Российская организованная преступность в Евросоюзе: состояние и меры борьбы

(Сухаренко А. Н.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 1) Текст документа

РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ЕВРОСОЮЗЕ: СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ <*>

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко А. Н., директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления (ПИГМУ).

В настоящей статье содержится анализ состояния и тенденций развития русскоязычной организованной преступности в некоторых странах Евросоюза, а также правовых механизмов международного правоохранительного сотрудничества в борьбе с ней.

Ключевые слова: организованная преступность, мошенничество, отмывание денег, Европол.

The article deals with analysis of development of Russian organized crime in some EU countries, as well as legal mechanisms of international law enforcement cooperation in combating it.

Key words: organized crime, fraud, money laundering, European Police.

Начиная с 2006 г. полицейская служба Евросоюза (ЕС) - Европол <1> готовит для руководства ЕС аналитические доклады, в которых дается детальная оценка угроз со стороны организованной преступности. -------------------------------- <1> Учреждение Европола как основного правоохранительного органа ЕС было предусмотрено Договором о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте. На протяжении пяти лет, с 1994 г. по 1999 г., Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками. В полном объеме к выполнению своих функций служба приступила 1 июля 1999 г., после того как в 1998 г. все страны - члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле (1995 г.) и приняли нормативные акты, связанные с ее реализацией. Основными задачами службы являются: координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. В Европоле работают 625 сотрудников и 124 офицера связи, откомандированных странами ЕС в качестве представителей их национальных правоохранительных служб. В каждом государстве Европол связан с одним национальным отделом, созданным или назначенным.

В апреле 2008 г. на 2863-м заседании Совета глав министерств юстиции и внутренних дел стран - членов ЕС Европолу было поручено оценить степень угрозы, исходящей от российской организованной преступности. Для этого планировалось использовать не только информацию спецподразделений полицейских служб стран ЕС и их офицеров связи, но и российских правоохранительных органов. В 2009 г. на сайте Совета Европы было опубликовано лишь резюме данного доклада. Согласно ему российская организованная преступность (РОП) играет важную роль в некоторых сферах деятельности. Отмывание денег, торговля людьми, оружием и наркотиками (в основном героином), а также их прекурсорами; контрабанда табачных изделий и мошенничество - основные сферы деятельности РОП в странах ЕС. Влияние российских ОПГ на страны ЕС может быть двояким. В некоторых регионах влияние оказывается напрямую путем проникновения на криминальные рынки, а в других - косвенно. Это происходит в рамках поставки различных товаров на рынки ЕС во взаимодействии с другими группами или совершения преступлений хоть и не на территории Евросоюза, но затрагивающих его (например, взлом баз данных кредитных карт). Влияние РОП в ЕС может возрасти, т. к. многие преступные группы находятся в промежуточном состоянии. Активно эксплуатируют различные участки границы между ЕС и РФ структуры мафиозного типа, наиболее развитые среди российских ОПГ. Их "ушедшие на покой" главари или иные ключевые фигуры находятся на территории ЕС, где российским правоохранительным органам относительно трудно их достать <2>. Таким образом, они могут, находясь в безопасности, осуществлять наблюдение за соответствующими криминальными рынками ЕС, а также продолжать контролировать преступную деятельность в России. В целом российские ОПГ имеют все более смешанный характер и могут использовать своих членов, находящихся в странах ЕС, для эксплуатации местных компаний, отмывания преступных доходов и их инвестирования, а также, в некоторых случаях, для совершения коррупционных преступлений. -------------------------------- <2> По данным Генпрокуратуры РФ, в 2009 г. наметилась положительная динамика во взаимоотношениях со странами Европы по вопросам экстрадиции. Так, если в 2006 г. ими было удовлетворено всего 18 российских запросов о выдаче, то в 2009 г. - уже 40. В 2008 - 2009 гг. наибольшее число российских запросов удовлетворили страны ЕС - ФРГ (17), Испания (15), Чехия (8), Франция (7), Польша (6), Швейцария, Италия и Австрия (по 4).

В некоторых странах ЕС воздействие инвестиций, вероятно, связанных с РОП, может в краткосрочной перспективе показаться благоприятным. В некоторых случаях такие инвестиции будут оказывать содействие отстающей экономике или тем сферам, которые сталкиваются с безработицей и структурными проблемами. Тем не менее они формируют связи между преступниками и представителями таких структур, которые в дальнейшем могут быть использованы в преступных целях. РОП, по-видимому, поддерживает определенные офшорные центры, а также финансовые организации в ЕС и за его пределами, а также злоупотребляет их услугами для обеспечения преступной деятельности и отмывания доходов. Такие центры выбирают по различным причинам: из-за анонимности и конфиденциальности ведения дел и строгих законов о защите частной жизни; из-за либеральной политики в сфере инвестиций и денежных переводов; из-за возможных налоговых льгот, благоприятных экономических условий. Финансовый сектор в этом смысле в большой степени способствует РОП, которая зависит от отмывания денег не только применительно к собственным доходам, но и в отношении предоставления таких услуг другим преступным группам. РОП сталкивается с разнообразными вызовами, которые связаны с непосредственными изменениями в ближайшем окружении. Самая большая проблема, которая должна быть решена для эффективной борьбы с РОП, - сложности трансграничного сотрудничества. Это особенно важно в случае судебного и оперативного сотрудничества ЕС и РФ, в том числе и в других аспектах (офшорные центры и частный сектор также являются важными вопросами). В данной ситуации административные границы могут напрямую использоваться для совершения экономических преступлений (мошенничества в сфере торговли и отмывания денег), а также для эффективного разделения основного преступления и легализации средств, полученных от его совершения, как и разделения преступников и потерпевших от совершенных ими преступлений <3>. -------------------------------- <3> См.: Europol: Russian Organized Crime Threat Assessment. The Hague. 2008 (неофиц. перевод).

Несмотря на отсутствие в докладе Европола каких-либо статданных о масштабах деятельности РОП, сравнительный анализ баз данных полицейских служб ряда стран ЕС показывает, что россияне не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на криминальную ситуацию. В качестве наглядной иллюстрации можно привести данные Федеральной криминальной полиции Германии, согласно которым в 2010 г. по числу выявленных среди иностранных преступных групп российские находились лишь на четвертом месте. Если учесть, что русскоязычная диаспора в ФРГ (в основном российские немцы и члены их семей) насчитывает 3 млн. человек, то выходит, что на 100 тыс. наших соотечественников приходится всего 8% подозреваемых по делам об организованной преступности. Согласно отчету Национальной службы криминальной разведки в начале 2000-х годов на территории Великобритании действовали 18 русскоязычных преступных групп, или 1,9% от общего числа выявленных ОПГ. Основными видами их деятельности были: финансовые мошенничества, контрабанда сигарет, незаконная миграция, торговля людьми, подделка документов и отмывание денег. Однако они представляли скорее потенциальную, чем реальную угрозу <4>. -------------------------------- <4> См.: Steele J. Organized crime rises as police find more than 900 gangs // The Telegraph. 2001. 19 June SOCA (2006): THE UNITED KINGDOM THREAT ASSESSMENT OF SERIOUS ORGANISED CRIME. London. 2007.

Таблица 1

Динамика "российской" организованной преступности в ФРГ

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Общее количество 27 23 18 30 23 28 25 23 выявленных ОПГ

Удельный вес в 4,2% 3,7% 2,7% 4,8% 3,8% 4,8% 4,3% 5,7% общем числе выявленных ОПГ

Потенциал - 48,6% 44% 45,7% 47,5% 42,6% 45,2% 43,8% (уровень организации и профессионализма)

Количество 165 209 165 247 226 270 223 187 подозреваемых

Удельный вес 2,4% 1,8% 1,6% 2,4% 2,2% 2,8% 2,4% 2% в общем числе подозреваемых

Не является серьезной проблемой российская организованная преступность и для Испании, пресса которой постоянно сообщает о ее растущей экспансии. По данным Секретной службы, на территории страны действовали 34 "русскоязычных" ОПГ общей численностью 160 человек, которые занимались рэкетом, торговлей людьми, незаконной миграцией, подделкой документов и отмыванием денег. Однако по количеству выявленных групп "русские" заняли лишь седьмое место <5>. -------------------------------- <5> См.: Garces E. Drugs, human trafficking and 500 euro bills // Sevilla. 2006. 21 March.

Несмотря на ряд громких уголовных дел <6>, российские ОПГ не занимают в Италии лидирующих позиций среди иностранных преступных организаций. О масштабах их деятельности можно судить по ежегодным отчетам Антимафиозного ведомства, согласно которым за 1997 - 2006 гг. за участие в мафиозных группах было арестовано 64 россиянина, или 0,8% от общего числа граждан РФ (7,6 тыс.), арестованных в Италии за указанный период <7>. Аналогичная ситуация сохраняется и сегодня. -------------------------------- <6> См.: Варывдин М. Итальянские походы против "русской мафии" // Коммерсантъ-Власть. 2002. 16 сентября. Речь идет о контрабанде, торговле людьми и отмывании денег. <7> См.: Risultati conseguiti dalla Direzione Investigativa Antimafia. Palermo. 1997 - 2006.

По мнению голландских экспертов, российская организованная преступность не представляет серьезной угрозы и для Нидерландов. Несмотря на четырехкратный прирост числа преступников из бывшего СССР (с 592 в 1996 г. до 2,5 тыс. в 2005 г.), их доля в общем числе подозреваемых составляла всего 1,1%, а количество совершенных преступлений - менее 0,5%. При этом большей частью преступники были не россиянами, а выходцами из стран Балтии и Закавказья <8>. -------------------------------- <8> См.: Weenink A. The search for the Russian Mafia // Trends in Organized Crime. 2007. Vol. 10. P. 61 - 62.

Что касается Швейцарии, территория которой считается Меккой для доходов российских ОПГ, то на долю подозрительных транзакций из стран СНГ пришлось менее 2% (130) от общего числа выявленных кредитными организациями за 2001 - 2010 гг. (7,8 тыс.) <9>. Грандиозным скандалом завершился судебный процесс по делу предполагаемого лидера "солнцевского" преступного сообщества С. Михайлова. Оправданный в декабре 2008 г. женевским судом присяжных, он получил рекордную компенсацию за незаконное содержание под стражей (625 дней) в размере 800 тыс. франков (более 460 тыс. долларов) <10>. -------------------------------- <9> См.: MROS: Annual reports on money laundering in Switzerland. Bern. 2001 - 2010. <10> См.: Михайлов получил за "Михася" 460 тысяч долларов // Правда. 2000. 20 октября.

То же можно сказать и о ситуации в странах Центральной Европы. Так, на территории Чехии действует несколько бригад, связанных с такими преступными сообществами, как "солнцевское", "тамбовское", "Уралмаш", "дагестанское" и "чеченское". Основными направлениями их деятельности являются: рэкет, контрабанда (сигарет и алкоголя), наркоторговля, фальшивомонетничество, кража автомашин, незаконная миграция, проституция и отмывание денег <11>. В то же время число россиян, привлекаемых к ответственности за совершение преступлений в составе ОПГ, остается незначительным. -------------------------------- <11> См.: Annual Report of the Security Information Service (BIS). Prague. 2005 - 2009.

Таблица 2

Динамика числа граждан РФ, обвинявшихся в совершении преступлений в составе ОПГ

Годы 2005 2006 2007

Общее количество 156 83 103 иностранных обвиняемых

Из них граждан РФ 21 7 11

Аналогичная ситуация наблюдается и в Польше. По данным Центрального бюро расследований, на территории страны действовало около десятка русскоязычных ОПГ, состоящих преимущественно из украинцев и белорусов. Сферы их преступной деятельности те же, что и в Чехии. Количество преступлений, совершаемых гражданами РФ на территории Венгрии, не превышает 1% от общего числа преступлений иностранцев. Как правило, им вменяются кражи, нарушение паспортного режима и другие малозначительные преступления <12>. -------------------------------- <12> См.: Венгрия выдала России опасного преступника // Коммерсантъ. 2001. 15 января.

Вывод о невысокой криминальной активности россиян подтверждают также и статданные Консульского Департамента МИДа РФ. По состоянию на январь 2011 г., за рубежом находились под следствием или отбывали наказание 5,9 тыс. граждан РФ, из них в странах Европы - 2,216. Первым шагом в развитии отношений Россия - ЕС стало подписание Соглашения о партнерстве между Россией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, вступившего в силу 1 декабря 1997 г. и предусматривающего сотрудничество в правоохранительной сфере. Правовой основой взаимодействия правоохранительных и иных органов России с Европолом является Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, подписанное 6 ноября 2003 г. Данное Соглашение позволило вывести сотрудничество между РФ и Европолом на качественно новый уровень. Согласно Соглашению органами, ответственными за его реализацию, являются МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и ФСФМ. Основным органом определено МВД России, а непосредственные контакты обеспечивает входящий в его структуру Российский национальный контактный пункт (РНКП) по взаимодействию с Европолом. Основными задачами РНКП являются: обеспечение обмена информацией, участие в пределах своей компетенции в выработке мер, направленных на совершенствование механизма сотрудничества компетентных органов РФ и Европола. В настоящее время штат РНКП насчитывает 15 сотрудников.

Таблица 3

Динамика числа русскоязычных ОПГ, выявленных на территории Польши

Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Общее количество 522 351 262 296 246 348 425 500 547 выявленных ОПГ

Из них русско-язычных 9 5 0 0 1 3 5 10 7

Соглашение предусматривает взаимодействие по таким направлениям, как: преступления против жизни и здоровья человека; терроризм и его финансирование; незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, ядерных и радиоактивных материалов; имущественные преступления, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автомобилей; фальшивомонетничество, подделка кредитных карт и отмывание преступных доходов; незаконная миграция и торговля людьми. В качестве форм реализации двустороннего сотрудничества Соглашение предусматривает обмен стратегической и технической информацией, в частности, о состоянии и развитии преступности, новых формах, методах и средствах совершения преступлений, каналах перевода преступных доходов и транспортировки наркотиков, формах и методах противодействия преступности. Создано несколько баз данных по отдельным видам преступлений. Однако, учитывая, что Россия не является членом ЕС, она не может в полной мере участвовать в работе международных оперативно-следственных групп, создаваемых под эгидой Европола <13>. -------------------------------- <13> См.: Фалалеев М. Есть контакт - с полицией // Российская газета. 2010. 21 января.

В мае 2005 г. на московском саммите Россия - ЕС была утверждена "дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, определившая план совместных усилий в противодействии терроризму, организованной преступности и другим видам преступной деятельности. Регулярно, дважды в год, проходят заседания постоянного совета партнерства Россия - ЕС, где анализируются итоги работы по "дорожной карте". Последняя такая встреча состоялась в ноябре 2010 г. в Брюсселе. Участники подчеркнули важность дальнейшего сотрудничества между правоохранительными органами РФ и Европолом <14>. -------------------------------- <14> См.: Фалалеев М. Полицейская дипломатия // Российская газета. 2011. 21 января.

В целях повышения эффективности сотрудничества между Россией и Европолом с 2010 г. ведутся переговоры по заключению Оперативного Соглашения, предусматривающего обмен персональными данными и материалами конкретных уголовных дел. В отсутствие такого соглашения Россия призывает активнее использовать институт офицеров связи <15>, которые играют решающую роль в эффективном информационном обмене между государствами ЕС, третьими странами и Европолом. -------------------------------- <15> В настоящее время офицеров связи от России при Европоле нет.

Название документа