О соотношении единого таможенного пространства Союзного государства и единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

(Гармонников С. Н.) ("Таможенное дело", 2012, N 4) Текст документа

О СООТНОШЕНИИ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС <*>

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников Сергей Николаевич, руководитель Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан.

В данной статье автор раскрывает вопросы соотношения единого таможенного пространства Союзного государства и единой таможенной территории ТС в рамках ЕврАзЭС. Автор анализирует Договор о создании Союзного государства и роль единого таможенного пространства для Таможенного союза и Союзного государства. Также автор ведет речь о том, что единое таможенное пространство является более прогрессивной интеграционной конструкцией, чем единая таможенная территория.

Ключевые слова: единое информационное пространство, Таможенный союз, ЕврАзЭС, Союзное государство, единая таможенная территория.

The author reveals the issues of correlation of the common area of the Union State and single customs territory within EurAsEC. The article analyzes the Treaty of the Union State and the role of the common area for the Customs Union and the Union State. According to the author the common area is more progressive integration structure than single customs territory.

Key words: single information area, the Customs Union, EurAsEC, the Union State, single customs territory.

8 декабря 1999 г. Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор о создании Союзного государства (далее - Договор) [1], одной из важнейших целей построения которого было провозглашено создание единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в пределах территорий государств-участников <1>. -------------------------------- <1> Ч. 1 ст. 2 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

Изложенные в разделе III Договора принципы формирования единого экономического пространства включают в себя в том числе действие в Союзном государстве единого таможенного пространства <2>, в отношении которого применяются: -------------------------------- <2> Ст. 29 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

- единый порядок экспортного контроля; - единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза; - единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров <3>. -------------------------------- <3> Приведенный в ст. 29 Договора комплекс мер, применяемых в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, в настоящее время подпадает под понятие "запреты и ограничения", введенное с 1 июля 2010 г. Таможенным кодексом Таможенного союза.

По мнению автора, из текста Договора следует, что единый порядок применения вышеперечисленных запретов и ограничений является необходимым и достаточным условием признания факта функционирования единого таможенного пространства Союзного государства на всей его территории, состоящей из государственных территорий государств-участников. В обоснование данного заключения можно привести положения как самого Договора, так и Программы действий по его реализации [2], а именно: - структура изложения в ст. 29 раздела III Договора условий функционирования единого таможенного пространства позволяет рассматривать их в качестве исчерпывающего перечня критериев его формирования; - вопросы проведения государствами - участниками Союзного государства единой торговой политики в отношении третьих стран, применения единых ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и таможенного контроля вынесены в отдельную ст. 28 раздела III "Принципы формирования единого экономического пространства" Договора, что предполагает отнесение их к иным, нежели формирование и функционирование единого таможенного пространства, принципам формирования единого экономического пространства Союзного государства; - согласно принятой Российской Федерацией и Республикой Беларусь Программе действий по реализации положений Договора практическое осуществление принципа проведения единой торговой и таможенно-тарифной политики в Союзном государстве планировалось выполнять поэтапно, при этом уже на первом этапе в 2002 г. предусматривалось провести работу по завершению формирования единого таможенного пространства, созданию Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию, а также по унификации <4> таможенных тарифов, льгот по уплате таможенных пошлин, правил и критериев определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенных режимов, порядка таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, мер нетарифного регулирования. -------------------------------- <4> Международно-правовая унификация - один из механизмов экономической интеграции политически независимых государств; определяется как способ взаимодействия национальных правовых систем, основанный на зафиксированном в международном договоре обязательстве государств точно следовать содержащимся в международном соглашении единообразным нормам правового регулирования [3].

На втором этапе после осуществления всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, в срок до 2004 г. намечалось завершить унификацию, в т. ч. таможенного законодательства государств-участников и правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле. И только на третьем этапе в 2005 г. планировалось принять идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики, в т. ч. таможенные кодексы, законы о таможенном тарифе, законы о валютном регулировании и валютном контроле <5>. -------------------------------- <5> Раздел 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

То есть создание единого таможенного пространства Союзного государства, понимаемого как территории двух государств-участников, в пределах которых действует единый порядок применения запретов и ограничений во внешней торговле товарами, рассматривалось в качестве первоочередной меры, предваряющей завершение унификации мер таможенно-тарифного и таможенного регулирования в процессе формирования единой торговой и таможенно-тарифной политики, как необходимого элемента создания единого экономического пространства Союзного государства. Подобное содержание понятия "единое таможенное пространство", по мнению автора, было обусловлено тем, что на дату заключения Договора Российская Федерация и Республика Беларусь находились на завершающем этапе унификации мер экспортного контроля и нетарифного и технического регулирования в рамках выполнения предшествующих интеграционных договоренностей [4], в то время как проблематика взаимоотношений государств в части несогласованного применения мер таможенно-тарифного и таможенного регулирования привела к возобновлению функционирования на российско-белорусской границе пунктов принятия уведомлений [5]. В то же время следует отметить, что и в Договоре, и в Программе действий по его реализации отсутствуют положения, которые устанавливали бы наступление определенных правовых последствий после завершения создания только единого таможенного пространства Союзного государства. В этой связи небезынтересным является тот факт, что согласно преамбуле Программы действий по реализации положений Договора выполнение указанной Программы должно было ознаменовать завершение процесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей и общим бюджетом, в котором государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях. Вышеприведенная "опечатка" не случайна, поскольку на момент подписания Договора Российская Федерация и Республика Беларусь на протяжении 5 предшествующих лет предпринимали определенные усилия по формированию единой таможенной территории в понимании правил ГАТТ/ВТО [6], принципы создания которой были закреплены в российско-белорусских договоренностях о Таможенном союзе от 6 января 1995 г. [7], а именно: - отмена в торговле между государствами - участниками Таможенного союза товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; - установление и применение в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; - отмена таможенного контроля на общей границе при обеспечении надежного таможенного контроля на внешних границах <6> [8]. -------------------------------- <6> С 1 июля 1995 г. таможенный контроль на российско-белорусской границе был отменен как в отношении товаров российского и белорусского происхождения, так и в отношении товаров происхождения третьих стран, выпущенных в свободное обращение на территории России и Белоруссии. Таможенный контроль товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных на территории Республики Беларусь в свободное обращение, был возобновлен Российской Федерацией в том числе в пунктах принятия уведомлений на российско-белорусской границе с 7 апреля 2000 г.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что понятие единого таможенного пространства Союзного государства было введено в нормативную лексику российско-белорусских межгосударственных отношений в целях юридического закрепления определенного уровня развития союзного строительства в сфере торговой и таможенной политики в условиях обострения противоречий в сфере таможенно-тарифного регулирования между Россией и Белоруссией в рамках функционирования образованного в 1995 г. Таможенного союза. Однако поскольку в основополагающих документах Союзного государства не были отражены обязательства государств-участников в рамках созданного единого таможенного пространства, то это понятие не смогло подменить собой общепринятое международное понимание единой таможенной территории. 6 октября 2007 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [9] и в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза [10], в котором определили единую таможенную территорию как территорию, состоящую из таможенных территорий государств - членов Таможенного союза, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; при этом применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами <7>. -------------------------------- <7> Ст. 1 Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза".

При этом государства - члены Таможенного союза согласились с тем, что совместное решение об объединении таможенных территорий государств-членов в единую таможенную территорию может быть принято после завершения мероприятий по установлению и применению единых мер таможенно-тарифного и таможенного регулирования, единых запретов и ограничений, единого торгового режима с третьими странами, применения порядка зачисления и распределения таможенных и иных пошлин, а также учреждения и функционирования наднациональных органов Таможенного союза. В целях обеспечения единого порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, а также единые таможенные процедуры, государства - члены обновленного Таможенного союза приняли Таможенный кодекс Таможенного союза [11], в котором единая таможенная территория была определена как включающая территории государств-членов, а также находящиеся за пределами их территорий искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией <8>. -------------------------------- <8> Ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Следует отметить, что определение единой таможенной территории как объединения территорий государств - членов таможенного союза, а не их таможенных территорий соответствует правилам ГАТТ/ВТО и более полно обеспечивает достижение целей создания таможенных союзов, поскольку национальные таможенные территории, безусловно, имеют таможенные границы, в т. ч. на внутренних участках границ государств - членов таможенных союзов, перемещение через которые товаров и транспортных средств в рамках взаимной торговли подлежит таможенному администрированию со стороны национальных таможенных органов. В связи с выполнением государствами - членами Таможенного союза установленных мероприятий по созданию единой таможенной территории и формированию Таможенного союза и в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19 мая 2011 г. N 81 [12] с 1 июля 2011 г. был отменен таможенный контроль на российско-казахстанской и российско-белорусской границах [13]. Таким образом, в настоящее время единое таможенное пространство Союзного государства соотносится с единой таможенной территорией Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС как "часть в составе целого" и по территориальному признаку, и по масштабности унификации мер тарифного, нетарифного и таможенного регулирования. Практическая значимость данного вывода состоит в том, что он, во-первых, позволит при дальнейшем развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве избежать заблуждения в том, что единое таможенное пространство является более прогрессивной интеграционной конструкцией, чем единая таможенная территория, и, во-вторых, позволяет осознать, что функционирующая единая таможенная территория является плодом многолетнего труда - достоянием государств - членов Таможенного союза, поддержание которого в надлежащем состоянии требует, помимо дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы, также и осуществления совместного контроля за единообразием правоприменительной практики.

Литература

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786. 2. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Российская газета. N 22. 2000. 1 февраля. 3. Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. N 6; Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. 2-е изд. М.: Юристъ, 2006. С. 45 - 52. 4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 5057. 5. Распоряжение ГТК России от 5 августа 1998 г. N 01-14/854 "О создании пунктов принятия уведомлений о ввозе товаров по процедуре МДП на территорию Российской Федерации" // Российская газета. N 248. 1998. 30 декабря. 6. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г., абз. i), ii) подп. a) п. 8 ст. XXIV // СПС "Гарант-эксперт". 7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 5057; Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 45. Ст. 5057. 8. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 22. Ст. 2034; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 26. Ст. 2480; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 254 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 583" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 14. Ст. 1492. 9. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан "Об учреждении Евразийского экономического сообщества" от 10 октября 2000 г. (в ред. Протокола от 6 октября 2007 г.) // СПС "КонсультантПлюс". 10. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 12. Ст. 1552. 11. Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www. tsouz. ru. 12. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 19 мая 2011 г. N 81 "О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза" // СПС "КонсультантПлюс". 13. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 28. Ст. 4166.

Название документа