Регулирование угольной электроэнергетики в соответствии с законодательством США

(Спэнс Д. Б.)

("Энергетическое право", 2014, N 1)

Текст документа

РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ США

Д. Б. СПЭНС

Спэнс Дэвид Б., преподаватель кафедры права, политики и регулирования Техасского университета, г. Остин.

Угольные электростанции исторически обеспечивали львиную долю производства электроэнергии в США. Традиционное доминирование угля на электроэнергетическом рынке объясняется относительно низкой и стабильной ценой на уголь на протяжении многих лет. Управление США по энергетической информации прогнозирует, что производство электричества угольными электростанциями сохранит существенную долю в электроэнергетике США, хотя природный газ и возобновляемые источники энергии продолжат увеличивать свою долю на рынке благодаря снижению цен на природный газ в США, а также благодаря снижению цен, налоговым и регулятивным стимулам использования возобновляемых источников энергии, ужесточению федеральных норм и правил в отношении побочных продуктов сгорания угля. Использование угля - объект пристального внимания регулирующих органов, т. к. его применение для производства электричества связывают с ежегодной преждевременной смертью десятков тысяч людей в США. Как показано ниже, Агентство по охране окружающей среды (АООС) предложило новое и более строгое регламентирование многих аспектов, связанных со сжиганием угля в США, включая регламентирование деятельности угольных станций в области использования воды, утилизации отходов и выбросов в атмосферу в рамках Закона о чистом воздухе; кроме того, в угледобывающей отрасли ужесточается регулирование определенных методов добычи угля. В данной статье рассматривается сложная структура регламентирования добычи и сжигания угля для производства полезной энергии.

Угольная промышленность

Со временем центр угольной промышленности США переместился с востока, из Аппалачских гор, на запад, в бассейн реки Паудер, при этом смещение сопровождалось переходом от подземной добычи к разработке открытым способом. Добыча угля является крупным источником антропогенного выброса метанового газа и других экологических последствий, что стало причиной непрекращающихся яростных дискуссий в области регулирования угольной промышленности.

Регулирование в области охраны здоровья и безопасности труда. Подземная разработка месторождений связана с подземным бурением шахтных стволов и туннелей от одного надшахтного здания. При подземной разработке встает проблема охраны здоровья и безопасности труда шахтеров, включая такие факторы опасности, как использование тяжелого оборудования в ограниченном пространстве, риск падения и обрушения, а также факторы риска для здоровья, связанные с содержанием метана и угольной пыли в воздухе. Эти факторы привели к принятию Федерального закона от 1969 г. "Об охране здоровья и безопасности труда в угольной промышленности" и Закона от 1972 г. "О льготах для страдающих антракозом". Последний Закон обязывает угольные компании отчислять средства в фонды медицинского страхования, выплачивающие пособия шахтерам. Эти бессрочные обязательства наряду с участившимися за последнее десятилетие случаями заболевания антракозом среди шахтеров означают, что обязательства по медицинскому страхованию останутся существенной долей затрат в угледобыче в обозримом будущем.

Федеральный закон "Об охране здоровья и безопасности труда в угольной промышленности", в свою очередь, устанавливает нормативы по обеспечению охраны здоровья и безопасности труда для работ под землей и, в частности, регламентирует концентрацию метана и угольной пыли в шахтах. Этот Закон требует соблюдения правил по охране здоровья и безопасности труда и передает функции надзора за его исполнением в ведение Управления по охране труда и промышленной гигиене в горнодобывающей промышленности. Правила этого Управления включают стандарты на оборудование и нормативы по гигиене и безопасности труда. Угледобывающие организации должны ежеквартально представлять отчеты о выбросах метана, об ущербе, причиненном метаном (например, из-за возгорания), и о выбросах углекислого газа, если они происходят.

Регулирование сточных вод на рудниках. Еще одним источником затрат в угледобыче, связанным с регулированием, являются требования Закона о чистой воде, предназначенного для предотвращения попадания загрязняющих веществ из рудников в поверхностные воды. При добыче угля подземным и открытым способом образуются т. н. терриконы - огромные кучи пород и земли на поверхности. Дождевая вода, попадая на терриконы, вымывает из минералов кислоты и другие загрязнители в сточные воды, отчего образуются кислотные шахтные воды, которые затем попадают в ручьи и другие поверхностные воды. В соответствии с Законом о чистой воде на отвод кислотных шахтных вод требуется разрешение; при этом обязательства, предписываемые данным разрешением, могут действовать даже после прекращения добычи, если продолжается сброс сточных вод. В рамках своих полномочий в соответствии с Законом о чистой воде АООС установило предельно допустимые уровни на сброс сточных вод и "Технические нормативы для новых источников, регламентирующие отвод кислотных шахтных вод, которые в совокупности определяют меры, предпринимаемые владельцами рудников для контроля кислотосодержащих стоков, как правило, это использование активных или пассивных очистных систем. Кроме того, в связи с тем, что кислотные стоки иногда продолжают образовываться в местах, где добыча угля не ведется уже много лет, обязательства по расходам на их устранение ложатся на нынешних и бывших собственников в соответствии с Законом о всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, компенсациях и ответственности.

Разработка месторождения открытым способом и рекультивация земель. Открытый способ добычи полезных ископаемых оказывает значительное воздействие на ландшафт. Открытая разработка предусматривает удаление растительного и верхнего слоев почвы, чтобы вскрыть угольные залежи для прямого извлечения из грунта. Помимо видимых воздействий, связанных с удалением растительного и верхнего слоев почвы (т. н. покрывающий слой), такой метод может привести к выбросу метана и других газов в атмосферу и попаданию загрязняющих веществ в поверхностные воды. С 1997 г. Федеральный закон об открытых разработках полезных ископаемых и рекультивации земель установил нормативные положения для добычи открытым способом с целью возмещения урона земле и введения требований по ее рекультивации по окончании работ на месторождении. По решению Конгресса полномочия по реализации Федерального закона об открытых разработках полезных ископаемых и рекультивации земель были переданы Управлению контроля реализации закона о рекультивации земель после добычи открытым способом - ведомству, входящему в структуру Министерства внутренних природных ресурсов США. Данное Управление, в свою очередь, наделено полномочиями для утверждения планов по реализации Закона об открытых разработках на уровне штатов и передачи полномочий по реализации тем штатам, которые уже имеют утвержденные планы. В соответствии с Законом об открытых разработках, прежде чем приступить к открытой разработке полезных ископаемых, необходимо получить разрешение. При подаче заявки на разрешение организация, эксплуатирующая рудник, должна подготовить подробный план эксплуатации рудника, определить все вредные воздействия на окружающую среду и разработать план по рекультивации - план по возвращению земли (в осуществимой степени) в ее первоначальное состояние по окончании добычи полезных ископаемых. Горнодобывающие компании обязаны предоставлять залог в обеспечение необходимых для рекультивации ресурсов и строго выполнять технические нормативы по рекультивации земли.

Открытые способы добычи и заболоченные земли. Еще один источник затрат при добыче открытым способом, связанный с соблюдением нормативно-правовых требований, появился в результате полемики (и недавнего нормативного изменения) по поводу т. н. высокогорной добычи ископаемых. При открытых разработках в горных районах возникают проблемы с хранением и утилизацией удаленного поверхностного слоя. Горнодобывающие компании предпочитают складировать и утилизировать поверхностный слой в низинах. При администрации Президента США Барака Обамы для захоронения этого заполняющего, или отвального, грунта на федеральных заболоченных землях появилось требование о получении разрешения в соответствии с разделом 404 Закона о чистой воде; а прежде Инженерный корпус выдавал всеобъемлющее разрешение на деятельность по заполнению низин. В настоящее время в ведении Инженерного корпуса Сухопутных войск США находится выдача разрешений в соответствии с разделом 404, а АООС выполняет функции надзорного и совещательного органа при выдаче разрешений на деятельность, связанную с использованием заболоченных земель.

Сжигание угля - выбросы в атмосферу

Согласно данным Управления США по энергетической информации, в настоящее время в США работают около 1,4 тыс. промышленных угольных электростанций. При сжигании угля образуются различные побочные продукты горения, включая: (1) углекислый газ - парниковый газ (ПГ); (2) диоксид серы - вещество-предшественник кислотного дождя; (3) оксиды азота - вещества, предшествующие образованию кислотного дождя и приземного слоя озона (смога); (4) мелкие частицы (твердые частицы в воздухе) - факторы угрозы органам дыхания; (5) ртуть (Hg), попадание которой в организм вызывает неврологические расстройства. При сжигании угля также используются значительные объемы воды и образуются твердые отходы в виде золы. В совокупности регулирование таких рисков поможет повлиять на конкретную стоимость угольной электроэнергии, хотя точка в споре о вероятном экономическом воздействии этих регулятивных изменений еще не поставлена. Тем не менее очевидным представляется факт роста затрат угольных электростанций на соблюдение нормативных требований в ближайшие годы.

Нормативное обеспечение в рамках Закона о чистом воздухе. Общие положения. Конгресс США в 1970 г. принял Закон о чистом воздухе, памятуя о работающих на угле электростанциях, особо отметив воздействие твердых частиц, оксида серы и оксида азота на здоровье человека. Этот Закон поставил все три загрязнителя в перечень обычных загрязнителей воздуха, в отношении которых АООС устанавливает Национальные нормативы качества окружающего воздуха. Закон предписывает, что для всех новых источников загрязнения, таких как электростанции, необходимо получать разрешение от регулирующих органов штатов до того, как эти источники начнут выбрасывать загрязняющие вещества в воздух. В разрешении указывается предельно допустимый уровень выбросов этих веществ, практически достижимый с использованием существующих на данный момент технологий, но выше среднего уровня по отрасли. В ведении штатов лежит точное определение предельно допустимого количества выбросов, реализуемого с использованием доступных на данном этапе технологий, при условии, что требования штатов к допустимому уровню выбросов не могут быть ниже предельного уровня, устанавливаемого АООС. Таким образом, нормативы, в основе которых заложен принцип развития технологий - использование существующих и доступных средств, обеспечивающих уровень очистки выше предусматриваемого нормативом отрасли, - будут в дальнейшем ужесточаться по мере выдачи новых разрешений, продления существующих разрешений и совершенствования очистных технологий.

С момента принятия Закона все больше и больше территорий США, где контролируется качество воздуха, добиваются соответствия Национальным нормативам качества воздуха по содержанию твердых частиц, озона и диоксида серы, т. к. концентрация загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы стабильно снижается. Несмотря на достигнутые результаты, критики продолжают утверждать, что выбросы загрязняющих веществ от сжигания угля продолжают наносить ущерб атмосфере, проникая в нее через трещины в нормативно-правовом режиме Закона о чистом воздухе. Один из этих пробелов проявляется в регулировании продолжительного распространения диоксида серы (и в меньшей степени - оксида азота) в верхних слоях атмосферы; другой пробел обнаруживается в регулировании токсичных веществ. Ниже эти проблемы рассматриваются отдельно.

Поправки в Национальные нормативы качества окружающего воздуха. Разрешительные нормативы, применяемые к источникам обычных загрязнителей, зависят от того, находится ли источник на территории, где показатели концентрации загрязнителя соответствуют Национальным нормативам качества окружающего воздуха, или на территории, не соответствующей таким требованиям по уровню выбросов того или иного загрязнителя. Если электростанция находится на территории, которая соответствует вышеуказанным нормативам по концентрации рассматриваемых загрязнителей, то в разрешении указывается обязательный норматив, основанный на технологических достижениях, т. е. на наилучших доступных очистных технологиях. И наоборот, если электростанция расположена в районе, не соответствующем этим нормативам по содержанию рассматриваемых загрязнителей, то предельно допустимый уровень выбросов для этой электростанции устанавливается согласно минимально достижимому уровню выбросов. Кроме того, АООС закрепило предельно допустимые уровни выброса для многих категорий источников в документе Технические нормативы для новых источников, включая уже давно существующие технические нормативы для новых источников, которые регламентируют выброс обычных загрязняющих веществ на угольных электростанциях. К большинству крупных угольных электростанций, за некоторым исключением, сейчас применяется полный спектр требований Закона о чистом воздухе в отношении обычных загрязнителей, т. к. большинство из них классифицируются законом в качестве основных источников, которые подверглись модернизации после принятия Закона.

АООС недавно предложило важные изменения в свои регламенты по выбросам обычных загрязняющих веществ, которые могут существенно поднять себестоимость угольной электроэнергии. Раздел 109 Закона о чистом воздухе содержит указания, в соответствии с которыми АООС должно периодически пересматривать свои Национальные нормы качества окружающего воздуха, чтобы обеспечить их дальнейшую эффективность для охраны здоровья населения. На момент написания данной статьи АООС инициировало и завершило или еще ведет работу над тремя новыми редакциями Национальных норм качества окружающего воздуха, которые могут иметь большое значение для угольных электростанций. В 2010 г. АООС пересмотрело Национальные нормы качества окружающего воздуха в отношении содержания и предложило поправки в требования по озону. Прежние нормы по , устанавливающие суточную норму в объеме 140 частей на миллиард, заменены новыми нормами, допускающими не более 75 частей на миллиард в час, что может увеличить число территорий, не соответствующих требованиям по содержанию , и, в свою очередь, вызовет ужесточение уровней предельно допустимых выбросов, указываемых в разрешениях, выдаваемых предприятиям на этих "новых", не соответствующих требованиям территориях. Предлагаемая редакция нормативов по озону понижает основной норматив (здравоохранительный) с текущих 75 частей на миллиард до 60 - 70 частей на миллиард в среднем за 8 часов. И наконец, АООС рассматривает возможность пересмотра существующих годовых Национальных нормативов по содержанию мелких частиц в воздухе, но пока еще не предложило никаких вариантов, возможно, из-за обеспокоенности Административно-бюджетного управления Белого дома по поводу соответствующих расходов. На данный момент АООС продвигается медленно и осторожно в направлении пересмотра норм по озону и твердым частицам в требованиях Национальных нормативов по качеству окружающего воздуха. АООС отозвало предлагаемую редакцию нормы по озону для дальнейшего изучения и анализа рисков и пока не опубликовало сроков, когда будут предложены пересмотренные нормы по твердым частицам.

Правила о перемещении загрязняющих веществ. В 1980-х беспокойство по поводу воздействия кислотного дождя подтолкнуло к созданию программы "Кислотный дождь" путем внесения поправок в Закон в 1990 г. Программа "Кислотный дождь" требовала постепенного снижения выбросов веществ-предшественников кислотного дождя (в целом до 50%) угольными электростанциями. Добиться снижения выбросов до требуемого программой уровня удалось при помощи продажи квот, в рамках которой электростанции могли выкупать и продавать квоты на выброс диоксида серы и оксида азота. Работа по решению проблемы перемещения оксидов азота - предшественников озона - проходила в атмосфере острой полемики. Перемещение загрязняющих веществ между штатами может привести к нарушению экологических показателей в штатах, находящихся с наветренной стороны. Согласно Правилам о перемещении загрязняющих веществ по воздуху между штатами, разработанным АООС в результате длительных судебных разбирательств и попыток АООС решить проблему перемещения загрязняющих веществ между штатами, требуется, чтобы 27 штатов понизили для своих угольных электростанций допустимый уровень выброса диоксида серы и оксида азота, способствующих образованию озона и (или) загрязнению воздуха мелкими частицами в других штатах. Это правило имеет особое значение для сокращения выбросов диоксида серы: к 2014 г. выбросы уменьшились бы до 73% по сравнению с показателями 2005 г. в рассматриваемых штатах. АООС подсчитало, что после полной реализации этого правила примерные затраты на соблюдение его требований будут обходиться энергетической отрасли в 2,4 млрд. долларов США ежегодно, что сделает нерентабельными около 4,8 тыс. МВт мощностей угольной электроэнергетики. В результате данных поправок соблюдение Правил о перемещении загрязняющих веществ с воздушными массами сократило бы выбросы от вырабатывающих электричество установок примерно на 25 млн. тонн ежегодно. В августе 2012 г. Окружной апелляционный суд Округа Колумбия отменил это правило, решив, что оно нарушает Закон о чистом воздухе в следующем: (i) налагает на находящиеся со стороны ветра штаты обязательства по снижению выбросов, требования которых выше тех, что предписываются этим Законом, и (ii) устанавливает федеральный план по реализации правила, не позволяя штатам разрабатывать свои собственные планы. Верховный суд США 24 июня 2013 г. согласился рассмотреть иск против решения Окружного суда Округа Колумбия, но на момент написания статьи решение еще не вынесено, а АООС также пока не предприняло каких-либо действий в ответ на решение Окружного суда Округа Колумбия.

Выбросы токсичных веществ. Угольные электростанции могут выбрасывать ртуть и другие загрязняющие вещества, которые, согласно Закону об охране окружающей среды, принадлежат к категории токсичных веществ (или опасных загрязнителей воздуха - ОЗВ). Новые и существующие крупные источники выброса токсичных веществ должны получать разрешения на выброс, в которых должны отражаться требования норматива "Максимально достижимый уровень технологий контроля". В феврале 2012 г. АООС завершило разработку норматива "Максимально достижимый уровень технологий контроля" для выбросов ОЗВ на угольных электростанциях. АООС оценило примерные затраты на реализацию новых норм в электроэнергетике в сумму около 9,6 млрд. долл. США, но вместе с тем эти нормы в целом не сильно повлияют на количество рабочих мест. АООС подсчитало, что преимущества этого правила значительно перевесят затраты на его реализацию ввиду того, что эти преимущества выражаются в предотвращении смертельно опасных заболеваний, неврологических расстройств, других заболеваний и экологических последствий, связанных с выбросами угольных электростанций. Но настоящее правило вызвало ряд возражений со стороны отрасли и некоторых штатов, апеллирующих к тому, что это правило помешает электроэнергетическим компаниям гарантированно предоставлять услуги по обеспечению электричеством в некоторых штатах, т. к. угольные электростанции выводятся из эксплуатации быстрее, чем им можно найти замену. Если это так, то такое сокращение в угольной электроэнергетике приведет к соответствующему снижению выбросов парникового газа (ПГ).

Выбросы парниковых газов при сжигании угля. Регулирование в области углекислого газа, выбрасываемого угольными электростанциями, обеспечивается рядом недавно принятых нормативов АООС. Прежде всего угольные электростанции должны выполнять правило по отчетности о выбросах ПГ и правило соответствия требованиям о выбросах ПГ, которые налагают на владельцев электростанций ряд новых обязательств по отчетности и контролю выбросов парникового газа. Кроме того, АООС предложило специальные Технические нормативы для новых источников, регулирующие выброс углекислого газа при производстве электричества с использованием ископаемых видов топлива. Предлагаемый новый норматив устанавливает "уровень выбросов с учетом вырабатываемой электрической мощности из расчета 1 тыс. фунтов (453,6 кг) на 1 МВт-ч валовой выработки электроэнергии". Предлагаемая норма применяется только к новым предприятиям, и за базовый показатель принимается уровень выбросов от существующих установок комбинированного цикла на природном газе. С учетом имеющихся технологий для выполнения данного правила угольным компаниям понадобилось бы использовать технологии улавливания и хранения углерода, что на текущий момент является очень дорогим техническим решением. Так как предлагаемый стандарт не требует переоборудования или других действий на существующих угольных станциях, АООС пришло к заключению, что предлагаемое правило не будет требовать существенных затрат для выполнения его требований. Однако Эдисоновский электротехнический институт подсчитал, что предлагаемый стандарт обойдется новым, подпадающим под его условия, угольным электростанциям примерно в 25 долларов США за каждую тонну углекислого газа, выбрасываемого предприятием, что создаст весьма существенное препятствие для строительства новых угольных электростанций. АООС, со своей стороны, полагает, что независимо от этого норматива условия современного рынка (в частности, дешевый природный газ) предполагают, что электроэнергетическая отрасль не будет строить новых угольных электростанций или других предприятий, генерирующих электричество на угольном топливе, чьи выбросы превышают предлагаемые нормы, а также что установки комбинированного цикла на природном газе будут, по всей вероятности, доминировать в будущих технологиях сжигания ископаемого топлива. Если этим прогнозам суждено сбыться, то угольная электроэнергетика продолжит уступать свою долю рынка газовым электростанциям и возобновляемым источникам энергии и, как следствие, будет уменьшаться выброс парникового газа в атмосферу. Ускорить такое развитие событий может план действий по борьбе с изменениями климата, объявленный Администрацией Президента Обамы 25 июня 2013 г., который предписывает Агентству по ООС установить уровни предельно допустимых выбросов ПГ для существующих электростанций. На момент написания данной статьи таких уровней пока не предложено.

Другие побочные продукты сгорания угля

Помимо бесконечного числа нормативных документов, регламентирующих выброс в воздух продуктов сгорания угля, АООС также обеспечивает нормативное регулирование в области охраны воды и почвы от загрязнения угольными электростанциями. В частности, АООС недавно предложило новые ограничения на использование воды угольными электростанциями в целях охлаждения, а также ряд новых ограничений по утилизации угольной золы от электростанций.

Угольным электростанциям уже с давних пор требуется получение разрешения на сброс сточных вод по Закону о чистой воде. Однако недавно АООС предложило новые требования с целью ограничить попадание рыбы в водозаборные сооружения для охлаждающей воды новых или существующих электростанций или промышленных предприятий. Согласно новым требованиям, для существующих предприятий, (i) получающих не менее 25% своих вод из близлежащего водоема исключительно в охлаждающих целях и (ii) имеющих расчетный расход забираемой воды более 2 млн. галлонов (7,56 млн. л) в сутки, будет установлено максимально допустимое количество рыбы, погибающей при попадании (оглушении) в водоочистные сетки водозаборов. По данным АООС, все электростанции с паросиловыми установками подпадут под действие этого положения. Данное правило также обязывает уже действующие предприятия, решившие нарастить генерирующую мощность, устанавливать оборудование, аналогичное системам охлаждения замкнутого цикла (с циркуляцией и повторным охлаждением одной и той же воды с минимальной необходимостью пополнения из близлежащего водоема). Это предполагает сокращение более чем на 90% расхода забираемой воды по сравнению с проточными системами охлаждения, причем добиться этого АООС предлагает путем включения систем замкнутого цикла в проекты новых установок или внесения других конструкторских изменений, экологический эффект от которых равнозначен системам охлаждения замкнутого цикла. По подсчетам АООС, общие расходы соответствующих предприятий на обеспечение соответствия этим нормам составят около 384 млн. долларов в год, из которых 318 миллионов приходится на электростанции с паровыми генераторами электричества. АООС и отрасль не могут прийти к единому мнению о вероятных экономических последствиях этих издержек для производителей электроэнергии. АООС предполагает, что затраты на обеспечение соответствия требованиям в среднем составят несколько сотых цента на один киловатт-час производимой электроэнергии.

При сжигании угля также образуются твердые отходы в виде золы, а именно летучей золы - частиц, задерживаемых из топочного газа воздухоочистными устройствами (электростатическими пылеулавливателями и матерчатыми фильтрами), и шлака - частиц, слишком тяжелых, чтобы переноситься воздухом, и накапливающихся в топках угольных электростанций. Угольная зола является мощным источником отходов, утилизация которых осуществляется различными способами, включая захоронение на свалках или в прудах-накопителях, использование для дорожных покрытий и других целей. Несмотря на то что угольная зола зачастую содержит тяжелые металлы и другие токсичные вещества, она не включается в перечень опасных отходов в рамках Закона о сохранении и восстановлении ресурсов, и, как правило, ей не приписывают каких-либо вредоносных качеств, являющихся предметом регулирования. В отсутствие федерального регулирования большинство штатов, хранящих угольную золу на засыпных свалках или в поверхностных водоемах, ввели регламенты, требующие получения разрешений на утилизацию угольной золы, но есть и такие, которые обходятся без таких регламентов.

После того как большое количество угольной золы из пруда-накопителя попало в реку в штате Теннесси, АООС в 2010 г. предложило регулировать утилизацию летучей золы и шлака - получившим в проекте норматива определение "остаточные продукты сгорания угля" - в поверхностных прудах-накопителях или на свалках в соответствии с требованиями Закона о сохранении и восстановлении ресурсов. В частности, АООС предложило два варианта: (1) "предложение пп. "C", который регламентировал бы захоронение в прудах-накопителях и на свалке в качестве опасных отходов в рамках Закона о сохранении и восстановлении ресурсов" и (2) "предложение пп. "D", в рамках которого будет обеспечиваться регулирование этих же отходов, но в качестве неопасных твердых отходов в рамках Закона о сохранении и восстановлении ресурсов". В частности, предложение пп. "C" предписывает выполнение всего спектра регламентов для "остаточных продуктов сгорания угля, образующихся на [новом и существующем] производстве электроэнергетических компаний или независимых производителей энергии и предписываемых для захоронения на свалках или в открытых водоемах" в качестве опасных твердых отходов в соответствии с требованиями Закона о сохранении и восстановлении ресурсов, включая требования на получение разрешений, требования по безопасному обращению с отходами в течение всего их жизненного цикла, нормы по утилизации, в т. ч. после закрытия предприятия (включая нормативы по безопасности плотин открытых водоемов-накопителей или нормативы для экстренного спуска). Менее строгий вариант включения в пп. "D" предлагает общенациональные критерии для регулирования остаточных продуктов сгорания угля, захороненных в открытых водоемах-накопителях или на свалках, включая: требования к выбору местоположения и к обустройству композитным изоляционном слоем; требования к мониторингу грунтовых вод и мерам по устранению недостатков; требования к охране объекта при закрытии и после закрытия и др.

На момент написания этих строк АООС еще не опубликовало окончательный регламент по захоронению остаточных продуктов сгорания угля.

Заключение

Совокупный и одновременный результат этих мер регулирования может сделать угольную электроэнергетику менее конкурентоспособной с точки зрения стоимости и тем самым ускорить переход на использование природного газа и других видов топлива в долгосрочной перспективе. Этих мер может вполне хватить, чтобы превратить существующие угольные электростанции в предприятия, неспособные конкурировать на рынке электроэнергии, и (вместе с новыми техническими нормативами по выбросу парникового газа для электростанций) послужить сдерживающими факторами - вместе с низкой ценой на природный газ (и на его фьючерсы) - для строительства новых угольных электростанций. Однако все эти меры - лишь самые последние из этапов долгого политического противостояния, целью которого является достижение баланса между потребностью в рентабельных энергоресурсах и необходимостью охраны здоровья населения и окружающей среды, и это противостояние, по всей вероятности, продолжится в будущем.

Название документа