Штрафные санкции в ЕЭП
(Яруллин Л.) ("Конкуренция и право", 2012, N 6) Текст документаШТРАФНЫЕ САНКЦИИ В ЕЭП
Л. ЯРУЛЛИН
Ленар Яруллин, советник отдела по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, и проведению расследований Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК.
Объективно сложилось так, что главным мотивом для развития рыночных отношений и конкуренции являются, к сожалению, не сознательность самих хозяйствующих субъектов и экономические факторы, влияющие на их рыночное поведение, а штрафные санкции, которые могут быть применены регулирующим органом при выявлении нарушений. Так, и сами штрафы, указанные в ст. 14 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 г. (далее - Соглашение), предусмотренные за нарушение правил конкуренции, являются побуждающим фактором к предотвращению таких нарушений. Решением президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18 ноября 2011 г. была создана Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, который осуществляет свою деятельность в том числе и в сфере конкурентной политики. Соглашение предусматривает, что передача ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции субъектами рынка будет происходить поэтапно, а именно: 1) с 1 сентября 2013 г. ЕЭК будут переданы полномочия по контролю соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию; 2) с 1 ноября 2013 г. - полномочия по контролю соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения; 3) с 1 января 2014 г. - полномочия по контролю соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением. Непременные условия передачи полномочий - создание необходимой правовой базы и гармонизация национального конкурентного законодательства государств - членов Единого экономического пространства. Таким образом, уже в скором будущем к контролю за соблюдением единых правил конкуренции субъектами рынка на трансграничных рынках подключится ЕЭК в лице Департамента антимонопольного регулирования, работа которого ведется под руководством члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию Н. Ш. Алдабергенова. Усиление ответственности за нарушение единых правил конкуренции будет способствовать не только пресечению таких правонарушений, но и их профилактике. При этом чрезмерное ужесточение регулирования отрицательно скажется на конкуренции, ограничив эффективное экономическое развитие на территории ТС и ЕЭК. Рассмотрим подробнее штрафные санкции, которые станет применять ЕЭК к нарушителям правил конкуренции. 1. Действия субъектов рынка, которые направлены на недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, искаженных сведений или введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, влекут штрафные санкции для должностных лиц в размере от 12 до 20 тыс. руб., а на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. 2. Если субъекты рынка - конкуренты, действующие на одном товарном рынке, заключают соглашение, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, а также участвуют в установлении или поддержании цен, то им грозит штраф: для должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц штраф составляет 0,01 - 0,15 суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб. В случае если выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, превышает 75% совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), штраф будет колебаться от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 тыс. руб. 3. За координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов установлен штраф для должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц - от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб. В случае если выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, превышает 7% совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), налагаемый штраф составит от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 тыс. руб. 4. Злоупотребление субъектом рынка своим доминирующим положением на товарном рынке влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Для юридических лиц установлен штраф 0,01 - 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, но не более 1/50 совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. В случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), сумма штрафа составит от 0,003 до 0,03 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. 5. Непредоставление в ЕЭК сведений (информации), а равно предоставление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение штрафа на граждан - от 1,5 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц - от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. руб. Размеры штрафов за нарушение правил конкуренции, указанные в ст. 14 Соглашения, соответствуют штрафным санкциям, которые применяет российский антимонопольный орган за нарушение Закона о защите конкуренции. Впрочем, следует отметить, что некоторые штрафные санкции, установленные законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, значительно жестче тех, которые содержатся в Соглашении. Например, в Республике Казахстан при непредоставлении информации на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 250 до 300 месячных расчетных показателей (МРП) (1 МРП = 1618 тенге), что по курсу ЦБ РФ на 9 октября 2012 г. составляет от 83610,9 до 100333 руб., а Соглашением установлен штраф от 10 до 15 тыс. руб. Также при заключении субъектом рынка соглашения, которое ограничивает конкуренцию, или при совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признаваемых злоупотреблением таким положением, антимонопольное агентство Республики Казахстан наказывает штрафом. Для крупных юридических лиц он составляет 10% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода (незаконной прибыли), полученного в результате такой деятельности не более чем за один год, или без конфискации. Практика конфискации монопольного дохода (незаконной прибыли) применяется в том числе и антимонопольным органом КНР. Нормы российского законодательства имеют свои особенности: при совершении действий (бездействия) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке товаров (работ, услуг), чья реализация осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), предусмотрено наложение штрафных санкций на юридических лиц в размере от 0,3% до 3% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги). В свою очередь, в соответствии с Соглашением, за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, предусматриваются штрафные санкции в размере от 0,3 до 3% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), только если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг) превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Подробная картина по применению штрафных санкций за нарушение правил конкуренции сторонами отражена в сравнительном анализе, проведенном Департаментом антимонопольного регулирования ЕЭК (см. таблицу "Сравнительный анализ штрафных санкций государств - сторон соглашения").
Сравнительный анализ штрафных санкций государств - сторон Соглашения
Недобросовестная конкуренция
Республика Республика Российская ЕЭК Беларусь Казахстан Федерация
на должностных на должностных лиц на должностных на должностных лиц - от 20 до (при совершении лиц - от 12 до лиц - от 12 до 100 базовых повторных действий 20 тыс. руб. 20 тыс. руб. величин (1 базо - в течение года вая величина = после наложения 100 тыс. административного белорусских руб.) взыскания) - от - от 7353,8 до 36 350 до 400 месяч - 769,2 руб. <*> ных расчетных показателей (МРП) (1 МРП = 1618 тенге) - от 117954 до 134804,6 руб.
на на индивидуальных не предусмотрено не предусмотрено индивидуальных предпринимателей предпринимателей - от 250 до 300 - от 100 до 200 МРП (от 84252,2 базовых величин до 101103,4 руб.) (от 36769,2 до 73538,4 руб.)
на юридических на юридических на юридических на юридических лиц - до 10% лиц, являющихся лиц - от 100 до лиц - от 100 до суммы выручки от субъектами малого 500 тыс. руб. 500 тыс. руб. реализации товара или среднего (работы, услуги) предприниматель - за календарный ства, - от 250 до год, предшеству - 300 МРП (от ющий году, в 84252,2 до 101103, котором выявлено 4 руб.), на юриди - административное ческих лиц, являю - правонарушение, щихся субъектами либо за предше - крупного ствующую дате предприниматель - выявления ства, - от 1 до административного 1,5 тыс. МРП (от правонарушения 337011,6 до часть календарно - 505517,4 руб.) го года, в котором выявлено административное правонарушение, если правонаруши - тель не осущест - влял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 базовых величин) (147076,8 руб.)
Заключение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения
Республика Республика Российская ЕЭК Беларусь Казахстан Федерация
на должностных на должностных на должностных на должностных лиц - от 20 до лиц - 150 МРП лиц - от 20 до 50 лиц - от 20 до 50 100 базовых (50551,7 руб.). тыс. руб. либо тыс. руб. либо величин (от дисквалификация дисквалификация 7353,8 до 36769, на срок до трех на срок до трех руб.) лет лет
на на индивидуальных не предусмотрено не предусмотрено индивидуальных предпринимателей предпринимателей - 150 МРП (50551,7 - от 100 до 200 руб.) базовых величин (от 36769,2 до 73538,4 руб.)
на юридических на юридических на юридических на юридических лиц - до 10% лиц, являющихся лиц - от 0,01 до лиц - от 0,01 до суммы выручки от субъектами малого 0,15 выручки пра - 0,15 выручки пра - реализации товара или среднего пред - вонарушителя от вонарушителя от (работы, услуги) принимательства, реализации товара реализации товара за календарный - 5%, юридических (работы, услуги), (работы, услуги), год, предшеству - лиц, являющихся на рынке которого на рынке которого ющий году, в субъектами круп - совершено право - совершено право - котором выявлено ного предпринима - нарушение, либо нарушение, но не административное тельства, - в от 0,1 до 1/2 менее 100 тыс. правонарушение, размере 10 дохода начальной руб., а в случае, либо за предше - (выручки), стоимости предме - если сумма выруч - ствующую дате полученного в та торгов, но не ки правонарушите - выявления результате менее 100 тыс. ля от реализации административного осуществления руб., а в случае, товара (работы, правонарушения монополистической если сумма выруч - услуги) превышает часть календар - деятельности, с ки правонарушите - 75% совокупной ного года, в конфискацией ля от реализации суммы выручки котором выявлено дохода, получен - товара (работы, правонарушителя административное ного в результате услуги) превышает от реализации правонарушение, осуществления та - 75% совокупной всех товаров если правонару - кой деятельности выручки правона - (работ, услуг), шитель не не более чем за рушителя от - от 0,003 до осуществлял один год, или реализации всех 0,03 выручки деятельность по без конфискации товаров (работ, правонарушителя реализации услуг) или от реализации данного товара административное товара (работы, (работы, услуги) правонарушение услуги), на рынке в предшествующем совершено на которого календарном году, рынке товаров совершено право - но не менее 400 (работ, услуг), нарушение, но базовых величин) реализация не менее 100 тыс. (147076,8 руб.) которых руб. осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от 0,003 до 0,03 выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов
Республика Республика Российская ЕЭК Беларусь Казахстан Федерация
не предусмотрено не предусмотрено на должностных на должностных лиц - от 20 до 50 лиц - от 20 до 50 тыс. руб. либо тыс. руб. либо дисквалификация дисквалификация на срок до трех на срок до трех лет лет
на юридических на юридических лиц - от 0,01 до лиц - от 0,01 до 0,15 выручки 0,15 выручки пра - правонарушителя вонарушителя от от реализации реализации товара товара (работы, (работы, услуги), услуги), на рынке на рынке которого которого совершено совершено административное административное правонарушение, правонарушение, но не менее 100 но не менее 100 тыс. руб., а в тыс. руб., а в случае, если случае, если выручка правона - выручка рушителя от правонарушителя реализации товара от реализации (работы, услуги), товара (работы, на рынке которого услуги), на рынке совершено которого правонарушение, совершено превышает 7% административное совокупной правонарушение, выручки превышает 75% правонарушителя совокупной от реализации выручки правона - всех товаров рушителя от (работ, услуг), реализации всех - от 0,003 до товаров (работ, 0,03 суммы выруч - услуг) или ки правонарушите - административное ля от реализации правонарушение товара (работы, совершено на услуги), на рынке рынке товаров которого соверше - (работ, услуг), но административ - реализация ное которых правонарушение, осуществляется по но не менее 100 регулируемым в тыс. руб. соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от 0,003 до 0,03 выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
Злоупотребление субъектом рынка своим доминирующим положением на товарном рынке
Республика Республика Российская ЕЭК Беларусь Казахстан Федерация
на должностных на должностных на должностных на должностных лиц - от 20 до лиц - 150 МРП (50 лиц - от 20 до 50 лиц - от 20 до 50 100 базовых 551,7 руб.) тыс. руб. либо тыс. руб. либо величин (от дисквалификация дисквалификация 7353,8 до 36769,2 на срок до трех на срок до трех руб.) лет лет
на на индивидуальных не предусмотрено не предусмотрено индивидуальных предпринимателей предпринимателей - 150 МРП (50 - от 100 до 200 551,7 руб.) базовых величин (от 36769,2 до 73538,4 руб.).
на юридических на юридических на юридических на юридических лиц - до 10% лиц, являющихся лиц - от 0,01 до лиц - от 0,01 до выручки от субъектами малого 0,15 выручки пра - 0,15 выручки пра - реализации товара или среднего вонарушителя от вонарушителя от (работы, услуги), предприниматель - реализации товара реализации товара на рынке которого ства, - в (работы, услуги), (работы, услуги), совершено размере 5%; на на рынке которого на рынке которого правонарушение, юридических лиц, совершено совершено за календарный являющихся правонарушение, правонарушение, год, предшествую - субъектами но не более 1/50 но не более 1/50 щий году, в крупного совокупной совокупной котором выявлено предпринима - выручки выручки административное тельства, - в правонарушителя правонарушителя правонарушение, размере 10% от реализации от реализации либо за дохода (выручки), всех товаров всех товаров предшествующую полученного в (работ, услуг) и (работ, услуг) и дате выявления результате не менее 100 тыс. не менее 100 тыс. административного осуществления руб., а в случае, руб., а в случае, правонарушения монополистической если сумма если сумма часть деятельности, с выручки правона - выручки правона - календарного конфискацией рушителя от рушителя от года, в котором дохода, получен - реализации товара реализации товара оно выявлено, ного в результате (работы, услуги), (работы, услуги), если осуществления на рынке которого на рынке которого правонарушитель такой деятельности совершено право - совершено не осуществлял не более чем за нарушение, правонарушение, деятельность по один год, или без превышает 75% превышает 75% реализации конфискации совокупной совокупной данного товара выручки право - выручки (работы, услуги) нарушителя от правонарушителя в предшествующем реализации всех от реализации календарном году, товаров (работ, всех товаров но не менее 500 услуг) или (работ, услуг), базовых величин административное - от 0,003 до (183846 руб.) правонарушение 0,03 выручки совершено на правонарушителя рынке товаров от реализации (работ, услуг), товара (работы, реализация услуги), на рынке которых осущест - которого вляется по совершено пра - регулируемым в вонарушение, но соответствии с не более 1/50 законодательством совокупной Российской выручки Федерации ценам правонарушителя (тарифам), - в от реализации размере от 0,003 всех товаров до 0,03 выручки (работ, услуг) и правонарушителя не менее 100 тыс. от реализации руб. товара (работы, услуги), но не более 1/50 совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.
Непредоставление сведений (информации), в том числе непредоставление сведений (информации) по требованию, предоставление заведомо недостоверных сведений (информации)
Республика Республика Российская ЕЭК Беларусь Казахстан Федерация
штраф в размере на физических лиц на граждан - от на граждан - от от 20 до 100 - от 50 до 100 1,5 до 2,5 тыс. 1,5 до 2,5 тыс. базовых величин) МРП (от 16850,5 руб. руб. (от 7353,8 до 36 до 33701 руб.) 769,2 руб.)
на должностных на должностных на должностных лиц, индивидуаль - лиц - от 10 до 15 лиц - от 10 до ных предприни - тыс. руб. 15 тыс. руб. мателей - от 250 до 300 МРП (от 83610,9 до 100333 руб.)
на юридических на юридических на юридических лиц, являющихся лиц - от 300 до лиц - от 300 до субъектами малого 500 тыс. руб. 500 тыс. руб. или среднего пред - принимательства, - от 350 до 400 МРП (от 117954 до 134804,6 руб.); на юридических лиц, являющихся субъектами крупно - го предпринима - тельства, - от 1,5 до 2 тыс. МРП (от 502484,5 до 669979,2 руб.)
Кроме того, в Соглашении отсутствуют положения, которые устанавливают запрет и, следовательно, штрафные санкции на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения или согласованные действия государственных органов, которые в настоящее время применяют в своей работе антимонопольные органы Республики Казахстан и РФ. Отсутствие указанных положений может негативно отразиться на конкуренции на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Для дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства и развития рыночных отношений департаменты ЕЭК анализируют антимонопольное законодательство и опыт его применения в Евросоюзе, Японии, Китае и США. Усиление ответственности за нарушение единых правил конкуренции будет способствовать не только пресечению таких правонарушений, но и их профилактике. При этом чрезмерное ужесточение регулирования отрицательно скажется на конкуренции, ограничив эффективное экономическое развитие на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Название документа