Диверсификация с выходом на зарубежные рынки как способ сохранения экономической устойчивости промышленных предприятий

(Живетин В. В., Ольшанская О. М.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 6) Текст документа

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ С ВЫХОДОМ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ <*>

В. В. ЖИВЕТИН, О. М. ОЛЬШАНСКАЯ

Живетин Валерий Владимирович, доктор экономических наук, профессор.

Ольшанская Ольга Михайловна, доктор экономических наук, профессор.

Рассмотрены аспекты диверсификации, которые позволяют повысить эффективность деятельности предприятия на длительную перспективу. Определены оптимальные пути диверсификации промышленных предприятий, особенно в условиях кризиса экономики с возможным выходом на зарубежные рынки.

Ключевые слова: диверсификация, экономика, предприятие, продукция, эффективность.

Address aspects of diversification, which allow to raise efficiency of activity of the enterprise on a long-term perspective. Define optimal ways of diversification of the industrial enterprises, especially in conditions of crisis of the economy.

Key words: diversification of the economy, the business, the products, the efficiency.

В нашей стране существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. В связи с этим целью данной статьи является изучение направлений и механизмов диверсификации с учетом возможностей зарубежных рынков с целью формирования условий развития промышленных предприятий. Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов, изучение практической деятельности предприятий промышленности. В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация. С экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus - разный и facer - делать) - это одновременное развитие нескольких невзаимосвязанных технологических видов производства, расширение ассортимента производимых изделий или услуг. Диверсификация дает возможность фирмам развиваться при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции. Этот процесс касается прежде всего перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции. Все причины диверсификации вызваны стремлением повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. Выделяют три процесса, которые можно назвать мотивами диверсификации: - продукт-рынок, который утратил свою жизнеспособность в силу морального износа либо жесткой конкуренции; - продукт-рынок, который достиг стадии зрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применения допустимых средств и ресурсов; - продукт-рынок, который осуществляет для преодоления условий спада либо возможного перенасыщения путем распределения инвестиций и риска на все сферы производства. Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими обстоятельствами. Возможные пути диверсификации. Путь первый: освоение новых сегментов. Можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в ближайшем будущем структура российского рынка существенно изменится. Вслед за уже происходящими структурными изменениями в торговле и дистрибуции, вызванными развитием розничных сетей, начинаются структурные изменения в промышленности. Производственные компании отказываются от не ключевых для них операций и переходят на аутсорсинг, и это стимулирует развитие специализированных компаний, готовых составить конкуренцию неэффективным внутренним подразделениям. Для многих фирм открывается уникальная возможность стать лидером на формирующихся и бурно растущих рынках. Путь второй: альянсы. В российской практике успешные альянсы с зарубежными компаниями пока что редкость. По оценке специалистов, не только российские, но и западные менеджеры часто не могут сформулировать стратегически и экономически понятную причину своего интереса к альянсу с конкретной компанией. Для многих российских компаний наиболее реальным способом преодолеть отставание является вступление в альянсы с зарубежными партнерами и покупка лицензий. Путь третий: зарубежные рынки. Чем более специализирована компания, тем явственнее она ощущает ограниченность объема внутреннего рынка. Тогда и возникает вопрос: диверсифицироваться, осваивать новые продукты в России, или специализироваться, осуществлять экспансию бизнеса на внешний рынок? Обычно российские компании-лидеры выбирают диверсификацию. Менеджеры обычно указывают на отсутствие продукта, который мог бы быть конкурентоспособным на зарубежных рынках. Это справедливо, но вряд ли из этого следует, что перспектив нет вообще. Скорее, надо ориентироваться на постепенное движение к созданию такого продукта. Обычно в качестве основного экспортного рынка для российских компаний рассматривается рынок развивающихся стран. Но ряд предпринимателей считают, что реально осваивать и рынки развитых стран. Однако исследования рынка российских товаров показывают, что есть продукция, которая может конкурировать на мировом рынке и занять нишу на внутреннем. Например, лен в России применяется в качестве сырья для текстильной промышленности. В табл. 1 показана динамика развития льняной промышленности с учетом экспорта и импорта.

Таблица 1

Динамика производства продукции льняной отрасли

Виды продукции 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 % г. г. г. г. г. г. г. г. 2011 к 2010

Лен, подготовленный 36,8 23,9 23,5 20,2 9,5 26,7 22,7 21,9 96,4 для прядения, тыс. тонн

Пряжа льняная и 27,1 19,9 19,6 15,1 7,9 6,7 7,4 65,6 88,85 оческовая для розничной продажи, тыс. тонн

Ткани льняные 159,6 122,3 130,8 101,2 101,9 46,5 51,9 46,9 90,3 готовые, млн. кв. м

Если сравнить объем производства льноволокна, то в 2011 г. было произведено 21,9 тыс. т, а в 1990 г. - 124,2 тыс. т, т. е. более чем в 5,5 раза больше. При этом альтернативным сырьем для текстильной промышленности является хлопок, цены на который меняются резко в зависимости от конъюнктуры и политической ситуации, как это видно из табл. 2.

Таблица 2

Сводные данные по основным показателям деятельности на рынке льноволокна

Показатель Ед. 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 % изм. 2011 к 2002

Курс Руб. 31,78 29,45 27,75 28,78 26,33 24,55 29,38 30,24 30,45 32,2 доллара на конец года

Льноволокно

Производство тонн 37135 31773 36762 35546 32751 30310 28147 26731 24535 21907 58,99

Экспорт тонн 4720 1854 2850 1664 1298 771 177 201 476,7 600 12,71

Импорт тонн 1941 8547 10087 4523 3037 1931 1653 1112 569 463 23,85

Цена произ - руб./ 17,08 23,16 18,45 16,55 13,47 23,96 17,5 16,5 19,35 22,2 129,98 водителя кг

Контр. долл. 2,37 2,08 2,10 1,98 1,92 1,38 2,05 1,65 1,69 2,12 89,45 цена-имп. /кг

Контр. руб./ 75,32 61,28 58,26 56,92 50,59 33,76 60,23 49,90 51,46 68,26 90,63 цена-имп. кг

Контр. долл. 0,23 0,43 0,69 0,94 0,94 1,36 1,86 1,36 1,16 1,68 730,43 цена-эксп. /кг

Контр. руб./ 7,31 12,80 19,02 27,11 24,677 33,50 54,65 41,13 35,32 54,10 740,09 цена-эксп. кг

Льняные ткани

Производство тыс. 137847 156910 158544 121931 130787 101227 101917 46481 49239 46859 33,99 льняных кв. м тканей

Экспорт тыс. 52280 61984 63193 58233 52303 29056 12381 12624 15106 10223 19,55 кв. м

Импорт тыс. 1558 3470 6798 5148 7073 1366 778 1452 717 1224 78,56 кв. м

Цена произ - руб./ 53 52,00 49,00 48,00 58,00 51,00 58 54 56 84 158 водителя кв. м

Контр. долл./ 5,35 1,04 0,88 0,38 0,42 1,77 1,76 0,75 1,92 1,64 30,65 цена-имп. кв. м

Контр. руб./ 170,02 30,72 24,42 11,04 11,14 43,39 51,71 22,68 58,46 52,81 31,06 цена-имп. кг

Контр. долл./ 1,5 1,13 1,37 1,30 1,26 1,34 4,44 1,3 1,03 1,53 102,00 цена-эксп. кв. м

Налицо картина полной деградации льняной промышленности, продукция которой потенциально конкурентоспособна и экологична. В производстве бытовых льняных тканей используется пряжа мокрого прядения, причем рынок показывает низкий спрос на эти ткани из-за неконкурентности по цене и качеству. Кроме того, технология мокрого прядения энергоемка и создает некомфортные условия для работы прядильщиц. Оборудование для льнопрядения дорогое из-за низкой тиражности его производства, резервы роста производительности труда при обслуживании такого оборудования незначительны. При этом известен отечественный опыт сухого прядения льна кольцевым и пневмомеханическим способом. Однако пряжа получается малой линейной плотности, не выше N 12 - 15. Следовательно, задача разработки вышеуказанной промышленной технологии переработки льна сухим способом в более тонкую пряжу на базе отечественного и импортного оборудования позволит создать технологические условия для массовой замены в России мокрого прядения на сухое, а значит, для производства конкурентоспособного ассортимента. В связи с этим диверсификация в части создания новых, современных, эффективных методов восстановления текстильного комплекса, имеющих высокую технологичность (малолюдные технологии, малая энерго - и сырьеемкость, экологическая чистота продукта и т. п.) этого производства, позволит получить высокую окупаемость инвестиций, высокую конкурентоспособность отечественной продукции и организацию на нее устойчивого спроса. Или же другой пример из этой же отрасли. Сегодня в мире наблюдается дефицит экологически чистой целлюлозы из однолетних растений (лен, конопля). В России производство целлюлозы (около 10 млн. т) осуществляется экологически грязным методом из древесины, а также дефицитного импортного хлопка. Результаты предварительных исследований украинских коллег показывают, что производство целлюлозы из лубяных растений является реальным проектом. Сегодня монополистом в потреблении льна является текстильная промышленность, которая потребляет льноволокна в 3 раза меньше, чем производит его село (табл. 2). Раньше лен в растениеводстве давал до 70% дохода. Снижение производства льна из-за резкого снижения производства усугубляет положение жителей сельской местности нечерноземной полосы России, Сибири и Алтая. Создав промышленную технологию производства экологически чистой целлюлозы на базе отечественного льна для производства социально значимых изделий для населения (медицинское и гигиеническое назначение для детей, взрослых, в том числе нужд силовых структур) на внутреннем рынке и на экспорт, появятся условия для заинтересованности сельского хозяйства в посевах льна, а следовательно, и гарантии развития текстильного сектора. Диверсификация в области технологии получения экологически чистой льняной целлюлозы и ее широкомасштабная реализация позволят улучшить объективное положение в производстве и переработке льна. Инновационность подхода для диверсификации состоит в комплексном решении проблем села, промышленности, бизнеса, науки и рынка путем создания, распространения и использования нового практического средства - льняной целлюлозы для удовлетворения человеческих потребностей. Предлагаемые нововведения могут при масштабной их реализации стать базовыми для мирового сообщества. Диверсификация увеличивает доход при оптимизации портфеля, реструктурировании, распределении ресурсов. Стратегический альянс компаний и комплексный подход помогут реализовать многие выгоды связанной диверсификации без увеличения затрат на управление.

Литература

1. Живетин В. В., Гинзбург Л. Н., Ольшанская О. М. Лен и его комплексное использование. М., 2002. 2. Аронов А. М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. СПб.: Лениздат, 2000. 3. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. Т.: Скиф, 2000.

Название документа