Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями международного характера: проблемы законотворчества и правоприменения

(Алиев В. М.) ("Российский следователь", 2013, N 2) Текст документа

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ <*>

В. М. АЛИЕВ

Алиев Вагиф Музафарович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета.

Статья посвящена рассмотрению уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями международного характера в контексте проблем законотворчества и правоприменения.

Ключевые слова: уголовно-правовые меры борьбы, преступления международного характера, законотворчество, правоприменение.

The article is devoted to consideration of criminal-law measures of struggle against crimes of international character in the context of problems of law-making and law-application.

Key words: criminal-law measures of struggle, crimes of international character, law-making, law-application.

В мировом сообществе является общепризнанной обязанность привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечности, так как подобные деяния воплощают преступную политику государства: агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями) и другие преступления. Для характеристики указанных деяний используются законодательные формулировки - "преступления против мира и безопасности человечества", "международные преступления". Общеобязательность борьбы с названными деяниями как особо опасными преступлениями вытекает из того, что все государства обязаны поддерживать мир и безопасность народов. Это является непреложным принципом международных отношений в современных условиях и общепризнанным принципом международного права. Из этого принципа исходит и международно-правовая обязанность привлечения к уголовной ответственности за ряд иных международных преступлений. В частности, речь идет о преступлениях международного характера. Следует заметить, что по данному вопросу имеются различные точки зрения. Наиболее предпочтительным представляется мнение, высказанное на этот счет профессором И. И. Карпецом, который обоснованно считал, что ряд преступлений этого вида практически не отличается от некоторых международных преступлений, а в отдельных случаях является их составной частью <1>. Впоследствии это было подтверждено как принятыми международно-правовыми актами, так и складывающейся международной практикой борьбы с данным видом преступности. -------------------------------- <1> Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 51.

Тем не менее привлечение к ответственности за преступления международного характера имеет свои особенности. Следует различать преступления, по которым имеются заключенные и ратифицированные конвенции либо иные соглашения, особенно если в соответствии с ними они имплементированы в национальное законодательство, привлечение к ответственности по которым является обязательным. Невыполнение требований закона в данном случае будет нарушением норм не только международного уголовного права, но и норм национального законодательства. Если не имеется согласованных норм, очевидно, следует исходить из общих принципов, сложившихся в отношениях между государствами. В силу своего суверенитета каждое государство решает вопросы о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, о его формах, границах, в пределах которых оно будет решать не только вопросы привлечения к уголовной ответственности за преступления международного характера, но и другие вопросы. Причем это касается не только рассматриваемых преступлений, но и деяний, предусмотренных национальным законодательством, в частности общеуголовных. Вместе с тем установление общеобязательности привлечения к уголовной ответственности за преступления международного характера - это не простой процесс, а подразумевающий преодоление ряда противоречий, и в первую очередь необходимость достижения единообразного понимания составов этих преступлений. Очевидно, что целям укрепления сотрудничества между государствами отвечало бы и расширение правовой помощи в области борьбы с преступностью, в том числе по розыску скрывшихся преступников, похищенных вещей, ценностей и обмена информацией в пределах достигнутых договоренностей. Нельзя не заметить в этой связи, что формирование и определение понятийного аппарата в рассматриваемой сфере являются едва ли не одной из самых важных задач на пути преодоления препятствий к сотрудничеству между государствами. Преступления международного характера представляют собой общественно опасные деяния, предусмотренные мировым сообществом в качестве преступлений в нормах универсальных международных договоров или в обычных нормах международного права. Данные преступления не относятся к военным преступлениям, преступлениям против мира, преступлениям против человечности, в том числе к преступлению геноцида; они совершаются частными лицами, непосредственно не связаны с деятельностью конкретных государств <2> и имеют объектом посягательства как межгосударственные отношения, так и общественные отношения внутри государств, входящие в круг их правоохранительных интересов. Лица, совершившие эти деяния, несут за них уголовную ответственность и подлежат наказанию в соответствии с нормами международного права либо законодательства государств. Содержание защищаемых международным правом интересов, а также взаимосвязь признаков этих преступлений соответствуют конкретному виду преступлений, предусмотренному в международном праве. -------------------------------- <2> То есть преступления совершены не по указанию правительств и не санкционированы ими. Хотя нередко правительства государств скрыто поощряют совершение этих преступлений.

К числу указанной группы преступлений обычно относят: а) различные формы и проявления международного терроризма (незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации, морского судоходства, стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе; захват заложников <3>; бомбовый и ядерный терроризм; финансирование терроризма и др.); б) пиратство; в) рабство и работорговля; г) наемничество; д) распространение поддельных денежных знаков (фальшивомонетничество); е) коррупцию; ж) легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем; з) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; и) незаконный оборот оружия; к) контрабанду; л) преступления в отношении ядерного материала; м) распространение порнографических изданий; н) преступления в сфере нелегальной иммиграции; о) преступления, связанные со столкновением судов и неоказанием помощи на море; п) незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей и др. -------------------------------- <3> Преамбула Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Протоколы к ней к числу таких преступлений относят, например, отмывание доходов от преступлений, участие в организованной преступной группе, коррупцию, изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов. Важно отметить, что ряд из перечисленных деяний, например пиратство, рабство и работорговля, издавна признаются преступлениями в соответствии с обычными нормами международного права. Но нечеткость признаков преступлений, содержащихся в обычных нормах, всегда вызывала сложность при осуществлении борьбы с такими преступлениями. В конечном итоге правовые модели этих преступлений все же нашли свое закрепление в универсальных международных договорах. Поэтому в настоящее время при квалификации деяний как преступлений международного характера прежде всего целесообразно использовать правовые конструкции, содержащиеся в универсальных международных договорах (конвенциях). В этих договорах, как правило, находят свое отражение права и обязанности государств по предупреждению и пресечению таких преступлений, меры, предпринимаемые государствами в отношении лиц, совершивших преступления, другие вопросы международного сотрудничества в данной сфере. В то же время нельзя забывать и об обычных нормах международного права, которые продолжают существовать вне зависимости от наличия договорных норм. Есть все основания утверждать, что в мире сложилась система борьбы с преступлениями международного характера, пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой борьбы является защита жизненно важных интересов государств и их граждан от угроз различных видов преступлений, преступности в целом. К частным целям можно отнести ослабление влияния или минимизацию причин и условий, способствующих возникновению, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий. Указанные цели предопределяют ту роль, которую играет борьба с данным видом преступности в обеспечении безопасности государств. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем более высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения международной безопасности и поддержания международного правопорядка. Это свидетельствует о том, что борьба с преступлениями международного характера может рассматриваться как неотъемлемый компонент данных глобальных систем. Участниками борьбы с преступностью на международной арене являются разнообразные действующие лица. Однако главная роль среди них отводится государствам. Их взаимодействие между собой предусматривает прежде всего сотрудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями. При этом можно выделить межгосударственный, межправительственный и межведомственный уровни такого сотрудничества. Так, главы государств определяют в рассматриваемой сфере основные направления внутренней и внешней политики своих стран, представляют их в международных отношениях, в том числе при заключении межгосударственных договоров. Правительства и их главы осуществляют меры по реализации указанных политических решений, заключают международные межправительственные, а в ряде случаев и межгосударственные договоры. В то же время основная нагрузка по реализации принятых мер возлагается на уполномоченные государствами органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит непосредственное осуществление борьбы с рассматриваемыми преступлениями. Нередко таким органам в соответствии с национальным законодательством предоставлено право участвовать в международном сотрудничестве, заключать международные договоры межведомственного характера. Следует отметить, что международное межведомственное сотрудничество играет все более важную роль в борьбе с преступлениями международного характера. Развитие такого сотрудничества определяется объективными потребностями этой борьбы, той особой ролью, которую компетентные государственные органы играют в реализации международных обязательств своих государств. Непосредственное содержание международного сотрудничества в области борьбы с преступностью определяется характером совершаемых преступлений, состоянием взаимоотношений между государствами-партнерами. Такое сотрудничество может иметь следующие формы: заключение международных договоров (конвенций); разработка иных в данной области международных документов; принятие национальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию международных обязательств государств; взаимный обмен информацией; совместное осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников; оказание взаимной помощи в области уголовного правосудия; обмен опытом, законодательными и нормативными актами; обмен на взаимной основе специальными техническими и иными средствами; оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; проведение совместных научных исследований, обмена результатами самостоятельных исследований и др. Наряду с государствами в борьбе с преступлениями международного характера важное место занимают международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС и др.). Они решают самые разнообразные задачи: от разработки проектов международных договоров до осуществления конкретных мер. Отдельные международные межправительственные организации специально созданы для решения задач борьбы с преступностью (Интерпол, Европол). Их дополняют специальные международные органы, не являющиеся международными организациями, создаваемые для борьбы с конкретными преступлениями, а также иные объединения - новые или уже действующие, например "Группа восьми" (Group of eight, G8), "Большая восьмерка" - международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократических стран мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. "Большая восьмерка" не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения "восьмерки" не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов. Например, в 2009 году встреча G8 проходила в г. Аквила и была посвящена глобальному мировому экономическому кризису 2008 - 2009 гг., а в 2011 году в г. Довиль (Франция). Основное внимание на саммите уделялось ядерному кризису в Японии, политическим событиям в ряде арабских стран и глобальным экономическим вопросам. Совершенствуется система международной уголовной юстиции. До настоящего времени для преследования лиц, совершивших особо опасные преступления, которые представляют угрозу для всего мирового сообщества, создавались временные международные уголовные суды (трибуналы) - ad hoc <4>. Ныне действует Международный уголовный суд, призванный на постоянной основе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших такого рода преступления. -------------------------------- <4> Особенно для этого, только для этого случая (лат.).

Все чаще созываются международные конференции, на которых обсуждаются проблемные вопросы борьбы с преступностью, разрабатываются и принимаются проекты международных договоров, конвенций, другие международные документы в правоохранительной сфере. Однако государства и их компетентные органы объединяют свои усилия в борьбе и с иными менее тяжкими, чем преступления, правонарушениями. На национальном уровне они, как правило, квалифицируются как административные правонарушения. Например, это относится к противодействию отдельным деяниям, совершаемым физическими лицами и запрещенным Конвенцией о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (случаи преднамеренного ими хранения, приобретения или культивирования любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления и др.) или Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (применительно к несанкционированному вещанию из открытого моря) и многими другими международными договорами. Борьба с такими правонарушениями осуществляется, как правило, в комплексе мер, предпринимаемых в отношении преступлений и преступности в целом. Они не охватывают уголовно-правовые меры, но могут включать административно-правовые, воспитательные, медицинские и иные меры, осуществляемые на национальном уровне в соответствии с законодательством государств. В то же время нормы указанных отраслей права основываются на основных принципах международного права, сформулированных в Уставе ООН, в ряде других международно-правовых документов. К их числу принято относить принципы суверенного равенства государств, невмешательства, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности и неприкосновенности государств, равноправия и самоопределения народов, добросовестного выполнения взятых на себя международных обязательств, сотрудничества государств, всеобщего уважения прав человека, нерушимости государственных границ. Перечисленные принципы являются фундаментом международного правопорядка и сотрудничества государств в правоохранительной сфере. Важную роль в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями играют обычные нормы международного права, являющиеся его общепризнанными нормами. Многие из них, например нормы о борьбе с пиратством, издавна являются таковыми, другие только начинают складываться, находятся в стадии формирования. В настоящее время можно выделить значительное число принципов, отражающих лишь практику государств и иных субъектов международного права в правоохранительной сфере, их сотрудничества на международной арене. Эти принципы еще не получили всеобщего признания в качестве правовых норм. В то же время многие из них уже нашли отражение в законодательстве государств, в заключаемых ими международных договорах. Наибольшее число норм международного права в сфере борьбы с преступлениями международного характера содержится в международных договорах. Они охватывают все уровни международного сотрудничества - универсальный (глобальный), региональный, субрегиональный и двусторонний уровни. В рамках универсальных международных договоров многие представляющие угрозу жизненно важным интересам мирового сообщества общественно опасные деяния закрепляются как преступления, менее опасные - как простые правонарушения. В такого рода договорах обычно предусматривается общий механизм международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в частности, вопросы юрисдикции государств в отношении совершаемых правонарушений, конкретные меры по борьбе с ними, вопросы выдачи, оказания правовой помощи, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении преследования лиц, которые совершили или подозреваются в совершении правонарушений, и другие актуальные вопросы международного сотрудничества. В свою очередь, на реализацию положений указанного уровня договоров направлены региональные и двусторонние договоры. Они учитывают специфические особенности международного сотрудничества конкретных государств, составляют его реальное наполнение. Так, например, двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам включают в себя такие мероприятия, как получение показаний и заявлений, представление документов, материалов и других предметов, вручение документов, установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов, исполнение запросов о проведении обысков и выемок, передача содержащихся под стражей лиц для дачи показаний, установление местонахождения и арест имущества в целях его конфискации, возмещение ущерба и взимание штрафов и др. Международное право в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями не ограничивается взаимодействием государств и их компетентных органов на международном уровне. Обязательства государств содержат правила поведения, которые призваны упорядочить путем имплементации внутригосударственные отношения в правоохранительной сфере. Такие обязательства непосредственно затрагивают деятельность судов, органов прокуратуры, исполнительной власти в сфере юстиции, органов внутренних дел и безопасности, адвокатуры и других органов, компетенция которых лежит в той или иной мере в области борьбы с указанными правонарушениями или оказания содействия правоохранительной деятельности. Положения, содержащиеся в международных договорах и иных международных документах, создают ориентиры (стандарты) для деятельности данных органов. В последнее время стало появляться все большее число международных правовых норм, содержащих стандарты в вопросах поддержания правопорядка, применения оружия и силы в правоохранительных целях, осуществления уголовного судопроизводства, обращения с заключенными. В правоохранительной сфере возрастает роль резолюций международных организаций, в частности ООН и ее специализированных учреждений. Как известно, эти резолюции, за отдельными исключениями, не обладают юридически обязательной силой. В то же время они оказывают существенное влияние на развитие законодательства государств, на формирование норм международного права. В положениях резолюций все чаще находят отражение конкретные рекомендации по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Следует отметить также, что нормы международного права, в том числе и та их часть, которая регулирует сотрудничество государств по борьбе с преступлениями международного характера, не являются обособленными и независимыми. Они тесно связаны с нормами других отраслей и самостоятельных институтов международного права, например таких, как международное морское, воздушное, ядерное, экономическое. Существует и тесная связь указанных норм права с нормами по защите прав человека. В современном мире становится общепринятым положение, когда любые меры, осуществляемые с правоохранительными целями, не должны и не могут нарушать права человека и его основные свободы. Преступления международного характера можно классифицировать по различным основаниям. Так, например, небезосновательно предлагается разделять данные преступления в зависимости от территории совершения <5>. Так, преступления международного характера, совершаемые на море, - это те преступления международного характера, которые нарушают установленный международный правопорядок в пределах морских пространств. Они совершаются на судах или против судов, на объектах или против объектов государств на море, в отношении их граждан, а также иных жизненно важных интересов государств на море, защищаемых международным правом. Под "преступлениями международного характера", совершаемыми в воздухе, следует понимать преступления международного характера, нарушающие установленный международный правопорядок в пределах аэропортов и воздушного пространства. Они совершаются на воздушных судах гражданской авиации или против этих судов в отношении граждан, находящихся на их борту; объектов, обслуживающих полеты воздушных судов международной гражданской авиации, а также лиц, находящихся в аэропортах, обслуживающих эти суда. -------------------------------- <5> Ромашев Ю. С. Международное правоохранительное право. М., 2010. С. 37.

Многие преступления и их самостоятельные составы находят отражение в региональных, субрегиональных и даже в отдельных случаях в двусторонних международных соглашениях. Нередко такие преступления имеют те же наименования, что и в универсальных международных договорах. Уточняются лишь признаки закрепленных в них преступлений. Данные преступления можно условно назвать преступлениями международного характера локального (регионального, субрегионального, двустороннего) уровня. Важно подчеркнуть, что договоры, содержащие такие преступления и меры по борьбе с ними, действуют только в отношении их участников <6>. -------------------------------- <6> Как известно, международный договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия. См. ст. 34 Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.).

В международных договорах объектом сотрудничества могут быть и межгосударственные отношения в сфере борьбы с преступлениями, нашедшими отражение в уголовном законодательстве сторон договора. В таких договорах встречаются ссылки на данные преступления. Их составы могут содержать ограниченный набор признаков преступлений, содержащихся в универсальных или региональных международных договорах <7>. О таких деяниях нередко говорят как об общеуголовных преступлениях, потребность борьбы с которыми вызывает необходимость заключения отдельных двусторонних или многосторонних международных договоров (о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, о выдаче, о сотрудничестве в борьбе с преступностью и т. д.). -------------------------------- <7> Например, незаконный оборот наркотиков и захват заложников могут иметь международный характер, а могут и не иметь. В этом смысле противоправное деяние вполне можно отнести к обычному преступлению, то есть оно может быть совершено в пределах территории одного государства и не иметь международного характера.

Международные договоры, заключаемые на универсальном и региональном уровнях, стали посвящаться не только борьбе с отдельными преступлениями, но и в борьбе с преступностью в целом. Например, к числу таких договоров можно отнести упоминавшуюся выше Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Однако и в таких договорах находят описание признаки отдельных преступлений международного характера (коррупция, отмывание доходов от преступлений и т. п.). Правонарушения, в отношении которых наступает иная, чем уголовная, ответственность, имеют нередко те же наименования, что и преступления международного характера. Первые отличаются от вторых меньшей общественной опасностью. В международных договорах, закрепляющих составы таких правонарушений, как правило, не указывается о требовании принятия в отношении лиц, их совершивших, мер уголовной ответственности. Государства в своем законодательстве, исходя из серьезности этих действий (бездействия) и их последствий, самостоятельно квалифицируют их как преступления или иные правонарушения (несанкционированное вещание из открытого моря, разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода, контрабанда и иные таможенные правонарушения и др.). Институт международного сотрудничества является основополагающим принципом международного права и достаточно хорошо разработан в литературе. Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. С принятием Устава ООН сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера заняло свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами Устава ООН со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении различных международных проблем, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно, предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, тем самым это государство подрывает основу сотрудничества. В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества как самостоятельного института международного уголовного права. Государства - члены мирового сообщества во исполнение заявленного ими намерения по построению миропорядка на основе верховенства права осуществляют деятельное сотрудничество в борьбе с международной преступностью. В этом плане договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам выполняют важную постановочную функцию международной уголовной юстиции - обеспечение принципа сотрудничества и неотвратимости наказания по всему кругу международных преступлений и преступлений международного характера в частности. Институт сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера как институт международного уголовного права отличается системностью определяющих его природу юридических элементов. Эти элементы содержат в себе конвенционные нормы, регулирующие действующие между государствами договоры о правовой помощи; обычные нормы, выработанные как результат длительной практики государств и признанные в качестве юридически обязательных предписаний должного поведения; внутригосударственные нормы конституционного характера.

Название документа