration the peculiarities of the present conditions of economic management in Russia and the established practice of verification of the correspondence of products to the technical rules.

Key words: harmonization of valuation procedures, professional certification, technical regulation, standards, technical rules.

Процесс дерегулирования экономики - один из важнейших аспектов перехода к рыночно ориентированной экономике. Благодаря дерегулированию снижается негативное воздействие чрезмерного вмешательства государства и одновременно усиливаются рыночные механизмы <1>. Процесс дерегулирования в ЕС на данный момент характеризуют следующие факторы: -------------------------------- <1> Филопулос Я. Формирование политики и институциональная основа оценки риска в ЕС. Рекомендации по созданию в стране системы оценки риска.

1. Использование так называемого нового глобального подхода, обеспечивающего соответствие техническим стандартам (регламентам). 2. Выбор странами ЕС подходящей процедуры оценки соответствия с расчетом возможных рисков и соответственно возможных методов защиты. 3. Положение ЕС о вариантах технических стандартов для различных торговых партнеров, чтобы обеспечить требуемые условия для свободной торговли. 4. Гармонизация процедур оценки соответствия, предписываемых различными Директивами ЕС. 5. Внедрение системы профессиональной сертификации и аккредитации. 6. Формирование системы технического регулирования. 7. Отбор примеров лучшей практики среди государств ЕС по оценке различных рисков и применение общих методов в сферах профессиональной гражданской ответственности, оценки риска и защиты потребителей. Широкое использование сертификации соответствия сталкивается с целым рядом проблем организационного, экономического, правового и технического характера, а также с проблемой кадрового обеспечения. Такие проблемы встречаются и в практике зарубежных стран, где давно проводится сертификация соответствия. В России они имеют особенно острый характер в условиях ломки старого и создания нового экономического механизма. Их решение будет успешным только тогда, когда российская сертификация не только займет соответствующее место на внутреннем рынке, но и впишется в общемировую практику, а также будет признаваться за рубежом в соответствующих областях деятельности. С учетом опыта и традиций экономических отношений в России, роли органов государственной власти, состояния и эффективности законов, состояния общественных движений, направленных на защиту потребителей, на безопасность жизни и здоровья людей и охрану окружающей среды, правосознания потребителей и организаций, эксплуатирующих водный транспорт, можно выделить следующие области и цели использования сертификации соответствия. В социальной сфере для защиты интересов граждан России, решения общенациональных социально-экономических проблем: - контроль безопасности перевозок (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества граждан (потребителей), для окружающей среды; - определение состава и контроль пригодности средств, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды; - контроль безопасности водного транспорта, сооружений и техники эксплуатирующих организаций в интересах населения и окружающей среды; - контроль состояния почв, воды и воздуха; - контроль соответствия качества перевозок, соответствия требованиям государственных стандартов, если заказчики заявляют о таком соответствии; - контроль соответствия перевозок и технических процессов требованиям государственных стандартов по экономному расходованию ресурсов и энергии. В экономической сфере для налаживания свободного рынка, создания конкуренции товаропроизводителей, защиты интересов предпринимателей: - беспрепятственное получение любым заказчиком (поставщиком, торговцем) доказательного подтверждения соответствия работы (услуги) по перевозкам требованиям любого нормативного документа и демонстрации этого подтверждения; - оценка водного транспорта и средств эксплуатирующей организации при приватизации и продаже имущества; - оценка риска при страховании водного транспорта и недвижимости; - контроль качества перевозок при государственных закупках; - выявление перед перевозками товаров (услуг), запрещенных в торговле или нежелательных для реализации; - устранение технических барьеров при перевозках на водном транспорте. В политической сфере, для содействия политическому и экономическому сближению России с другими государствами: - заключение соглашений по сертификации соответствия со странами СНГ; - активное участие в деятельности международных организаций по сертификации соответствия; - установление взаимодействия с Европейской организацией по испытаниям и сертификации технических средств; - заключение двух - и многосторонних соглашений. Сертификация соответствия, являясь современным организационно-экономическим механизмом оценки и содействия обеспечения заданного качества технических средств, должна основываться на реализации следующих основных принципов: - государственности - обеспечение общественных интересов при оценке безопасности перевозок и достоверности информации об их качестве; - добровольности - использование эксплуатирующей организацией в целях рекламы своей деятельности; - объективности - независимость от поставщика и потребителя; - достоверности - оценка качества перевозок аккредитованными организациями по сертификатам; - бескомпромиссности - оценка, как в условиях дефицита продукции, так и при ее избытке; - взаимного признания - межгосударственное признание результатов сертификации соответствия; - прослеживаемости - прослеживаемость результатов сертификации соответствия в течение срока службы (годности) техники; - справедливости - заинтересованность в перевозках поставщика, продавца и потребителя продукции, на которых накладываются определенные затраты и ограничения; - демократичности; - отсутствия дискриминации - исключение дискриминации в сертификации техники любых отечественных и зарубежных перевозчиков; - самостоятельности - предоставление эксплуатирующим организациям (перевозчикам) права: выбора проводить сертификацию соответствия в отечественных или признанных Россией зарубежных организациях; выбора схемы сертификации при добровольной сертификации работ или подтверждении соответствия; - невосприимчивости - невосприимчивость к волюнтаризму и протекционизму; - делегирования - делегирование прав по проведению испытаний и выдаче сертификатов признанным организациям независимо от форм собственности; - равной ответственности - разделение и адресность ответственности среди всех участников сертификации техники; - обеспечения - правовое, методическое, ресурсное, техническое и другое обеспечение процедур сертификации соответствия; - многофункциональности - право использования, результатов сертификации техники и работ (перевозок) (сертификатов и знаков соответствия) - поставщиками, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми органами, рыночными структурами (биржи, СП, аукционы и т. д.), арбитражем и судом; - информативности - доступность информации о результатах сертификации соответствия; - разнообразия - использование разнообразных форм и методов проведения сертификации техники, работ и услуг с учетом ее специфики, характера производства и эксплуатации (потребления, использования). Развитие системы сертификации на водном транспорте будет проходить в сложных условиях, поскольку необходимо учитывать и прогнозировать непрерывные изменения политической и экономической ситуации в стране. Несколько главных обстоятельств определили облик системы. Это выход и введение в действие в России Закона "О защите прав потребителей", распад СССР на независимые государства, ликвидация прежнего командно-административного механизма управления экономикой, возникновения рынка, на котором кроме государственных действуют предприятия с различными формами собственности и новые коммерческие структуры, необходимость использования мирового опыта сертификации, действующей в условиях рыночной экономики, с учетом особенностей сегодняшних условий хозяйствования в России и сложившейся практики проверки соответствия продукции техническим нормам.

Литература

1. Ващенко В. К., Рощина О. Е., Ленская О. Л. Управление качеством продукции. Системы управление предприятием и качеством продукции: Учеб. пособие. М.: РосЗИТЛП, 2007. 2. Дмитриев О. Н., Бурдин А. К. Внутрикорпоративное арендное управление: Монография. М.: КноРус, 2006.

Название документа