Основные направления деятельности Организации американских государств по улучшению положения людей с ограниченными возможностями в регионе Северной и Южной Америки

(Попова Е. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 1) Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ <*>

Е. Н. ПОПОВА

Попова Евгения Николаевна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Сыктывкарского государственного университета, член Ассоциации международного права.

Статья посвящена деятельности ОАГ в сфере улучшения положения людей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются основные региональные документы, принятые в этой области, подчеркивается роль Межамериканской конвенции об устранении всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями, отмечаются недостатки регионального механизма и предлагаются возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, Организация Американских Государств, защита прав человека.

The article is devoted to the activities of the OAS in the field of conditions improvement for people with disabilities. The article deals with the main regional acts received in this field, emphasizes the role of the Inter-American Convention on the removal of All Forms of Discrimination in relation to people with disabilities, marks lacks of a regional device and suggests possible ways to overcome them.

Key words: people with disabilities, the Organization of American States, the protection of human rights.

За последнее время интерес к проблемам положения людей с ограниченными возможностями значительно вырос. Связано это в первую очередь с активной деятельностью ООН в данном направлении и недавним принятием Генеральной Ассамблеей ООН универсальной Конвенции по правам инвалидов (2006 г.). Однако немаловажным также является изучение практики региональных межправительственных организаций по защите прав указанной категории населения. Региональные механизмы учитывают специфические особенности развития конкретного региона, поэтому могут служить дополнительной гарантией прав людей с ограниченными возможностями, а также усилить и укрепить действие универсальных международных стандартов защиты их прав. Положение людей с инвалидностью в регионе Северной и Южной Америки, как и в других регионах мира, остается тяжелым. По данным Панамериканской организации здравоохранения, в регионе проживает около 33 миллионов человек, имеющих различные формы инвалидности, и только 2% из них могут воспользоваться социальными услугами и поддержкой для улучшения своего положения <1>. -------------------------------- <1> Situation of Persons With Disabilities in the American Hemisphere: General Assembly OAS Resolution AG/RES. 1249 (XXIII-O/93) on 11 June 1993.

Основной международной организацией, действующей в регионе Южной и Северной Америки и уделяющей внимание проблематике инвалидности, является Организация американских государств (ОАГ). Региональная система защиты прав человека в рамках ОАГ функционирует на основе трех документов: Устава ОАГ (30 апреля 1948 г.), Американской декларации прав и обязанностей человека (10 декабря 1948 г.) и Межамериканской конвенции по правам человека (22 ноября 1969 г.). Однако ни один из указанных документов ОАГ не содержит специальные нормы, направленные на защиту прав людей с ограниченными возможностями. Лишь отдельной нормой Дополнительного протокола к Межамериканской конвенции по правам человека (1988 г.) предусматриваются меры по защите прав людей с инвалидностью (ч. 1 ст. 18) <2>. -------------------------------- <2> URL: http: www. oas. org/juridico/english/treaties/a-52.php (дата обращения: 31.03.2012).

В ответ на инициативы ООН и ее специализированных учреждений по улучшению положения людей с ограниченными возможностями, активно реализуемые во второй половине XX в., ОАГ принимает ряд значимых решений по проблематике инвалидности. В декабре 1994 г. утверждается Декларация принципов <3>, в которой закреплено всеобщее признание недопустимым и неприемлемым исключения из общества людей с ограниченными возможностями. -------------------------------- <3> URL: http: http://www. ftaa-alca. org/Summits/Miami/de-clara_e. asp (дата обращения: 31.03.2012).

Во исполнение целей Декларации принципов в Резолюции от 9 июня 1995 г. (AG/RES. 1356 (XXV-O/95) Генеральная Ассамблея ОАГ призвала латиноамериканские государства развивать сотрудничество по вопросу улучшения состояния здоровья людей с инвалидностью, включать их в общественную жизнь, а также принимать меры по предупреждению инвалидности <4>. -------------------------------- <4> URL: http: http://www. oas. org/dil/AG-RES_1356_(XXV-O-95).php (дата обращения: 31.03.2012).

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ОАГ от 5 июня 1996 г. (AG/RES. 1369 (XXVI-O/96) признается, что инвалидность может привести к возникновению дискриминации при осуществлении прав человека <5>. -------------------------------- <5> URL: http: http://www. oas. org/juridico/english/ga-res96/res-1369.php (дата обращения: 31.03.2012).

ОАГ - одна из первых и немногих межправительственных региональных организаций, которая не только признала необходимость бороться с дискриминацией по признаку инвалидности, но и приняла специальный акт, посвященный защите этой уязвимой категории населения. Речь идет о Межамериканской конвенции об устранении всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями (далее - Межамериканская конвенция) (принята 7 июня 1999 г., вступила в силу 14 сентября 2001 г.). На сегодняшний день из 34 государств - членов ОАГ ратифицировали данный договор 18 государств <6>. -------------------------------- <6> URL: http: http://www. oas. org/juridico/english/sigs/a-65.php (дата обращения: 31.03.2012).

Межамериканская конвенция является не только первым региональным международным договором, предметом регулирования которого являются отношения по защите прав людей с инвалидностью. В акте впервые нашли юридическое закрепление понятия "инвалидность" и "дискриминация людей с инвалидностью", отвечающие требованиям современной концепции инвалидности. По сравнению с Конвенцией о правах инвалидов определение "дискриминация лиц с инвалидностью" в Межамериканской конвенции более широкое по своему содержанию и охватывает также состояния, вызванные предыдущей инвалидностью, и состояния инвалидности, которые индивид испытывал в прошлом. В этой связи полагаем, что Межамериканская конвенция выступает дополнительной гарантией защиты людей с ограниченными возможностями, поскольку распространяет действие на широкий круг участников. Межамериканская конвенция не перечисляет конкретные права людей с инвалидностью, но регламентирует перечень обязанностей государств-участников по защите данных прав. Контрольным механизмом выполнения ее требований выступает Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями, который не наделен юрисдикционными полномочиями. Уже к первому заседанию Комитета (март 2007 г.) были представлены доклады государств-участников о реализации Межамериканской конвенции. Так, в Аргентине принят Национальный план по борьбе с дискриминацией, где содержатся отдельные положения о запрете дискриминации лиц с инвалидностью <7>. В Эквадоре нормы о комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями включены в Конституцию, принят специальный закон об инвалидности <8>. В Боливии действует Национальный план по обеспечению равенства и равных возможностей для людей с инвалидностью <9>. -------------------------------- <7> Informe De La Republica Argentina En Virtud Del Articulo Vi.3 De La Convenciyn Interamericana Para La Eliminaciyn De Todas Las Formas De Discriminaciyn Contra Las Personas Con Discapacidad OEA/Ser. L/XXIV.2.1 CEDDIS/doc.8/07 (28 Febrero 2007). URL: http://www. oas. org/DIL/persons_with_disabilities_reports_states_parties. htm (дата обращения: 31.03.2012). <8> Informe Del Ecuador C Omo Estado Parte De La Convenciyn Interamericana Contra Todas Las Formas De Discriminaciyn Contra Las Personas Con Discapacidad OEA/Ser. L/XXIV.2.1 CEDDIS/doc.23/07 (28 Febrero 2007). URL: http://www. oas. org/DIL/persons_with_disabilities_reports_states_parties. htm (дата обращения: 31.03.2012). <9> Bolivia Informe De Avance "Convenciyn Interamericana Contra Todas Las Formas De Discriminaciyn Contra Las Personas Con Discapacidad" OEA/Ser. L/XXIV.2.1 CEDDIS/doc.34/07 (27 Julio 2007). URL: http://www. oas. org/DIL/persons_with_disabilities_reports_states_parties. htm (дата обращения: 31.03.2012).

Как следует из представленных докладов, типичными проблемами, которые препятствуют полному осуществлению государствами Межамериканской конвенции, являются: дефицит финансовых ресурсов; отсутствие межведомственной координации; низкая активность общественных организаций лиц с ограниченными возможностями; недоступность услуг реабилитации и недостаточная квалификация специалистов в данной области; недостаточное информирование общества о правах и потребностях людей с инвалидностью; отсутствие политической воли осуществлять государственную политику и выполнять законодательство в области защиты прав данной категории населения; и др. По нашему мнению, роль Межамериканской конвенции и специальных инструментов для ее реализации недооценивается в ОАГ. Так, например, по мнению директора Департамента международного права Межамериканского юридического комитета ОАГ, Комитет фактически копирует функции Межамериканской комиссии по правам человека, а его создание является финансовым бременем для ОАГ <10>. -------------------------------- <10> Annual Report of the Inter-American Juridical Committee to the General Assembly 2010. Brazil: General Secretariat OAS, 2010. P. 237.

Несерьезное отношение к указанному правовому механизму, возможно, вызвано отсутствием культуры уважения прав человека в регионе, непониманием серьезности положения людей с ограниченными возможностями, нежеланием государств принимать активные усилия по повышению качества жизни данной категории населения. В регионе принимаются также иные меры по поддержке людей с инвалидностью. Период 2006 - 2016 гг. объявлен Десятилетием Северной и Южной Америки в защиту прав и достоинства людей с ограниченными возможностями (Резолюция Генеральной Ассамблеи ОАГ AG/DEC. 50 (XXXVI-O/06) от 6 июня 2006 г.) <11>. Для реализации Десятилетия разработана Программа действий <12>. -------------------------------- <11> URL: http://www. oas. org/DIL/AG-DEC_50_XXXVI-O-06_eng. pdf (дата обращения: 31.03.2012). <12> Program of Action Decade of The Americas for Persons With Disabilities (2006 - 2016) (CP/CAJP-2362/06 corr.1 on 24 April 2006). URL: http://www. oas. org/consejo/cajp/disabilities. asp (дата обращения: 31.03.2012).

Таким образом, проведенный анализ международных актов, принятых в рамках ОАГ, позволяет сделать следующий вывод. Северная и Южная Америка представляют собой чрезвычайно разнообразный регион, в состав которого входят как наиболее экономически развитые страны Северной Америки, так и наибеднейшие государства, расположенные в Латинской Америке и на островах Карибского моря. Поэтому поиск универсальных методов решения общих региональных проблем становится затруднительным. Поскольку меры, направленные на улучшение положения людей с ограниченными возможностями, часто требуют от государств выделения дополнительных финансовых ресурсов, то, учитывая и без того сложную общую ситуацию с соблюдением прав человека в данном регионе, люди с ограниченными возможностями находятся в еще более уязвимом социальном положении. Разработанный в рамках ОАГ правовой механизм защиты от дискриминации людей с ограниченными возможностями на практике оказался малоэффективным. Государства сталкиваются с множеством проблем при его осуществлении как организационного, так и финансового характера. В целях совершенствования региональной политики в области защиты прав людей с ограниченными возможностями, по нашему мнению, следует повысить роль Комитета, не только предоставив ему право быть площадкой для обсуждения насущных вопросов, но и наделив его полномочиями по контролю за выполнением государствами предписаний Комитета по выполнению положений Межамериканской конвенции.

Название документа