Перспективы развития налогового контроля в Таможенном союзе

(Рустамова И. Т.) ("Таможенное дело", 2012, N 4) Текст документа

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ <*>

И. Т. РУСТАМОВА

Рустамова Ирада Талятовна, доцент кафедры "Правовое регулирование ВЭД и таможенного дела" Российского нового университета.

В данной статье автор анализирует современное состояние и перспективы развития налогового контроля в государствах - членах Таможенного союза. Автор рассматривает правовую базу по данной проблеме и анализирует мнения различных авторов. Также автор сравнивает формы налогового контроля, предусмотренные законодательством государств - членов Таможенного союза и предлагает пути повышения качества такого контроля.

Ключевые слова: налоги, сборы, пошлины, Таможенный союз, интеграция, налоговый контроль, бюджетная система, ЕврАзЭС, Налоговый кодекс РФ.

The present paper analyzes the current state and prospects for the development of tax control in the member states of the Customs union. The author studies the legal base of the problem and analyzes views of various authors, compares types of tax control under the laws of member states of the Customs union and suggests ways to improve the quality of such control.

Key words: taxes, fees/charges, the Customs union, integration, tax control, budget system, EurAsEC, the RF Tax Code.

Налоги составляют неотъемлемый элемент экономики России. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований <1>. Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Приоритетной задачей налоговых органов становится введение налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается проверка исполнения установленных законодательством о налогах и сборах обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, банков, осуществляющих перечисление налогов (сборов) в бюджетную систему, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий, для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также наблюдение за функционированием налоговой системы, выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшения налоговой дисциплины. В настоящее время в государствах - членах Таможенного союза налоговый контроль регулируется национальными налоговыми кодексами, а также целым рядом законов, специальными нормативно-правовыми актами и нормами международного права <2>. -------------------------------- <2> Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве // Налоговый вестник. 2012.

Основным источником налогового права в Республике Беларусь является основанный на Конституции РБ Налоговый кодекс <3>, который устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в РБ, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. В соответствии с НК РБ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком <4>. -------------------------------- <3> Звязда (газета). 2003. 10 января. N 5 - 6. <4> Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, НК РБ, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ. В соответствии со ст. 64 НК РБ к формам налогового контроля отнесены: налоговые проверки; опрос плательщиков и других лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр движимого и недвижимого имущества и другие формы контроля, т. е. налоговое законодательство Республики Беларусь не приводит исчерпывающий перечень форм налогового контроля <5>. -------------------------------- <5> Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Указ. соч.

В Российской Федерации налоговое законодательство также не приводит исчерпывающий перечень форм налогового контроля. Так, в соответствии со ст. 82 НК РФ <6> налоговый контроль проводится посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности и некоторых других форм. -------------------------------- <6> Российская газета. N 148 - 149. 1998. 6 августа.

Основным правовым инструментом регулирования налогообложения в Республике Казахстан является Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" <7>, который регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства. В соответствии со ст. 556 НК РК налоговый контроль осуществляется в форме налоговой проверки и в рамках иной формы государственного контроля. В рамках форм налогового контроля осуществляется: учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений; контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин; контроль за подакцизными товарами; контроль при трансфертном ценообразовании; контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства <8>. В рамках иной формы государственного контроля осуществляется прием налоговых форм, камеральный контроль, мониторинг крупных налогоплательщиков и налоговое обследование. В последние годы в Казахстане в плановом порядке происходит снижение налогового бремени, причем об очередном снижении ставок известно, как правило, за год до их введения. -------------------------------- <7> Казахстанская правда. 2008. 13 декабря. N 275 - 277(25722 - 25724). <8> Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Указ. соч.

Во всех государствах Таможенного союза национальное налоговое законодательство дает легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Гармонизация налогового законодательства. Страны ТС находятся на том или ином этапе реформирования налогового законодательства. Развитие налоговых законодательств должно осуществляться с учетом гармонизации, т. к. только в этих условиях возможно обеспечение свободного перемещения капитала, товаров, услуг. Государства - члены Таможенного союза находятся на этапе реформирования налогового законодательства, т. к. существует много различий в налоговых законодательствах стран ТС, снижающих активность взаимовыгодных торговых отношений. Основным направлением гармонизации налоговых законодательств стран - участниц Таможенного союза является гармонизация косвенного налогообложения. В странах Таможенного союза активно ведется работа по сближению и унификации налоговых законодательств. Возникает необходимость принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные налоговые законодательства государств - участников Таможенного союза. Также необходимо улучшить налоговое администрирование с помощью повышения собираемости налогов. Улучшения можно достичь при упрощении налоговых систем, снижении налогового бремени, предотвращении уклонения от уплаты налогов и сборов и при либерализации налоговой политики. Система налогового контроля и налогового администрирования должна учитывать регулирующую, стимулирующую и распределительную функции налогов и налоговых систем, гармонизацию интересов не только государственных органов, но и налогоплательщиков государств - членов ТС. Учет интересов государственных органов и широких народных масс возможен, поскольку все заинтересованы в устойчивом развитии экономики и развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий <9>. Симптоматичен тот факт, что рассмотрение устойчивых ориентиров для среднесрочных и долгосрочных целей налоговых реформ возникло только в последнее время <10>. На сегодняшний день становится весьма своевременным рассмотрение фундаментальных проблем функционирования налоговой системы каждого из государств, входящих в Таможенный союз. -------------------------------- <9> Черник Д. Г. Размышления о налогах. М.: Издательский дом "Тончу", 2007. С. 195. <10> Гернес А. В. Администрирование налоговых отношений государств - членов ЕврАзЭС: Дис. ... канд. эконом. наук. 2009.

Институциональные, структурные, налоговые и финансовые реформы, проводимые в государствах - членах ТС, призваны обеспечить создание оптимальных национальных налоговых систем, которые обеспечивают финансовыми ресурсами потребности государства, не снижают стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывают его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Название документа