Соотношение международного и национального права в вопросах реализации международных санкций
(Кешнер М. В.)
("Российский юридический журнал", 2014, N 1)
Текст документа
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
В ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
М. В. КЕШНЕР
Кешнер Мария Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).
The correlation of international and national law in the implementation of international sanctions
M. V. Keshner
Реализация положений резолюций Совета Безопасности ООН о введении режимов санкций требует специальных имплементационных мероприятий. Условно можно выделить два уровня осуществления санкционных режимов: международный и национальный (внутригосударственный).
Международно-правовые основы имплементации государствами резолюций Совета Безопасности вытекают из общих норм международного права и положений Устава ООН.
Характерная особенность санкционных режимов Совета Безопасности ООН заключается в том, что решение о введении санкций принимается международной организацией, но в итоге осуществляются санкции непосредственно государствами-членами. Однако в отличие от контрмер международные санкции по юридической природе - это централизованные принудительные меры, правовой титул на применение которых предоставляет международная организация, они осуществляются от ее имени.
Национально-правовая имплементация норм о санкционных режимах предполагает трансформацию соответствующих международно-правовых норм, т. е. прежде всего издание компетентными органами государства внутригосударственных правовых актов, а также последующее принятие административных распоряжений и мер, адресованных органам государственного управления, юридическим лицам и гражданам, призванных обеспечить санкционное воздействие на адресатов санкций.
По общему правилу государство, не являющееся членом международной организации, не может быть обязано принимаемыми ею постановлениями. Однако, в случае введения Советом Безопасности санкций для поддержания или восстановления международного мира и безопасности на основании гл. VII Устава ООН, государство, не являющееся членом ООН, обязано если не участвовать в осуществлении санкционного режима против правонарушителя, то по крайней мере не оказывать ему поддержки. Иное означает отказ такого государства сообразовать свое поведение с решением Совета Безопасности ООН по обеспечению особо значимой императивной нормы, что равнозначно несоблюдению этой нормы и, следовательно, создает предпосылки для применения против государства международных санкций.
В последние годы тенденцией в реализации резолюций, принимаемых Советом Безопасности, является участие в осуществлении санкционного режима всех государств, особенно с учетом глобального характера такой угрозы международному миру и безопасности, как терроризм.
В Российской Федерации вопросы участия в санкционных режимах Совета Безопасности ООН относятся к компетенции Президента РФ. Статьей 13 Федерального закона от 18 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определено, что Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях.
Также решениями Президента РФ в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и защиты национальных интересов Российской Федерации.
Порядок введения ограничений на вывоз продукции военного назначения в отдельные страны определен Положением о порядке введения эмбарго на поставку вооружения и военной техники, оказание услуг военно-технического характера, а также на поставку сырья, материалов, оборудования и передачу технологий военного и двойного назначения зарубежным государствам, в том числе участникам СНГ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 235.
Здесь важен следующий момент: приостанавливается или прекращается действие существующих частноправовых договоров с объектом, в отношении которого действует режим санкций? Необходимо руководствоваться положениями Устава ООН, ст. 103 которого установила преимущественную силу обязательств по Уставу перед обязательствами по любому договору. Решения о введении международных санкций принимаются Советом Безопасности ООН на основании ст. ст. 41 и 42 Устава Организации, согласно которым Совет может "потребовать от членов Организации применения этих мер". В силу ст. 25 Устава члены Организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Из этого следует, что решение Совета Безопасности, принятое в соответствии с гл. VII Устава ООН, рассматривается как обстоятельство, исключающее противоправность невыполнения договора.
В заключение отметим особую значимость национального уровня осуществления санкционных режимов, вводимых Советом Безопасности ООН. Эффективность санкций в конечном счете зависит от надлежащего выполнения решений о санкциях, т. е. от добросовестности и согласованности действий субъектов международного права при осуществлении ими таких решений.
Название документа