Гармонизация законодательства об управлении банковскими рисками в операциях с ценными бумагами в интеграционных процессах

(Петрова Г. В.) ("Банковское право", 2012, N 6) Текст документа

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ В ОПЕРАЦИЯХ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Г. В. ПЕТРОВА

Петрова Галина Владиславовна, руководитель центра международно-правового и законодательного регулирования финансовых рынков ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" Министерства финансов РФ, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена процессам гармонизации норм банковского законодательства об управлении банковскими рисками в операциях с ценными бумагами в интеграционных процессах при формировании Единого экономического пространства между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. В статье отмечены меры, которые должны сблизить нормы национального банковского права и права о рынке ценных бумаг этих государств, создать условия адекватно реагировать на потребности современного рынка банковских услуг.

Ключевые слова: страхование банковских рисков в интеграционных сообществах, гармонизация норм права о рынке ценных бумаг, виды договоров страхования финансовых рисков, контрактное регулирование торговли финансовыми услугами.

Harmonization of legislation on management of bank risks in operations with securities in integrational processes G. V. Petrova

The article is devoted to the processes of harmonization of norms of bank legislation on management of bank risks in operations with securities in integrational processes in formation of the Uniform Economic Sphere between the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan and Russian Federation. The article notes the measures which must bring together the norms of national bank law and law of securities market of these states, create conditions for adequate reaction to the needs of contemporary market of bank services.

Key words: insurance of bank risks in integrational communities, harmonization of norms of law on securities market, types of contracts of insurance of financial risks, contractual regulation of sale of financial services.

Правительство Республики Беларусь (РБ), Правительство Республики Казахстан (РК) и Правительство Российской Федерации (РФ), обеспечивая интеграционные мероприятия экономико-правового сотрудничества в рамках Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г., интенсифицировали процессы гармонизации норм банковского законодательства своих государств в целях обеспечения свободы движения капиталов на финансовых рынках. Руководствуясь Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и реализуя положения Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., РБ, РК, РФ заключили Соглашение от 9 декабря 2010 г. "О торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства". Банковские системы государств на российском и интеграционном рынках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) стали зоной повышенной ответственности ее субъектов за сохранение активов банков, депозитных вкладов юридических и физических лиц, ценных бумаг и иного имущества. Появляется потребность в интенсификации приемов гармонизации норм банковского законодательства для организации управления банковскими рисками и их страхования в операциях с ценными бумагами в интеграционных процессах формирования единого рынка банковских услуг. В связи с этим публично-правовые меры и договорно-правовые формы страхования рисков в банковской деятельности становятся важнейшим фактором обеспечения стабильности кредитных организаций в условиях обеспечения свободного движения капиталов между государствами. Сложность оптимального договорно-правового регулирования отношений страхования банковских рисков обусловлена вовлечением в рассматриваемые правоотношения широкого круга специальных субъектов из РБ, РК, РФ - страховых компаний и кредитных организаций различных юрисдикций. Следует признать, что договоры страхования банковских рисков в стратегиях кредитных организаций еще не стали эффективным механизмом обеспечения финансовой безопасности в среде интеграционных сообществ. Современный институт обязательного страхования банковских операций и вкладов нельзя отнести однозначно ни к одному из ранее существующих традиционных институтов гражданского права государств ЕврАзЭС. Из этого следует, что определение существенных элементов договорных отношений страхования банковских рисков необходимо для выявления и закрепления в законодательстве условий, порождающих право страхователя (банка) и страховщика (страховой организации) использовать весь правовой инструментарий правоотношений в данной области с учетом мирового опыта. Соглашение Республики Беларусь (РБ), Республики Казахстан (РК) и Российской Федерации (РФ) от 9 декабря 2010 г. о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала (ст. 2) в число необходимых мер, направленных на создание условий на финансовых рынках, для обеспечения свободного движения капитала и взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе (в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг) включает: 1) в банковской сфере: - гармонизацию законодательства по вопросу создания и приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами; - гармонизацию подходов к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и управления финансовыми рисками; - организацию обмена информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования и контроля в банковской сфере; 2) на валютном рынке: - организацию обмена информацией между уполномоченными органами по вопросам регулирования и контроля валютного рынка; - создание эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами в целях расширения их использования во внешнеторговых платежах и расчетах; - гармонизацию принципов и правил установления обменных курсов национальных валют; 3) на рынке ценных бумаг: - гармонизацию законодательства Сторон в области регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; - гармонизацию требований к процедурам эмиссии (порядка выпуска) ценных бумаг эмитентов Сторон; - гармонизацию требований законодательства Сторон к размещению и обращению ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных рынках. Актуальность создания организационно-правовых условий для обеспечения свободного движения капитала и гармонизации законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о финансовых рынках связана с обеспечением единой финансовой политики государств - членов ЕврАзЭС на финансовых рынках, созданием и функционированием Единого экономического пространства и Таможенного союза ЕврАзЭС, унифицированного и гармонизированного финансово-информационного и правового режима эффективного регулирования и контроля обеспечения свободного движения капитала на экономическом пространстве ЕврАзЭС. В связи с отсутствием правовой гармонизации условий деятельности российских страхователей (банков) и страховщиков возникает множество правовых проблем совершенствования норм законодательства государств ЕврАзЭС о договорах страхования рисков в банковской деятельности. Они касаются: 1) определения видов страхуемых банковских рисков и страховой услуги как объектов договорного обязательства; 2) установления существенных условий договора страхования предпринимательских, имущественных и финансовых рисков в банковской деятельности (условий о его сроке, качестве страховых услуг, их цене и др.); 3) методики оценки качества и формирования необходимого объема страховых услуг, оказываемых банку; 4) регламентации пределов и оснований ответственности страховой компании при ненадлежащем исполнении им исследуемого договорного обязательства и др. Неразрешенность этих проблем приводит к серьезным осложнениям, возникающим в правоприменительной деятельности компетентных органов: Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации (ФССН), Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) и др. при обеспечении защиты прав и законных интересов сторон договора. Важность вопросов гармонизации законодательства государств ЕврАзЭС о рынках банковских услуг непосредственно связана с актуальностью разработки и принятия на межгосударственном уровне (с учетом норм права Европейского союза и международного банковского права) общих принципов создания гармонизированного и унифицированного режима регулирования рынков банковских услуг государств ЕврАзЭС, что является важнейшим условием формирования единого экономического пространства и публичного правопорядка в банковской сфере. Решение задачи заключается в разработке комплекса мер по гармонизации национальных правопорядков в области публично-правового, частноправового и договорного регулирования условий обеспечения свободного движения капитала на рынках банковских услуг, в заключении международных соглашений между государствами и национальными банками государств - членов ЕврАзЭС об осуществлении мер по гармонизации национальных норм о рынках банковских услуг, разработке двусторонних и многосторонних международных договоренностей о единообразных условиях присоединения и признания общепризнанных в международном банковском праве нормативно-правовых документов, регулирующих мировой финансовый рынок (Генеральное соглашение ВТО о торговле финансовыми услугами, Общие принципы банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору, Международные стандарты финансовой отчетности и др.). Наиболее гармонизированной нормой для государств ЕврАзЭС является положение о том, что деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг (согласно ст. 6 ФЗ "О банках и банковской деятельности") предусматривает, что банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. По банковскому и гражданскому законодательству государств ЕврАзЭС содержание прав и обязанностей сторон отдельных видов договоров страхования банковских рисков отражает особенности законодательного закрепления специальных видов договоров страхования банковских рисков в отношении целого комплекса финансовых рисков на рынке финансовых услуг, портфельных инвестиций (купли-продажи портфельных ценных бумаг, финансового риска неоплаты долговых ценных бумаг). Особенности содержания прав и обязанностей отдельных видов договоров страхования банковских рисков вытекают из организационно-правовых договоров, таких, как: а) договоры саморегулируемых организаций страховщиков и профессиональных участников фондового рынка для антикризисного регулирования финансовых рынков; б) договоры об оказании страховых услуг за счет усиления конкурентной среды прямыми мерами государственного регулирования, введения и применения действенных ограничений конфликтов интересов, манипулятивной и инсайдерской практики, страхования рисков от нечестных брокерских практик в отношениях с клиентами; в) договоры страхования финансовых операций с ценными бумагами розничных клиентов, торговли блоками, акциями молодых компаний роста (венчурных компаний), для обращения биржевых коммерческих бумаг; г) договоры страхования крупных финансовых сделок с ценными бумагами крупнейших российских эмитентов через организованные рынки; д) договоры страхования финансовых рисков в клиринговой деятельности. Необходим новый интеграционный порядок формирования и оценки финансовых результатов страховых организаций, учитывающий формирование страховых резервных фондов кредитных организаций. Гарантированная государством защита прав и законных интересов кредитных организаций - страхователей банковских рисков стимулирует привлечение денежных средств в банковскую систему ЕврАзЭС. Деятельность организационно-правовых институтов в сфере страхования банковских рисков и перестрахования страховых компаний на финансовых рынках проявляется в: 1) концентрации страхового капитала кредитных организаций, приводящего к формированию транснациональных страховых обществ; 2) образовании транснациональных финансовых корпораций вследствие сращивания страхового и банковского капитала; 3) росте численности банков-страхователей, изменении их спроса на традиционные страховые услуги; 4) изменении традиционных форм и видов страховых услуг вследствие сращивания страховых и иных видов финансовых услуг. В целях обеспечения правовых мер управления банковскими рисками и финансовой надежности кредитной организации согласно ФЗ "О банках и банковской деятельности" закреплены следующие права и обязанности кредитной организации: 1) обязанность кредитной организации создавать резервы (фонды), в т. ч. под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России, включая минимальные размеры резервов (фондов) (ст. 24); 2) обязанность осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавая резервы (фонды) на покрытие возможных убытков (ст. 24); 3) обязанность организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций (ст. 24); 4) обязанность участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках (ст. 38); 5) обязанность обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам (ст. 38); 6) обязанность привлекать в качестве участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, а также банки, привлекающие средства граждан (ст. 38); 7) право банков создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним; 8) право организовывать деятельность фондов добровольного страхования вкладов как некоммерческих организаций; 9) право определять порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов их уставами в соответствии с федеральными законами; 10) обязанность банка поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. Одним из важнейших направлений деятельности кредитных организаций является выдача банковских гарантий (гарантийные операции банков). Высокий уровень абстрактности, однотипность и массовость таких операций создают объективные предпосылки для унификации их правового регулирования. И хотя внутреннее законодательство различных государств содержит нормы, регулирующие данный вид деятельности, наряду с ними применяются договорные, а также обычно-правовые нормы международного характера, которые сложились в межбанковской практике, получили одобрение международных деловых кругов в лице Международной торговой палаты (МТП) и используются в международных банковских операциях. В силу наличия как национально-правового, так и международно-правового регулирования деятельности банков по выдаче гарантий можно говорить о комплексном характере такого регулирования и, следовательно, об отнесении соответствующих норм к области международного банковского права <1>. -------------------------------- <1> Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. С. 514.

Согласно ст. 27.5 ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигации могут быть обеспечены банковской гарантией, которая не может быть отозвана. Срок, на который выдается банковская гарантия, должен не менее чем на шесть месяцев превышать дату (срок окончания) погашения облигаций, обеспеченных такой гарантией. Условиями банковской гарантии должно быть предусмотрено, что права требования к гаранту переходят к лицу, к которому переходят права на облигацию. Банковская гарантия, которой обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, должна предусматривать только солидарную ответственность гаранта и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России определены в ст. 27.5-1 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций, без проспекта указанных облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций. Правовая гармонизация торговли банковскими услугами на финансовых рынках невозможна без учета национальной специфики и интеграционных процессов. Для гармонизации принципиально важно достижение результата, к которому стремится национальная банковская система, вступая в международные сообщества. Это достигается не формальной одинаковостью норм, а сопоставимостью правового регулирования. Процесс сближения норм российского банковского законодательства с банковским законодательством экономических партнеров (в частности, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и др.) должен гармонизировать правовые нормы по повышению капитализации национальных банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций на привилегированные акции таких банков в порядке и на условиях, которые установлены национальными законами. Гармонизация банковских законодательств государств, экономических партнеров России, должна быть направлена на создание и приобретение долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами, и гармонизация подходов к регулированию рисков на рынке банковских услуг в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и управления финансовыми рисками является приоритетным направлением политики сближения правовых режимов государств - участников Базельских договоренностей. Международные унифицированные принципы и нормы торговли финансовыми услугами в банковской сфере и на рынке ценных бумаг, выраженные Общими принципами и стандартами формирования активов финансовых организаций, установленными Соглашениями "Базель-1", "Базель-2" и МСФО, нашли отражение в последние три года в новых редакциях статей российского ФЗ "О рынке ценных бумаг". Это касается выпуска, коммерческих сделок, оборота, инвестирования ценных бумаг иностранных кредитных организаций-эмитентов на российском рынке ценных бумаг. Статья 51.1 ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 74-ФЗ) "Особенности размещения и обращения в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов" устанавливает, что иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при условии присвоения иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов, а также при квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном ФСФР России. Сложившиеся международные обычные нормы о видах профессиональных участников рынка ценных бумаг как квалифицированных инвесторов трансформированы в российское национальное право и право экономических партнеров России по-разному. Статья 51.2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" "Квалифицированные инвесторы" устанавливает, что к квалифицированным инвесторам относятся: 1) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 2) клиринговые организации; 3) кредитные организации; 4) акционерные инвестиционные фонды; 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 6) страховые организации; 7) негосударственные пенсионные фонды; 8) некоммерческие организации в форме фондов, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Банк России; 9) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк); 10) Агентство по страхованию вкладов; 11) Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий"; 12) международные финансовые организации, в т. ч. Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития; 13) иные лица, отнесенные к квалифицированным инвесторам федеральными законами. Гармонизация норм российского банковского законодательства с банковским законодательством экономических партнеров должна исходить из того, что унифицированные принципы, нормы и правила заключения и исполнения коммерческих контрактов "lex mercatoria" в международной торговле банковскими услугами формализуются в различных типовых контрактах на поставку (оказание) банком финансовых услуг, "адекватных" современным реалиям трансграничной торговли банковскими услугами, отличаясь устойчивостью, санкционированием Банком России, единообразием типовых элементов, неофициальной кодификацией (Основные Базельские принципы банковского надзора, Стандарты банковских расчетов СВИФТ, Принципы УНИДРУА, Унифицированные правила МТП для гарантий по требованию и пр.). Гармонизация норм должна исходить из того, что "автономный порядок" может нанести ущерб стабильности национальной банковской системы государств. Для того чтобы минимизировать возможное злоупотребление формирующимся "обычным" правом, ВТО предусматривает, что торговые банковские обычаи не должны использоваться в качестве "механизма уклонения" банка государства - члена ВТО от частных контрактных или общих обязательств в рамках соглашения о торговле финансовыми услугами. Идет процесс "формализации" и "типизации" обычно-правовых норм контрактного регулирования торговли финансовыми услугами в условиях транснациональной "промышленной кооперации, что сейчас называется "международной инвестиционной деятельностью". Договоры, соглашения, коммерческие контракты между частными субъектами по своему содержанию "вышли за пределы одной правовой системы" и строго не привязаны к какому-либо национальному праву, что осложняет их квалификацию как гражданско-правовой конструкции. Популярная формула о том, что "иностранное право не применяется, если последствия его применения противоречат публичному порядку", не охватывает тезис о том, что из норм права двух или нескольких государств, под юрисдикцией которых находятся договаривающиеся стороны, применяются те нормы права, которые наибольшим образом защищают имущественные интересы сторон, особенно в сделках с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Происходит манипуляция принципами выбора того или иного применимого права, что порождает массу негативных последствий, включая коррупцию. Иногда "выгодно" применять российское право о рынке ценных бумаг и банковских услуг, которое часто к "удовлетворению" иностранного коммерческого партнера или даже государства снижает уровень гражданско-правовой ответственности иностранного банка-эмитента перед российским лицом или государством за последствия сделки с ценными бумагами. Несмотря на то что множественность коллизионных привязок в транснациональных банковских сделках является типичным правопорядком в торговле банковскими услугами, регулирование этого вопроса отсутствует в российском законодательстве. В связи с таким пробелом выбор оснований применимого иностранного права в торговых сделках с банковскими услугами без ограничений рамками публичного порядка приводит к умышленному или неумышленному злоупотреблению правом и ущемлению имущественных интересов одного из участников международного банковского оборота. Как правило, законодательство развивающихся государств редко содержит специальные нормы о принципах применения иностранного права. Банковские услуги с участием иностранных организаций представляют собой "особый гражданско-правовой и частноправовой институт", который формируется по нормам и обычаям мирового банковского и коммерческого оборота на основе межотраслевого взаимодействия частных, публичных, коллизионных, международных, зарубежных норм национального банковского, гражданского, предпринимательского законодательства, международного частного права. Банковские и иные финансовые услуги с иностранным элементом имеют гибкую структуру, которая приспособлена "ориентироваться" на обычные и коллизионные нормы о применимом праве иностранного и российского международного частного права, легко адаптирована к законодательству, правовым традициям и экономике принимающего государства. Развитие современных видов банковских и иных финансовых услуг с участием иностранных организаций в России нуждается в дальнейшей систематизации и доработке особенностей режимов договорно-правового регулировании с учетом Соглашения "Базель-2", МСФО, документов МВФ по выходу из мирового финансового кризиса. Действующие нормы предоставляют обычные для общемировой доктрины международного банковского права гарантии российским банкам за рубежом, иностранным - в России, такие, как применение стабилизационной оговорки, гарантии компенсации имущественного ущерба при утрате банком собственности, вывоз прибыли банка и др. Представляется, что указанные виды договоров должны быть регламентированы в соответствии с нормами МВФ, ГАТС-ВТО, МТП, ЮНСИТРАЛ и включены отдельной главой "Международные банковские операции" в ФЗ "О банках и банковской деятельности". Дается классификация видов договоров страхования рисков в банковской деятельности по различным критериям (о страховании типовых банковских рисков, страховании комплексных финансовых рисков в банковской деятельности, типовые контракты мировой практики страхования банковских рисков). По-новому, в качестве договорных основ страхования банковских рисков осмыслены регулятивные возможности гражданско-правовых норм о страховании имущественных и предпринимательских рисков на финансовых рынках. Выделена необходимость устранения правовой неопределенности договорных условий формирования резервных фондов страховых организаций, что вызвано потребностями формирования эффективной системы страховых организаций, гарантирующих соблюдение основных принципов организации страхового дела и международных стандартов функционирования рынка страховых услуг. Отмечено, что законодательное регулирование вопросов имущественного страхования в ГК РФ и других законах не отвечает мировой практике, поскольку в них дается общий режим страхования имущественных интересов при предпринимательских рисках и не учитывается специфика договоров страхования в банковской сфере. Исходя из потребностей развития норм российского законодательства, научная новизна проявляется также в авторском определении существенных условий современных, не включенных в ГК РФ, договоров страхования банковских рисков, в аналитических выводах о содержании договоров обязательного страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках; в оценке особенностей применения страховыми организациями договоров инвестирования средств страховых резервов, в развитии новых правовых понятий банковского и страхового законодательства.

Литература

1. Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс". 2. Соглашение Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капиталов от 9 декабря 2010 г. // Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс". 3. Соглашение Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. // Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс". 4. Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о взаимодействии уполномоченных органов государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль // Информационно-поисковая система "КонсультантПлюс". 5. Решение от 19 декабря 2011 г. N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". 6. Основные принципы банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору 1998 // URL: http://cbr. ru/today/pk/Basel. ru. 7. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. 8. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ // Российская газета. N 79. 1996. 25 апреля. 9. Ерпылева Н. Ю. Международное частное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011. 10. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право: Учебник. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 11. Звеков В. П. Международное частное право. Курс лекций. М.: Издательство "НОРМА", 2001. 12. Звеков В. П. Коллизии законов в международном частном праве. М., 2007.

Название документа