Членство в ВТО: угроза обеспечения продовольственной безопасности России

(Белхароев Х. У.) ("Таможенное дело", 2012, N 4) Текст документа

ЧЛЕНСТВО В ВТО: УГРОЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ <*>

Х. У. БЕЛХАРОЕВ

Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России, кандидат юридических наук.

Автор статьи детально рассматривает вопрос обеспечения продовольственной безопасности России после вступления в ВТО. Он анализирует мнения различных ученых по данному вопросу. В статье также анализируется богатая правовая база по этому вопросу. Автор рассматривает плюсы и минусы для России в области продовольственной безопасности после вступления в ВТО.

Ключевые слова: ВТО, таможенное дело, таможенное право, безопасность, продовольственная безопасность, экономическая безопасность.

The author of the article considers in detail the issue of food security of Russia after joining WTO. He analyzes views of different scientists on this subject. The article provides a rich legal base on this issue. The author studies advantages and disadvantages of food security of Russia after joining WTO.

Key words: WTO, customs, security, food security, economic security.

В мировой экономике межгосударственная торговля помимо выгоды имеет и определенные недостатки, связанные с вытеснением отечественных товаров импортом, что ведет к свертыванию их производства, которое усугубляется тем, что зачастую конкурентоспособность товаров определяется не столько истинными издержками и ценами, складывающимися в вывозящих странах, сколько субсидированием и другими мерами государственной поддержки их производства и сбыта. Это достаточно четко видно на примере процессов, происходящих в России с 90-х гг. прошлого века. В соответствии с положениями действующего законодательства понятием "национальная безопасность" определяются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и этому понятию мы должны следовать и после вступления в ВТО. Заявка на вступление России в ВТО была подана в июле 1993 г., однако до последнего времени этот вопрос оставался нерешенным. Его сложность заключалась в том, что процедура присоединения каждой страны к этой международной организации представляет собой многоэтапный и сложный процесс, и в результате достигнутых соглашений 16 декабря 2011 г. в Женеве Российскую Федерацию приняли в ВТО. При этом основной задачей России как члена ВТО является укрепление прав в сфере международной торговли, улучшение торгово-политического режима, расширение доступа российских поставщиков продукции на международные рынки и отстаивание пороговых значений в сфере национальной безопасности, в т. ч. и продовольственной. Правила, содержащиеся в текстах юридических соглашений, одинаковы для всех членов ВТО, но обязательства отдельных членов существенно различаются между собой, поскольку масштаб этих обязательств, принимаемых на себя присоединившейся страной, определяется в ходе процесса присоединения. Обязательства стран, претендующих на вступление в ВТО, оговариваются на основе специального Соглашения по сельскому хозяйству и включают в себя три основных блока вопросов: - внутренняя поддержка; - доступ на рынок; - экспортные субсидии. Страны-претенденты должны предоставить предложения по всем этим вопросам. Все меры внутренней поддержки, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, должны быть перечислены в соответствии с системой классификации Соглашения, измерены в денежном выражении и рассчитаны за трехлетний период. Если меры, рассматриваемые в ВТО как стимулирующие производство и искажающие торговлю, использовались сверх пороговых величин, то страны-претенденты должны взять на себя обязательства по их постепенному ежегодному сокращению в течение установленного переходного периода. В части доступа на рынок страна-претендент должна перевести нетарифные барьеры в тарифные эквиваленты, связать эти тарифные ставки на верхнем уровне и потом сократить их посредством постепенного ежегодного уменьшения в течение переходного периода. В части экспортных субсидий страны-претенденты должны взять на себя обязательства либо не использовать экспортные субсидии с момента присоединения, либо оценить имеющиеся экспортные субсидии в денежном выражении и принять обязательства по ежегодному их сокращению в течение переходного периода. Выигрыш и ущерб для аграрной сферы экономики от вступления страны в ВТО складываются из неоднородного влияния новых условий ведения внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на различные отрасли АПК и отдельные виды производства их продукции. По мнению известного западного экономиста Фридриха Листа, повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути. При этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии. Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения модернизации. Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле, несмотря на обещания перед вхождением в ВТО, не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Для нашей страны примером является Украина: за три года после вхождения в ВТО доля производства сахара сократилась на 50%, обанкротились, не выдержав ценовую конкуренцию, 50 сахарных заводов, за семь месяцев 2011 г. импорт сала из Голландии, Германии и Польши составил 20 тыс. тонн, что привело к снижению импортных пошлин на ввоз живых свиней с 40% до вступления в ВТО до 5% после вступления в ВТО, к сожалению, на такие условия согласилась и Россия. По мнению вице-президента РАСХН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства академика И. Г. Ушачева, вступление России в ВТО обернется снижением объемов господдержки сельского хозяйства, к 2018 г. она должна снизиться до 4,4 млрд. долл. Это отразится на состоянии отечественных производителей и даже еще больше ослабит продовольственную безопасность России, порог которой и так утерян. В Евросоюзе объем господдержки сельхозпроизводителей составляет 23% от полученного результата, в России - 10%, в Японии - 60%. ВТО требует от России открытия своих внутренних рынков. На настоящее время мы завозим продовольствия на сумму 36 млрд. долл. Особенно пострадает экспорт зерна, без дотаций на ЖД тарифы для многих регионов экспорт зерна будет убыточным, и, соответственно, резко сократится и производство зерна. По мнению действительного члена РАЕН, доктора экономических наук М. Г. Делягина, присоединение России к ВТО, произошедшее внезапно, ввергло российский бизнес в состояние шока, прежде всего потому, что условия этого присоединения ясны ему далеко не в полной мере, а то, что известно, скорее, пугает. Обсуждение в Международном комитете Совета Федерации поправки Джексона - Вэника в свете присоединения к ВТО увенчалось пониманием необходимости разобраться, на каких же именно условиях и для чего Россия вступает в эту организацию. В Госдуме обсуждение с представителями экспертной общественности присоединения России к ВТО началось с констатации того, что Минэкономразвития опубликовало лишь неофициальный перевод этих условий. Заместитель Министра сельского хозяйства России Олег Алдошин указал, что 4,4 млрд. долл., до которых будет сокращена поддержка сельского хозяйства в ближайшие годы, примерно соответствует уровню катастрофического 2008 г., когда страна, не готовая к обострению глобального экономического кризиса, балансировала на грани краха. После краха 90-х гг. с учетом мировых тенденций (даже в Африке растет сельхозпроизводство) сельское хозяйство России должно было нарастить выпуск продукции вдвое. Этого не произошло. Российский зерновой потенциал позволяет увеличить производство зерна втрое, до 300 млн. тонн, за счет использования заброшенной пашни и современной техники. И это зерно будет востребовано, т. к. более 1 млрд. населения Земли голодает. Эти возможности не реализуются из-за политики государства. В связи с присоединением к ВТО на 30% снижается средневзвешенный тариф, а господдержка экспорта и вовсе запрещается. А ведь основная часть прироста производства зерна должна пойти именно на экспорт. Российское Правительство согласовало уровень поддержки сельского хозяйства на уровне 4,4 млрд. долл., это ниже Швейцарии (5,8 млрд.), пахотные угодья которой втрое меньше наших. Снижение импортных пошлин и рост импорта приведет благодаря присоединению к ВТО к спаду сельхозпроизводства на 260 млрд. руб. Соответственно, сократятся рабочие места и поступления в бюджет. Только за первый год за счет снижения пошлин бюджет потеряет 430 млрд. руб. Заместитель Министра сельского хозяйства СССР академик Виктор Шевелуха отметил, что "условия вхождения в ВТО не соответствуют ситуации, которая сложилась реально, и тому разрушению, которое произошло в результате реформирования". Он назвал недопустимым сокращение господдержки села и подчеркнул, что присоединение к ВТО на кабальных условиях не позволит выполнить требования Президента по обеспечению продовольственной безопасности России. Необходимо учитывать, что полностью открыть российский продовольственный рынок - значит добровольно уступить крупнейшим странам - экспортерам продовольствия и сырья для его производства место на большей части весьма емкого российского рынка, в результате неизбежно ухудшится социальное и экономическое положение не только работников аграрной сферы, но и большей части всего населения страны, государство не сможет защитить внутренний рынок от поступления импортных продуктов генной инженерии. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность. Соответственно, если Россия не сможет производить, а будет импортировать продовольствие, то будут нарушены требования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В указанных документах изложены основные направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности нашей страны, в т. ч. и продовольственной. Устойчивость российского продовольственного рынка определяется объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Продовольственную независимость Российской Федерации можно считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80%. Допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в Российской Федерации. Учитывая, что иностранные инвестиции практически не поступают непосредственно в сельское хозяйство, зарубежные инвесторы внедряются в наиболее быстро окупаемые и стратегически малозначимые производства продовольственной продукции: - безалкогольные и слабоалкогольные напитки; - кондитерские изделия и т. д. Россия в рамках присоединения к ВТО не сможет субсидировать АПК в достаточном объеме, а порог продовольственной безопасности в 80% утерян и до вступления в ВТО, и нашей стране придется искать пути выхода из сложившейся ситуации, учитывая опыт зарубежных стран - участников ВТО. Требования ВТО, на которые согласилась Россия, содержат ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям. В переходный период Россия обязана снизить ставку тарифа на импортные товары: на более чем треть он будет снижен с момента присоединения, еще на четверть - спустя три года. Самый длительный переходный период - 8 лет - установлен для мяса домашней птицы.

Сравнение импортных пошлин до и после вступления ВТО, в %

Товары До вступления После 2018 г.

Макаронные изделия 10,6 7,4

Овощи, фрукты и 13,3 9,6 продукты их переработки

Злаки и хлебобулочные 9,3 7,1 изделия

Одежда из трикотажа 18,9 15,2

Текстиль 20 15

Обувь 19,3 12

Во взаимоотношениях с мировым рынком продовольствия следует учитывать, что мировой рынок - рынок экспортных продовольственных товаров, произведенных в лучших природно-экономических условиях наиболее эффективными производителями и реализуемых по приемлемым для них ценам. Мировые цены складываются на основе себестоимости продукции в лучших условиях производства, полученных наиболее эффективными производителями. При этом также нужно принимать во внимание экспортные субсидии и другие формы стимулирования экспорта продовольствия и сырья для его производства. Все остальные производители в мире, которые работают в худших условиях или менее эффективными способами, имеют более высокую себестоимость продукции АПК и не могут конкурировать с мировыми ценами. Им приходится, с одной стороны, повышать эффективность производства, с другой - прибегать к мерам защитного характера, что широко применяется рядом экономически развитых стран, в которых защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства являются неизбежными компонентами экономической политики государства. В качестве защитных мер ими используются импортные тарифы, компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот, административного регулирования. Это заставляет при относительно невысоких официальных таможенных пошлинах ставить непроходимые барьеры для импорта отдельных видов продовольствия и сырья для их производства. По нашему мнению, членство в ВТО принесет России увеличение количества безработных, закрытие многих предприятий и моногородов, отток квалифицированных кадров и капитала. Произойдет развал целых отраслей промышленности, рост тарифов на услуги ЖКХ, энергоносители, деградация социальной сферы, ухудшение демографической ситуации, поглощение многих отечественных финансовых институтов, продовольственный рынок будет завален продуктами ГМО, и будет ограничено правотворчество. Соответственно, членство в ВТО будет нарушать наши конституционные права, которые гласят: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для решения обозначенных выше проблем необходимо форсировать принятие Закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации" и поэтапно его вводить в жизнь. На государственном уровне разработать программу поддержки потребительской кооперации с целью закупа урожая у сельхозпроизводителя и последующей реализации через торговую сеть потребкооперации. Принятие соответствующих мер необходимо для нейтрализации внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности". 3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. 4. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". 5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". 6. Российская газета - Экономика Северо-Запада. N 5675(2). 2012. 11 января. 7. Ушачев И. Г. Вторая международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Екатеринбург, 2011. 8. Добровольский В. Ф. Обеспечение населения продовольствием в кризисных и аварийных ситуациях: проблемы и решения // Продовольственная безопасность России: Сборник документов. М., 2002. 9. Продовольственная безопасность России: Сборник докладов. М., 2002. 10. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 2010.

Название документа