Принципы современного международного уголовного права
(Оськина И. Ю., Лупу А. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 4) Текст документаПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА <*>
И. Ю. ОСЬКИНА, А. А. ЛУПУ
Оськина И. Ю., генеральный директор ООО "Юрист", доктор юридических наук.
Лупу А. А., заместитель генерального директора ООО "Юрист", доктор юридических наук.
Дискуссия вокруг принципов международного уголовного права длится в юридической науке довольно давно. К сожалению, сегодня в научных кругах нет единодушия относительно понимания важнейших вопросов, связанных с принципами МУП. А самое главное - отсутствует обоснованная система этих важных элементов правовой материи.
Ключевые слова: принципы, международное уголовное право, нормативно-правовая основа регулирования международных уголовно-правовых отношений.
The discussion around the principles of international criminal law has lasted in the legal science for quite a long time. Unfortunately, today in the scientific community there is no consensus regarding the understanding of the most important issues connected with the principles of the municipal UNITARY enterprise. And most importantly - there is no reasonable system of these important elements of the legal matter.
Key words: principles, international criminal law, normative-legal basis for regulation of international criminal-legal relations.
Дискуссия вокруг принципов международного уголовного права (далее по тексту статьи - МУП) длится в юридической науке довольно давно. К сожалению, сегодня в научных кругах нет единодушия относительно понимания важнейших вопросов, связанных с принципами МУП. А самое главное - отсутствует обоснованная система этих важных элементов правовой материи. Большое значение системы принципов становится очевидным даже в процессе формулирования их определения. Принципы МУП - это направленные на решение задач МУП наиболее общие положения, закрепленные международным законодательством, которые определяют структуру МУП, отображают его метод, выступают в виде нормативной основы регулирования международных уголовно-правовых отношений и отображают уровень общественного правосознания в данной области. Очевидно, что такое определение невозможно дать какому-то одному принципу. Только совокупность взаимосвязанных положений принципиального характера, их определенная целостность, единство (система) может быть определена таким образом. Один принцип МУП не может обусловить (определить) его структуру. Но не следует утверждать, что отдельно взятый институт МУП является проявлением лишь одного из принципов. Он может быть основным, руководящим для формирования и действия данного института, но не единственным. Перечень принципов может быть нормативно-правовой основой регулирования международных уголовно-правовых отношений лишь при условии, которое будет представлять массив нормативных положений, лишенный внутренних разногласий. В свою очередь, согласованность элементов - одно из свойств именно такого явления, как система. То, что приведенное определение принципов МУП может принадлежать только их системе, целиком отвечает положению, согласно которому истинная система должна иметь качества, не присущие ее элементам. То есть свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов. Формированию согласованной совокупности принципов МУП должно предшествовать их взаимное позиционирование, т. е. размежевание "сфер влияния" принципов среди институтов МУП. Международному уголовному праву присущи принципы международного права в целом (в частности, суверенное равенство государств, их сотрудничество, уважение прав человека, добросовестное выполнение обязательств), общие принципы права, источником которых является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (все люди равны перед судом; каждый обвиняемый имеет право считаться невиноватым, пока его вина не будет доказана согласно праву; смертный приговор не должен выноситься относительно лиц младше 18 лет и приводиться в исполнение относительно беременных женщин и др.), собственно принципы МУП (в частности, неотвратимость наказания за совершение действия, которое в соответствии с системой МУП признается преступным; если внутригосударственная правовая система не устанавливает наказания за действие, которое МУП отнесено к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, которое освобождает виновное лицо от международной уголовной ответственности; личная ответственность за деяния, признаваемые преступными в соответствии с МУП; должность, положение лица, которое совершило преступление, наказуемое в соответствии с МУП, не освобождает его от ответственности; ответственность высших должностных лиц; выполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает его от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен; неприменение срока давности к военным преступникам). Итак, основные принципы МУП - это руководящие правила поведения его субъектов, которые возникают как результат общественной практики, юридически закрепленные начала МУП. Они представляют собой самое большое общее выражение и практику поведения, которые установились из взаимодействия субъектов МУП на международной арене в рамках международных отношений. Принципы МУП выполняют одновременно две функции: 1) содействуют стабилизации всего комплекса международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками; 2) закрепляют все новое, что появляется в практике субъектов МУП, и таким способом содействуют их развитию. Расширяющее толкование основных принципов МУП дается в Декларации о принципах международного права, касающейся дружеских отношений и сотрудничества между государствами. Обращает на себя внимание тенденция роста количества основных принципов современного МУП. Представляется, что причиной тому - объективные условия развития человеческой цивилизации. Вся система современных международных отношений в целом и система отношений между субъектами международного права в рамках системы МУП основана на незыблемости правила (принципа) о суверенном равенстве государств. Исходя из данного принципа, каждый участник современной системы международных отношений имеет в рамках своих государственных границ абсолютное и ничем не ограниченное право на осуществление исполнительной, законодательной и судебной власти и проведение внешней политики. Поддержка международного правопорядка может быть обеспечена лишь при полном уважении юридического равенства участников <1>. -------------------------------- <1> Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право // URL: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Pravo/kolos/01.php.
Основополагающее значение рассматриваемого принципа подтверждается его закреплением во всех основных уставных документах международных организаций системы ООН и в учредительных документах практически всех региональных международных организаций, равно как и в многочисленных многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, а также иных международных нормативно-правовых актах различного уровня. В силу естественных причин экономического, социального, политического или другого характера все участники современных международных отношений имеют различные взгляды на одни и те же вопросы. Однако решение насущных и глобальных проблем человечества возможно только при условии уважения всеми участниками суверенитета друг друга, ввиду чего результатом реализации рассматриваемого принципа является установление такой системы международных отношений, при которой каждый участник имеет равный по составу и объему правовой статус с любым другим участником такого сотрудничества. Но современный этап развития человечества привел к тому, что постоянно увеличивается количество объектов международного правового регулирования в результате различных процессов, вызванных расширяющимися сферами международного сотрудничества, направленных на эффективную борьбу с растущим числом глобальных проблем. Это, в свою очередь, делает неэффективной работу отдельных государств по борьбе с указанными проблемами, и, как результат, появляются различные международные организации, которые для осуществления своей деятельности нуждаются в том, чтобы государства-участники передавали этим организациям часть полномочий, составляющих их государственный суверенитет. Однако это не может рассматриваться как процесс, ведущий к уменьшению значимости рассматриваемого принципа МУП. Ведь передача части своих суверенных полномочий государствами-участниками происходит на добровольной основе, при этом такая передача является конкретной практической реализацией суверенитета в виде реализации права на заключение международных соглашений и договоров, кроме того, государства-участники имеют в своем арсенале механизмы контроля за деятельностью таких международных организаций, а добровольные начала участия в них оставляют за государством возможность в любой момент прекратить свое членство в такой организации. Это основано на действии другого основополагающего принципа - запрета использования какого-либо насилия (силы) либо угрозы использования такового - принципа неприменения силы. Однако современный мир до сих пор знает множество случаев частных нарушений данного принципа, совершаемых в различных формах, как то: насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия; блокада портов или берегов государства; насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, и т. д. Ввиду того что данный принцип на сегодняшний день так и не получил точного и единообразного закрепления в международных правовых актах, его нередко также называют: принцип территориальной неприкосновенности; принцип территориальной целостности. Это является не совсем верным, поскольку содержание принципа территориальной целостности государств выходит за рамки положений о запрете использования силы или угрозы силой, или превращения территории в объект военной оккупации, или приобретения территории с использованием силы или ее угрозы <2>. Очевидно, что здесь речь идет о любых действиях, которые могут нарушить территориальную целостность или неприкосновенность конкретного государства, и в основу ставится не само действие - применение силы или угроза применения силы, а территория государства. -------------------------------- <2> Там же.
Поэтому авторы считают, что необходимо отделять принцип неприменения силы от принципа территориальной целостности или неприкосновенности государства, который состоит в неприкосновенности всей территории конкретного государства, включая и ее составные компоненты, такие как полезные ископаемые либо иные полезные запасы (ресурсы). Поэтому ситуация, когда иностранные лица или иные государства производят разработку и (или) добычу таких ресурсов на территории суверенного государства, должна квалифицироваться как нарушение территориальной целостности, а это, в свою очередь, может весьма существенно дестабилизировать международную обстановку в целом, поскольку в основе всех наиболее кровопролитных вооруженных конфликтов в истории человечества всегда лежали территориальные притязания одного государства к другому. Принцип территориальной целостности или неприкосновенности государства также имеет свое логическое продолжение в виде принципа незыблемости (неприкосновенности) государственных границ. Данный принцип относительно новый, поскольку является результатом Второй мировой войны и был введен с целью установления незыблемости государственных границ стран Европы по итогам Второй мировой войны с тем, чтобы не допустить в дальнейшем каких-либо территориальных притязаний одного государства к другому как основного повода для начала вооруженных конфликтов. Как правило, порядок пересечения своей государственной границы каждое государство устанавливает самостоятельно либо заключает специальные международные договора и соглашения с другими государствами, как, например, государства Шенгенской зоны. Для обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства заключают соглашения о режиме взаимной границы. Таким образом, данный принцип в своей основе стоит на следующих трех китах: признание существующих границ в качестве юридически установленных согласно международному праву; отказ от любых территориальных притязаний на данный момент или в будущем; отказ от любых других посягательств на эти границы. Принцип мирного разрешения споров нацелен лишь на то, чтобы государства при решении любых конфликтных ситуаций использовали цивилизованные средства и исключали насильственные способы с целью обеспечить и сохранить стабильность современной системы международных отношений. Эволюция разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые пропорционально тому, как они ограничивали прерогативу государств, прикрываясь суверенитетом, практически бесконтрольно обращаться к войне, понемногу развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую необходимость для государств употреблять такие средства; но положение не распространяется на споры, которые касаются дел, входящих в перечень внутренней компетенции конкретного государства (принцип невмешательства). Стабильность современных международных отношений в крайней степени зависит от того, насколько добросовестно участники таких отношений будут исполнять взятые на себя обязательства, ввиду чего и сформировался принцип добросовестности. Принцип невмешательства во внутренние дела государства выражается в запрете вмешательств в суверенные дела любого государства в любой форме, которые могут совершить государства (государство) либо международные организации (организация) в виде вооруженного, экономического, дипломатического или иного вмешательства, вне зависимости от того, совершается оно открыто либо косвенно (латентно). При этом из данного принципа есть единственное исключение, когда Совет Безопасности ООН признает действия либо события, совершаемые на территории конкретного государства, не являющимися исключительно внутренними, например, если речь идет о событиях, которые могут угрожать всему международному сообществу; в такой ситуации органы ООН обязаны вмешаться в эти события. Принцип международного сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от расхождений их политических, экономических и социальных систем. Идея международного сотрудничества государств, независимо от расхождений в политическом, экономическом и социальном порядке, в разных сферах международных отношений с целью поддержки международного мира и безопасности является основным положением и в системе норм МУП. Конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самих государств, их нужд и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Если же какое-то государство игнорирует свои обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым оно подрывает основу сотрудничества. Основными направлениями сотрудничества являются: поддержка мира и безопасности; общее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях согласно принципам суверенного равенства и невмешательства; - содействие экономическому росту во всем мире. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda (лат. - соглашение должно соблюдаться) на ранних стадиях развития государственности, а в данное время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Сфера действия рассмотренного принципа существенно увеличилась в настоящее время и была закреплена в основных международно-правовых актах, что имеет крайне важное значение для единообразного определения понятия "добросовестность", поскольку представители различных социальных, этнических и культурных групп могут совершенно по-разному представлять себе таковую. Современная система МУП заключает в себе и некоторые общеправовые принципы, такие как: презумпция невиновности; право на защиту; равенство всех перед законом; нет наказания без преступления (разрешено то, что не запрещено). Эти принципы, в свою очередь, можно разделить и сгруппировать в несколько крупных формаций. Принцип индивидуальной ответственности по международному уголовному праву появился в практике МУП после Нюрнбергского процесса. Данный принцип пришел на смену существовавшей до этого теории Бриана-Келлога, в соответствии с которой ответственность в системе МУП несли только суверенные государства и, как правило, за совершение агрессии, рассматривавшейся как основной вид международного преступления. В современном международном уголовном праве в силу рассматриваемого принципа к ответственности в рамках системы МУП могут быть привлечены исключительно физические лица. Данный принцип наиболее четко был сформулирован в ч. 1 ст. 25 Римского статута Международного Уголовного Суда (Рим, 17 июля 1998 г.) (далее - Римский статут). При этом необходимо учитывать, что к такой ответственности может быть привлечено лишь лицо, которое уже достигло 18-летнего возраста. Рассматриваемый принцип распространяет свое действие на преступные действия, подлежащие квалификации как международное преступление, если лицо, которое привлекается к такой ответственности, - непосредственный исполнитель либо соучастник такого преступления, равно как если совершено покушение на совершение такого преступления. Таким образом, в соответствии с данным принципом, в основе которого лежит фактическое участие в совершении деяния, а также степень завершенности преступления, можно провести разделение и конкретизацию видов ответственности в рамках МУП. Согласно данному принципу, в МУП понятия "субъект преступления" и "субъект ответственности" тождественны между собой по содержанию и смыслу. Кроме условия о вменяемости, принцип индивидуальной ответственности по международному уголовному праву предполагает наличие определенного психического отношения лица к своему деянию и возможным последствиям такого деяния - наличие вины. При этом МУП известна лишь прямая форма умысла, неосторожная вина - лишь в качестве исключения, в форме неосторожности либо небрежности, например, при экологических преступлениях. Принцип "нет преступления без указания на то в законе". Этот принцип уходит своими корнями в римскую юридическую практику, и согласно ему никто не может быть привлечен к международной уголовной ответственности за действие, которое на момент его совершения не являлось международным преступлением. Данный принцип в качестве основного условия для привлечения к ответственности в рамках МУП предусматривает противоправность деяния субъекта МУП, т. е. данное деяние должно быть прямо запрещено нормами действующего МУП, что исключает применение МУП по аналогии. Поэтому виновность означает не только факт психического отношения лица к совершенному деянию, также требуется доказать наличие конкретного психического отношения личности, - реализация презумпции невиновности. Принцип недопустимости ссылки на официальное или должностное положение лица. Данный принцип является результатом Нюрнбергского трибунала. Его основное содержание можно выразить в формуле: никакой официальный статус лица не может являться основанием для освобождения от уголовной ответственности за международные преступления, даже если это лицо - глава государства; данная формула есть ответ человечества на очевидные факты того, что самые масштабные преступления против мира и человечества и их безопасности в течение всего XX в. были результатом правящей идеологии политической элиты, располагавшей государственной властью, господствующих политических режимов и государственной идеологии и политики. Данный принцип призван закрепить неотвратимость наказания лиц, виновных в совершении международных преступлений, независимо от их должностного положения и статуса, и тем самым реализует равенство всех перед законом. Принцип ne bis in idem (лат. - не дважды одно и то же). Это фундаментальный принцип современного МУП, который заключен в прямом запрете на повторное осуждение индивида за совершенное им деяние, по своему содержанию представляющее собой состав одного и того же международного преступления. Принцип по своему содержанию состоит из следующих предписаний: ни одно лицо не может быть привлечено к международной уголовной ответственности, а также приговорено к наказанию за совершенное им международное преступление, за которое оно уже было осуждено или оправдано соответствующим международным судебным органом, в компетенцию которого входило расследование и рассмотрение данного международного преступления. Таким образом, в МУП действует простая арифметика: одно преступление - одно наказание. Однако из данного принципа имеется исключение: если национальный суд либо соответствующий международный судебный орган, в компетенцию которого входило расследование и рассмотрение конкретного международного преступления, были явно несправедливы, а именно: а) судебное разбирательство имело своей целью не допустить привлечение субъекта к уголовной ответственности через рассмотрение конкретного преступления международным судебным органом; б) судебный процесс не отвечал требованиям независимости и беспристрастности, а следовательно, не смог реализовать основную задачу международного уголовного правосудия - предать соответствующее лицо правосудию. В данном случае возможно повторное проведение соответствующего уголовного процесса. Подводя некий итог исследованию вопроса системы принципов МУП, можно заключить, что все указанные принципы объединяются в одном общем отраслевом принципе - принципе справедливости, который прямо закреплен в современном МУП. Принцип справедливости означает, что наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, примененная к лицу, совершившему международное преступление, должна быть справедливой, т. е. быть соразмерной тяжести совершенного либо вменяемого преступления с учетом всех обстоятельств по делу, а также с особым учетом личностных характеристик конкретного лица, что должно обеспечить полную индивидуализацию наказания и правовой ответственности каждого лица. Именно для того чтобы обеспечить реализацию данного принципа на практике, большая часть действующих норм МУП в своем составе содержат относительно-определенные санкции, которые предусматривают наказание в определенных пределах, или же те, которые носят альтернативный характер, т. е. такие, которыми предусматривается не один, а несколько видов наказания. Целям практического использования принципа справедливости также служат обстоятельства, которые могут привести к существенному смягчению наказания конкретного лица, а в некоторых случаях вовсе освободить индивида от наказания.
Название документа