Юридические услуги в России: перспективы развития в связи со вступлением в ВТО

(Гончаров А. И.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 1) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В ВТО

А. И. ГОНЧАРОВ

Гончаров Александр Иванович, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права ЮНЦ РАН при Волгоградском государственном университете.

Российская Федерация подписала Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению, выразив тем самым свое намерение при реализации внешней политики использовать признанные ВТО правомерными способы решения экономических проблем. Вытекающие из Протокола и приложений к нему обязательства, которые вследствие присоединения России к ВТО стали ее международными обязательствами, в частности Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам, включая юридические услуги, необходимо глубоко исследовать.

Ключевые слова: ВТО; протокол; международные обязательства; юридические услуги; допуск на рынок; национальный режим.

Juridical services in Russia: the prospect for development in connection with the entrance in WTO A. I. Goncharov

Goncharov Alexander Ivanovitch, doctor of laws, doctor of economics, professor of civil and international private law department of Southern scientific center of Russian academy of sciences of Volgograd state university.

The Russian Federation signed protocol about the connection to The Marrakesh's agreement, after expressing thus its intention in the implementation of its foreign policy to use acknowledged WTO by legitimate the methods of the solution of economic problems. Those escaping from protocol and applications to it of the obligations, which as a result of the connection of Russia to WTO became its international obligations, in particular, the enumeration of the specific obligations of the Russian Federation on the services, including juridical services, must be deeply investigated.

Key words: WTO; protocol; international obligations; juridical services; admittance for the market; the national regime.

Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." <1> указанный Протокол <2> ратифицирован. Российской Федерацией и Всемирной торговой организацией <3> Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (заключено в г. Марракеш 15 апреля 1994 г.) <4> был подписан 16 декабря 2011 г. в Женеве. В соответствии с Протоколом Российская Федерация, присоединяясь к данному Соглашению (далее - Марракешское соглашение), становится членом Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение, п. 1); данный Протокол является неотъемлемой частью Марракешского соглашения (Марракешское соглашение, п. 2); Российской Федерацией должны быть выполнены обязательства по многосторонним торговым соглашениям, являющимся приложением к Марракешскому соглашению (Марракешское соглашение, п. 3). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177. <2> Протокол от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986. <3> С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле. К настоящему времени проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в настоящее время продолжается девятый раунд. Всемирная торговая организация является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО регулирует торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений 8-го Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и для контроля реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует аналогично Генеральному соглашению по тарифам и торговле, но контролирует более широкий спектр торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности), имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров // http://www. wto. ru/chto. asp? f=spravka&t=6. <4> Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (вместе с Многосторонними соглашениями по торговле товарами) (заключено в г. Марракеш 15 апреля 1994 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www. pravo. gov. ru.

Марракешское соглашение, определяющее статус и основы деятельности ВТО, предусматривает, что первоначальными членами ВТО являются Договаривающиеся Стороны Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного 30 октября 1947 г., на момент вступления в силу Марракешского соглашения. А также - Европейские сообщества, которые удовлетворяют требованиям, выдвигаемым в отношении первоначальных членов ВТО в соответствии со ст. XI Марракешского соглашения. Иные государства или отдельные таможенные территории, обладающие полной автономией в осуществлении своих внешнеторговых отношений и в отношении других вопросов, предусмотренных в Марракешском соглашении и многосторонних торговых соглашениях, могут лишь присоединяться к нему, причем на условиях, подлежащих дополнительному согласованию между соответствующим государством и ВТО. Присоединение к Марракешскому соглашению означает одновременное присоединение и ко всем прилагаемым к нему многосторонним торговым соглашениям; решение о присоединении принимается Конференцией министров, являющейся органом ВТО (Марракешское соглашение, ст. XI, XII, XIV). Всемирная торговая организация, членами которой являются в настоящее время 156 государств, как оператор экономико-правового регулирования мировой экономики занимает в ней одно из центральных мест. Согласно Марракешскому соглашению экономические и торговые отношения государств-участников должны способствовать повышению уровня жизни, достижению полной занятости, высоких и постоянно растущих реальных доходов и эффективного спроса населения, росту производства и торговли товарами и услугами при наиболее целесообразном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития; при этом государства-участники стремятся содействовать защите и сохранению окружающей среды и совершенствовать имеющиеся для этих целей средства, признают необходимость создания целостной, устойчивой и эффективной системы многосторонних норм, обеспечивающих либерализацию торговли (Марракешское соглашение, преамбула). Российская Федерация подписала Протокол о присоединении к Марракешскому соглашению, выразив тем самым свое намерение стать членом ВТО. Международные договоры, образующие правовую основу существования ВТО, призваны обеспечивать предсказуемость и определенность экономической и торговой политики входящих в нее государств. Присоединение к ВТО, в свою очередь, призвано способствовать тому, чтобы наше государство при реализации своей внешней политики имело возможность использовать признанные ВТО правомерными способы решения своих экономических проблем. Следовательно, ни само Марракешское соглашение, ни Протокол не предполагают введения ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации и пересмотра основ ее конституционного строя. Присоединяясь к ВТО, каждое государство получает дополнительные возможности для легитимного входа в международное экономико-правовое пространство и одновременно доступ к средствам международно-правовой защиты, гарантируемой правом ВТО. К таким средствам, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров и услуг, защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, свобода транзита, защита от дискриминационного применения комплекса технических, санитарных и фитосанитарных барьеров, гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Вступление России в ВТО подтверждает ее ориентацию в экономическом развитии на требования мирового рынка и нацеленность на рост национальной конкурентоспособности и интеграцию в мировое сообщество, является актом, относящимся, главным образом, к сфере экономической политики. Данный акт затрагивает интересы многих субъектов общественных отношений, и его последствия (и позитивные, и негативные) подлежат глубокому анализу, в том числе с учетом необходимости соизмерения неизбежных рисков, а также в плане достаточности и эффективности принимаемых государством мер по защите национальных интересов. На предмет экономических и политических издержек и преимуществ подлежат всестороннему исследованию все вытекающие из Протокола и приложений к нему обязательства, которые вследствие присоединения России к ВТО стали ее международными обязательствами, их число превышает 23 150. Согласно параграфу 1450 Доклада Рабочей группы о присоединении России к ВТО, ссылка на который включена в Протокол, его отдельными пунктами предусмотрено 160 обязательств. В приложение I к Протоколу включен Перечень обязательств Российской Федерации по тарифам. Часть 1 этого Перечня содержит 11 256 кодов товарной номенклатуры, описание товарных позиций по каждому коду, ставку связывания по каждой позиции на дату присоединения, ставку связывания на дату истечения переходного периода, дату истечения переходного периода, перечень членов ВТО, которым предоставлены первоначальные переговорные права, ставки связывания прочих налогов и сборов. Часть 2 Перечня касается преференциальных тарифов, часть 3 - нетарифных уступок, часть 4 - обязательств по поддержке сельского хозяйства и экспортных субсидий. Часть 5 Перечня содержит обязательства по экспортным пошлинам с перечислением 466 кодов товарной номенклатуры, описанием товарных позиций по каждому коду, ставкой связывания по каждой позиции на дату присоединения, ставкой связывания на дату истечения переходного периода. Приложение 1 к части 1 Перечня касается матрицы применения обязательств по тарифам, включая код товарной номенклатуры, и содержит параметры снижения ставок пошлин в виде примерно 7000 тарифных линий по годам. Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам распространяется на 116 секторов (по классификации ВТО), каждый из которых состоит из трех или (в некоторых случаях) четырех обязательств в зависимости от способа поставки услуги на российский рынок <5>. -------------------------------- <5> См.: Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".

Сосредоточимся далее на услугах, а именно - на юридических. Ограничений допуска иностранных лиц на рынок юридических услуг и ограничений национального режима применительно к иностранным лицам, оказывающим юридические услуги, в соответствии с Протоколом о присоединении к Марракешскому соглашению Российская Федерация не устанавливает. Имеются в виду все юридические услуги, соответствующие коду 861 Классификатора основных продуктов ООН (the Provisional Central Product Classification). В том числе услуги по юридическим консультациям и представительству по вопросам уголовного права, услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах по вопросам иных отраслей права, услуги по юридическим консультациям и представительству в предусмотренных законом процедурах квазисудебных трибуналов и комитетов, юридическое сопровождение и услуги по удостоверению документов, иные юридические консультационные и информационные услуги. Следует уточнить, что не имеется никаких ограничений и для иностранцев, которые хотели бы оказывать услуги патентных поверенных. Содержанием соответствующих положений п. II(1)(A)(a) Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, входящего в приложение I к Протоколу, охватывается, в частности, деятельность на территории Российской Федерации патентных поверенных, как она определена в законодательстве Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ "О патентных поверенных" <6> патентными поверенными признаются граждане, получившие в установленном данным Федеральным законом порядке статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, связанную с распоряжением такими правами. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 24.

В соответствии с п. 3 ст. 1247 Гражданского кодекса РФ и согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ "О патентных поверенных" в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть зарегистрирован в качестве патентного поверенного гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Российской Федерации и отвечающий другим требованиям, установленным указанным Федеральным законом. ФЗ "О патентных поверенных" определяет правомочия патентных поверенных в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 указанного Закона патентный поверенный обязан при подаче заявок на выдачу патентов на секретные изобретения иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. К таким сведениям согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <7> относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1997. N 41. Стр. 8220 - 8235.

Закон РФ "О государственной тайне" регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, в связи с их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон в ст. 5 также устанавливает перечень таких сведений применительно к каждой из указанных областей государственной деятельности, а также в ст. 7 устанавливает перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Закон предусматривает в ст. 8 три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и, соответственно, три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, 3, 9 ст. 21 указанного Закона такой допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения прав. Согласно ч. 2 ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В этой связи Правительство РФ приняло Постановление от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" <8>. В соответствии с п. 6 указанного Постановления иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих государственную тайну. Причем допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям. Это Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 973 <9>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407. <9> Постановление Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям" // СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3786.

Как видим, с одной стороны, рассматриваемое правовое регулирование нацелено на защиту таких ценностей, как суверенитет России, целостность и неприкосновенность ее территории, обеспечение обороны страны и безопасности государства, с другой стороны, предусматривается возможность допуска иностранных граждан к сведениям, составляющим государственную тайну. Вместе с тем можно обоснованно утверждать, что принятие Российской Федерацией международных обязательств, которые позволят иностранным гражданам осуществлять деятельность патентных поверенных на территории Российской Федерации, не влечет угрозы информационной безопасности государства. Допуск иностранных граждан к деятельности патентных поверенных в соответствии с Протоколом "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." не предполагает возможности их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, без соблюдения процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации. Эта процедура содержит достаточные гарантии защиты сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если же патентный поверенный оказывает услуги, не только касающиеся подачи заявок на выдачу патентов на секретные изобретения, но и какие-либо еще, такие услуги осуществляются в рамках частноправовых отношений и связаны с реализацией частных интересов авторов результатов интеллектуальной деятельности, в том числе составляющих секреты производства. Российская Федерация не устанавливает в отношении этих услуг ограничений допуска на рынок и ограничений национального режима применительно к иностранным лицам. Тем самым наше государство создает конкурентную среду, расширяет потенциальным заказчикам услуг возможности выбора исполнителей, обладающих специальными знаниями. Это, в свою очередь, создает прогрессивные предпосылки для облегчения доступа граждан Российской Федерации к юридической помощи по вопросам приобретения, реализации и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также расширяет возможности распоряжения ими по праву иностранных государств и международному частному праву, в том числе на основании соглашений, являющихся неотъемлемой частью Марракешского соглашения. Следовательно, гражданам Российской Федерации предоставляются дополнительные гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленного в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации. Исследование обязательств, которые вследствие присоединения России к ВТО стали ее международными обязательствами, в частности по юридическим и иным услугам, осложняется тем, что процесс вступления в ВТО не имел в Российской Федерации надлежащего информационного сопровождения. Коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" в сотрудничестве с коммуникационным агентством "Grayling", Институтом международного частного и сравнительного права начала самостоятельно проводить юридический анализ всей этой сложной проблематики с целью предложить отечественному предпринимательскому сообществу качественную и достоверную информацию, в том числе по различным секторам услуг <10>. Следует всецело поддержать усилия уважаемых коллег, а также согласиться с тем, что дать универсальное определение понятия "услуги" для целей определения пределов применимости правил ВТО на современном этапе развития права и международной торговли затруднительно. Невозможно, чтобы такое определение было бы не образным, не экономическим, а юридически корректным, чтобы устроило всех членов ВТО и всех лиц, оказывающих различные виды услуг. -------------------------------- <10> См.: http://ru. russia-wto. ru/commitments. html.

Понятием "услуги" охватываются слишком разнообразные и разноплановые виды деятельности, и исходя из специфики многих из них можно предлагать различные трактовки данного понятия. На наш взгляд, универсальное определение понятия "услуги" вовсе не является необходимым для решения практических задач регулирования международной торговли услугами. Для решения таких задач гораздо важнее сформировать перечень конкретных услуг и их описание: без последнего возникали бы постоянные споры по поводу определения того, к каким видам услуг следует относить ту или иную деятельность. Именно поэтому для регулирования различных конкретных видов услуг в ВТО используется Классификационный перечень секторов услуг <11>, в котором услуги сгруппированы по следующим 12 последовательно пронумерованным секторам. -------------------------------- <11> Services Sectoral Classification List. World Trade Organization. Note by the Secretariat. MTN. GNS/W/120, 10 July 1991 (www. wto. org/english/tratop_e/serv_e/serv_e. htm). Официального перевода данного классификатора на русский язык пока не существует. Неофициальный перевод можно найти в работе: Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: Академкнига, 2003. С. 87 - 95.

1. Деловые услуги. 2. Услуги в области связи и передачи информации. 3. Строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги. 4. Дистрибьюторские услуги. 5. Образовательные услуги. 6. Услуги, связанные с защитой окружающей среды. 7. Финансовые услуги. 8. Услуги, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (кроме перечисленных в секторе 1.A. h-j). 9. Туризм и услуги, связанные с путешествиями. 10. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг). 11. Транспортные услуги. 12. Прочие услуги, не включенные в иные сектора. Эти сектора подразделяются на подсектора, обозначаемые заглавными латинскими буквами в их алфавитном порядке. Подсектора, в свою очередь, еще делятся на подсектора, обозначаемые строчными латинскими буквами в их алфавитном порядке. Количество последних подсекторов составляет 155. Так, в подсекторе A "Профессиональные услуги" сектора 1 "Деловые услуги" фигурируют, например, юридические, архитектурные, медицинские, ветеринарные и некоторые другие услуги. В завершение присоединимся к заявлению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, высказанному на форуме "Антиконтрафакт-2012" в связи со вступлением России в ВТО: "Очевидно, что будут минусы в каких-то сферах, но в глобальном плане через определенное количество лет мы, безусловно, выиграем, потому что мы приведем свои институты в соответствие с тем, как работают аналогичные институты в других странах" <12>. -------------------------------- <12> http://ru. russia-wto. ru/commitments. html

Библиографический список

1. Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.

Название документа