Функционирование Суда Евразийского экономического сообщества на современном этапе

(Цереленко Ж. Е.) ("Таможенное дело", 2012, N 4) Текст документа

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>

Ж. Е. ЦЕРЕЛЕНКО

Цереленко Жанна Евгеньевна, студент 5 курса юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

В данной статье автор рассматривает вопросы функционирования Суда ЕврАзЭС на современном этапе. Особое внимание автор уделяет правовому регулированию его деятельности и компетенции.

Ключевые слова: Суд ЕврАзЭС, Таможенный союз, таможенное право, таможенное дело, ЕврАзЭС, внешнеэкономическая деятельность, международное право.

The article considers issues of functioning of the Court of the Eurasian economic community at the present stage. Particular attention is given to legal regulation of its work and competence.

Key words: Court of the Eurasian economic community, Customs union, customs law, customs, EurAsEC, foreign economic activity, international law.

Суд Евразийского экономического сообщества был создан в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., который вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами - членами Евразийского экономического сообщества. Государствами - членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. 5 июля 2010 г. государствами - членами Евразийского экономического сообщества был подписан Статут Суда Евразийского экономического сообщества. Статутом Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. регламентированы вопросы организации деятельности Суда, компетенции Суда, судопроизводства, в т. ч. особенности судопроизводства в рамках Таможенного союза. Согласно указанным Договору и Статуту местом нахождения Суда Евразийского экономического сообщества является г. Минск. С 1 января 2012 г. в соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 19 декабря 2011 г. N 583 "О формировании и организации деятельности Суда Евразийского экономического сообщества" Суд Евразийского экономического сообщества начал свою фактическую деятельность. Главная задача - способствовать эффективному развитию ЕврАзЭС, помогать национальным судам в рассмотрении возникающих споров. Правовую основу деятельности Суда ЕврАзЭС составляют: - Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г.; - Статут Суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г.; - Договор об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г. В соответствии со ст. 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. к компетенции Суда относится: - обеспечение единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и других действующих в рамках Сообщества международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений; - рассмотрение споров экономического характера, возникающих между Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС; - осуществление толкования положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС. В связи с формированием Таможенного союза Суд: - рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; - рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; - дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза; - разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Хозяйствующие субъекты при обращении в суд будут уплачивать пошлину в размере 1000 долларов США. При этом обращения органов ЕврАзЭС и Таможенного союза или государств не будут облагаться пошлинами. Во избежание дополнительных препятствий субъекты хозяйствования могут уплачивать пошлину как в долларах, евро и российских рублях, так и в белорусских рублях в эквиваленте. Предусмотрена также процедура выдачи Судом ЕврАзЭС консультативных заключений по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС и Таможенного союза по запросам государств - членов ЕврАзЭС и Таможенного союза, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также высших органов судебной власти государств - членов ЕврАзЭС. Впервые решения Суда ЕврАзЭС обязательны для исполнения в отличие от решений Экономического суда СНГ, носящих рекомендательный характер. Суд ЕврАзЭС будет рассматривать тот или иной спор только после того, как он не будет разрешен в рамках Евразийской экономической комиссии. Только тогда дело будет передано в Суд ЕврАзЭС. Если решение не будет удовлетворено, следует обратиться в Апелляционную палату. Ее вердикт будет окончательным. Судопроизводство в Суде ЕврАзЭС осуществляется на русском языке. Необходимо единообразное толкование интеграционного законодательства, которое дается судом интеграционной организации, в т. ч. по запросам судебных инстанций государств-членов.

Название документа