Некоторые аспекты правовой регламентации международного сотрудничества по новому УПК Украины
(Лешукова И. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 1) Текст документаНЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО НОВОМУ УПК УКРАИНЫ <*>
И. В. ЛЕШУКОВА
Лешукова Ирина Владимировна, доцент кафедры уголовного процесса факультета подготовки следователей Харьковского национального университета внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент.
В статье проанализированы основные положения, касающиеся международного сотрудничества во время уголовного производства по действующему и новому уголовному процессуальному законодательству Украины.
Ключевые слова: международное сотрудничество, выдача лиц, совершивших уголовное правонарушение.
In this article the author analyzed the questions of international cooperation during the criminal procedure under the acting and new Criminal Procedure Code of Ukraine.
Key words: international law, extradition of persons who committed crimes.
Успешная борьба с преступностью с учетом масштабов ее современного состояния не представляется возможной без объединения усилий различных государств. Нормативно-правовая объективизация такого единства в первую очередь обеспечивается подписанием двух - и многосторонних международных договоров о правовой помощи по уголовным делам. Наряду с этим положения таких договоров во многих случаях являются весьма общими, а потому нуждаются в детализации на уровне национального законодательства. Одной из попыток подобной детализации стало принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее - новый Кодекс), который вступил в силу 19 ноября 2012 г. <1>. Этот акт внес позитивные изменения в правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. Соответствующий раздел называется "Международное сотрудничество во время уголовного производства" и регламентирует вопросы, связанные с общими основами международного сотрудничества (глава 42), вопросы международной правовой помощи при производстве процессуальных действий (глава 43), выдачи лиц, которые совершили уголовные правонарушения (глава 44), уголовного производства в порядке передачи (глава 45), признания и исполнения приговоров судов иностранных государств и передачи осужденных лиц (глава 46). Однако соответствующий раздел не содержит вопросов, связанных с иммунитетом дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и не определяет, что именно следует понимать под "международным сотрудничеством во время уголовного производства". -------------------------------- <1> Кримiнальний процесуальний кодекс : затв. Законом вiд 13 квiтня 2012 р. URL: http://zakon2.rada. gov. ua/laws/show/4651-17/paran2#n2.
В соответствии с принятым в науке международного права определением международное сотрудничество в борьбе с преступностью понимают как "сотрудничество различных держав в борьбе с преступными деяниями, общественная опасность которых требует объединения усилий нескольких государств" <2>. К таким деяниям относятся международные преступления и преступления международного характера (транснациональные преступления) <3>. -------------------------------- <2> Панов В. П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1997. С. 53. <3> А. I. Мiжнародне публiчне право. Практикум / А. I. Дмитрiев, А. С. Мацко, В. I. Муравйов / Вiдпов. ред. Ю. С. Шемшученко, А. В. Губерський. : Юрiнком Iнтер, 2001. С. 234.
Учитывая, что уголовным законодательством большинства стран установлено действие принципа юрисдикции того или иного государства, международное сотрудничество долгое время распространялось преимущественно на борьбу лишь с определенными видами преступлений. В. П. Шупилов, исследуя международное сотрудничество в борьбе с преступностью, указывал на то, что "...сотрудничество государств по уголовным делам, как правило, регулируется соответствующими договорами", анализировал международные договоры СССР о предоставлении правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам <4>. -------------------------------- <4> Шупилов В. П. Международная правовая помощь по уголовным делам // Советское государство и право. 1974. N 3. С. 85.
В. М. Волженкина отмечает, что необходимость сотрудничества по уголовным делам вызвана прежде всего потребностью страны в помощи при расследовании преступлений, совершенных иностранцами или в отношении иностранцев, а также для получения доказательств на территории иных государств <5>. -------------------------------- <5> Волженкина В. М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 128.
Необходимость сотрудничества в сфере борьбы с преступностью вызвана прежде всего потребностью Украины в помощи при расследовании и рассмотрении уголовных дел, усложненных "иностранным" или "международным" элементом. Тенденция к сотрудничеству органов юстиции различных государств в сфере уголовного процесса неизбежно обусловливает и расширение экстерриториального действия уголовно-процессуального права, применения одним государством законодательства другого государства в сфере своей территориальной юрисдикции <6>. -------------------------------- <6> Смирнов М. Застосування iноземного кримiнально-процесуального права при наданнi допомоги по кримiнальних справах // господарство i право. 2004. N 1. С. 109.
А. Г. Волеводз полагает, что международное сотрудничество в сфере уголовного процесса (судопроизводства) - это осуществляемая органом дознания, следователем, прокурором и судом в соответствии с требованиями законодательства, которое регулирует уголовное судопроизводство, согласованная с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями деятельность по получению и предоставлению помощи в досудебном производстве и судебном рассмотрении, а также по принятию иных мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел <7>. -------------------------------- <7> Волеводз А. Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 51.
Однако, несмотря на разнообразие терминологического определения указанного вида сотрудничества, его сущность едина - это совместная деятельность: разных государств в сфере правовой регламентации соответствующих аспектов борьбы с преступностью; международных судебных и полицейских органов; специализированных органов различных государств по предоставлению профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью, розыске и задержании лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений, их выдачи и др.; международных негосударственных организаций. Предлагаем внести в новый УПК Украины (а также и в законодательство других государств) понятие "международное сотрудничество при уголовном производстве", определив его как совместную деятельность государств в борьбе с преступностью, которая состоит во взаимном осуществлении допустимых по национальным законам и международным соглашениям действий, способствующих выявлению уголовных правонарушений, их расследованию и судебному рассмотрению, а также обеспечении исполнения приговоров и иных решений судебных органов. Институт выдачи (экстрадиции) направлен на обеспечение принципа неотвратимости наказания виновных в совершении общественно опасных деяний. Он играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства. Новый УПК Украины предусматривает существенное обновление института экстрадиции. Заметим, что новые положения содержат как недостатки, так и преимущества в сравнении с ранее действовавшим актом. Рассмотрим отдельные наиболее существенные преимущества Кодекса в этой части. В соответствии с новым УПК Украины процедура экстрадиции может применяться по отношению к лицам, которые совершили уголовное правонарушение - преступление или уголовный проступок. Однако ранее действовавший уголовно-процессуальный закон в этой части не соответствовал международным обязательствам Украины. Например, ратифицировав Европейскую конвенцию 1957 г. о выдаче правонарушителей, Украина приняла на себя обязательство осуществлять выдачу лишь таких лиц, которые совершили преступления, наказуемые лишением свободы на срок не менее одного года <8>. Кроме того, выдача лиц, которые совершили иные преступления, административные правонарушения, является неоправданной, поскольку эффект от нее будет несоизмерим с затратами государств на осуществление такой процедуры. -------------------------------- <8> конвенцiя про видачу правопорушникiв, Париж, 13 грудня 1957 р. (ETC N 024) вiд 13.12.1957 // Офiцiйний вiсник . 2004. N 26. Ст. 1734.
Поэтому законодателем в новый УПК Украины были внесены положения, определяющие уголовные правонарушения, в связи с совершением которых компетентные органы иностранного государства или Украины могут обращаться друг к другу с запросом о выдаче лиц. Кроме того, позитивным в новом УПК Украины является еще и наличие такого основания для прекращения уголовного производства, как неполучение согласия государства, которое выдало лицо. Экстрадиционный процесс основывается на том, что выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности или в отношении его может быть исполнен приговор суда лишь за те преступления, за которые была осуществлена выдача (экстрадиция). Также отметим, что в ст. 588 нового УПК Украины закреплен упрощенный порядок выдачи лиц, который может быть применен лишь в случае наличия письменного заявления такого лица о его согласии на выдачу. Отличие этого порядка от обычного состоит в том, что при нем не проводится экстрадиционная проверка и установлены более короткие сроки для разрешения судом и уполномоченным органом вопроса о выдаче лица. Некоторые недостатки института экстрадиции не были устранены и новым УПК Украины. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Конституции "гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан иному государству" <9>. Аналогичные положения относительно невыдачи исключительно собственных граждан содержатся и в международных договорах Украины. Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 10 нового УПК Украины "граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, которые совершили преступления за пределами Украины, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду". То есть данное положение уголовно-процессуального законодательства существенно расширило круг субъектов, которые не подлежат выдаче. Сложилась ситуация, при которой основания отказа в выдаче лица национальным уголовно-процессуальным законодательством, с одной стороны, и Конституцией и международными договорами - с другой, не согласованы между собой. -------------------------------- <9> Конституцiя вiд 28.06.1996 (iз змiнами та доповненнями) // Вiдомостi Ради . 1996. N 30. Ст. 141.
Считаем нужным обратить внимание еще на один недостаток нового УПК Украины в части, предусматривающей применение меры пресечения в виде заключения под стражу для обеспечения последующей экстрадиции. Из содержания ст. 582 документа следует, что этому предшествует задержание лица. Вместе с тем положения, регламентирующие порядок задержания или временного ареста лиц, в отношении которых поступил запрос об их выдаче, отсутствуют. Одновременно согласно ст. 207 Кодекса никто не может быть задержан без постановления следственного судьи, суда, за исключением задержания лица "при совершении или покушении на совершение уголовного правонарушения или непосредственно после совершения уголовного правонарушения либо во время непрерывного преследования лица, которое подозревается в его совершении". Исходя из вышеизложенного, новый УПК Украины целесообразно было бы дополнить положением о предоставлении определенным органам или должностным лицам полномочий задерживать лиц, в отношении которых к компетентным органам Украины поступил запрос об их выдаче. В иных случаях задержание таких лиц не будет основано на законе и, следовательно, будет являться противоправным. В качестве позитивного момента следует отметить попытку закрепления на уровне национального законодательства еще одного комплексного правового института - признания и исполнения приговоров судов иностранных государств и передачи осужденных. На сегодняшний день признание и исполнение иностранных судебных решений как одна из форм международного сотрудничества регулируется в первую очередь рядом специальных многосторонних и двусторонних договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Но все указанные договоры предусматривают наличие внутреннего законодательного механизма реализации таких положений. То есть само национальное законодательство должно определить, какой компетентный орган и в каком порядке должен применять те либо иные международно-правовые нормы, согласовывая их с внутренним законодательством, с одной стороны, и обеспечивая точную и полную реализацию норм международного права - с другой. Изложенное дает основания для вывода о необходимости законодательной коррекции некоторых положений нового УПК Украины в части, касающейся общих основ международного сотрудничества, экстрадиционного процесса. Процесс имплементации норм международного права, касающихся сотрудничества в уголовном судопроизводстве, должен быть продолжен.
Название документа