Характеристика принципов международного сотрудничества по выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности

(Морякова М. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 1) Текст документа

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ИЗЪЯТИЮ И КОНФИСКАЦИИ ДОХОДОВ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

М. А. МОРЯКОВА

Морякова М. А., аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

Транснациональный характер используемых механизмов хищений и способов сокрытия похищенного за рубежом требует активного взаимодействия правоохранительных органов различных стран по расследованию таких преступлений и привлечению к ответственности виновных лиц. Именно необходимость интеграции и применения глобального подхода, согласованного между странами, а также развития практики оказания государствами взаимной правовой помощи в международном розыске, аресте и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества следует признать важнейшим условием эффективного противодействия росту преступлений экономической направленности, а также транснациональных хищений. В этой связи представляет интерес характеристика принципов международного сотрудничества по выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности, рассмотрению которой посвящена статья.

Ключевые слова: Международная конвенция, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, Типовой договор о взаимной помощи, конфискация, сотрудничество в сфере борьбы с конфискацией денег, международный договор, оказание международной правовой помощи по уголовным делам, правовое регулирование, конфискованное имущество.

The transnational character of thefts mechanisms and instruments of concealing stolen property abroad requires active cooperation of different countries' law enforcement authorities regarding the investigation of such crimes and criminals prosecution. The most important basis for the effective prevention of economical crimes increase and interstate theft is integration and global approach within the frames of interstate concurrence as well as the development of mutual legal assistance in the international retrieval, arrest and seizure of illegal funds. This article deals with the examination of international cooperation principles regarding the detection and seizure of illegally obtained funds.

Key words: International Convention, international cooperation in combating crimes, agreement of mutual legal assistance, seizure, international treaty, international legal assistance in criminal matters, legal regulation, seized property.

Впервые положения, касающиеся совместной деятельности различных стран по конфискации (изъятию) в связи с преступной деятельностью, нашли свое отражение в Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков от 20.04.1929 <1>. В соответствии с ее ст. 3 и ст. 11 конфискации подлежат поддельные денежные знаки, орудия и иные предметы, предназначенные по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для их изменения. Одновременно ст. 16 устанавливает возможность применения упрощенного характера обращения за правовой помощью при расследовании таких преступлений и ее оказания. -------------------------------- <1> СЗ СССР. 1932. Отд. II. N 6. Ст. 62.

Первым документом, в котором закреплены конкретные направления международного сотрудничества по розыску, аресту, конфискации (изъятию) доходов, полученных преступным путем, является Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20.12.1988) <2> (далее - Конвенция), призванная лишить торговцев наркотиками доходов от преступной деятельности и свободы их перемещения. -------------------------------- <2> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

Данная Конвенция, участниками которой являются более 170 государств <3>, обязала принимать меры, позволяющие их компетентным органам определять, выявлять, замораживать или арестовывать доходы от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ - с целью последующей конфискации. -------------------------------- <3> СССР ратифицировал Конвенцию Постановлением Верховного Совета СССР от 09.10.1990 N 1711-1. См.: Ведомости Съезда Народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. N 42. Ст. 842.

На 47-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 21 июля 2004 г. был затронут важный вопрос о создании межправительственной группы экспертов для подготовки проекта типового двустороннего соглашения о распоряжении конфискованными доходами от преступлений, охватываемых Конвенцией Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. До недавнего времени наиболее полным документом, регламентирующим на международно-правовом уровне вопросы розыска, ареста и обеспечения конфискации имущества, добытого преступным путем, являлась Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 08.11.1990) <4> (далее - Конвенция). -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

Несмотря на региональный характер, обусловленный ее принятием в рамках Совета Европы, согласно ст. 37 Конвенция открыта для присоединения государств, не являющихся членами этой организации <5>. В силу этого она имеет значение не только для сотрудничества европейских стран, но и для взаимодействия с государствами других регионов <6>. -------------------------------- <5> Данную Конвенцию ратифицировали 48 государств, в т. ч. Российская Федерация, которая подписала ее 07.05.1999 и ратифицировала с оговорками и заявлениями. См.: Федеральный закон от 28.05.2001 N 62-ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2280. <6> В частности, Конвенция подписана и ратифицирована Австралией и Черногорией, которые не являются членами Совета Европы.

Конвенция определяет следующие принципы международного сотрудничества по выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности: - необходимость закрепления в национальном законодательстве норм, регламентирующих вопросы оказания международной правовой помощи и реализации условий Конвенции посредством применения национального уголовно-процессуального законодательства (п. 2 ст. 7, ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ст. 18); - взаимность, всесторонность и полнота сотрудничества (п. 1 ст. 7); - возможность принятия любых мер, не противоречащих национальному законодательству запрашиваемого государства (ст. ст. 8, 9); - допустимость инициативной передачи информации, которая может послужить основанием для возбуждения уголовного преследования (ст. 10); - недопустимость ссылки на банковскую тайну в качестве основания для отказа в оказании правовой помощи (ст. ст. 4, 18); - конфиденциальность (ст. 33); - обязательность определенной процессуальной формы письменных запросов, ее соответствие Конвенции и законодательству исполняющего государства (ст. ст. 23 - 29); - обязательность принятия мер по обеспечению конфискации (ст. ст. 11 - 17). - недопустимость немотивированного отказа в правовой помощи и обязательность выполнения условий Конвенции (ст. ст. 18, 30 и 31). Примерно до начала 90-х годов прошлого столетия указанными выше договорами исчерпывалась международно-правовая база розыска, ареста (изъятия) и конфискации (передачи) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также доходов от преступной деятельности. Расширение международно-правовых основ рассматриваемой деятельности на протяжении последних лет является адекватным ответом на тенденции, которыми характеризуется преступность. I. Глобальной тенденцией, обусловливающей возрастание роли международного сотрудничества в борьбе с преступностью, является общий для большинства стран абсолютный и относительный рост преступности. II. Выход преступности за рубеж в качестве характерной черты ее современного состояния и тенденции развития отмечается многими специалистами. Она становится все более транснациональной <7>, а во многих случаях приобретает глобальный характер <8>. -------------------------------- <7> Транснациональный - выходящий за пределы одного государства, межнациональный. См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 616. <8> См.: Положение в мире в области преступности и уголовного правосудия. Доклад Генерального секретаря // Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Документ ООН A/CONF.187/5.

III. Среди тенденций, обусловливающих интернационализацию преступности, - опережающий рост ее организованных форм, которые носят преимущественно насильственно-корыстный и корыстный характер, что сопровождается резким ростом доходов, получаемых от преступной деятельности. IV. Как показывает следственная практика, полученные преступным путем денежные средства и имущество, а также доходы от преступной деятельности в большинстве случаев укрываются за границей. Этому способствует появление достаточно удобных и легально создаваемых структур, позволяющих беспрепятственно конвертировать и переводить денежные средства за рубеж, что предопределяется транснациональным характером используемых способов хищения и сокрытия похищенных денежных средств, имущества, доходов от преступной деятельности. С учетом этого дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества осуществляется по различным направлениям и на нескольких уровнях. Разные уровни формирования международно-правовых основ сотрудничества в этой области являются не альтернативными, а взаимодополняющими элементами. На сегодняшний день основной комплекс правовых норм, регулирующих данный институт, относится к многосторонним международным договорам (универсального и регионального характера). Их преимущество состоит в создании прочных основ для сотрудничества путем установления предсказуемых взаимных правил поведения сторон. Хотя, как показывает практика, не исключены из этого круга и двусторонние договоры. Независимо от уровня сотрудничества комплекс правовых норм, относящихся к розыску, аресту и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества ныне формируется преимущественно в т. н. специальных (специализированных) конвенциях и других международных договорах, посвященных противодействию отдельным видам преступлений. Этими документами предусматривается, что договаривающиеся государства оказывают друг другу наиболее полную взаимную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений и других актов, входящих в сферу действия таких международных договоров. Международное сотрудничество изначально направлено на борьбу с международными преступлениями. Однако, как известно, на сегодняшний день международное сотрудничество государств не ограничивается лишь борьбой с международными преступлениями. В значительной мере оно посвящено противодействию транснациональным преступлениям, посягающим на внутригосударственный правопорядок. Организация Объединенных Наций, давая определение "транснациональных преступлений", обозначила их как "правонарушения, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и/или прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну" <9>. При этом, по словам И. И. Лукашука, "транснациональные преступления - общеуголовные преступления, подпадающие под юрисдикцию двух и более государств" <10>. -------------------------------- <9> См.: Результаты Четвертого обзора ООН по вопросу о тенденциях в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия. Документ ООН A/CONF. 169/15/Add. 1, 20 dec. 1994. <10> Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2001. С. 337.

Учитывая опережающий рост организованных форм транснациональной преступности, преимущественно насильственно-корыстного и корыстного характера, значительное внимание вопросам розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества уделено в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15.11.2000 <11>. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

В частности, в сфере борьбы с отмыванием денежных средств (ч. 2 ст. 7) участники Конвенции обязались рассмотреть вопрос о применении мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением при условии соблюдения гарантий, направленных на обеспечение надлежащего использования информации, не создавая препятствий перемещению законного капитала. В сфере конфискации и ареста (ст. 12) государства-участники приняли обязательства: - принять максимально допустимые в рамках своих правовых систем меры для обеспечения возможности конфискации: a) доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов, b) имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений; - принять меры, требуемые для обеспечения возможности выявления, отслеживания, ареста или выемки названных выше доходов и имущества с целью последующей конфискации, в том числе и в отношении имущества, в которое они были преобразованы или к которому приобщены; - уполномочить свои суды или другие компетентные органы издавать постановления о предоставлении или аресте банковских, финансовых или коммерческих документов, связанных с преодолением банковской тайны; - рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации. Правовое регулирование международного сотрудничества в целях конфискации и распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом основано на нормах ст. 13 Конвенции, которая прежде всего требует, чтобы государства-участники в максимальной степени, возможной в рамках внутренней правовой системы, выполняли просьбы о конфискации, полученные от другого участника. Для реализации этого требования Конвенция предоставляет на усмотрение участников альтернативные методы для выполнения иностранных просьб о конфискации: - участники могут обеспечивать выполнение таких просьб косвенно, т. е. передать просьбу своим компетентным органам с целью получения постановления о конфискации и, в случае вынесения такого постановления, привести его в исполнение (п. 1 (a) ст. 13); или - они могут прямо обеспечить выполнение иностранной просьбы, т. е. направить постановление о конфискации, вынесенное судом запрашивающего государства, своим компетентным органам для приведения его в исполнение (п. 1 (b) ст. 13). Включение подобной альтернативы в Конвенцию обусловлено тем, что в мире отсутствует общепринятый порядок осуществления конфискации. Единством характеризуется лишь правовая позиция различных государств по вопросу об обязательности наличия судебного решения о конфискации. В то же время правовые системы далеко не всех государств мира допускают возможность исполнения на территории государства суда иностранного судебного решения. Кроме того, государства-участники обязались (ст. 13): - при получении просьбы о конфискации принимать меры для выявления, отслеживания, ареста или выемки доходов от преступления, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений с целью последующей конфискации; - применять при реализации вышеизложенного положения своего внутреннего законодательства и процессуальные нормы, обусловленные любыми двусторонними или многосторонними договорами, соглашениями или договоренностями, которыми государство-участник связано с другими странами; - представлять Генеральному секретарю ООН тексты своих законов и правил о международном сотрудничестве в сфере конфискации; - рассматривать возможность заключения двусторонних или многосторонних договоров, соглашений или договоренностей для повышения эффективности международного сотрудничества в целях конфискации. В сфере распоряжения конфискованными доходами от преступлений (ст. 14): - распоряжаться ими или имуществом в соответствии со своим внутренним законодательством и административными процедурами; - по просьбе запрашиваемого государства в первоочередном порядке рассматривать вопрос о возвращении ему конфискованных доходов от преступлений или имущества для предоставления компенсации потерпевшим или их возврата законным собственникам (отметим, что это положение усиливает норму ст. 25, которая требует, чтобы государства-участники установили надлежащие процедуры для компенсации и возмещения ущерба потерпевшим от преступлений, охватываемых Конвенцией); - по просьбе рассматривать возможность заключения соглашений или договоренностей о: a) перечислении суммы, соответствующей стоимости доходов от преступлений или имущества, или средств, полученных в результате реализации таких доходов или имущества или их части, межправительственным органам, специализирующимся на борьбе против организованной преступности; b) передаче другим государствам на регулярной или разовой основе части доходов от преступлений, или имущества, или средств, полученных в результате реализации таких доходов или имущества, в соответствии со своим внутренним законодательством или административными процедурами. Несомненная ценность и новизна общей концепции Конвенции состоит в том, что вопросы конфискации и раздела имущества рассматриваются как один из ключевых аспектов борьбы с различными видами организованной преступности (финансовой основой которой является легализованная собственность), а также сотрудничества в вопросах защиты прав потерпевших.

Название документа