Актуальные вопросы борьбы с оборотом наркотиков в США

(Карпович О. Г.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 6) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В США <*>

О. Г. КАРПОВИЧ

Карпович Олег Геннадьевич, Институт США и Канады РАН.

В статье дается теоретический анализ наркобизнеса в США как экономического явления, активно развивающегося в условиях мирового финансового кризиса. Особое внимание автор уделяет экономической и общеуголовной деятельности организованной преступности США в сфере незаконного оборота наркотиков. Рассматриваются политические, экономические и некоторые специально-криминологические методы противодействия криминальной (нелегальной) экономике и конкретно наркобизнесу.

Ключевые слова: наркобизнес, теневая экономика, организованная преступность, коррупция, экономическая преступность, противодействие криминальной деятельности в экономике.

The paper presents a theoretical analysis of the drug in the U. S. as an economic phenomenon, is actively developing in the global financial crisis. Particular attention is given to economic and ordinary activities of organized crime in the U. S. illicit drug trafficking. We consider the political, economic, and some specially-criminological methods of combating crime (illegal) economy and, specifically, the drug business.

Key words: drug trafficking, underground economy, organized crime, corruption, economic crime, combating criminal activities in the economy.

Мировой финансовый кризис 2008 г. продемонстрировал крайнюю нестабильность экономической системы США. Возможные последствия кризиса трудно предсказуемы: они могут как отбросить экономику развитых стран на многие десятилетия назад, так и вызвать полный крах всей мировой экономической системы. Одной из причин глубины и затяжного характера кризиса является то, что он носит структурный характер. По мнению ряда американских экономистов, крах финансово-ипотечной пирамиды совпал по времени с моментом начала нового технологического цикла, когда появились первые признаки структурной перестройки всей экономики США <1>. -------------------------------- <1> Наиболее вероятные перспективы развития экономики США в 2012 г. URL: http://www. webeconomy. ru/ index. php? page=cat&cat= mcat&mcat=136&type= news&mm_menu=58&newsid=963.

Пессимистичные прогнозы в значительной степени базируются на "кризисе доллара". Некоторые российские эксперты рассматривают этот кризис как "следствие исчерпания США своих социально-экономических ресурсов" (например, внешний долг США превышает более чем в 4 раза размер ежегодно производимого страной ВВП и равен годовому объему ВВП 146 стран) <2>. В настоящее время существование рыночной экономики США поддерживается действием двух основных, но недостаточно надежных факторов: завышенным валютным курсом доллара и опасением кредиторов последствий его краха. Однако и тот и другой фактор не могут долго существовать. Кризис доллара заставил мировое сообщество пересмотреть свое отношение к нему как к мировой валюте, все чаще звучат предложения заменить его другой валютой <3>. -------------------------------- <2> Минаев Н. Ф. Саморазвитие и саморегулирование экономики. Теория, методология, практика. СПб., 2008. С. 106 - 107. <3> Там же.

Социально-экономическая обстановка внутри страны также свидетельствует об ухудшении материального положения значительной части населения. По данным международного агентства Black Rock Investment Institute, соотношение личных долгов американцев к личным доходам составляет сегодня 154%. Сегодня один из семи взрослых американцев и один из четырех детей получают дотации на питание (продуктовые карточки). В 2011 финансовом году бюджетный дефицит США достиг 1,3 трлн. долл. Бюджетный дефицит держится выше уровня 1 трлн. долл. третий год подряд <4>. -------------------------------- <4> 50 цифр об экономике США: спад усугубляется. URL: http://www. vestifinance. ru/ articles/5376.

Особую тревогу в условиях кризиса вызывает у правоохранительных органов США усиление позиций теневой экономики. Если быть объективным, то следует отметить, что теневая экономика всегда являлась одной из "болевых точек" экономической системы США. Международные аналитики считают, что размеры теневого капитала составляют в настоящее время более 10% официально исчисляемого ВВП США. Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что показатель ВВП далеко не в полной мере учитывает масштабы экономической активности американского общества <5>. -------------------------------- <5> См.: Грибов А. С. Дифференциация ответственности за экономические преступления в России, ФРГ и США: Дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2011; Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В. Б. Супяна. СПб., 2003.

Просчеты в экономической политике, в системе распределительных отношений, многочисленные диспропорции, противоречия в экономических отношениях приводят к разбалансированности хозяйственного механизма и к значительной активизации нелегального бизнеса (следует пояснить, что мы придерживаемся концепции В. В. Колесникова <6> о структуризации криминальной экономики с выделением двух подсистем - криминализированной и нелегальной, или собственно криминальной, экономики). -------------------------------- <6> См.: Криминология: Учебник / Под ред. Г. Л. Касторского. СПб., 2007. С. 323 - 338; Современные проблемы и стратегии борьбы с преступностью / Науч. ред. В. Н. Бурлаков, Б. В. Волженкин. СПб., 2005. С. 296 - 303.

Лидеры организованной преступности, стремясь обезопасить свои накопления и увеличить доходы от криминальной деятельности, проявляют активный интерес как к "серой" (легальной и полулегальной) экономике, так и к "черной" (подпольной) экономике, львиную долю которой занимает наркобизнес. Следует подчеркнуть, что "черный" сектор теневой экономики представляет реальную угрозу национальной безопасности США, так как помимо наркобизнеса его составляют: торговля оружием, работорговля, финансовые махинации (особенно в банковской сфере), изготовление фальшивых долларов и др. Представители криминального мира уже давно освоили инструментарий предпринимательской деятельности в сфере незаконного бизнеса (например, в сфере незаконного оборота наркотиков) и в легальной экономике. Все это, в свою очередь, способствует глубоким трансформациям в социально-профессиональной структуре преступных сообществ, мафиозных кланов. Имеется в виду появление новых профессиональных и статусных страт за счет формирования собственного менеджмента (легального, высокообразованного, не предполагающего, что за конкретной фирмой стоят мафиозные структуры) <7>. -------------------------------- <7> См.: Быков В. Н. Организованные формы криминально-экономической деятельности как угроза безопасности России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 15; Лунев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 570 - 580; Современные проблемы и стратегии борьбы с преступностью / Науч. ред. В. Н. Бурлаков, Б. В. Волженкин. СПб., 2005. С. 301 - 303.

Наркотические средства приносят до 70% всех криминальных прибылей. Средняя оптовая цена 1 кг героина в Афганистане и Пакистане составляет около 3,5 тыс. долл. В то же время на Североамериканском континенте она варьировалась от 60 до 100 тыс. долл., а в некоторых западно-европейских государствах-потребителях может находиться в интервале от 120 до 240 тыс. долл. Аналогичная ситуация складывается с кокаином: средняя оптовая цена 1 кг кокаина в Андских странах (Боливия, Колумбия, Перу) составляет 25 тыс. долл., на Североамериканском континенте она может находиться в интервале от 30 до 60 тыс. долл. и до 200 тыс. долл. в Европе. По данным ООН, незаконный оборот наркотиков приносит прибыль, объем которой составляет более 500 млрд. долл. в год. Однако некоторые исследователи предполагают, что указанную цифру нужно увеличить минимум в 1,5 раза. Оборот наркобизнеса в Европе превышает 120 млрд. долл., а в США - 60 млрд. долл. в год <8>. По данным Национального офиса по контролю за оборотом наркотиков в США, более 90% банкнот (в денежном обороте США) прошли через сделки, связанные с куплей-продажей наркотиков <9>. -------------------------------- <8> См.: Борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на море. URL: http://www. allpravo. ru/ diploma/doc33p0/ instrum6172; Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелле. СПб., 2003; Противодействие преступному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Максимова. М., 2007. <9> Лилли П. Грязные сделки. Ростов н/Д, 2005. С. 61.

Организованная преступность рассматривает наркотики как экономическое благо, на которое, по мнению Л. Тимофеева, существуют определенный индивидуальный и рыночный спрос и соответствующее этому спросу предложение. "Экономические агенты", вовлеченные в рыночные отношения по поводу наркобизнеса, руководствуются рациональным стремлением к максимизации собственной выгоды, а их поведение институциализируется в криминальных нормах и обычаях, включающих определенные представления о праве собственности <10>. -------------------------------- <10> См.: Тимофеев Л. М. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход) // Вопросы экономики. 1999. N 1. С. 88 - 90; Тимофеев Л. М. Относительно государственной политики России в отношении наркомании наркобизнеса. URL: http://legaliz. info/21/24/40.

"Рынок запрещен... но рынок существует. Если же рынок существует, если благо производится, доставляется, продается, потребляется, то все способствующее успеху этого процесса или, напротив, мешающее ему может быть определено как его факторы (положительные или отрицательные - другой вопрос). Следовательно, весь комплекс отношений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков (включая условие запрета), можно моделировать как единую многостороннюю сделку между фиксированным количеством участников (опять-таки включая тех, кто является субъектом запрета). Состав участников сделки, их функции, а также характер такого перераспределения прав и ресурсов, которое необходимо для достижения рыночного равновесия" <11>. -------------------------------- <11> Тимофеев Л. М. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход). С. 89.

В отечественной литературе доминируют следующие определения наркобизнеса: 1) нелегальные операции с наркотиками, осуществляемые организованной преступностью; 2) совершение деяний, обладающих признаками преступлений (например, хищение наркотических средств; незаконный оборот наркотических средств; нарушение правил обращения с наркотическими средствами и т. д.), являющихся промыслом, источником личного обогащения, а также вложение преступно нажитых средств в различные коммерческие проекты, формы и виды собственности и т. д.; 3) наличие законспирированной, широко разветвленной профессиональной преступной деятельности высокоорганизованных, технически и финансово оснащенных наркообъединений, имеющих международные контакты, широкие коррумпированные связи и занимающихся в виде промысла незаконным оборотом наркотиков в целях систематического получения максимальных доходов, а также влияния на политическую и общественную жизнь; 4) наличие системы рыночных механизмов, реальных рыночных сделок, которые предполагают единые правила для всех участников <12>. -------------------------------- <12> См.: Александров Р. А. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. 2002. N 3. С. 17; Брылев В. И. Проблема раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 3 - 4; Омигов В. И. Концепция борьбы с незаконным оборотом наркотиков и роли органов внутренних дел в ее осуществлении в Российской Федерации. Пермь, 1994. С. 11 - 12; Роганов С. А. Криминальный наркобизнес в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. N 4. С. 95 - 101; Меретуков Г. М. Правовые и криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом, совершаемым организованными преступными группами: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 102; Шумилов А. Ю. Закон о наркотиках в системе противодействия наркобизнесу: Учеб.-практ. пособие. М., 2002. С. 45.

С. А. Роганов отмечает, что все вышеперечисленные определения недостаточно четки и не отражают всю полноту исследуемого феномена <13>. -------------------------------- <13> Роганов С. А. Криминальный наркобизнес в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. N 4. С. 100.

К сожалению, в результате изучения специальной иностранной литературы автору данной статьи не представилась возможность найти развернутую формулировку термина "наркобизнес", так как зарубежные ученые определяли его сквозь призму своих научных воззрений (т. е. преобладали социологические, философские, экономические, социально-экономические и не совсем удачные криминологические определения). В то же время с учетом вышесказанного наркобизнес можно рассматривать в качестве незаконной экономической деятельности, связанной с культивированием, производством и торговлей наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами с целью получения прибыли. Легализация преступных доходов является связующим звеном между открытой экономикой и криминальным сектором теневой экономики. На практике легализация - это многоэтапный процесс, в ходе которого преступники используют различные приемы "запутывания следов", чтобы "закамуфлировать" первичный источник доходов, исказить природу их происхождения. В отечественной и зарубежной научной литературе при изучении феномена "отмывания" денежных средств авторы описывают процесс, состоящий из трех основных этапов. I. Размещение - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от места их происхождения. Это самый опасный и уязвимый с точки зрения возможности уголовного преследования момент, поэтому на данном этапе наиболее важным условием является "анонимность", а также скорость прохождения на второй этап легализации, так как остается слишком много документальных следов, ведущих к источникам активов и их владельцам. II. Расслоение - отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Смысл данного этапа - в смешении имеющихся преступных активов с такими же по форме, но имеющими легальный источник происхождения. Особенностью данного этапа является смешанный, запутанный характер сделок с целью удлинения цепочки и в конечном итоге потери взаимосвязи между владельцами и самими активами. III. Интеграция - фаза процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности денежным средствам, полученным незаконным путем. Она характеризуется консолидацией всех активов, разрозненных на предыдущем этапе, в виде, удобном для использования их владельцем. Если противоправные действия не выявлены на первых двух стадиях, то отделить законные активы от активов, полученных противоправным путем, исключительно сложно <14>. -------------------------------- <14> См.: Гереев Г. Т. Организационно-правовое обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов (зарубежный опыт): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13; Кернер Х. Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 37 - 38; Митюкова М. И. Повод задуматься: теневая экономика // Содружество. 2009. N 2. С. 37 - 42.

Конвенция ООН по борьбе с противозаконной торговлей наркотическими веществами и психотропными субстанциями (или Венская конвенция, 1988 г.) имела поистине историческое значение, так как в ней были сформулированы важнейшие принципы, которым должны следовать все государства - участники ООН при обеспечении противодействия легализации преступных доходов. I. Первостепенное внимание было обращено на необходимость разработки всеобъемлющей законодательной системы по борьбе с преступным отмыванием денежных средств, а также по предотвращению, выявлению, расследованию и преследованию в судебном порядке любых случаев легализации преступных доходов посредством: - определения, контроля и конфискации доходов преступной деятельности; - включения проблемы отмывания денег в соглашения о юридической взаимопомощи для оказания поддержки в процессе расследований, судебных дел и судебных процессов. II. Указано на важность разработки эффективной финансово-регулятивной системы по ограничению доступа преступников и их незаконных фондов к национальным и международным финансовым системам посредством: - идентификации клиентов и верификации их требований для предоставления компетентным органам всей необходимой информации о каждом клиенте, а также характере его финансовой деятельности; - ведения архивов финансовых документов; - обязательных отчетов в случаях подозрительной активности; - отмены внутренних правил секретности, противоречащих законам по борьбе с отмыванием денег. III. Сформулированы предложения по принятию принудительных мер для обеспечения: - эффективного определения, расследования, преследования в судебном порядке и осуждения преступников, причастных к практике отмывания денег; - выполнения судебных приказов о выдаче преступника; - постоянного функционирования механизмов обмена информацией <15>. -------------------------------- <15> Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 20 декабря 1988 г. URL: http://www. ecad. ru/ oon/oon88-00.php.

В июне 1989 г. в Париже на заседании G-7 Summit была учреждена Специальная комиссия по борьбе с отмыванием денег (FATF). Цель комиссии - принятие мер по борьбе с данной формой преступной деятельности. На сегодняшний день эта комиссия является самым активным международным органом по предотвращению отмывания денег, выявлению соответствующих проблем и разработке наиболее эффективных контрмер. Каждый год она выступает с полными отчетами по проведенной работе. Основными руководствующими принципами комиссии являются 40 рекомендаций, которые регулярно дополняются и корректируются с учетом происходящих в мире изменений. Концептуальными положениями этих 40 рекомендаций являются: - законы каждой страны должны полностью соответствовать решениям Венской конвенции; - законы о тайне операций финансовых учреждений должны быть составлены таким образом, чтобы не противоречить выполнению этих рекомендаций; - особое внимание должно уделяться многостороннему сотрудничеству, юридической взаимопомощи; - финансовые учреждения не должны вести анонимные счета или счета, оформленные на очевидно фиктивное имя; - необходимые записи должны сохраняться в течение пяти лет, что позволяет восстанавливать интересующие следствие операции в любой момент; - особое внимание следует уделять угрозам, таящимся в новых или развивающихся технологиях, - особенно тем, которые способствуют анонимности; - финансовые учреждения должны относиться с особым вниманием к деловым отношениям и операциям со странами, законы которых противоречат рекомендациям; - государства обязаны защищать свои холдинговые корпорации от преступников, отмывающих в них свои средства, и принимать соответствующие меры к пресечению любой незаконной деятельности таких организаций; - последний блок Рекомендаций посвящен укреплению международного сотрудничества посредством обмена опытом, а также заключению двусторонних и многосторонних соглашений в соответствии с общепринятыми правовыми концепциями. Во имя достижения этих целей финансовые учреждения должны вести учетные записи, отслеживать, замораживать и конфисковывать преступные доходы <16>. -------------------------------- <16> 40 рекомендаций FATF для национальных законодательств. URL: http://www. lexmans. com/ 40-rekomendatsii - fatf-dlya - natsionalnykh - zakonodatelstv.

Эксперты комиссии FATF принимали активное участие в разработке модельных законов CICAD (по борьбе с отмыванием денег, полученных в результате торговли наркотиками). Одним из наиболее действенных является американская модель Inter-American Drug Abuse Control Commission Model Regulations (1999 г.), которая рассматривает все случаи отмывания денег, связанные с торговлей наркотиками и прочими особо тяжкими преступлениями. Документ включает в себя вводную часть, 21 статью и отдельное приложение с рекомендациями для каждой отдельной страны относительно наиболее эффективных вариантов борьбы с отмыванием денег; в нем определение преступлений, которые способствуют развитию практики отмывания денег, получило новое, более широкое, толкование: "Тяжкие преступления... включая, к примеру, торговлю наркотиками, противозаконные действия, имеющие отношение к организованной преступности, терроризм, нелегальную торговлю людьми, холодным и огнестрельным оружием, коррупцию, мошенничество, вымогательство и похищение людей с целью получения выкупа" <17>. -------------------------------- <17> URL: http://www. cicad. oas. org/Main/ Template. asp? File=/ lavado_activos/ default_eng. asp.

По мнению зарубежных аналитиков, на сегодняшний день в США активно действует мощная система превентивных правил и стратегий по противодействию отмыванию преступных доходов как на локальном, так и на международном уровне <18>. -------------------------------- <18> Лилли П. Грязные сделки. Ростов н/Д, 2005. С. 266 - 267.

Заслуживает внимания анализ международно-правовых документов и действующего национального законодательства государств англо-американской и континентальной правовых систем, предпринятый Г. Т. Гереевым. Автор приходит к выводу, что в указанных правовых системах отсутствуют единые организационные и юридические подходы к вопросам деятельности правоохранительных и судебных органов по противодействию легализации преступных доходов. В частности, это касается такого важного правового института, как институт конфискации. В законодательстве США правовые основания борьбы с легализацией преступных доходов содержатся в нормах Конституции, национального законодательства и международных договоров. В соответствии с нормами американского законодательства одним из дополнительных видов наказания, назначаемых по приговору суда, является уголовная конфискация, которая осуществляется в виде санкции против этого обвиняемого после вынесения ему приговора. Уголовная конфискация является мерой уголовной репрессии, которая может применяться только по результатам расследования и судебного рассмотрения дела, проведенного на территории США, либо по основаниям, предусмотренным в международном договоре. Странам англо-американской правовой семьи присущи и общие черты, основными из которых являются: признание национальным законодательством судебных процедур в качестве основного механизма оказания правовой помощи иностранным государствам <19>. -------------------------------- <19> См.: Гереев Г. Т. Организационно-правовое обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов (зарубежный опыт): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Возвращаясь к вопросу американской политики в отношении наркотиков, следует подчеркнуть, что одним из действенных аспектов контроля за наркотиками является борьба с отмыванием преступных доходов наркобизнеса. Существенное значение различными институтами США в современных условиях придается сочетанию тактических и стратегических задач в кредитно-денежной, бюджетной, налоговой и социальной сферах, а также предотвращению новой возможной рецессии. Правительство США продолжает сохранять уверенность в том, что решение внутренних проблем (в том числе и борьба с налоговой преступностью, с наркотиками и т. д.) неразрывно связано с решением стратегических задач дальнейшего экономического развития, сохранения лидерства во всех областях на мировой арене. Объективно оценивая состояние мировой экономики, становится очевидным, что США остается наиболее высокоразвитым государством мира и важнейшим центром глобального экономического влияния. Даже в условиях мирового финансового кризиса экономика США продолжает развиваться, опираясь на передовые технологии, мощную индустрию, развитую инфраструктуру и высокоинтеллектуальный трудовой потенциал (в значительной степени пополняемый за счет эмигрантов). По своим макроэкономическим параметрам - объему валового внутреннего продукта (в том числе ВВП на душу населения), внешней торговли (показателям экспорта и импорта), величине валовых капиталовложений, показателям роста производительности труда, уровню социальной обеспеченности (средняя заработная плата) страна продолжает занимать ведущее место в мире <20>. -------------------------------- <20> См.: Шкваря Л. В. Мировая экономика: Учеб. пособие. М., 2011. С. 91; Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В. Б. Супяна. СПб., 2003. С. 58 - 59, 107.

Таким образом, у США есть не только реальные предпосылки, но и мощные ресурсы для выхода из кризиса, обновления инфраструктуры, перехода к принципиально новой экономической политике, для создания действенных механизмов противодействия экономической преступности. В настоящее время политический истеблишмент США окончательно убедился в бесперспективности карательных мер воздействия на преступность. Юристы вновь обратились к идеям системной профилактики социальной патологии. В основе криминологических концептуальных подходов противодействия преступности в США лежат идеи Э. Сатерленда (о социальном контроле) и Э. Дюркгейма (о преступности как естественном явлении в жизни любого общества: "...существование преступности нормально лишь тогда, когда она достигает определенного для каждого социального типа уровня" <21>. Фактически эти идеи стали отправной точкой для многоаспектных стратегий борьбы с наркоэпидемией, наркобизнесом и различными негативными явлениями в экономике. -------------------------------- <21> Цит. по: Иншаков С. М. Зарубежная криминология: Учеб. пособие. М., 2003. С. 225.

Литература

1. Александров Р. А. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. 2002. N 3. 2. Борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на море // URL: http://www. allpravo. ru/ diploma/doc33p0/ instrum6172. 3. Брылев В. И. Проблема раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 4. Быков В. Н. Организованные формы криминально-экономической деятельности как угроза безопасности России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. 5. Гереев Г. Т. Организационно-правовое обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов (зарубежный опыт): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 6. Грибов А. С. Дифференциация ответственности за экономические преступления в России, ФРГ и США: Дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2011. 7. Иншаков С. М. Зарубежная криминология: Учеб. пособие. М., 2003. 8. Кернер Х. Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. 9. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 20 декабря 1988 г. // URL: http://www. ecad. ru/ oon/oon88-00.php. 10. Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелле. СПб., 2003. 11. Криминология: Учебник / Под ред. Г. Л. Касторского. СПб., 2007. 12. Лилли П. Грязные сделки. Ростов н/Д, 2005. 13. Лунев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. 14. Меретуков Г. М. Правовые и криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом, совершаемым организованными преступными группами: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. 15. Минаев Н. Ф. Саморазвитие и саморегулирование экономики. Теория, методология, практика. СПб., 2008. 16. Митюкова М. И. Повод задуматься: теневая экономика // Содружество. 2009. N 2. 17. Наиболее вероятные перспективы развития экономики США в 2012 г. URL: http://www. webeconomy. ru/ index. php? page=cat&cat= mcat&mcat=136&type= news&mm_menu=58&newsid=963. 18. Омигов В. И. Концепция борьбы с незаконным оборотом наркотиков и роли органов внутренних дел в ее осуществлении в Российской Федерации. Пермь, 1994. 19. Противодействие преступному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Максимова. М., 2007. 20. Роганов С. А. Криминальный наркобизнес в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. N 4. 21. Современные проблемы и стратегии борьбы с преступностью / Науч. ред. В. Н. Бурлаков, Б. В. Волженкин. СПб., 2005. 22. Тимофеев Л. М. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход) // Вопросы экономики. 1999. N 1. 23. Тимофеев Л. М. Относительно государственной политики России в отношении наркомании наркобизнеса. URL: http://legaliz. info/21/24/40. 24. Шкваря Л. В. Мировая экономика: Учеб. пособие М., 2011. 25. Шумилов А. Ю. Закон о наркотиках в системе противодействия наркобизнесу: Учеб.-практ. пособие М., 2002. 26. Экономика США: Учеб. для вузов / Под ред. В. Б. Супяна. СПб., 2003. 27. 40 рекомендаций FATF для национальных законодательств. URL: http://www. lexmans. com/ 40-rekomendatsii-fatf - dlya-natsionalnykh-zakonodatelstv. 28. 50 цифр об экономике США: спад усугубляется. URL: http://www. vestifinance. ru/ articles/5376. 29. URL: http://www. cicad. oas. org/Main/ Template. asp? File=/ lavado_activos/default_eng. asp.

References

1. Alexandrov R. To a question on the status of the fight against drug trafficking in Russia // Russian investigator. In 2002. N 3. 2. The fight against illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances by sea. URL: http://www. allpravo. ru/ diploma/doc33p0/instrum6172. 3. Brylev V. The problem of detection and investigation of organized criminal activities in the field of drug trafficking: Abstract. thesis... dr. jur. sciences. Ekaterinburg, 1999. 4. Bykov V. Organized forms of criminal and economic activities as a threat to Russian security: Abstract. thesis... candidate juridical sciences. St., 2006. 5. Gereev G. Organizational and legal support for the fight against legalization (laundering) of proceeds of crime (international experience): Abstract. thesis... candidate juridical sciences. M., 2005. 6. A. Gribov Differentiation of responsibility for economic crimes in Russia, Germany and the United States: Dis. ... candidate juridical sciences. Yaroslavl, 2011. 7. Inshakov S. Foreign Criminology: A Handbook. Allowance. M., 2003. 8. Kerner H., Dah E. Money Laundering. M., 1996. 9. Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances. Vienna, December 20, 1988. URL: http://www. ecad. ru/ oon/oon88-00.php. 10. Criminology / Ed. John F. Shelley. St., 2003. 11. Criminology: A Textbook / Ed. G. L. Kastorsky. St., 2007. 12. Lily P. Dirty Business. Rostov n/D, 2005. 13. Lunev V. Crime of the twentieth century: global, regional and Russian trends. M., 2005. 14. Meretukov G. Legal and forensic issues to combat drug trafficking, perpetrated by organized criminal groups: Dis. ... dr. jur. sciences. M., 1996. 15. Minaev N. Self-development and self-regulation of the economy. Theory, methodology, and practice. St., 2008. 16. Mityukova M. Reason to think: the shadow economy // Commonwealth. 2009. N 2. 17. The most likely outlook for the U. S. economy in 2012. URL: http://www. webeconomy. ru/ index. php? page=cat&cat= mcat&mcat=136&type= news&mm_menu=58&newsid=963. 18. Omigov V. The concept of the fight against drug trafficking and the role of internal affairs in its implementation in the Russian Federation. Perm, 1994. 19. Opposition to the criminal trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues: Textbook / Ed. S. Maximov. M., 2007. 20. Rohan S. Criminal drug business in Russia // Bulletin of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. 2002. N 4. 21. Current problems and strategies to combat crime / Sci. ed. V. Boatmen, B. Volzhenkin. St., 2005. 22. Timofeyev L. Drug trafficking as an economic sector (theoretical approach) // Problems of Economics. In 1999. N 1. 23. Timofeyev L. With regard to Russia's state policy regarding drug addiction. URL: http://legaliz. info/21/24/40. 24. Shkvarya L. The world economy. Textbook. Allowance. M., 2011. 25. Shumilov A. The law on drugs in the anti-drug business: Training and practical guide. M., 2002. 26. U. S. Economy: A Textbook for universities / Ed. V. B. Supian. St., 2003. 27. 40 FATF Recommendations for national legislation. Source: http://www. lexmans. com/ 40-rekomendatsii-fatf-dlya - natsionalnykh-zakonodatelstv. 28. 50 digits of the U. S. economy: recession is getting worse. Source: http://www. vestifinance. ru/ articles/5376. 29. http://www. cicad. oas. org/Main/ Template. asp? File=/ lavado_activos/default_eng. asp.

Название документа