История международного суда Латинского союза в VI - I вв. до н. э

(Кофанов Л. Л.) ("Международное правосудие", 2012, N 3) Текст документа

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ЛАТИНСКОГО СОЮЗА В VI - I ВВ. ДО Н. Э.

Л. Л. КОФАНОВ

Кофанов Леонид Львович, кандидат исторических наук, доктор юридических наук, заведующий Центром истории римского права и европейских правовых систем Института всеобщей истории РАН, профессор кафедры международного права Российской академии правосудия.

Опираясь на текст древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, автор доказывает существование в Латинском межполисном союзе VI - IV вв. до н. э. арбитражного суда, близкого по своему характеру древнегреческим международным судам амфиктионий. История межполисного судебного органа Рима и его союзников подразделяется автором на два периода. Первому, с VI в. по 338 год до н. э., было свойственно общее признание формально доминирующей роли общелатинского суда, как высшего органа власти, наделявшего империем в том числе и римских консулов. Второму же периоду, с 338 по 89 годы до н. э., было свойственно руководство римского сената межсоюзным судом, но при сохранении процессуальных стандартов международного права в соответствии с институтом rerum repetitio.

Ключевые слова: Древний Рим, амфиктионии, международные суды, суд рекуператоров, ius gentium, Латинский союз.

Based on the text of ancient greek historian Dionisius of Halicarnassus, the author proves the existence of international court of arbitration in Latin confederacy of VI - IV centuries BC, similar in its character to ancient greek international courts of amphiktions. The history of this court of Rome and his confederates is divided by author into two periods. For the first period from VI Century BC to 338 BC is characteristic the recognition of role formally dominating of general Latin court as supreme organs of government, who give the imperium also for Roman consuls. For the second period from 338 to 89 BC was characteristic the leadership of the Roman Senate in the international Latin court, but the standard of legal procedure of international Law was remained according to the institution rerum repetitio.

Key words: Ancient Rome, amphiktions, international courts, recuperatorial court, ius gentium, Latin alliance.

Дионисий Галикарнасский <1>, описывая историю создания в VI в. до н. э. древнейшего союза латинских народов под эгидой Рима при царе Сервии Туллии, приводит следующую интереснейшую информацию: -------------------------------- <1> Дионисий Галикарнасский - известный древнегреческий историк 2-й пол. I в. до н. э., автор многотомной истории Древнего Рима, написанной по-гречески, то есть для греческих читателей, незнакомых с римскими реалиями. Этот его труд, называвшийся "Римские древности", описывал события от прибытия троянцев в Италию, истории династии латинских царей Альбы Лонги и основания Рима до начала Пунических войн III в. до н. э. Однако до нас целиком дошли лишь первые десять книг, от остальных сохранились только незначительные фрагменты.

"Амфиктион... собрал союз, названный по его имени Амфиктионией, и установил всеобщее празднество... и общие для всех законы, которые называют Амфиктионийскими... 5. После просмотра состязаний и завершения празднеств... члены союза, буде между тем или иным полисом возникали какие-либо тяжбы, как судьи выносили судебное решение по спору. Они также держали совет и по поводу войны с варварами, и по поводу общего согласия полисов между собой. 6. Под влиянием таких и тому подобных примеров Сервий Туллий и сам возымел желание собрать и объединить все города латинского народа... 26.1: Рассудив так, Туллий собрал самых влиятельных людей от каждого полиса, объявив, что созывает их стать ему советчиками в делах великих и общих для всех. Когда же они сошлись, он, созвав вместе римский сенат и тех, кто пришел от полисов... (3) посоветовал им устроить в Риме священное убежище, в котором города, ежегодно собираясь... если возникнет между какими-то из них тяжба, разрешали ее на основании священного обычая, поручив остальным городам выносить судебное решение по тяжбе. 4. Разъяснив это и то, сколько других благ они получат, если назначат совет, он убедил всех, кто находился в собрании полисов. Позднее на средства, внесенные всеми городами, он возвел храм Дианы... в Риме на Авентине. Царь также составил для полисов законы об их взаимных отношениях и установил, каким образом будет выполняться все прочее относительно празднества и общего собрания. 5. А чтобы ход времен не уничтожил бы их, он поставил медную колонну и высек на ней как постановления участников собрания, так и названия городов, входящих в союз. Эта колонна вплоть до моего времени все еще находилась в святилище Дианы" <2>. -------------------------------- <2> Dionys. IV. 25 - 26. Русский перевод приводится с некоторой правкой автора статьи по изданию: Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Отв. ред. И. Л. Маяк. Т. 1 - 3. М., 2005.

Итак, процитированный текст Дионисия позволяет провести интереснейшее сравнение древнейших общелатинских и общесоюзных рекуператорских судов и древнегреческих амфиктионий. Об амфиктиониях, как древнейших греческих религиозно-политических объединениях, и об их роли в формировании международных отношений полисов Древней Греции в отечественной <3> и западной <4> литературе написано довольно много. Однако лишь немногие исследователи обращают внимание на одну из важнейших функций этих объединений - судебную <5>. Дионисий прямо указывает на эти функции как на чуть ли не основные и наиболее важные. Нередко в античной традиции именно судебные функции международного арбитража выдвигаются на первый план. Так, в энциклопедическом словаре Суды <6> дается следующее определение амфиктионий: "Амфиктионы - это судьи, выбиравшиеся от полисов и народов, как бы живущие вокруг, периэки" <7>. -------------------------------- <3> См., например: Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Часть I. Государственные и военные древности. СПб., 1997. С. 289 - 299; Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993. С. 38 - 40; Лихачева Л. А. Амфиктионии в религиозной и общественной жизни Древней Греции: На примере культовых союзов Посейдона и Аполлона. М., 1997; Кулишова О. В. К вопросу о роли Пилейско-дельфийской амфиктионии в политической жизни Эллады // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире / Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2002. С. 35 - 42; Она же. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений. СПб., 2001; Она же. Пилейско-дельфийская амфиктиония в "Истории" Геродота // МНЕМОН. Исследования и публикации по истории античного мира / Ред. Э. Д. Фролов. Вып. 4. СПб., 2005. С. 105 - 114; Карпюк С. Г., Кулишова О. В. Союзы в архаической и классической Греции: представления о географическом и политическом центре // МНЕМОН. Вып. 6. СПб., 2007. С. 281 - 288. <4> Foucart P. Memoire sur les ruines et l'histoire de Delphes. Paris, 1865; Wescher C. Etude sur le monument bilingue de Delphes. Paris, 1869; Bucher K. W. Quaestionum amphictyonicarumspecimen. De gente Aetolica amphictyoniae participe. Bonn, 1870; Weil R. De amphictionum Delphicorum suffragiis. Berlin, 1872; Sauppe H. Commentatio de amphictionia Delphica et hieromnemone attico. Gottingen, 1873; Burgel H. Die Pylaisch-delphische amphictyonie. Munchen, 1877; Pomtow H. Fasti Delphici // Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Litteratur und fur Padagogik, hrsg. von J., Ilberg und R. Richter. Erster Jahrgang, 1898. S. 737 - 765; Attinger G. Beitrage zur Geschichte von Delos. Frauenfeld, 1887; Schoeffer V. de. De Deli insulae rebus. Berlin, 1889; Homolle Th. Les archives de l'intendance sacree aDelos. Paris, 1887; Zeilhofer G. Sparta, Delphoi und die Amphiktyonen im 5. Jahrhundert vor Christus. Diss. Erlangen, 1959; Tausend K. Amphiktyonie und Symmachie. Formen zwischenstaatlicher Beziehungen im archaischen Griechenland. Stuttgart, 1992; Lefevre F. L'Amphictionie pyleodelphique: histoire et institutions. Paris, 1998. P. 159 - 176; Idem. Documents Amphictioniques // CID, IV. Paris, 2002; Sanchez P. L'Amphictionie des Pyles et de Delphes: recherches sur son role historique, des origines au IIe siecle de notre ere. Stuttgart, 2001. <5> Cauer F. Amphiktyonia // RE. Bd. 1. St., 1894. S. 1904 - 1935; Rhodes P. Amphiktyonia // Der Neue Pauly. Bd. 1. Stuttgart, 1996. S. 611 - 613. <6> Суда (или Свида) - известный ранневизантийский автор X в. н. э., его энциклопедия, составленная в алфавитном порядке, содержит самые разнообразные краткие сведения об исторических и мифических персонажах, событиях, городах, странах, разнообразных религиозных и политических институтах античности. <7> Suid. Tom I. P. 302.

Как известно <8>, греческая амфиктиония (например, Пилейско-Дельфийская) представляла собой межгосударственный суд древних греков, построенный в целом на равном представительстве всех полисов, входивших в союз. Сам термин "амфиктиония" стал восприниматься поздней античной традицией как синоним общегреческого суда, в котором представлены "многие государства" <9>. -------------------------------- <8> См., например: Bederman D. J. International Law in Antiquity. Cambridge, 2004. P. 168 - 171. Подробнее о судебных функциях греческих амфиктионий см.: Кофанов Л. Л. Ius gentium и международные суды античности // Ius Antiquum. Древнее право. 2 (24). 2009. М., 2011. С. 62 и след. <9> Tim. Lex. Plat. 975 a: Амфиктионы - это судьи, выбранные из многих государств... Schol. in Demost. Orat. 5. Hyp. 7 - 15: Амфиктиония же - это место в Элладе, общий для эллинов суд...

Однако вернемся к римским реалиям VI в. до н. э., к рассказу Дионисия Галикарнасского о создании Латинского союза <10> с судебными полномочиями межгосударственного арбитражного суда, аналогичного греческим амфиктиониям. В современной научной литературе о роли общего совета Латинского союза VI - IV вв. до н. э. как межгосударственного судебного органа практически ничего не написано <11>. Однако приведенный выше текст древнегреческого историка позволяет констатировать, что Дионисий обозначал рассматриваемый общесоюзный суд римлян и латинов фразой, соответствующей латинскому выражению asylum sacrum. Сервий в комментариях к "Энеиде" Вергилия определяет это древнейшее римское понятие как "храм милосердия" (лат. templum misericordiae) <12>. Согласно Дионисию, общелатинский совет включал в себя прямых представителей 30 городов-государств и был правомочен рассматривать судебные тяжбы между отдельными государствами - членами союза, основываясь на законах, предложенных Сервием Туллием и утвержденных советом. Храм Дианы на Авентине Сервий Туллий стремился превратить в общелатинскую казну, а Рим - в столицу конфедерации, однако этого ему сделать не удалось <13>, так как уже следующий царь Тарквиний Гордый вынужден был собирать общелатинский совет в традиционном месте его проведения в роще у Ферентинского источника (Liv. I. 50. 1). -------------------------------- <10> Латинским союзом называлось древнейшее военно-политическое объединение 30 городов-государств Лация и некоторых прилегающих к нему областей средней Италии, существовавшее с начала I тысячелетия до н. э. до 90 г. до н. э. Каждый город союза первоначально сохранял свою внутреннюю независимость (имел своих правителей, сенат и народное собрание), но обязывался во внешней политике действовать в союзе городов, поставляя ему в случае необходимости свои войска. <11> См., например: Alfoldi A. Early Rome and the Latins. Michigan, 1963; Gelzer. Latium // RE. Stuttgart, 1924. S. 940 - 963. Весьма кратко касается этого института П. Каталано: Catalano P. Linee del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965. P. 215. <12> Serv. Ad Aen. VIII. 342: "Назвал убежищем" - после того как Геркулес покинул землю, его внуки, боясь преследования тех, кого унизил их дед, первыми соорудили себе убежище, то есть храм милосердия, откуда никто не может быть уведен, поэтому также и Стаций говорит, что "внуки положили основу Геркулесовой славе". Именно поэтому Вергилий говорит "которую Ромул назвал крепким убежищем", то есть сделал рощу таковой в подражание афинскому убежищу... Ср.: Liv. I. 8. 6. <13> Catalano P. Op. cit. P. 167 ss.

Прямым подтверждением данных Дионисия о существовании уже в VI в. до н. э. межполисного арбитражного суда Латинского союза является рассказ Тита Ливия (I. 50 - 51) и того же Дионисия <14> о судебном процессе между арицийским городом-государством <15> в лице его лидера Турна и Римским государством в лице царя Тарквиния Гордого, разбиравшемся именно в Ферентинском общелатинском совете. После проведенного следствия совет латинских народов приговорил Турна к смертной казни и тут же привел приговор в исполнение <16>. Там же, у Ферентинского источника, по всей видимости, было выдвинуто обвинение союзников и против города вольсков Помеция <17>. -------------------------------- <14> Dionys. IV. 45 - 49: 3. Тарквиний приказал через вестников, чтобы те, кто обычно обсуждал общелатинские дела, пришел в назначенный день на собрание в Ферентину, поскольку он хочет посоветоваться с ними об общих и важных делах... 47. 1. Так как Турн применил такой способ обвинения и многие были задеты за живое его словами, Тарквиний потребовал для защиты следующий день и получил на это согласие... 3. На следующий день, когда было созвано собрание, придя туда, Тарквиний сказал, что его защита от обвинений будет краткой, и начал превращать своего обвинителя в ответчика... 48. 1. ...Турн же, не зная о злом умысле, с готовностью заявил, что ждет проверку, и призвал предводителей латинов к осмотру комнаты, говоря, что... он сам умрет, если обнаружится, что он снабжен оружием сверх необходимого в дороге, или понесет кару его клеветник. 2. На том и порешили, и те, кто пришел в его комнату, обнаружили среди других вещей спрятанные слугами мечи. После этого латины не позволили Турну еще как-то оправдаться, но бросают его в пропасть и, забросав еще живого землей, без промедления умерщвляют. <15> Ариции - древний латинский город, входивший в Латинский союз, расположен в Лации недалеко от Рима. <16> Liv. I. 31. 8 - 9: Турна заковывают в цепи и при всеобщем возбуждении немедля созывают собрание латинов. 9. ...Турн не получил слов для оправдания и погиб неслыханной смертью: его погрузили в воду Ферентинского источника и утопили, накрыв корзиной и завалив камнями. <17> Dionys. IV. 50. 2: Пометинцев союзники обвинили в каких-то грабежах и разбойничьих набегах, за которые было по суду истребовано удовлетворение, а ответы от них получены были высокомерные.

В 499 году до н. э. союзное собрание в Ферентинах вынесло предварительное судебное решение против самого Рима, грозя в случае неподчинения приговору исключить Римское государство из союза <18>, однако римляне ответили войной и, разбив союзников в битве у Регилльского озера, в 493 году до н. э. возобновили латинский договор, вновь заключив его в Ферентинской роще у Альбанской горы (Dionys. VI. 95. 2 - 3). -------------------------------- <18> Dionys. V. 61. 1 - 5: 1. ...и когда в Ферентинах проводилось собрание... все города-государства... проголосовали за то, чтобы не сдержавшие договора римляне были исключены из союза... 5. "Если римляне, - предложили послы, - захотят дать арицийцам удовлетворение, придя на общий суд латинов, и стерпят наказание, вынесенное всеми, то не будет необходимости вести войну"...

Так как согласно этому новому договору тяжбы по соглашениям между частными лицами из разных городов-государств союза должны были разбираться в том месте, где были заключены эти соглашения, то логично предположить, что и споры по самому союзному договору с латинами должны были разбираться у Ферентинского источника близ Альбанской горы. Это предположение подтверждается судебным процессом 386 года до н. э., когда римляне в общесоюзном совете предъявили латинам и герникам обвинение в непоставке (ред.) союзных войск в тяжелейшие для римлян годы галльского нашествия <19>. В том же Ферентинском совете в 348 году до н. э. латины выдвинули обвинение против римлян о притеснении союзников <20>. -------------------------------- <19> Liv. VI. 10. 7: В том же году латинам и герникам было предъявлено судебное обвинение и спрошено, почему вопреки договору они не поставляли воинов. От многолюдного собрания обоих народов был дан ответ... <20> Liv. VII. 25. 5: Среди этих дел еще больший страх возник от собраний латинских народов у Ферентинской рощи и от их недвусмысленного ответа на требование дать римлянам воинов: "Довольно приказывать тем, в чьей помощи нуждаетесь...

Однако деятельность данного судебного совета практически была прекращена после войны римлян с латинами в 340 - 338 годах до н. э. и полного военного поражения последних. В связи с этим огромную важность имеют данные Феста, в связи с чем приведем их полностью: "Как претор у ворот, ныне приветствуется тот, кто выезжает в провинцию в качестве пропретора или проконсула. Цинций же в книге "О консульской власти" об этом обычае пишет так: "Вплоть до царя Тулла Гостилия сильнейшими в делах были альбанцы; затем после разрушения Альбы вплоть до консульства Публия Деция Муса латинские народы у Ферентинского источника, то есть под Альбанской горой, имели обыкновение совещаться и по общему решению управлять властью; и поскольку до того года римлянам надлежало отправлять военачальников к войску по приказу латинского племени, то многие наши при проведении ауспиций на Капитолии обычно обращаются на восход солнца" <21>. -------------------------------- <21> Fest. P. 276 L.

Из приведенного отрывка со всей очевидностью следует, что в период от Тулла Гостилия <22> до консульства Публия Деция Муса 340 года до н. э. формально именно общелатинский совет принимал важнейшие политические и судебные решения у Ферентинского источника и управлял общесоюзным империем, что именно по приказу Латинского союза римские военачальники посылались к войску. Фест очень точно и вполне правомерно определяет дату формального прекращения гегемонии совета Латинского союза как межполисного судебного органа. Очевидно, именно после разгрома латинов в 340 - 338 годах до н. э. римские сенат и народ принимают на себя судебные функции Латинского союза. Действительно, по словам Ливия, именно с этого времени многие народы Италии начинают обращаться к римлянам с просьбой дать им римские законы и римскую юрисдикцию <23>. Полибий, описывая функции римского сената конца III в. до н. э., пишет следующее: -------------------------------- <22> Будучи третьим царем-рексом Древнего Рима, управлял полисом в период с 673 по 641 год до н. э. <23> См.: Liv. IX. 20. 5 - 10 и комментарии к этому отрывку: Кофанов Л. Л. Римская civitas и муниципальное право эпохи Республики // Вестник древней истории. 2007. N 3. С. 110 и след.

"Все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. 5. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить судебный спор по отношению к отдельному лицу или полису в Италии, наказать, помочь, защитить" (Pol. VI. 13. 4 - 5). Данные Полибия можно распространить и на вторую половину IV в. до н. э., так как они вполне подтверждаются конкретными постановлениями сената в связи с проведением им уголовных расследований в IV - II вв. до н. э. Так, в 302 году до н. э. было вынесено постановление сената о расследовании измены граждан Фрузитаны <24>, а в 186 году до н. э. сенат рассмотрел дело о вакханалиях, издав решение, осуждающее противящихся ему граждан Рима и союзных городов Италии на смертную казнь <25>. В этом смысле римские сенат и народ в судебных процессах с иностранными союзными государствами играли ту же роль, что и Делосская, а точнее Афинская, амфиктиония, в отличие от прочих греческих амфиктионий установившая полную гегемонию Афин в осуществлении межполисной юрисдикции <26>. Неслучайно поэтому Цицерон называет римский сенат "государственным советом всего мира" <27>. Однако о полной аналогии римского сената с афинской амфиктионией говорить нельзя, так как римляне проводили гораздо более взвешенную и мудрую политику в отношении судопроизводства по международным тяжбам. -------------------------------- <24> Liv. IX. 1. 3: Фрузитанов лишили трети их земель за то, что они... подстрекали герников к мятежу; по постановлению сената консулы провели дознание и зачинщиков этого заговора высекли и обезглавили топором. <25> Liv. XXXIX. 14. 6 - 9: Сенат поручил обоим консулам в чрезвычайном порядке расследовать дело о вакханалиях... (7) учинить розыск и поимку в Риме, огласить в Городе и разослать по Италии эдикт, запрещающий участникам вакханалий устраивать сходки и собрания... 9. Таково было постановление сената. Ср.: SC de Bacchan. 24 - 25: Если найдутся те, кто поступит вопреки тому, что написано выше, то они должны быть подвергнуты смертной казни. <26> О гегемонии Афин в межполисных судах см.: Кофанов Л. Л. Ius gentium и международные суды... С. 65 и сл. <27> Cic. ad fam. III. 8. 4: ...in publico orbis terrae consilio, id est, in senatu...

Хотя сенат и руководил уголовными процессами над союзными государствами, назначая магистратов для ведения расследования <28>, а те, в свою очередь, путем жеребьевки избирали рекуператоров <29> из числа римских сенаторов, а после 122 года до н. э. - из числа римских всадников, тем не менее это происходило лишь в том случае, если суд проводился в Риме, куда обращались с иском иностранные послы или частные граждане. Так, в качестве примера можно привести описанный Ливием процесс 171 года до н. э. испанских союзников против римских преторов, насильственно закупавших в Испании хлеб по умышленно заниженным расценкам <30>. Согласно аграрному закону 111 года до н. э., судьи рекуператорского суда были избираемыми: из 50 человек путем жеребьевки избиралось 11 судей. Из этих 11 присяжных судей сторона истца и сторона ответчика могли отвести до 4 судей каждая. Таким образом, минимально возможное количество судей рекуператорского суда было 3 человека. Если не было ни одного отвода, то это было 11 судей <31>. Ливий говорит о том, что в испанском деле сенат поручил претору выбрать из числа сенаторов пять рекуператорских судей, а затем дал истцам возможность выбрать себе из тех же сенаторов так называемых заступников (лат. patroni), представлявших интересы истцов в сенате. Дионисий Галикарнасский (II. 11. 1) в связи с этим пишет, что "каждый полис, вступивший в военный союз и дружбу с Римом, а также каждый покоренный им в войне имел в качестве заступника и патрона того из римлян, кого он предпочитал. И нередко сенат отправлял дела о спорах этих городов и народов на рассмотрение их патронов, считая их решения предпочтительными" <32>. Таким патроном сицилийских полисов в деле о коррупции пропретора Сицилии Верреса 70 года до н. э. был выбран известный судебный оратор Цицерон. Дело это, как известно, рассматривалось в суде рекуператоров. Кстати, в самой речи Цицерона содержатся интересные сведения о деятельности рекуператорских судов не в Риме, а в провинциях, то есть там, где действовало не римское, а иностранное или международное право, основанное на конкретных международных договорах Рима и его союзников. Так, он пишет следующее: "По сицилийскому праву два тяжущихся согражданина судятся по законам своей гражданской общины, если же сицилиец ведет процесс с сицилийцем же, но не из той же гражданской общины, в таком случае претор по декрету П. Рупилия, который он установил по решению десяти послов и который сицилийцы зовут законом Рупилия, избирает судей по жребию. Если частное лицо предъявляет иск к народу или народ - к частному лицу, то в качестве судьи назначается сенат другого государства, причем каждой стороне процесса предоставляется право отвести определенное число городов-государств. Если истцом является римский гражданин, а ответчиком - сицилиец, то судьей должен быть сицилиец, если же сицилиец предъявляет иск к римскому гражданину, то судьей назначается римский гражданин. При этом во всех прочих делах судьи обычно избираются из собрания римских граждан, но тяжбы между земледельцами и откупщиками десятины решаются на основании хлебного закона, который называют Гиероновым" <33>. -------------------------------- <28> Как правило, назначался претор перегринов (Lex Acil. Repet. 12) или один из преторов провинции. <29> Рекуператоры (лат. recuperatores) - особые магистраты в Древнем Риме, которые судили римских граждан с иностранцами. <30> Liv. XLIII. 2. 1 - 5: 1. Затем перед сенатом предстали послы нескольких народов из обеих Испаний; (2) сетуя на алчность и высокомерие римских магистратов, они на коленях молили сенат не позволять грабить и мучить союзников злее, чем врагов. 3. Сенат поручил претору, получившему по жребию Испанию... для каждого, от кого испанцы требовали возвращения денег, выбрать по пять рекуператорских судей из сенаторского сословия и чтобы испанцам была предоставлена возможность самим выбрать себе заступников. 4. Призвав послов в курию, им огласили постановление сената и велели назвать заступников. 5. Те назвали четверых... <31> Lex agr. 37 - 38: ...[Если откупщик] заявит по этому делу, [что ему должны] или поручились предоставить (деньги), то пусть консул или проконсул, претор или пропретор там, куда обратились за судом, в течение ближайших 10 дней с того дня, когда [по этому делу обратятся в суд]... предоставит 11 [рекуператоров], (выбранных) из 50 граждан, принадлежащих к первому классу. [Пусть (претор или консул) позаботится о том, чтобы истец и ответчик] (38) попеременно отвели [из этих (11 рекуператоров) кого пожелают,] но не более чем [четырех каждый... Тем, кто останется после этого, трем или более, пусть им (претор, консул или цензор) всякий раз приказывает вынести судебное решение в первый ближайший день]. Ср.: lex Urson., 95 (CIL. I. N 594); Serv. Aen., VI. 431; Cic. Verr. II. 3. 29; II. 3. 11; II. 13; 17, 42; Liv. XXXVI. 48. 8. <32> О патронате в международных отношениях см.: David J.-M. Le patronat judiciaire au dernier siecle de la republique romaine. Roma, 1992. <33> Cic. Verr. II. 2. 13. 32. Ср.: Cic. Verr. II. 2. 17, 42.

Из этого текста следует, что Рим хотя и посылал в провинции своих наместников, обладающих юрисдикцией, однако те должны были подчиняться местному и международному праву. Для рассмотрения дел между сицилийскими полисами судьи избирались путем жеребьевки сенатом одного из сицилийских городов, а в случае тяжбы частного римлянина против частного сицилийца судьями обязательно должны были быть сицилийцы. В нарушении этой международной нормы, в частности, и обвинил Цицерон пропретора Верреса, проводившего жеребьевку рекуператоров не из числа сицилийских сенаторов, а из собственной военной когорты <34>. -------------------------------- <34> Cic. Verr. II. 3. 26 - 29: 26. ...Значит, ты требуешь, чтобы земледелец преследовал откупщика судом?.. 27. ...везде откупщику предоставляется лишь право выступать истцом и залогодержателем, а не право отнимать имущество и судиться на положении владельца... 28. Он приказывает производить отвод рекуператоров. Прекрасно: будем же составлять списки декурий... 29. ...какого рода были эти суды о наложении восьмикратного штрафа и какой славой пользовались рекуператоры, выбранные из его же когорты.

Та же самая система рекуператорских судов действовала в I в. до н. э. и у греческих союзников Рима, согласно Цицерону "решавших судебные тяжбы между собой по собственным законам" и de jure обладавших независимостью <35>. Исключение составляли суды уголовного характера, предусматривавшие в качестве наказания смертную казнь <36>. Однако по эдикту императора Августа 7 года н. э., написанному для граждан греческого полиса Киренаики, даже в уголовных процессах, проходивших в союзных полисах, римский наместник провинции обязан был выбирать "в одинаковом числе рекуператорских судей как из эллинов, обладавших высшим цензом, так и из римлян" (Edict. Aug. ad Cyren. I. 16). Причем обвинитель мог дать отвод только одному судье эллину и одному судье римлянину, а обвиняемый имел "право решать, будут ли судьи только римлянами, или же половина их будет из эллинов"; он же мог давать отвод троим судьям (Edict. Aug. ad Cyren. I. 21 - 26). -------------------------------- <35> Cic. Ad Att. VI. 1. 15: Я во многом последовал примеру Сцеволы, в частности в том, в чем греки усматривают предоставление им свободы, а именно чтобы греки решали судебные тяжбы между собой по их собственным законам... Греки же ликуют от того, что пользуются иностранными судьями... Они считают, что добились автономии; Cic. Ad Att. VI. 2. 4 - 5: Во время суда на форуме, которым я был занят в Лаодикее от февральских ид до майских календ, разбирая судебные дела всех диоцезов, кроме Киликии, я совершил удивительные вещи. Так, многие гражданские общины были освобождены от всех долгов, многие сильно облегчены; все они, пользуясь своими законами и судами и получив автономию, ожили... 5. В гражданских общинах происходили необычайные хищения самих греков, которые совершали местные магистраты. Я сам допросил тех, кто занимал должности в течение последних 10 лет, они открыто признались, поэтому без бесчестья своими руками возвратили деньги своим народам, а народы без всякого стона выплатили откупщикам, которым они ничего не вносили в течение этого пятилетия, и даже вернули то, что были должны за предыдущее пятилетие. <36> Edict. Aug. ad Cyren. IV. 64 - 70: По всякого рода процессам, какие возникнут между эллинами, живущими в провинции Киренаики, за исключением преступлений, наказуемых смертной казнью, каковые тот, кто управляет провинцией, должен расследовать и устанавливать по ним суды присяжных, - по всем остальным делам должно давать в качестве судей эллинов, если только какой-нибудь обвиняемый или ответчик сам не захочет иметь судьями римских граждан. Если сторонам в силу моего эдикта будут даваться судьи-эллины, то не следует давать ни одного из этих судей из того полиса, из которого происходит обвинитель или истец или же обвиняемый или ответчик.

Особое место в международных процессах Рима IV - I вв. до н. э. занимает Lex de judiciis repetundarum. Этот термин нередко не вполне точно переводят как "закон по делам о взяточничестве", имея в виду незаконную деятельность римских магистратов как в Риме, так и в провинциях. Однако в сенатусконсульте 4 года до н. э. прямо сказано, что "наши предки установили особые суды для разбора дел о судебном востребовании вещей, чтобы союзники легче могли выступать с обвинением о причиненном им вреде" (Edict. Aug. ad Cyren. V. 90 - 91). Отсюда видно, что закон был издан римлянами именно для урегулирования международных споров с союзными иностранными государствами в случае незаконных действий римских магистратов на территории этих государств. Совершенно очевидно, что само выражение de re repetere ("истребовать в суде вещь") тесно связано с древнейшим институтом международного права фециалов rerum repetitio <37>, то есть с институтом судебного истребования возмещения ущерба, вызванного незаконными действиями иного государства или отдельных его представителей, о котором было сказано выше. -------------------------------- <37> О связи этого закона с международным правом и с институтом rerum repetitio см.: Mantovani D. Il problema d'origine dell'accusa popolare. Dalla "quaestio" unilaterale alla "quaestio" bilaterale. Padova, 1989. P. 160 - 177.

Наиболее ярким из известных нам процессов по Lex repetundarum является описанное Ливием дело 204 г. до н. э., когда послы сицилийского полиса Локры обратились в римский сенат с жалобой на военного легата Племиния, разграбившего их город и святилище богини Прозерпины <38>. Ввиду небывалой тяжести сакрального преступления сенат постановил вернуть казну храма в двойном размере и отправить в Сицилию 10 послов, добавив к ним претора, двух плебейских трибунов и эдила. Суд проходил в союзном городе Регии на юге Италии, и в результате Племоний и еще 32 римлянина были осуждены на смерть и отправлены в Рим для утверждения приговора собранием римского народа. -------------------------------- <38> Liv. XXIX. 16 - 22: 6. 10 локрийских послов... (17. 1)... сенат принял и старейший из них сказал... (18) Племиний ограбил сокровищницу храма Прозерпины... 19. 5. Фабий предложил: легата Племиния доставить в Рим скованным, пусть защищается в цепях; если жалобы локрийцев справедливы, то казнить его в тюрьме, а имущество конфисковать... 7. Локрийцам перед лицом сената ответить: ни сенат, ни римский народ не виноваты в их бедствиях; провозгласить их честными людьми, союзниками и друзьями, вернуть им похищенных детей, жен и все прочее, разыскать деньги из сокровищницы Прозерпины и вложить туда вдвое больше... 20. 4. Консулам выбрать из сенаторов 10 человек... и отправить их с претором, двумя плебейскими трибунами и эдилом - с этим советом претор расследует дело.... 21. 7. Претор созвал всех локрийцев на сход и сказал, что римский народ и сенат возвращают им свободу и все их законы; если кто хочет обвинить Племиния или кого другого, пусть с ним едет в Регий... 11. Племиния и еще 32 человек они осудили и в цепях отправили в Рим... 22. 9. Племиний умер в тюрьме раньше, чем суд народа был доведен до конца.

На стремление римлян защитить союзников от бесчинств отдельных римских магистратов указывает и единственный сохранившийся закон такого рода, датируемый 122 годом до н. э. и связываемый с плебейским трибуном Ацилием и судебной реформой Гая Гракха <39>. Согласно этому закону, иск предъявлялся представителями союзного царя или народа (Lex Acil. 4), истцу предоставлялся по его выбору заступник из числа римских граждан (Lex Acil. 10 - 12), затем претором избирались рекуператоры путем жеребьевки в числе 450 римских всадников (Lex Acil. 12), истец выбирал из их числа 100 мужей (centumviri - Lex Acil. 21), а ответчик уже из этих оставшихся ста выбирал 50 мужей в качестве судей (Lex Acil. 24). Затем претор проводил расследование, отправляясь в города и судебные заседания в Италии или за ее пределами (Lex Acil. 31), чтобы на месте преступления изучить обстоятельства дела, приказывал истцу набрать свидетелей числом не более 48 человек (Lex Acil. 32). Когда дело большинству рекуператорских судей становилось ясным, претор организовывал их голосование путем бросания жребиев (Lex Acil. 49 - 54). В случае признания судьями вины ответчика он присуждался к возмещению ущерба в двойном размере (Lex Acil. 59). Когда в суде определялся день оценки взыскиваемого с ответчика имущества, в Рим приглашались послы от выступавших истцами полисов, и они от имени царя или народа производили оценку имущества не позднее чем в 100-й день с начала процесса. -------------------------------- <39> Обзор литературы, текст и комментарии к закону см.: Закон Ацилия (Семпрония) о судах по взысканию денег, полученных незаконным путем (122 год до н. э.) // Вестник древней истории. 2007. N 4 / Пер. с лат. и комментарии Т. Г. Мякина. С. 225 - 246.

Подводя итог, следует отметить, что римляне хотя и подчинили в IV - I вв. до н. э. военному империю римских магистратов и судебной власти римского сената и народа союзнические державы, однако в отличие от афинян не лишили своих союзников и даже иностранных подданных права жить по собственным законам, организовывать суды амфиктионии или рекуператорские суды согласно международным договорам с Римом. Более того, закон о неправомерных действиях собственных магистратов они создали как прямое продолжение древнейшего института rerum repetitio международного права. Сам римский сенат начиная с 90 года до н. э. превращается в орган, включающий в себя представителей самых разных народов Средиземноморья. Неслучайно поэтому император Клавдий в сенатской речи 48 года н. э. о предоставлении сенаторского звания галлам сказал, что лакедемонян и афинян погубило то, что "они отгораживались от побежденных, так как те были иностранцами" <40>. Активно распространяя римское гражданство на жителей провинций, предоставляя иностранной знати возможность как "судить по собственным законам", так и представлять свое отечество в римском сенате, римляне постепенно многие нормы международного права jus gentium сделали правом, действующим внутри Империи, а с 313 года н. э. - правом, действующим главным образом между римскими гражданами. Однако это не означало, что римляне забыли о международном характере jus gentium, так как в отношениях с сопредельными народами оно продолжало действовать в прежнем значении, основываясь на международных договорах и международных обычаях. -------------------------------- <40> Tac. Ann. XI. 24. Ср.: SC Claud. passim.

В качестве последнего примера деятельности общесоюзного межполисного суда можно привести лишь описание Флором последней попытки возрождения давно отжившей практики. Речь идет об осуждении италийскими союзниками римских консулов на смерть перед началом Союзнической войны 90 - 89 годов до н. э., вызванной отказом римлян предоставить италийским союзникам ранее обещанное гражданство (Flor. II. 6). Любопытно, что консулы должны были быть принесены в жертву Юпитеру Лациарскому в дни общелатинских празднеств на Альбанской горе у Ферентинского источника <41>, но вместо них союзникам пришлось осудить на смерть римских послов. -------------------------------- <41> Flor. II. 6: Сначала на Альбанской горе на совете войны было принято решение, чтобы во время празднества латинов консулы Юлий Цезарь и Марций Филипп среди священнодействий и алтарей были принесены в жертву. Затем, когда из-за измены это безбожное деяние не удалось, ярость охватила весь Аускул и на самих играх при большом стечении народа послы, которые тогда прибыли из Рима, были умерщвлены. Таковой была сакральная жертва нечестивой войны.

В итоге хотелось бы еще раз подчеркнуть, что история межполисного судебного органа Рима и его союзников подразделяется на два периода. Первому, с VI в. по 338 год до н. э., было свойственно общее признание формально доминирующей роли общелатинского суда как высшего органа власти, наделявшего империем в том числе и римских консулов. Второму же периоду, с 338 по 89 год до н. э., было свойственно руководство римского сената межсоюзным судом, но при сохранении процессуальных стандартов международного права в соответствии с институтом rerum repetitio по Lex judiciis repetundarum.

Название документа