Решение КТС N 819 признано Судом ЕврАзЭС не соответствующим международным договорам

(Тимошин С.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

РЕШЕНИЕ КТС N 819 ПРИЗНАНО СУДОМ ЕВРАЗЭС НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ

МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРАМ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 21 ноября 2012 года

С. ТИМОШИН

15 ноября Суд ЕврАзЭС (далее - Суд) рассмотрел второе дело по обращению хозяйствующего субъекта. В результате рассмотрения требования были удовлетворены, а оспариваемое решение Комиссии Таможенного союза (КТС) признано не соответствующим международным договорам. Позиция Суда ЕврАзЭС основывалась на том, что КТС неверно произвела классификацию транспортных средств, которым был посвящен оспариваемый нормативный акт. Кроме того, он ограничивал участников ВЭД в выборе и применении Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС, согласно которым классифицируется товар.

Обстоятельства дела

Спор возник после того, как общество обратилось в Суд с заявлением об оспаривании решения КТС от 18.10.2011 N 819 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза транспортных средств МТЛБ, МТПЛБ, ТГМ" (далее - решение). Заявление основывалось на том, что КТС своим нормативным актом неверно произвела классификацию отдельных видов техники 87 группы ТН ВЭД ТС, ошибочно определив ее функциональное предназначение. КТС решила, что указанные в решении товары следует классифицировать, применяя только правила 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС, и относить к транспортным средствам, предназначенным для перевозки. Общество считает, что необходимо применять правило 4 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС и классифицировать товары как буксировочную технику.

Ответчик не согласился с заявленными требованиями, указав, что решение было принято в соответствии с ТК ТС и порядком принятия подобных нормативных актов. Кроме того, он отметил, что классификация транспортных средств была произведена КТС исходя из основного предназначения товара, которым является перевозка.

Позиция Суда

Признавая решение не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках ТС, Суд исходил из следующего. Стандарты и принципы классификации товаров установлены Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14.06.1983) (далее - Конвенция). ТН ВЭД ТС основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система), а также на Основных правилах интерпретации этой системы, которые приведены в приложении к Конвенции. Конвенция является составной частью законодательства ТС, и ее положения являются обязательными для исполнения.

Для отнесения товара к той или иной товарной позиции группа 87 раздела XVII Гармонизированной системы построена по принципу функционального предназначения товара. То есть определяющим критерием при классификации товара в данном разделе является его основное функциональное предназначение. В свою очередь КТС применила способ оценки внутреннего оснащения и конструктивных особенностей машин с учетом их дальнейшего использования.

Кроме того, в нарушение положений Основных правил интерпретации Гармонизированной системы КТС обязала участников ВЭД классифицировать транспортные средства только с применением Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС 1 и 6. Таким образом, было нарушено право хозяйствующего субъекта самостоятельно определять применимое правило при классификации ввозимого товара, исходя из его характеристик и описания. Данное право предоставлено ТК ТС.

Помимо этого, Суд пришел к выводу, что оспариваемый акт был принят КТС в отсутствие полной информации о товаре, имеющей значение для определения функционального предназначения транспортных средств и их правильной классификации.

Отметим, что это второе решение Суда по заявлению хозяйствующего субъекта. Первое также было вынесено в пользу участника ВЭД в сентябре 2012 г.

Документ:

Решение Коллегии Суда ЕврАзЭС от 15.11.2012 "О признании не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 819 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза транспортных средств МТЛБ, МТПЛБ, ТГМ".

Название документа

Вопрос: Проходил военную службу в вооруженных силах Республики Армения с 1993 по 2004 г. Один год принимал участие в боевых действиях. Учитывается ли указанная выслуга лет при назначении пенсии при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в льготном порядке, и на основании каких правовых актов?

("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 12)

Текст документа

Вопрос: Проходил военную службу в вооруженных силах Республики Армения с 1993 по 2004 г. Один год принимал участие в боевых действиях. Учитывается ли указанная выслуга лет при назначении пенсии при увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе в льготном порядке, и на основании каких правовых актов?

Ответ: Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в частности, военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абз. 12 п. 1).

В соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 2 названного Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.

В то же время именно с порядком исчисления выслуги лет в льготном исчислении военнослужащим, ранее проходившим военную службу в вооруженных силах другого государства СНГ, возникает много вопросов.

Экономический суд СНГ в решении от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 указал на существование разногласий, связанных, в частности, с вопросом о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы - должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:

1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенным из Вооруженных Сил СССР;

2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве, переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенным из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Суд отметил, что, закрепив в ст. 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, которые предусмотрены законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в ст. 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.

Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.

На основании изложенного, руководствуясь п. п. 5 и 16 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств и п. п. 143 и 148 Регламента Экономического суда Содружества Независимых Государств, Экономический суд решил дать по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.:

1. При назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г.

2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа