Права человека не должны иметь территориальных границ

(Артамонов А. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 6) Текст документа

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ <*>

А. Н. АРТАМОНОВ

Артамонов Алексей Николаевич, заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области, государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса.

На основе практики оказания международной правовой помощи органами государственной власти автор описывает формы взаимодействия, приводит примеры практических мер, направленных на наиболее полное обеспечение реализации прав граждан.

Ключевые слова: международная правовая помощь, международный договор, компетентные органы иностранных государств, права граждан.

On the basis of expertise of rendering the international legal assistance by the state government bodies, the author describes the forms of interaction, gives examples of specific measures, aimed at the most full provision of the human rights.

Key words: international legal assistance, international treaty, competent bodies of foreign states, human rights.

Одной из особенностей права является то, что в результате использования правовых средств должен наступить запрограммированный, ожидаемый эффект. Для человека это заключается в возможности беспрепятственной реализации его прав и законных интересов. Многое зависит от наличия механизмов такой реализации, стройности и понятности процедур, непротиворечивости правил, нормативных предписаний. В реализации прав граждан решающее значение играет законодательство того государства, гражданами которого они являются. Именно поэтому огромные усилия государства связаны с установлением законодательства, адекватного современным представлениям о праве, его возможностях, социальным ожиданиям. Трудность и ответственность данной задачи многократно усиливается в государствах, власть в которых имеет сложный, многосоставный характер, особенно в условиях правового реформирования. Для нашей страны в недалеком прошлом вопрос обеспечения единого правового пространства был вопросом существования государства. Задача эта решена, тем самым в каждом субъекте Российской Федерации гарантирован тот минимум прав граждан, который установлен российской Конституцией, остается этот баланс поддерживать, в необходимых случаях совершенствовать и обеспечивать правоприменительной практикой. Однако в наше время недостаточно иметь хороший уровень национального законодательства, современный мир должен быть обеспечен всеми правовыми механизмами, носящими межгосударственный характер. Возможно, когда-то будут придуманы другие способы обеспечения прав граждан разных государств, сегодня для этого заключаются международные соглашения, целью которых является содействие оказанию правовой помощи гражданам договаривающихся государств. В оказании международной правовой помощи участвует широкий круг субъектов, наделенных правом обращаться с соответствующими запросами, большое количество международных договоров разного уровня, зачастую отсутствует их системность, имеются коллизии, в ряде случаев международная правовая помощь может оказываться гражданам государств, не заключавших между собой договоров. Значительную роль в осуществлении международной правовой помощи играют судейское сообщество, Минюст России и его территориальные органы. Рассмотрим работу территориальных органов Минюста России по указанному направлению деятельности на примере Южного федерального округа и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (Главное управление), одной из основных задач которого является обеспечение реализации прав и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам. В этой связи напомним, что на главные управления возложен ряд полномочий, в том числе: - получение непосредственно или через Минюст России от компетентных органов иностранных государств запросов о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и исполнение их либо направление для организации исполнения в иные государственные органы в пределах федерального округа; - направление в компетентные органы иностранных государств непосредственно или через Минюст России запросов о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, поступивших от государственных органов Российской Федерации; - осуществление проверки качества подготовки и представления в Минюст России запросов о правовой помощи, поступающих из субъектов Российской Федерации, расположенных на территории федерального округа, для последующего их направления в компетентные органы других государств. Число документов, поступающих в Главное управление по линии международной правовой помощи, является стабильно высоким. При осуществлении функций по оказанию международной правовой помощи в 2010 г. в Главное управление поступило 12028 материалов в сфере оказания международной правовой помощи (за аналогичный период 2009 г. - 13137). Из них 6073 составили запросы о правовой помощи иностранных и российских органов и 5955 материалов, составленных в связи с их исполнением (за аналогичный период 2009 г. - 6431 запрос и 6706 документов, составленных в их исполнение). При этом значительная часть документов, поступающих в Главное управление по линии международной правовой помощи, связана с рассмотрением российскими и иностранными судами гражданских, уголовных и иных дел, в которых один или несколько участников судебного процесса находятся вне пределов государства, в котором ведется судопроизводство. Так, порядка 41% запросов, поступивших в Главное управление от иностранных государств, было направлено для исполнения судам. В то же время 28% запросов российских органов, расположенных на территории Южного федерального округа, было оформлено судами. Следует заметить, что основная масса материалов по линии международной правовой помощи оформляется судами Ростовской области и Краснодарского края. Значительно меньшее количество документов поступает от судов Республик Адыгея и Калмыкия. Организация работы Главного управления во взаимодействии с судами по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи включает в себя такие самостоятельные направления, как: - оформление и исполнение поручений о вручении судебных документов, производстве отдельных процессуальных действий, истребовании документов и т. п.; - оформление и рассмотрение пакета документов о признании и разрешении принудительного исполнения судебных решений; - информирование компетентных органов иностранных государств о вступивших в законную силу обвинительных приговорах в отношении граждан этих государств. При этом подавляющее количество запросов о правовой помощи, поступающих в Главное управление из российских и иностранных судов, направляется в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вместе с тем суды Южного федерального округа широко применяют нормы Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. Также не редкостью является направление поручений (ходатайств), адресованных компетентным судам дальнего зарубежья, например Венгрии, Чехии, Италии, Кипра и других государств, в соответствии с двусторонними договорами о правовой помощи, заключенными Российской Федерацией с иностранным государством. Основной формой взаимодействия Главного управления с судами, действующими на территории округа, является проверка качества оформления запросов (ходатайств, поручений), а также материалов, составленных в связи с исполнением запросов (поручений, ходатайств) иностранных компетентных органов. Оформление и рассмотрение запросов в сфере международной правовой помощи в судах в целом осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации. Более того, количество материалов, оформленных с нарушением требований международных договоров о правовой помощи, снизилось с 21% в 2009 г. до 14% в 2010 г. Однако имеются определенные недостатки при подготовке судами документов о правовой помощи. Так, федеральные, а в большей степени мировые судьи ряда субъектов, входящих в состав Южного федерального округа, допускают систематические нарушения. При этом особую обеспокоенность вызывают нарушения, допускаемые мировыми судьями. Например, такие нарушения, как: - обращение в Главное управление с просьбой организовать вручение документов или производство отдельных процессуальных действий на территории другого субъекта Российской Федерации; - вынесение судебного приказа в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ, т. е. в отношении должника, местожительство которого находится вне пределов Российской Федерации; - направление для исполнения на территории иностранных государств материалов по административным делам. Наиболее типичными недостатками при оформлении документов по линии международной правовой помощи, характерными для всех судов, являются: - установление даты судебного заседания в сроки, которые недостаточны для надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о дате и месте рассмотрения дела. По данному вопросу зарубежные коллеги настаивают на направлении судебных документов для вручения их гражданам заблаговременно, чтобы иностранные лица, участвующие в деле, имели достаточный срок для подготовки к судебному заседанию и своевременной явки в суд. С этой позицией сложно не согласиться, учитывая, что она полностью соответствует ст. 113 ГПК РФ. Вместе с тем срок исполнения поручений о правовой помощи на территории иностранного государства не регламентирован международными договорами. Как показывает практика, его продолжительность зависит от установленного порядка взаимодействия с конкретным государством; - зачастую российскими судами не заверяются материалы, оформленные по линии правовой помощи. Так, в Главное управление поступают не заверенные гербовой печатью суда поручения, копии решений судов, протоколы судебного заседания и другие документы; - нарушаются требования, предъявляемые международными договорами к форме и содержанию запросов о правовой помощи, а также документов об исполнении запросов иностранных государств; - отсутствуют на документах, подтверждающих вручение, такие обязательные реквизиты, как: подписи получателей, перечень документов, врученных лицу, причины неисполнения поручения о вручении; - до настоящего времени в Главное управление с целью получения правовой помощи на территории иностранных государств поступают не поручения, а определения судов о поручении, принятые в порядке ст. 62 ГПК РФ. В 2010 г. от Минюста России неоднократно поступали сообщения о жалобах со стороны иностранных партнеров в связи с нарушением судами порядка сношений, установленного международными договорами о правовой помощи. В Главное управление также направлялись судами запросы о правовой помощи в порядке, который не соответствует международным соглашениям Российской Федерации. Так, в случае нарушения порядка сношений, установленного Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским или торговым делам 1965 г., Главное управление обнаруживало, помимо прочего, такой недочет, как оформление запроса не в соответствии с утвержденным Конвенцией образцом. При возврате в суды документов, оформленных с нарушением требований международных договоров и российского законодательства, специалистами Главного управления даются разъяснения по существу допущенных ошибок. При необходимости в рабочем порядке оказываются консультации по телефону. Кроме того, в целях предупреждения нарушений при оформлении документов в случае исполнения поручений иностранных органов Главное управление вместе с сопроводительным письмом к каждому судебному поручению иностранного суда прилагает памятку о порядке исполнения поручения в соответствии с действующими международными соглашениями. Тем не менее неоднократно допускаемые нарушения, несмотря на сообщения Главного управления об имеющихся проблемах в сфере правовой помощи, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение работы судов, связанной с применением норм международных соглашений в сфере оказания международной правовой помощи. В целях предупреждения нарушений при оказании международной правовой помощи Главное управление в соответствии с предоставленными полномочиями проводит информационно-аналитическую и консультационно-методическую работу. Так, Главным управлением ежегодно проводится анализ деятельности судов, расположенных на территории Южного федерального округа, по оказанию международной правовой помощи. Результаты анализа направляются в адрес верховных, краевого, областных судов с указанием типичных нарушений, допущенных судами при оформлении и исполнении запросов (поручений, ходатайств) об оказании международной правовой помощи, с указанием конкретных примеров и разъяснениями по существу допущенных ошибок. Также в целях информирования о применении норм международных соглашений в сфере оказания международной правовой помощи судам субъектов Южного федерального округа направляются информационные письма с разъяснениями по проблемным вопросам оказания правовой помощи, сведения, поступившие из иностранных компетентных органов, относительно национального законодательства, особенностей практики его применения, позиций относительно толкования тех или иных норм международного права. На официальном интернет-сайте Главного управления имеется специальный раздел по оказанию международной правовой помощи, где размещены тексты подписанных и ратифицированных международных договоров об оказании правовой помощи, а также имеется подробная информация о порядке применения судебными органами норм международных соглашений при направлении поручений и ходатайств в компетентные органы иностранных государств, а также помещены образцы документов. В Главном управлении организован и систематически осуществляется контроль за сроками исполнения российскими компетентными органами запросов об оказании международной правовой помощи, поскольку речь идет не только о соблюдении процессуальных и административных сроков, но и о международном престиже Российской Федерации. Так, ежемесячно в адрес судов субъектов Южного федерального округа направляются запросы-напоминания с просьбой предоставить информацию по направленным ранее запросам иностранных органов о правовой помощи, находящимся на контроле Минюста России, в случае отсутствия информации об исполнении более двух месяцев. В отношении запросов иностранных государств, которые находятся на контроле Главного управления, подобные напоминания направляются ежеквартально в случае отсутствия ответов на них от судов Южного округа более трех месяцев. Систематически выполняемая Главным управлением аналитическая и методическая работа, направленная на повышение эффективности деятельности в данной сфере, осуществление контроля за сроками исполнения запросов о международной правовой помощи, свидетельствует о тенденции к совершенствованию процесса выполнения международных обязательств. Однако наличие проблемных вопросов применения международно-правовой базы судебными органами Южного федерального округа указывает на необходимость сохранения уже действующих механизмов взаимодействия Главного управления с российскими судебными органами по вопросам оказания международной правовой помощи, и поиска новых способов сотрудничества. Необходимость совершенствования механизмов взаимодействия различных органов власти, выработки наиболее оптимальных способов исполнения ими своих обязанностей обусловлена единственной задачей - предоставлением максимальных возможностей беспрепятственной реализации прав граждан. От того, насколько успешно государство будет справляться с этой задачей, зависит в конечном счете успешность этой страны, желание человека жить и трудиться в ней, гордиться ее успехами, совместно преодолевать временные трудности.

Название документа