Опыт США по разработке нефти и газа из уплотненных образований: правовые аспекты
(Уайзман Х. Дж.)
("Энергетическое право", 2014, N 1)
Текст документа
ОПЫТ США ПО РАЗРАБОТКЕ НЕФТИ И ГАЗА ИЗ
УПЛОТНЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Х. ДЖ. УАЙЗМАН
Уайзман Ханна Дж., старший преподаватель юридического факультета Университета штата Флорида, бакалавр наук Дартмутского колледжа, доктор юридических наук Йельской школы права.
Введение
Ресурсы, называемые нефтью и газом из уплотненных образований, недавно вышли на передовые рубежи энергетической отрасли США и вызвали интерес на международном рынке. Геологам уже давно известно о таких нетрадиционных источниках топлива, которые в более широком смысле называются нефтью из образований сланца, плотного песчаника и угольных пластов. Но сланцы и плотные песчаники - самые богатые нетрадиционные источники нефти в США - представляют значительные трудности в добыче. Данные образования отличаются большой плотностью и непроницаемостью, а это значит, что нефть и газ в небольших концентрациях плотно зажаты в этих образованиях. Многие такие образования находятся глубоко в земле: хотя глубина их залегания сильно разнится, и некоторые из них залегают на глубине 12 тыс. футов, толщина нефтегазоносного слоя при этом может быть совсем небольшой - всего три-четыре фута. Чтобы извлечь максимальное количество нефти или газа из скважины, оператор - эксплуатирующая организация, которая осуществляет бурение скважины с применением технологии гидравлического разрыва пласта (ГРП), - должен пробурить скважину, затем изменить направление бура для горизонтального прохождения через тонкий продуктивный слой сланца или песчаника. После этого оператор изолирует определенные участки ствола скважины и применяет технологию ГРП по отдельности для каждого участка, чтобы вскрыть максимально возможную площадь пласта и высвободить больше нефти или газа.
Технические сложности и нестабильные цены - порой настольно низкие, что неспособны обеспечить рентабельность дорогостоящих нетрадиционных методов добычи, - исторически сдерживали добычу полезных ископаемых из сланца и плотного песчаника. И только в последние годы во многих районах США резко увеличилось количество скважин в этих образованиях. По мере того как отрасль переживала бум, многие страны начали разрабатывать свои собственные сланцевые ресурсы и изучать средства эффективного регулирования факторов воздействия на окружающую среду при таком способе разработки.
Резкий подъем в области добычи сланцевой нефти и газа благотворно сказался на экономике, в т. ч. на создании новых рабочих мест, поступлении платежей за право недропользования и платы за аренду нефте - и газоносных участков их владельцам, обеспечив низкие цены на газ, возвращение производителей обратно в США и другие положительные моменты. Кроме того, изобилие газа способно вытеснить более "грязные" источники энергии, например уголь, хотя это зависит от цены на газ. При сжигании природного газа образуется гораздо меньше загрязнителей воздуха, чем при сгорании угля, и выделяется меньшее количество парниковых газов. В США природный газ быстро вытеснил уголь в производстве электроэнергии, по крайней мере, в течение ограниченного периода наблюдений. И наконец, производство электроэнергии газовыми электростанциями служит важным резервным ресурсом для нестабильных возобновляемых источников энергии.
Несмотря на эти заметные преимущества, все еще под вопросом количество метана - активного парникового газа, выбрасываемого из скважин и трубопроводов. Кроме того, вытесняя более грязный уголь, дешевый газ может также вытеснить и возобновляемые источники энергии - необходимое средство для борьбы с изменением климата. Также возникает обеспокоенность по поводу окружающей среды на этапе разведки, добычи и применения технологии ГРП. При бурении скважин происходило загрязнение питьевой воды метаном (см.: Уайзман Х. Риск и ответные меры в политике применения гидроразрывов // University of Colorado law review. 2013. N 84. С. 729, 780 - 783). Разливы дизельного топлива, химикаты для ГРП, отходы после бурения и применения ГРП нередко наблюдаются на буровых площадках (см. с. 758 - 761, 766 - 770, 788 - 792). В котлованах с отходами на поверхности буровых площадок погибали птицы (см. дело "США против компании Brigham Oil and Gas, L. P", 840, Сборник судебных решений Федеральных окружных судов и претензионного суда США, 2-ое 1202 (D. N.D. 2012)). К тому же население, несмотря на получение финансовой прибыли от добычи сланцевых углеводородов, сталкивается с нехваткой жилья и повышением цен на товары первой необходимости, когда рабочие нефтегазовых компаний наводняют небольшие городки. Эти и другие последствия напоминают о том, что, несмотря на несомненные экономические преимущества бурения с применением технологии ГРП, есть и другие немаловажные риски, которые необходимо учитывать.
В данной работе сначала описывается добыча нефти и газа в США из плотных образований, экологические риски, связанные с таким методом добычи, и средства, с помощью которых законодательство США - свод законодательных актов, ведомственных нормативов и предписаний, установленных судом в рамках общего права, - регулирует риски, возникающие при таком производстве. Затем приводится краткая оценка способности нормативно-правовой базы США послужить моделью для других стран с заключением о том, что сейчас предлагается только часть, хотя и важная, для создания такой модели.
В первой части идет речь о том, каким образом бурение с применением ГРП нашло широкое применение на территории США и послужило источником значительных доходов. В этой части мы также вкратце расскажем о технических процессах, которые способствовали этому подъему. Во второй части анализируется отрицательное воздействие на окружающую среду и общество, оказываемое в результате распространения добычи нефти и газа из сланца и плотного песчаника. В третьей части описывается, как регламентирование на уровне штатов, а также на местном и федеральном уровне вместе с усилиями частного сектора решает некоторые проблемы, связанные с таким воздействием. Также в этой части описываются изменения, внесенные ведомствами и отраслью в свои регламенты и нормативы. В последней, четвертой части отмечаются трудности с регулированием более широкого плана, включая конкуренцию между федеральными, местными органами и властями штатов в попытках управлять рисками, а также отсутствие единообразия в законах.
I. Тенденции и технологии в добыче нефти и газа
из уплотненных образований
Миллионы лет назад в океанах и других водоемах сформировались отложения на территории, которая сейчас является Соединенными Штатами Америки. Биологический материал оседал вместе с глиной, песком и другими отложениями, из которых сформировались породы, а из биологического материала образовались полезные ископаемые - нефть или газ. Два особых типа пород являются факторами резкого подъема нетрадиционных методов добычи углеводородов: это плотные песчаники и еще более ценные образования с большим содержанием глины - аргиллиты, которые мы называем сланцами. И то и другое образование в геологии считается низкокачественной породой из-за высокой плотности и мелкопористости.
Несмотря на эти физические препятствия, в конце 1990-х случились большие перемены в Техасе на месторождении Barnett Shale. Энергетические компании обнаружили, что если доработать и объединить два метода добычи, то можно добиться массовой добычи углеводородов из этих низкокачественных пород. Сначала бурится скважина на несколько тысяч футов до месторождения, затем производится наклонное (горизонтальное) бурение через залежи сланца, чтобы вскрыть большую площадь и высвободить нефть и газ из породы. Затем, по окончании бурения, в скважину закачивается огромное количество раствора, в основном состоящего из воды и некоторого количества химикатов, который разрывает породу и расширяет в ней систему трещин, вскрывая, таким образом, еще большую площадь. Такой способ назвали гидравлическим разрывом пласта (ГРП) с применением реагентов на водной основе. После образования разрывов и расклинивания их наполнителем вроде песка нефть или газ начинают высвобождаться, попадая через трещины в скважину. Технология гидравлического разрыва пласта еще эффективнее, если оператор ведет отработку скважины по частям, обрабатывая последовательно изолированные участки горизонтальной скважины.
Энергетические компании уже давно применяют метод ГРП в США, но метод, переработанный в Техасе 1990-х гг., не является универсальным: не для всех образований метод горизонтального бурения с применением ступенчатого ГРП будет в равной мере эффективен. Но техасский метод горизонтального бурения и ГРП с использованием реагентов на водной основе дал толчок стремительному росту добычи нефти и газа в США. В 2012 г. Международное энергетическое агентство объявило, что в ближайшие несколько десятилетий США будут обеспечивать 97% своего спроса за счет собственных энергоресурсов, причем в немалой степени благодаря запасам газа и нефти в уплотненных образованиях (а также благодаря энергетической эффективности и биотопливу) (см.: Прогноз мировой энергетики на 2012 год / Междунар. энергет. агентство. 2012. С. 75).
Для добычи нефти и газа из плотных образований, пережившей недавно всплеск в отрасли, оператор - организация, осуществляющая добычу газа или нефти из пласта, - выполняет несколько специальных этапов по разработке скважины. Вначале оператор собирает сейсмические данные, исследуя почву через сейсмические скважины, выполненные с использованием тяжелой передвижной техники или взрывных работ. Определив наиболее подходящее место для бурения, оператор получает необходимые разрешения и права на добычу полезных ископаемых. Затем компания занимается оборудованием буровой площадки и подъездными дорогами. После этого она бурит скважину и крепит ее обсадными трубами. При разработке сланцев и плотных песчаников оператору часто приходится бурить одну вертикальную скважину, затем в нескольких местах вертикальной скважины меняется направление бура для выполнения бурения горизонтальных стволов, расходящихся от вертикальной скважины в разные стороны на несколько тысяч футов. Горизонтальное бурение, однако, недешевая технология и используется не на всех скважинах.
По мере бурения скважины и впоследствии при выкачивании газа и нефти под землей встречаются природные воды, которые выходят на поверхность из скважин в виде соленых промысловых вод. Оператор собирает эти воды и другие отходы бурения для хранения в гидроизолированных шламоотстойниках или резервуарах на поверхности с последующей утилизацией путем слива на почвенную поверхность или отправки в централизованное хвостохранилище. Утилизацию промысловых вод зачастую осуществляют закачиванием их в специальную облицованную нагнетаемую скважину для подземного захоронения.
Завершив бурение, оператор готовится к обработке скважины методом ГРП. В скважину опускается специальный инструмент для выполнения перфорации в обсадке на участке месторождения, из которого потоки нефти или газа устремляются в скважину (также существует другой способ, когда оператор устанавливает уже перфорированную обсадку на участке скважины, где будет выполняться гидроразрыв, либо вообще оставляет этот участок без обсадки). После перфорирования оператор закачивает в скважины кислоту, которая вычищает сланец или плотный песчаник вокруг скважины. Затем применяется вышеупомянутый метод гидроразрыва, который иначе называют разрывом пласта, или гидроударом.
Химикаты, используемые для ГРП, снижают трение потока воды, поступающей в скважину, убивают бактерии в сланце и доставляют в трещины пропанты (расклинивающие наполнители), а также выполняют другие функции. Когда оператор прекращает закачивать под давлением раствор из воды и химикатов в скважину, то часть закачанного раствора - от 15 до 40% или более - устремляется назад из скважины, и этот раствор называется обратным потоком. Оператор собирает эту жидкость в котлован или резервуар на площадке и утилизирует ее в нагнетаемых скважинах для подземного захоронения или сбрасывает ее на водоочистные сооружения.
Во время и сразу после бурения методом гидроразрыва газ, высвободившийся из скважины, выбрасывается в воздух или сжигается на факеле. Операторы все чаще вместо сброса или сжигания газа улавливают его с последующей транспортировкой по трубопроводу для продажи. На этапе оснащения скважины полустационарным оборудованием для контроля выходящих нефти и газа большая часть оборудования убирается с буровой площадки и оставляется только некоторое количество сборных трубопроводов и резервуаров. Операторы периодически расконсервируют скважины для удаления промысловых вод или повторной обработки методом ГРП.
II. Риски, связанные с добычей нефти и газа
из уплотненных образований
Многие этапы добычи нефти и газа из скважин в уплотненных формациях аналогичны этапам добычи из традиционных скважин и связаны с рисками, с которыми контрольно-надзорные органы уже давно знакомы. Однако некоторые риски изменились. Во-первых, одни уже известные риски увеличились, т. к. бурится очень большое количество скважин. С момента начала бума в области добычи сланцевого газа и нефти дизельное топливо, промысловая вода, отработанный раствор и жидкости для ГРП разливались тысячами литров на буровых площадках или вытекали из резервуаров или котлованов и иногда попадали в поверхностные или грунтовые воды. Тысячи построенных буровых площадок вторглись в среду обитания диких животных, а скважины и скважинное оборудование выбрасывают в воздух метан и другие загрязнители.
Видоизмененная технология гидроразрыва с использованием расклинивающих реагентов также может добавить новые риски в этот процесс. Например, в этой технологии используется больше воды, чем при старых методах гидроразрыва. Общее количество воды, используемое для гидроразрыва, гораздо меньше тех объемов, что используются в сельском хозяйстве и для производства электроэнергии, но краткосрочные воздействия от забора воды для разрыва могут быть весьма значительны. Забор воды из поверхностного источника сразу несколькими операторами в один и тот же день может сократить водотоки до опасно низкого уровня, угрожая тем самым водной флоре и фауне.
Отработанный раствор, который возвращается из скважины, собирается и утилизируется, являясь еще одним источником отходов. Скважины для утилизации отходов нефтегазодобычи являются причиной землетрясений и в редких случаях причиной загрязнений водоносного слоя (см.: Суд США по делам о банкротстве Северного округа штата Техас, отделение г. Даллас, Дело "Компания Heritage Consolidated, LLC и другие", "Ходатайство г. Мидленд об оценке исков в целях принятия, голосования и определения осуществимости плана", 15 ноября 2010 г.). Когда вместо этого отработанные воды направляются на водоочистную станцию, последняя может оказаться непредназначенной для очистки таких отходов и может сбрасывать загрязненную воду.
III. Современная нормативная база
Сложный комплекс законов регулирует многие из рисков, представленных в части II. На федеральном уровне Закон о чистой воде запрещает компаниям-операторам без разрешения сбрасывать отходы от добычи нефти и газа в поверхностные водотоки. Перед строительством буровой площади компании-оператору по Закону о чистой воде требуется получать разрешение, цель которого - предотвратить эрозию почвы в контролируемых зонах. Кроме того, в соответствии с Законом об охране исчезающих биологических видов компания-оператор не должна наносить вред определенным видам живых организмов без предварительных консультаций со Службой охраны рыбных ресурсов и диких животных. Если операторы утилизируют отходы в нагнетаемые скважины для подземного захоронения, то в соответствии с Законом о питьевой воде они обязаны предоставить доказательства, что скважина для захоронения/утилизации не представляет опасности подземным запасам питьевой воды. В рамках недавно внесенных поправок в Закон о чистой воде операторы должны к 2015 г. улавливать почти весь метан, высвобождаемый из жидкости обратного потока и во время применения ГРП.
Несмотря на большое количество вышеупомянутых федеральных положений, некоторые требования федеральных законов не применяются к скважинам, обработанным методом ГРП. Закачка воды и химикатов в скважину для гидроразрыва не подпадает (если только не использовалось дизельное топливо) под требования Закона о чистой воде. Кроме того, большинство отходов от добычи газа и нефти, даже некоторые опасные, не подлежат регулированию в рамках федерального Закона, который требует осторожного обращения и захоронения опасных видов отходов - пп. "C" Закона о сохранении и восстановлении ресурсов.
В основном из-за этих исключений из федеральных норм основными функциями контроля добычи нефти и газа обладают штаты. Штаты регламентируют необходимое минимальное расстояние между буровыми площадками и некоторыми природными ресурсами. Они также требуют, чтобы операторы устанавливали и цементировали обсадку в стволе скважины для предотвращения загрязнения грунтовых вод. Кроме того, власти штатов обычно требуют сооружения гидронепроницаемых котлованов для сбора отходов от бурения и ГРП, чтобы не допустить просачивания отходов в почву и воду, а некоторые даже требуют, чтобы операторы использовали резервуары для хранения отходов. Некоторые штаты или региональные власти (группы штатов) также регламентируют количество поверхностных или грунтовых вод, которое операторы могут забрать для гидроразрыва. И наконец, некоторые штаты, например Колорадо, требуют, чтобы операторы контролировали выброс загрязняющих веществ в воздух от буровой и другой техники на площадке.
Местные муниципальные власти также играют важную роль в регулировании бурения с использованием технологии ГРП, хотя выполняется это роль во всех штатах по-разному. В США муниципалитеты получают властные полномочия от властей штата. В ведении властей штата находятся вопросы, касающиеся здоровья, безопасности и благополучия, и штаты передают многие властные полномочия муниципальным властям. Иногда штаты передают муниципальным властям конкретные полномочия или ограничивают их в осуществлении некоторых властных полномочий. Например, в штате Нью-Йорк властям муниципалитетов не разрешается осуществлять правовое регулирование работ в области разработки газа и нефти. Несмотря на такую очевидную упреждающую формулировку, суды Нью-Йорка истолковали формулировку таким образом, что муниципалитеты все-таки могут использовать свои полномочия в области землепользования для регулирования или даже запрета разработки газовых и нефтяных месторождений. Например, дело "Компания Anschutz Exploration против г. Драйден" сборник 35, 3-ий 450 (Сборник решений Верховного суда штата Нью-Йорк, 2012); дело "Корпорация Cooperstown Holstein против г. Мидфильд" (106 апелляционное отделение, изд. N 3, 1170 (Сборник решений апелляционного отделения штата Нью-Йорк, Деп. 3, 2013)). Штаты Техас и Нью-Мексико предоставили местным властям широкие полномочия для регулирования разработки газовых и нефтяных месторождений, и муниципалитеты воспользовались этими полномочиями. Техасские города Форт-Уорт и Арлингтон требуют, чтобы операторы имели страховки на крупные суммы по обязательствам, связанным с охраной окружающей среды, устанавливали заградительные ландшафтные экраны вокруг буровых площадок и принимали другие меры по охране окружающей среды. В округе Санта-Фе, штат Нью-Мексико, также предъявляют аналогичные строгие требования к разработке газовых и нефтяных месторождений.
Суды также играют определенную роль в создании общего фона - или обеспечении резонанса, - контролируя риски, связанные с применением ГРП. В связи с бурением и применением ГРП растет число судебных исков о причинении неудобств, нарушении контрактных обещаний, и возникают другие проблемы в поле общего права. Однако зачастую сложно доказать причинение вреда, поэтому немногие истцы добились успеха по своим исковым заявлениям.
И наконец, нефтегазовая отрасль сама играет важную роль в регулировании рисков. Американский институт нефти публикует сборник с описанием наилучшей практики работы, рекомендуемой в качестве примера для компаний, эксплуатирующих месторождения. Представители отрасли также участвуют в работе Организации по анализу регулирующих инструментов штатов в области охраны окружающей среды в нефтегазовой отрасли, которая обеспечивает комплекс рекомендованных инструкций для эффективного регулирования и сравнения регулятивных программ штатов с этими рекомендациями. Сама отрасль также предложила ряд добровольных инициатив, которые рассматриваются в четвертой части.
IV. Нерешенные проблемы и изменения в законодательстве
Несмотря на то что нормативно-законодательная база может показаться всеобъемлющей, в своде законов США касательно нетрадиционных методов бурения и ГРП остается ряд нерешенных проблем. Хотя многие штаты требуют, чтобы скважины отодвигались от таких ресурсов, как водотоки и заболоченные земли, в Техасе такие требования отсутствуют. Требования к обсадке скважин тоже значительно отличаются от штата к штату. Некоторые штаты допускают установку в скважины уже ранее использованного в обсадке оборудования, в то время как другие разрешают использовать обсадку повторно только после испытания на равномерность изменения объема. Некоторые требуют, чтобы обсаживание скважины выполнялось на глубину 30, 50 или 100 метров ниже самого нижнего горизонта пресных грунтовых вод, а другие требуют выполнять обсаживание стенок скважин только для защиты грунтовых вод от загрязнения. Одни штаты требуют, чтобы операторы получали разрешения на забор воды из водоемов, а другие - нет.
Даже риски, регулируемые на федеральном уровне, оказываются вне регулятивного поля в некоторых обстоятельствах. Например, по Закону о безопасной питьевой воде нагнетаемые скважины для подземного захоронения, включая используемые для хранения отходов от нефтегазовой добычи, не должны представлять опасность для подземных источников питьевой воды. Но такие скважины также могут быть причиной землетрясений, если бурятся в сейсмически опасных районах. Федеральные власти и большинство штатов до сих пор не пересмотрели нормативно-правовые акты для того, чтобы учитывать риски такого рода.
Частично из-за обеспокоенности, что некоторые риски находятся вне правового поля, некоторые муниципальные власти взяли регулирование в свои руки. Как уже говорилось выше, некоторые даже зашли так далеко, что запретили бурение с использованием ГРП. Это привело к судебным баталиям. Например, в Западной Вирджинии власти г. Моргантаун запретили применение технологии ГРП вокруг и в пределах самого города, но суд штата вынес решение, что этот запрет является упредительным, обнаружив, что во всеобъемлющем своде нормативов и правил, регулирующих нефтегазовую сферу, штат не оставил места для полномочий муниципальных властей. Нефтегазовые компании выдвинули подобные возражения в штате Колорадо, где власти г. Лонгмонт запретили добычу нефти и газа.
И пока некоторые организации отрасли и власти штатов противостоят усилиям муниципальных властей взять под контроль бурение и применение ГРП, федеральные власти занимаются расширением действия определенных нормативных актов и написанием новых. Агентство по охране окружающей среды (АООС) завершило разработку норм, ограничивающих в рамках Закона о чистом воздухе выброс летучих органических веществ из скважин как впервые, так и повторно подвергающихся обработке по технологии ГРП. АООС также разрабатывает нормативы по очистке жидких отходов, отобранных из скважин и отправленных на водоочистные станции, и уже завершило проект норматива для обсаживания скважин, которые отрабатывались по технологии ГРП с использованием дизельного топлива. Бюро по управлению земельными ресурсами, в свою очередь, предложило ряд правил для скважин, обрабатываемых методом ГРП на федеральных землях.
Поправками в нормативные акты занимаются не только муниципальные и федеральные власти. Многие штаты обновляют свои материально-правовые нормы в области добычи газа и нефти, чтобы регламентировать масштабную разработку нефтегазовых месторождений и использование новых технологий ГРП. Например, в штатах Пенсильвания и Западная Вирджиния среди прочих поправок в нормы увеличили расстояние, на котором должны находиться скважины от поверхностных вод, и усилили меры против загрязнения почвенных вод. В штате Колорадо создали буферную (охранную) зону вокруг запасов поверхностной питьевой воды, запретив большую часть работ по добыче нефти и газа на близлежащих к воде территориях. Кроме того, штат Огайо изменил свое регламентирование в отношении нагнетаемых скважин для подземного захоронения с целью предотвращения техногенных землетрясений. Новый регламент требует проведения тщательных испытаний на предмет возможных сейсмических проблем до начала строительства скважины и постоянного мониторинга вокруг скважины после ее обустройства. И последнее: группы штатов, работающих через региональные агентства, например, Комиссию по бассейнам рек Делавер и Саскуэханна, изменили или пытаются изменить некоторые программы и положения в области забора воды из водоемов для производства ГПР и защиты качества воды при разработке нефтегазовых скважин.
В самой отрасли тоже были осуществлены значительные изменения в области ведения добычи. Некоторые компании заявили о применении экологически безопасных растворов для ГРП и технологий, которые требуют меньшего наличия оборудования на поверхности, что снижает площадь экологического воздействия при добыче нефти или газа. Другие компании также работают с экологическими сообществами, чтобы предложить технические стандарты соответствия для бурения с использованием технологии ГРП.
Предприятия отрасли, сотрудничая с руководителями ведомств штатов, способствовали запуску механизма информирования общества о том, как осуществляется разработка месторождений газа и нефти. Многие штаты требуют от операторов, использующих технологию ГРП, раскрытия информации о химическом составе раствора для ГРП. Есть и такие штаты, которые требуют, чтобы нефтегазовые компании проводили исследования грунтовых и поверхностных вод перед проведением бурения и применением технологии ГРП. На федеральном уровне Агентство по охране окружающей среды внесло предложение о требованиях к раскрытию информации о химикатах в рамках Закона США о контроле токсичных веществ и занимается изучением воздействия гидроразрыва на воду. Другие федеральные агентства тоже занимаются исследованием рисков: Геологическое управление США сравнило существующие базовые показатели качества воды с новыми пробами воды, взятыми в районе буровых площадок, где применялся метод ГРП. В совокупности последние нормативные изменения дают надежду, что может появиться более комплексная американская модель регулирования в нефтегазовой отрасли.
Заключение
На фоне стремительного подъема в нефтегазодобывающей отрасли США благодаря горизонтальному бурению и применению технологии ГРП на нетрадиционных месторождениях увеличились выгода и риски. Нормативно-правовая база США, которая уже давно регулирует разработку нефти и газа, начала меняться, чтобы учесть риски негативных последствий, но пока еще не всегда поспевает за реалиями. Сохраняются основные различия между материально-правовыми положениями штатов, и продолжают возникать споры между организациями на уровне штатов, местных и федеральных органов по поводу правовых компетенций в тех или иных вопросах.
Несмотря на все трудности, США - лидируя в настоящее время в технологиях горизонтального бурения и ГРП - имеет возможность сыграть ведущую роль в области регулирования. Мы должны продолжить наши усилия по совершенствованию нормативных положений и поделиться с другими странами подробной информацией об успешном и неуспешном опыте различных регулятивных подходов. Наиболее важными улучшениями в области регулирования, ставшими предметом анализа в других начатых мною исследованиях, среди прочих могут быть более последовательные и строгие нормы по профилактике и локализации разливов вредных веществ, обеспечению безопасного расстояния между скважинами и уязвимыми и особо охраняемыми природными ресурсами, недопущению ущерба поверхностным водам от забора воды, сокращению выбросов метана из скважин и трубопроводов, регулированию вопросов в области сейсмичности и протечек утилизационных скважин, требованию более надежной обсадки и укрепления скважины для предотвращения ее взрыва во время бурения и обработки с использованием технологии ГРП. К более детальной проработке решений подключились другие ученые и государственные организации.
США пока не могут предложить всеобъемлющей модели регулирования, но наша постоянно обновляющаяся нормативная база в области нетрадиционных методов добычи газа и нефти содержит важные составляющие этой модели.
Название документа