Правосудие в отношении несовершеннолетних: проблемы теории и практики

(Косевич Н. Р.) ("Российский судья", 2012, N 12) Текст документа

ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ <*>

Н. Р. КОСЕВИЧ

Косевич Николай Рудольфович, Российская академия правосудия, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент.

В процессе исследования проблем теории и практики отправления правосудия в отношении несовершеннолетних автор формулирует понятие, цели, задачи и принципы ювенальной юстиции.

Ключевые слова: Конституция, правосудие, ювенальная юстиция, международные принципы, нормы, судебная практика.

In the process of study of theory and practice of effectuation of justice with regard to minors the author formulates the concept, purposes and tasks and principles of juvenile justice.

Key words: Constitution, justice, juvenile justice, international principles, norms, judicial practice.

Сегодня ювенальную юстицию обычно представляют правовой основой социальной политики России в отношении несовершеннолетних. Попробуем разобраться в понятиях. Как правило, под юстицией понимают отправление правосудия. Однако если обратиться, так сказать, к истокам, то слово "юстиция" заимствовано из латыни (justitia от jus, jaris - право, закон) и может быть переведено как "право", "справедливость", "законность", "правомерность" <1>. Исходя из этих значений, ювенальную юстицию необходимо понимать шире, нежели только правосудие. Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, а значит, по обеспечению законности, осуществляется судом, Прокуратурой РФ, МВД РФ, Министерством юстиции РФ и др. -------------------------------- <1> Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: 200 тыс. слов и словосочетаний. Русский язык - Медиа, 2005. URL: http://slovari. yandex. ru/jus/la-ru/Universal/#lingvo/ (дата доступа: 20.06.2012); Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба: Словарь. М.: Луч, 1996.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах <2>. -------------------------------- <2> Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. N 4-П // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 701.

Демократические основы (принципы) правосудия сформулированы во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. <3>; Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.) <4>; Международном пакте ООН о гражданских и политических правах 1966 г. <5>; Основных принципах независимости судебных органов ООН 1985 г. <6>. -------------------------------- <3> Российская газета. 1998. 10 дек. <4> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <5> БВС РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11. <6> Основные принципы независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.), одобрены Резолюцией 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.1985) // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 124 - 126.

Международно-признанные основы правосудия закреплены в Конституции РФ в гл. 7, посвященной судебной власти, и в гл. 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина: 1) осуществление правосудия только судом (ч. 1 ст. 118); 2) независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, подчинение их только закону (ст. ст. 120 - 122); 3) открытость судебного разбирательства (ст. 123); 4) право на свободу и личную неприкосновенность, а также допустимость ареста и содержания под стражей только по судебному решению (ст. 22); 5) недопустимость лишения права гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47); 6) право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); 7) презумпция невиновности (ст. 49); 8) недопустимость доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50); 9) свидетельский иммунитет (ст. 51). Данные основы нашли свое отражение в ст. ст. 6 - 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ; ст. ст. 2 - 13 Гражданско-процессуального кодекса РФ; ст. ст. 2 - 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 1.4 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сказанное относится к системе юстиции в целом. Если говорить о ювенальной юстиции, то имеются определенные особенности. Прежде всего этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает "молодой, юный", а также "молодой человек, юноша, девушка" <7>. -------------------------------- <7> Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: 200 тыс. слов и словосочетаний. Русский язык - Медиа, 2005.

По мнению профессора А. С. Автономова, "ювенальная юстиция родилась в результате встречного движения юристов, стремившихся в решении сложных проблем детской и подростковой преступности выйти за узкие и формализованные рамки нормативных предписаний, и людей, занимавшихся социальной работой и старавшихся в своей деятельности по преодолению девиантного поведения детей и подростков получить поддержку полицейских, судей и других должностных лиц, в чьем ведении в конце концов и оказывались молодые люди так называемой группы риска. Постепенно ювенальная юстиция вышла за пределы собственно специализированного уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время ювенальную юстицию, как представляется, следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации" <8>. -------------------------------- <8> Автономов А. С. Ювенальная юстиция: Учеб. пос. М.: НАН, 2009.

Целью выделения ювенальной юстиции из общей системы юстиции является необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав этой категории лиц. В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), 1985 г. оригинальная английская версия - Juvenile Justice - в аутентичном русском тексте переведена как "правосудие в отношении несовершеннолетних", т. е. как особая система правосудия, где центральное звено - суд - тесно взаимодействует с социальными службами и до того, как подросток окажется в орбите суда, и после судебного решения. При этом не имеет значения, идет ли речь о защите прав подростка либо о его осуждении за правонарушение. Главное правило - на всех этапах правосудия обеспечить и защитить права и интересы несовершеннолетнего <9>. -------------------------------- <9> Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. 2002. N 7. С. 23.

Согласно правилу 1.4 Пекинских правил "правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" <10>. -------------------------------- <10> Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2007. URL: http://www. unodc. org/pdf/criminal_justice/Compendium_UN_Standards_and_Norms_CP_and_CJ_Russian. pdf.

Современная отечественная наука по-разному понимает термин "ювенальная юстиция", однако, проанализировав имеющиеся точки зрения, можно выделить два основных подхода к ювенальной юстиции. Так, Э. Б. Мельникова (и поддерживающие ее авторы <11>) относит к ювенальной юстиции специализированные судебные органы (как в виде отдельной системы судов, так и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам <12>. -------------------------------- <11> Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1. С. 22 - 41. <12> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М., 1999.

Согласно другому подходу помимо специализированных судебных органов предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т. п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей <13>. -------------------------------- <13> Ермаков В. Д., Ильчиков М. З., Абросимова Е. А., Автономов А. С., Хананашвили Н. Л. Федеральный закон "Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации". Авторский проект. М., 1999. С. 8 - 9.

Однако при всех различиях дефиниций ювенальной юстиции четко прослеживаются три основных элемента: 1) правосудие, реализующее свои принципы через суд; 2) системность тех или иных органов, задействованных в круге правоотношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних; 3) правосубъектность, нацеленная на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних <14>. -------------------------------- <14> Гулягин А. Ю. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: Монография. М.: Юрист, 2009 // СПС "КонсультантПлюс".

Построение в России системы ювенальной юстиции стало той ситуацией, которая назрела и должна быть реализованной. При этом эта система должна строиться на следующих основополагающих принципах: - во-первых, это безукоснительное соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, строящееся на понимании в той или иной мере ограниченной правоспособности и дееспособности несовершеннолетних; - во-вторых, это приоритет профилактической направленности перед карательной, констатирующей факт уже совершенного правонарушения, преступления; - в-третьих, должна быть обеспечена системность неразобщенных органов ювенальной юстиции, основанная на четкой иерархичности, разграничении предметов ведения; - в-четвертых, государством должен быть признан приоритет семьи в качестве наиболее приемлемой и естественной среды для проживания несовершеннолетнего; - в-пятых, должен быть обеспечен постоянный динамичный процесс по поиску и внедрению социально-правовых технологий и методов защиты прав несовершеннолетних <15>. -------------------------------- <15> Там же.

Система ювенальной юстиции той или иной страны является уникальным комплексом, уникальной системой взаимодействия технологий и форм организации деятельности, определяемой особенностями истории и правовой системы. В рамках каждой такой системы реализуется не только множественность, но и особая связь и взаимодействие различных специалистов, позволяющая им сотрудничать в относительном единстве. Сложность обсуждаемого целого внешне выражается в том, что системы ювенальной юстиции различных стран имеют довольно существенные различия. Поэтому международное сообщество выработало и постоянно совершенствует единые, приемлемые для всех стандарты системы защиты прав несовершеннолетних, в том числе и вступивших в конфликт с законом <16>. -------------------------------- <16> Правовые аспекты совершенствования защиты прав и интересов детей и молодежи. 2010. 18 - 19 февр. URL: http://scrc. uz/18f11.php.

С юридической точки зрения формами реализации международных стандартов в национальном праве является или их непосредственное действие наряду с нормами национального законодательства, или их закрепление в национальном законодательстве. При рассмотрении вопросов, связанных с международными стандартами обращения с несовершеннолетними, необходимо иметь в виду несколько существенных обстоятельств. 1. Несовершеннолетний - это человек, а значит, на него распространяется действие всех международных актов, касающихся прав человека: - Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г.; - Международного пакта ООН "О гражданских и политических правах" 1966 г.; - Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" <17>; -------------------------------- <17> БВС РФ. 1994. N 12. С. 1 - 5.

- Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; - Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; - Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" (Рим, 1950 г.) и др. 2. Несовершеннолетний - это прежде всего ребенок, и на него распространяются специальные акты, которые касаются детей, например: - Конвенция ООН "О правах ребенка" 1989 г. <18> (далее по тексту - Конвенция); -------------------------------- <18> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45. Ст. 955.

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.; - Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г. <19>; -------------------------------- <19> Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2007. URL: http://www. unodc. org/pdf/criminal_justice/Compendium_UN_Standards_and_Norms_CP_and_CJ_Russian. pdf.

- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. <20>; -------------------------------- <20> Там же.

- Руководящие принципы ООН в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Вена 1997 г.) <21>; -------------------------------- <21> Там же.

- Руководящие принципы ООН, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений 2005 г. <22>. -------------------------------- <22> Там же.

3. Несовершеннолетний может оказаться жертвой какой-то определенной ситуации, и тогда на него будут распространяться такие специальные акты, как: - Факультативный протокол к Конвенции ООН "О правах ребенка", касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (Нью-Йорк, 2000 г.) <23>; -------------------------------- <23> СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 679.

- Факультативный протокол к Конвенции ООН "О правах ребенка", касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 2000 г.) <24>; -------------------------------- <24> URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightschild_protocol2.shtml.

- Конвенция "О защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления" (Гаага, 1993 г.) <25>; -------------------------------- <25> Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 712 - 720.

- Конвенция "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" (Гаага, 1980 г.) <26>; -------------------------------- <26> СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7452.

- Конвенция "О юрисдикции, применимом праве и сотрудничестве в вопросах родительской ответственности и мерах по защите детей" (Гаага, 1996 г., вступила в силу в 2002 г.) <27>; -------------------------------- <27> URL: http://www. ohchr. ru/2/pdf/_%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. pdf.

- Конвенция Международной организации труда N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (Женева, 1999 г.) <28> и др. -------------------------------- <28> СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1924.

Обеспечение и защита прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей <29>. -------------------------------- <29> Исмаилов Б. И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: Учеб. пос. Ташкент, 2002. URL: http://www. allpravo. ru/library/doc117p0/instrum5783/item5789.php.

Существует целый ряд основополагающих принципов, которые применяются на каждом этапе в системе правосудия в отношении несовершеннолетних. Эти принципы, именуемые всеобъемлющими международными принципами, вытекают из соответствующих международных документов. Такие принципы должны приниматься во внимание всеми лицами на повседневной основе при принятии решений, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних <30>: -------------------------------- <30> Ювенальная юстиция: международные нормы и законодательство Кыргызской Республики. Бишкек, 2010. С. 66 - 68. URL: http://www. unicef. org/kyrgyzstan/ru/GUvenile-Guilde-lines_Ru. pdf.

a) законодательство в области правосудия в отношении несовершеннолетних должно применяться ко всем лицам в возрасте до 18 лет; b) правосудие в отношении несовершеннолетних является составной частью процесса национального развития государства и как таковое требует достаточных ресурсов с тем, чтобы правосудие в отношении несовершеннолетних можно было организовать в соответствии с международными принципами; c) принцип недискриминации и равенства применим в области правосудия в отношении несовершеннолетних, и это предусматривает запрещение дискриминации в отношении ребенка и семьи ребенка (ст. 2 Конвенции); d) основополагающим принципом любой политики или действий в области правосудия в отношении несовершеннолетних является уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенка (п. 1 ст. 3 Конвенции); e) задержки в решении вопросов, касающихся ребенка, противоречат наилучшим интересам ребенка (п. (d) ст. 37 и п. п. 2(b)(ii) и 2 (b)(iii) ст. 40 Конвенции); f) каждый ребенок должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста (п. (c) ст. 37 Конвенции); g) на всех этапах с детьми следует обращаться таким образом, чтобы это содействовало их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (п. 1 ст. 40 Конвенции); h) дети имеют право свободно выражать свои взгляды в связи с процессом уголовного правосудия, и взглядам ребенка необходимо уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. ст. 12 и 13 Конвенции); i) дети имеют право искать, получать и передавать информацию, касающуюся системы правосудия в отношении несовершеннолетних, в доступной для детей и соответствующей потребностям детей форме (ст. 13 Конвенции и принцип 11 (b) Руководящих принципов в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия); j) правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть организовано таким образом, чтобы это соответствовало правам ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ст. 16 Конвенции "О правах ребенка"); k) если дети лишаются своего семейного окружения, они имеют право на особую защиту и помощь (п. 1 ст. 20 Конвенции "О правах ребенка"); l) ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37 Конвенции и правило 87 (a) Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы); m) ни на каком этапе процесса правосудия в отношении несовершеннолетних дети не могут быть лишены свободы незаконным или произвольным образом (п. (b) ст. 37 Конвенции); n) арест, задержание и тюремное заключение детей используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени (п. (b) ст. 37 Конвенции); o) родители должны уведомляться о любом аресте, тюремном заключении, перемещении, заболевании, телесном повреждении или смерти их ребенка (п. 4 ст. 9 Конвенции и правило 56 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы). Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее задачах <31>. -------------------------------- <31> Витрук Н. В. Цель, задачи и функции конституционного правосудия в государствах новой демократии // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. 2002. N 2(16). URL: http://www. concourt. am/hr/ccl/vest-nik/2.16-2002/vitruk. htm.

В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода отражают содержание и цели ювенальной юстиции. Поскольку на практике они не разделяются между собой, это приводит в определенном смысле к стиранию грани между функциями судебной защиты и задачами борьбы с преступностью <32>. -------------------------------- <32> Борисова Н. Е. Конституционные основы защиты прав и интересов несовершеннолетних (теория, практика, проблемы совершенствования законодательства): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 50.

Основным назначением ювенальной юстиции является предупреждение правонарушений и воспитательное воздействие на подростка с целью возврата юного правонарушителя в общество. А методы и способы, которые использует она в реализации этой стратегии, останутся неизменными - это выявление причин преступности подростков, профилактика. Политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактику. Отсутствие эффективной профилактики вообще значительно снижает наши шансы на создание системы правосудия в отношении несовершеннолетних, достойной этого названия <33>. -------------------------------- <33> Исмаилов Б. И. Указ. соч.

На практике усилия по профилактике молодежной преступности буквально идентичны соблюдению и защите прав ребенка, которые провозглашает Конвенция. В этом нет ничего удивительного, однако на это редко обращают внимание. Кроме того, все еще продолжаются споры - часто несмотря на документальные данные - об условиях, которые хотя и не являются в полном смысле причиной правонарушений, но по меньшей мере повышают их вероятность. Так, например, бедность - и абсолютная, и относительная - в некоторых кругах все еще не считается фактором, стимулирующим преступность, несмотря на то что в Эр-Риядских "Руководящих принципах" она официально признана таким фактором на международном уровне. Подобным спорам можно положить конец, если подход к реализации "Руководящих принципов" тесно связать с осуществлением прав ребенка. Увязывание положений "Руководящих принципов" с обязательствами по Конвенции поможет не только усилить действенность профилактических мер, но и вернуть в центр внимания как эту проблему, так и сами повсеместно игнорируемые "Принципы", которыми часто незаслуженно пренебрегают, считая их слишком расплывчатыми и нереальными. Такой подход позволяет разрабатывать программы и политику на всех уровнях в самых разных областях - от общественного здравоохранения и образования до службы поддержки семьи. При этом следует значительно активнее учитывать их потенциальный вклад в профилактику несовершеннолетней преступности. Тогда мы сможем радикально изменить сегодняшнее положение вещей, при котором профилактика в основном ограничивается изолированными инициативами и отдельными правозащитными мерами, исходящими исключительно от работников сферы "правосудия в отношении несовершеннолетних" <34>. -------------------------------- <34> Там же.

Название документа