Конкуренция в законодательстве и правоприменительной практике: обзор событий за IV квартал 2012 г
(Петров Д. А.) ("Конкурентное право", 2013, N 1) Текст документаКОНКУРЕНЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ: ОБЗОР СОБЫТИЙ ЗА IV КВАРТАЛ 2012 Г.
Д. А. ПЕТРОВ
Петров Д. А., доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.
Решения Президиума ФАС России - новый способ доведения правовых позиций, применение которого Федеральной антимонопольной службой России началось в 2012 г., что требует юридического осмысления. В настоящее время обнародовано (в СПС "КонсультантПлюс") два таких решения: 1) от 05.09.2012 N 8-26/4 "О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков"; 2) от 22.02.2012 N 1-6/8-1 "О квалификации действий кредитных и страховых организаций в рамках договоров коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков". Этими актами ФАС России применительно к договорным конструкциям в сфере коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков определила правила квалификации нарушений антимонопольного законодательства, совершенных посредством заключения таких договоров, средства доказывания и пр. Не ставя своей целью анализ содержания этих разъяснений, хотелось бы поднять вопрос об их правовой силе и обязательности для хозяйствующих субъектов. Пункт 5 ч. 2 ст. 23 ЗоЗК определяет, что федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства. Если рассматривать решения Президиума ФАС России с той позиции, что это разъяснения, то они вступают в противоречие с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом ФАС России от 20.01.2012 N 22). Согласно п. 3.20 указанного Регламента по итогам рассмотрения запроса осуществляется подготовка не решений Президиума, а письма в адрес заявителя (либо с разъяснением, либо с информацией о невозможности дачи разъяснения). Следовательно, правовая природа решений Президиума ФАС России иная. В Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" термин "президиум" не употребляется. Однако руководитель ФАС России в соответствии с п. 10.6 Положения о ФАС России уполномочен утверждать структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. В соответствии с п. п. 2.24, 2.25 Регламента ФАС России (утв. Приказом ФАС РФ от 09.04.2007 N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы" <1>) в ФАС России образуется Коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Коллегия). Коллегия осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, Положением о Коллегии, утверждаемым соответствующим приказом ФАС России. -------------------------------- <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 30.
Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе ФАС России и им возглавляется. В составе Коллегии образуется президиум. Заседания президиума Коллегии проводятся по решению руководителя ФАС России. Принятые на заседании Коллегии (президиума Коллегии) решения оформляются протоколом и при необходимости вводятся в действие (объявляются) приказом ФАС России. Однако те Постановления Правительства РФ, на основе которых разработан Регламент ФАС России, не содержат упоминания о возможности создания Президиума федерального органа исполнительной власти (см. Постановления Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" <2>, от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" <3>, от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" <4>). -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 2005. N 4. Ст. 305. <3> Собрание законодательства РФ. 2005. N 31. Ст. 3233. <4> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.
Таким образом, руководитель ФАС России вправе создать Коллегию и в ее составе президиум Коллегии. Но эти органы, обладающие статусом структурного подразделения службы, являются совещательными органами и не вправе издавать юридически значимые документы для неопределенного круга лиц. Внутриорганизационное значение Президиума ФАС России подчеркивается и тем обстоятельством, что его решение является одним из оснований для включения территориальных органов в проект плана проверок (абзац 2 п. 4.1.2 Положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС России (утв. Приказом ФАС РФ от 04.08.2011 N 569)) наряду с мотивированными предложениями структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и показателями рейтинга результативности деятельности территориальных органов за отчетный период. В соответствии с п. 2 Положения о территориальном органе ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" <5>) территориальный орган в своей деятельности руководствуется, среди прочих актов, правовыми актами ФАС России. ФАС России в силу п. 9.1 Регламента ФАС России при осуществлении взаимодействия с территориальными органами доводит до них решения Коллегии (президиума Коллегии) ФАС России. -------------------------------- <5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 19.
Акты постоянно действующего совещательного органа при руководителе ФАС России можно считать правовыми актами, но обязательной силы даже для территориальных органов они иметь не должны. Хотя вряд ли подчиненные ФАС России территориальные органы не будут руководствоваться изложенными в решениях Президиума ФАС России правовыми позициями. Думается, что, разъяснив вопросы применения антимонопольным органом действующего законодательства и придав ему форму решения Президиума ФАС России, руководство антимонопольного органа хотело придать указанному решению именно рекомендательный характер, а не статус официальной правовой позиции, подлежащей применению. Тем не менее это не должно исключать возможности оспаривания такого рода правовых актов, примером чему служит решение ВАС РФ от 29.03.2012 N ВАС-16112/11 о признании недействующим письма ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19713. Как указал суд, разрешение вопроса о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти нормативный характер, должно производиться независимо от его формы, содержания и других условий, например, государственной регистрации, опубликования в официальном издании. Нормативный характер правового акта определяется в зависимости от конкретного содержания этого акта и характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли он права и законные интересы неопределенного круга лиц. Оспариваемый акт носит нормативный характер, поскольку содержит понятие, определение которого не установлено федеральным законодательством, и предусматривает условия, влекущие правовые последствия, рассчитанные на многократное применение. Таким образом, для квалификации правового акта в качестве нормативного важное значение имеют не формальные признаки (регистрация и опубликование), а сущностные (содержание и характер правоотношений). В другом деле указано, что отсутствие регистрации правового акта в Минюсте России, официального опубликования, а также издание данного акта в форме письма само по себе не свидетельствует о том, что этот документ не является нормативным правовым актом <6>. -------------------------------- <6> См.: решение ВАС РФ от 29.12.2010 N ВАС-13888/10.
Такую же логику можно было применить и в отношении иных правовых документов ФАС России разъясняющего характера <7>, оформленных не в форме писем: -------------------------------- <7> Все эти правовые акты разъясняющего характера приведены в СПС "КонсультантПлюс".
1) рекомендаций (Рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата (утв. ФАС России 11.12.2012), Рекомендации ФАС России дистрибьюторам и автопроизводителям автомобильной продукции в Российской Федерации (утв. ФАС России 07.09.2012)); 2) методических рекомендаций (Методические рекомендации по применению антимонопольными органами ст. 2.9 КоАП (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности), Методические рекомендации по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг); 3) разъяснений (разъяснения ФАС России от 01.08.2012 "О разъяснении отдельных вопросов по заполнению формы N 2, утвержденной Приказом ФАС России от 23.12.2011 N 893", разъяснения ФАС России от 05.06.2012 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции..."); 4) информации (информация ФАС России от 19 июня 2012 г. "О документах, более не требуемых от заявителя, в рамках осуществления десяти государственных функций ФАС России").
Акты Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России
Решение Высшего евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 "Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному". Рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более сторон. Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или группой лиц сторон установленных запретов осуществляется Евразийской экономической комиссией, если выполняется следующее условие - хозяйствующий субъект, действия которого нарушают установленный запрет, и хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты) - конкурент (конкуренты), которому (которым) причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территории разных сторон. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.12.2012 N 118 "О Методике расчета и порядке наложения штрафов, предусмотренных Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции". Определены порядок расчета размера штрафов для юридических лиц за нарушение единых правил конкуренции, за непредставление в Евразийскую экономическую комиссию сведений (информации) или представление заведомо недостоверных сведений (информации). При расчете размера штрафа используется базовая величина штрафа с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность или отягчающих ответственность. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.12.2012 N 117 "О Методике определения монопольно высоких и монопольно низких цен". Указанная методика применяется Евразийской экономической комиссией в соответствии с ее компетенцией при осуществлении контроля соблюдения единых правил конкуренции хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), занимающими доминирующее положение, на трансграничных товарных рынках. Приведены критерии установления монопольно высокой и монопольно низкой цены. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 98 "О Порядке проведения расследования нарушений правил конкуренции". Расследование нарушений правил конкуренции проводится в целях установления признаков нарушения правил конкуренции, определения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), в действиях которых содержатся (усматриваются) признаки нарушения правил конкуренции. Основаниями для проведения расследования являются определение о проведении расследования, принятое по итогам рассмотрения заявления (материалов) о нарушении правил конкуренции, а также обнаруженные комиссией возможные признаки нарушения правил конкуренции. Расследование проводится сотрудниками комиссии, указанными в определении о проведении расследования, в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня подписания определения о проведении расследования. По результатам проведения расследования член коллегии комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит одно из следующих определений: о возбуждении и рассмотрении дела о нарушении правил конкуренции; об отказе в возбуждении дела о нарушении правил конкуренции; о передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 97 "О Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции". Заявления о нарушении правил конкуренции подаются в комиссию юридическими и физическими лицами. Материалы о нарушении правил конкуренции, рассмотрение которых входит в компетенцию комиссии, представляются в комиссию органами государственной власти государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, в компетенцию которых входит реализация конкурентной (антимонопольной) политики. Заявления (материалы) рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их регистрации. По результатам рассмотрения подготавливает одно из следующих определений: о проведении расследования нарушений правил конкуренции; о передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы; о возвращении заявления (материалов). Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 99 "О Порядке рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции". Определены процессуальные вопросы рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции: полномочия комиссии по рассмотрению дела о нарушении правил конкуренции; перечень лиц, участвующих в рассмотрении дела; порядок рассмотрения дела; основания объявления перерыва в заседании комиссии по рассмотрению дела, отложения и приостановления рассмотрения дела, объединения дел в одно производство и выделения дела (дел) в отдельное производство; указаны акты, принимаемые комиссией по рассмотрению дела. Установлено, что решения Коллегии комиссии оспариваются в установленном порядке. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 96 "О Порядке взаимодействия, в том числе информационного, Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года". Взаимодействие комиссии с уполномоченными органами сторон осуществляется при: 1) наблюдении комиссией за обеспечением соблюдения уполномоченными органами сторон правил конкуренции; 2) принятии уполномоченными органами сторон решений о передаче комиссии заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции на рассмотрение; 3) принятии комиссией решений о передаче уполномоченным органам сторон заявлений на рассмотрение; 4) проведении комиссией расследования нарушения правил конкуренции; 5) рассмотрении комиссией дел о нарушении правил конкуренции.
Нормативные правовые акты
Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций". Государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти: Министерство финансов РФ - в отношении саморегулируемых организаций аудиторов; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; Министерство энергетики РФ - в отношении саморегулируемых организаций в области энергетического обследования; Министерство сельского хозяйства РФ - в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих; Федеральная служба по финансовым рынкам - в отношении саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, организации и проведении проверок определяются административными регламентами, утвержденными в установленном порядке. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства РФ. 2012. N 49. Ст. 6859). Этим Постановлением утверждены: Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков; Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков; Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков. Приказ ФАС России от 24.08.2012 N 548 "Об утверждении Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации" (Российская газета. 17.10.2012. N 239). Будет осуществлять контроль за обоснованностью тарифов на банковские услуги банков, занимающих доминирующее положение на рынке того или иного региона. Осуществление контроля предполагается в следующем порядке: 1) тарифы сопоставляются со средними тарифами на рынке на сопоставимые услуги; 2) тарифы будут сопоставляться с ценами прошлого года. Завышение или занижение цены на 20% является поводом для проведения антимонопольного расследования.
Разъяснения ФАС России
Письмо ФАС России от 11 сентября 2012 г. N АК/29576 "О социальной рекламе". Закон о рекламе предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц: рекламу (п. 1 ст. 3) и социальную рекламу (п. 11 ст. 3). Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются положения ст. 20 Закона о рекламе, ч. 6 которой запрещает распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств. Следовательно, распространение звуковой социальной рекламы в салонах общественного транспорта допустимо. Письмо ФАС России от 13 сентября 2012 г. N АК/29977 "О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя". 1. К сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет относится реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах. SU,.RU и. РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте, соответственно, он должен нести ответственность в случае выявления нарушения. 2. Мобильные приложения или программное обеспечение для использования на мобильных устройствах должны рассматриваться как товар. Эти продукты и их оформление являются рекламой, если на них при их оформлении размещена информация, относящаяся к иному товару. При их использовании пользователь мобильного устройства будет получать информацию об ином товаре (например, алкогольной продукции), в силу чего должны соблюдаться установленные законом ограничения. 3. Спонсорская реклама производителя алкогольной продукции в сети Интернет не допускается. 4. Запрет на использование образов людей и животных в рекламе алкогольной продукции не распространяется на демонстрацию в рекламе самого товара (банки, бутылки и пр.) в том виде, в котором он представлен на рынке, в том числе с использованием на этикетке данного товара изображений людей или животных, товарных знаков, содержащих такие изображения. Также запрет не распространяется на сообщение названия алкогольной продукции, наименования ее производителя (включая указание доменного имени в сети Интернет, содержащее данное название, наименование в латинице), в том числе если такое название, наименование одновременно является обозначением человека или животного. Вместе с тем демонстрация в рекламе алкогольной продукции товарного знака в виде изображения людей/животных или части упаковки (бутылки, банки) алкогольной продукции с использованием образа человека/животного будет рассматриваться как нарушение. 5. Допускается реклама таких стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция. 6. Если распространяется реклама безалкогольного пива или безалкогольного вина с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения в том числе пива или вина с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво или безалкогольное вино, то такая реклама должна соответствовать требованиям ст. 21 Закона о рекламе. 7. С 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции может размещаться в печатных изданиях только в том случае, если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Не является нарушением размещение такой рекламы алкогольной продукции, если номер такого журнала или газеты начал реализовываться (опубликован и вышел в свет) до 31.12.2012, независимо от того, находился ли данный номер журнала или газеты в продаже в 2013 г. Рекламный буклет, вложенный в газету или журнал, не являющийся составной частью данного средства массовой информации или его приложением, а также не прикрепленный к нему инструментально, не рассматривается как реклама, распространенная в периодическом печатном издании. Не являются рекламой размещенные в периодических печатных изданиях различные статьи, информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару, в частности, не содержащие указания на наименование данного товара или любые обозначения, позволяющие данный товар индивидуализировать: материалы о культуре потребления алкогольных напитков, публикации с прошедших выставок, интервью с представителем организации, производящей или реализующей алкогольную продукцию, рецепты приготовления блюд. 8. Допускается реклама алкогольной продукции в местах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Такая реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри данных территорий. Незаконно размещение рекламы алкогольной продукции для целей ее восприятия потребителями, находящимися вне мест продажи. Разъяснение ФАС России от 14 июня 2012 г. "О порядке применения статьи 18 Закона "О рекламе". Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. В качестве рекламораспространителя может быть признано лицо, являющееся оператором связи, особенно в случае предоставления им иному лицу "короткого номера", предназначенного для одновременной массовой отправки sms-сообщений широкому кругу лиц. В таком случае оператору связи как рекламораспространителю может быть выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе с тем, чтобы он контролировал наличие согласия на получение рекламы тех лиц, которым его контрагент планирует рассылать sms-сообщения с данного "короткого номера". В целях установления рекламораспространителя и выяснения всех обстоятельств антимонопольным органом может быть направлен запрос оператору связи, с телефонного номера которого осуществлялась рассылка sms-сообщений, с просьбой предоставить информацию, в том числе о лице, распространяющем рекламу в сети оператора связи. Если такой телефонный номер принадлежит физическому лицу, на основании норм Федерального закона "О персональных данных", а также Федерального закона "О связи", гарантирующих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, антимонопольный орган не наделен полномочиями на понуждение оператора связи к предоставлению данной информации. Информация ФАС России от 6 июля 2012 г. "О порядке проведения опросов для оценки содержания рекламы". Каждая конкретная реклама должна оцениваться на предмет соответствия нормам Федерального закона "О рекламе" с учетом места и способа ее распространения, целевой аудитории, на привлечение внимания которой направлена данная реклама, а также иных обстоятельств. В случае возникновения ситуации, когда антимонопольный орган не может однозначно решить, содержатся ли в какой-либо рекламе признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ФАС России рекомендует вынести данную рекламу на Экспертный совет - консультативно-совещательный орган, создаваемый при территориальных управлениях, в том числе в целях оценки рекламы на предмет соответствия нормам Федерального закона "О рекламе". Учитывая тот факт, что распространение одной и той же рекламы может осуществляться на территории различных субъектов Российской Федерации, с учетом культурных традиций, норм морали и этики, присущих населению определенного субъекта, реклама может быть воспринята в каждом регионе по-разному. Таким образом, в случае возникновения необходимости получить оценку конкретной рекламы жителями определенного субъекта Российской Федерации территориальным органом может быть проведен социологический опрос. Кроме того, антимонопольным органом может быть направлен запрос в какую-либо организацию, в том числе в орган государственной власти, имеющую возможность предоставить объективную оценку соответствия того или иного утверждения, приведенного в рекламе, действительности, а также провести семантическую оценку текста рекламы. В частности, такими учреждениями могут выступать государственные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и т. п. Информация ФАС России от 19 июня 2012 г. "О документах, более не требуемых от заявителя, в рамках осуществления десяти государственных функций ФАС России". ФАС России не будет требовать при осуществлении ряда государственных функций (в частности, при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, согласовании приобретения акций долей) в уставном капитале коммерческих организаций получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения субъектом его предпринимательской деятельности; согласования создания и реорганизации коммерческих организаций; осуществлении контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и пр.) следующих документов: свидетельств об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; свидетельств об исключении индивидуального предпринимателя из ЕГРИП; решений учредителей хозяйственного общества о прекращении его деятельности либо органа юридического лица в соответствии с учредительными документами; информации о хозяйствующих субъектах (формы бухгалтерской отчетности 1, 2, коды ОКВЭД), получаемой в налоговых органах; сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРФЛ, ЕГРИП, базы ИНН; документа, подтверждающего государственную регистрацию заявителя. Письмо ФАС России от 26 октября 2012 г. N АК/35008 "О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций". Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Преимущественное положение лица в сфере распространения наружной рекламы исчисляется исходя из площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на территории муниципального образования и срок действия которых не истек. Лицо не может принимать участие в торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если оно владеет рекламными конструкциями, общая площадь информационных полей которых составляет 35 или более процентов от суммы информационных полей рекламных конструкций, на которые выданы действующие разрешения на территории муниципального образования на момент проведения торгов. Не допускается лот, составляющий 35 и более процентов от суммарной общей площади информационных полей рекламных конструкций, на установку которых на территории определенного муниципального образования выданы действующие на момент проведения торгов разрешения. При объединении в один лот заключения договоров на установку и эксплуатации рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций, подобное объединение должно быть произведено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы. Включение в один лот мест из различных зон, на которые разделена территория муниципального образования для целей установки рекламных конструкций (при наличии такого "зонирования" территории муниципального образования) - пропорционально доле информационных полей рекламных конструкций, расположенных в разных зонах, может выступать в качестве одного из признаков отсутствия ограничения конкуренции при формировании лотов. Оценка объединения в один лот нескольких мест для установки рекламных конструкций разного формата на предмет возможности отнесения такого условия проведения торгов к ограничивающим конкуренцию должна проводится с учетом технологического сходства эксплуатации рекламных конструкций их владельцами и, соответственно, возможности участия в торгах за такой лот лица, осуществляющего эксплуатацию рекламных конструкций одного формата.
Новое в судебной практике
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе". Разъяснены вопросы, в частности: разграничения рекламы и информации, обязательной к размещению; выявления недобросовестной рекламы в рекламе, содержащей сравнение с товарами конкурентов; правомочия антимонопольных органов при пресечении незаконной рекламы; определения рекламы как незаконной при ее распространении по сетям электросвязи; необязательности назначения судебной экспертизы для определения содержания использованных в рекламе слов и образов в качестве бранных или непристойных; демонтажа рекламной конструкции и др.
Название документа