Необычные сделки в зарубежном законодательстве
(Коновалов Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2012, N 45)
Текст документа
НЕОБЫЧНЫЕ СДЕЛКИ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Н. КОНОВАЛОВ
Николай Коновалов, магистрант МГЮА имени О. Е. Кутафина, г. Москва.
В зарубежном законодательстве крупные сделки и сделки с заинтересованностью называются "необычные" (extraordinary transactions). В основу отнесения сделки к крупной положено соотношение балансовой стоимости или цены приобретения имущества, являющегося объектом сделки, и балансовой стоимости всех активов общества. В развитых зарубежных правопорядках круг сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, весьма ограничен.
В чем отличие?
В зарубежном праве ограничение круга сделок, требующих особого порядка заключения, уравновешивается разработанным механизмом ответственности заинтересованных лиц, которая предполагает, во-первых, обязанность по возмещению причиненных убытков (доплате до справедливой цены) и, во-вторых, уголовную ответственность.
Для членов органов управления установлено требование действовать добросовестно. Такое же требование (разумности и добросовестности) содержится в нашем законодательстве (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Однако существенным нюансом является то, что в силу ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, в то время как согласно § 93 и 116 Акционерного закона ФРГ доказывать свою заботливость и добросовестность должны сами управляющие и члены наблюдательного совета.
Проблема добросовестности - общегражданская. Ведутся исследования по разграничению добросовестности в сфере обязательственного и вещного права, а также в иных случаях (к последним относится и добросовестность членов органов управления).
В научной литературе необходимость установления для членов органов управления презумпции недобросовестности обосновывается презумпцией вины в гражданском праве: иначе единственным эффектом введения ст. 53 ГК РФ и соответствующих ей норм корпоративного законодательства становится как раз освобождение членов органов управления от ответственности ввиду практической невозможности опровергнуть их добросовестность и, следовательно, доказать вину.
Понятия крупных сделок и сделок с заинтересованностью - это понятия, которыми характеризуются аспекты права акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, каждый из которых затрагивает основополагающие вопросы. За так называемыми крупными сделками стоит вопрос о распределении полномочий между различными органами какого-либо общества. Здесь речь идет о том, какой орган полномочен принимать решение по определенному вопросу. При этом в исходной точке существует единогласие в том, что по всем существенным вопросам общества решение должны принимать акционеры или компаньоны, в то время как задачей руководящего органа (исполнительного органа, в германском законодательстве - правления) является выполнение текущих дел. Здесь следует выяснить вопрос, что такое "существенные вопросы". Помимо этого, существуют разные точки зрения, главным образом по вопросу функции другого органа акционерного общества, совета директоров или наблюдательного совета.
Нормы о крупных сделках, сформулированные в зарубежном законодательстве (прежде всего Англии и США) с учетом сложившейся в каждом государстве правовой традиции и существующего законодательства, отличающихся от условий, в которых принимались российские законы, очевидно, были взяты за образец при формулировании первых российских правил о крупных сделках. В то же время иностранное корпоративное законодательство отличается от российского более детальным регулированием отдельных вопросов, которые сейчас актуальны для нашей страны и решаются зачастую судами при разрешении споров.
Великобритания
В Великобритании правила о крупных сделках можно найти в Companies Act 2006. В нем сделки, которые мы называем крупными, рассматриваются в контексте их заключения с перечисленными в законе лицами - директором компании (или головной компании) или связанным с ним лицом.
Закон о компаниях (Companies Act 2006) (далее - Закон) - самый объемный нормативный акт в истории британского парламента. Закон содержит около 700 страниц, включая 1300 статей и 16 приложений.
В отличие от предыдущей версии корпоративного законодательства Закон распространяется не только на Великобританию (состоящую из Англии, Уэльса и Шотландии), но и на Северную Ирландию, то есть действует на территории всего Соединенного Королевства. Однако при этом за парламентариями Северной Ирландии сохраняется право изменить или даже полностью отменить данный Закон применительно к своей территории. Закон также предусматривает возможность распространения действия некоторых его положений - относительно приобретения публичных компаний - на зависимые территории Великобритании: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси и Джерси), не являющиеся частью Соединенного Королевства.
Помимо ранее известных положений (в прежней или измененной редакции) Закон содержит ряд совершенно новых норм. Кроме того, он кодифицирует ряд норм, ранее существовавших лишь в судебных решениях, в частности относящихся к обязанностям директоров компаний. (Как известно, Великобритания - страна общего права, в которой судебный прецедент является источником права; писаный закон стоит выше судебного прецедента, но законодатель нередко инкорпорирует сформулированные судом нормы в новые законы.) Наконец, Закон имплементирует положения новых европейских директив о приобретении компаний и об обеспечении прозрачности компаний, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых рынках. Рассмотрим наиболее важные его положения.
Ранее важной функцией учредительного договора было указание целей деятельности компании. Теперь их можно указать в уставе (ст. 31), однако Закон определяет, что сделка компании не может быть оспорена на основании ограничений, содержащихся в уставных документах компании (ст. 39). Более того, сделка с добросовестным третьим лицом не может быть оспорена и на основании ограничений полномочий директоров, предусмотренных уставом (ст. 40). По существу, отказ от указания целей деятельности компании в ее документах знаменует окончательный отказ британских законодателей от традиционной доктрины ultra vires, предполагающей ограничение правоспособности компании ее учредительными документами.
Высшими полномочиями в компании обладают ее участники (которые могут также именоваться акционерами в случае компании с акционерным капиталом). Они имеют полномочия на изменение устава (специальной резолюцией, то есть большинством в 75%) (ст. ст. 21, 283), на смещение директоров (ст. 168) и др. Решения могут приниматься как на общем собрании, так и путем подписания каждым участником письменной резолюции без созыва общего собрания (ст. 281).
Закон воздерживается от какого-либо описания полномочий директоров, оставляя их на усмотрение участников (полномочия директоров и любых органов компании описываются в уставе). Закон также не вводит таких понятий, как "исполнительный орган" или "генеральный директор", обычных для континентально-европейских правовых систем. Таким образом, директор британской компании может быть как исполнительным директором, так и членом наблюдательного органа. Закон знает также понятие теневого директора, то есть лица, указаниям которого директора обычно следуют (ст. 251). На такого теневого директора распространяются определенные обязанности директоров, например он обязан декларировать заинтересованность в сделках компании (ст. 187).
Не давая перечня полномочий директоров, Закон содержит подробный перечень их обязанностей. Этот перечень, по существу, является кодификацией принципов, ранее сформулированных в судебных решениях, и именно в свете этих решений положения Закона и должны интерпретироваться (ст. 170).
В случае невыполнения своих обязанностей директор несет материальную ответственность как перед компанией, так и перед ее участниками, имеющими право на производный иск к директору (ст. 260). В обязанности секретаря компании входит ведение разного рода корпоративной документации. Новшеством является то, что частная компания (в отличие от публичной) теперь не обязана иметь секретаря: его функции могут исполняться директором или любым назначенным директорами лицом (ст. 270).
Таким образом, наиболее важными действующими лицами в британской компании являются участники (акционеры) компании, ее директора и секретарь. Британское корпоративное право весьма гибко: оно предоставляет участникам компании возможность самим определить конкретные полномочия директоров. По новому Закону в частной компании функции секретаря может взять на себя директор (или поручить их другому лицу).
За нарушения, связанные с несоблюдением требования к ведению документации, несвоевременным предоставлением информации регистрирующему органу, предоставлением ложной информации и т. д., компания и ее должностные лица несут ответственность, включая штрафы и даже тюремное заключение (ст. ст. 167, 276, 1250). Эта ответственность может распространяться и на теневого директора. Таким образом, Закон предусматривает довольно жесткие правила администрирования компаний, невыполнение которых чревато неприятными последствиями.
Закон реализует положения упоминавшейся выше директивы ЕС о требованиях к прозрачности компаний, ценные бумаги которых обращаются на регулируемых рынках. Компетентным органом дано право выпустить правила, предусматривающие в соответствии с директивой требования к таким компаниям в части финансовой отчетности, раскрытия информации о приобретении крупных пакетов акций компании, планируемых изменениях в уставе компании и др. (ст. 1266).
США
Регулирование институтов крупных сделок в США осуществляется в рамках общей схемы правовой системы государства, где велика роль законодательства штатов. Акты, принятые на федеральном уровне, во многих случаях имеют не силу закона, обязательного для исполнения на территории всего государства, а носят рекомендательный характер. Законодательные органы штатов, осуществляя нормотворческую деятельность, учитывают их положения, при этом имея возможность принимать закон, отличающийся от них. Примером акта, принятого на уровне Федерации, является Единообразный торговый кодекс США.
В 1950 году в США был принят Model Business Corporation Act (MBCA) - модельный закон, разработанный Комитетом по корпоративному законодательству Секции по предпринимательскому праву Американской ассоциации адвокатов и принятый многими штатами. В нем содержатся примерные правила о крупных сделках (заметим, что MBCA не называет сделки крупными и использует для этого другие понятия).
Положения о крупных сделках помещены в главу 12 "Распоряжение активами". В качестве общего правила (§ 12.01) установлено, что одобрение акционеров корпорации не требуется, если иное не предусмотрено уставом, для того чтобы:
- продать, сдать в аренду, обменять или иным образом распорядиться какими-либо или всеми активами корпорации при осуществлении обычной хозяйственной деятельности;
- заложить, поручиться, обеспечивать оплату задолженности (с просьбой о помощи или без таковой) или иным образом обременить долгами какие-либо или все активы корпорации так или иначе при осуществлении обычной хозяйственной деятельности;
- перевести (передать) какие-либо или все активы корпорации одной или большему количеству корпораций или иных организаций, все акции или доли которых принадлежат корпорации;
- распределить активы пропорционально среди владельцев одного или более классов или серий акций корпорации.
Как мы видим, в основу регулирования положено отсутствие необходимости одобрять сделку. Это обусловлено в первых двух случаях обычной хозяйственной деятельностью корпорации, а в двух других - сохранением акционерами компании контроля над своими активами и распределением активов непосредственно среди владельцев акций. Отсутствие названных обстоятельств и наличие дополнительных, напротив, требует, чтобы акционеры одобряли конкретные сделки.
Согласно подп. "а" § 12.02 продажа, передача в аренду, обмен или другое распоряжение активами, иные? нежели распоряжение, описанное в § 12.01, требуют одобрения акционерами компании, если такое распоряжение приведет корпорацию к длительной невозможности осуществлять хозяйственную деятельность. Необходимость одобрения акционерами сделки обусловлена продолжением корпорацией своей хозяйственной деятельности. Примечательно, что порог крупной сделки установлен на уровне 25% совокупных активов и 25% дохода от продолжающихся операций (при превышении этих показателей деятельность считается сохраненной), то есть одобрение акционеров требуется для сделок, влекущих снижение совокупных активов на 75% и более от дохода.
Таким образом, MBCA под особый контроль ставит действия с активами корпорации, результатом которых может стать их вывод из компании.
Распоряжение, требующее одобрения акционеров в соответствии с подп. "а", должно быть инициировано решением совета директоров, санкционирующим такое распоряжение. После одобрения такого решения совет директоров должен представить предложенное распоряжение акционерам для одобрения.
Если распоряжение активами должно быть одобрено акционерами на собрании акционеров, корпорация обязана уведомить каждого акционера, имеющего право голосовать на собрании акционеров, на котором распоряжение должно быть представлено на рассмотрение. Общее собрание акционеров, созванное для одобрения крупной сделки, правомочно принимать решение, если есть большинство голосов, имеющих право участвовать в голосовании (больший кворум может быть предусмотрен уставом или требованием совета директоров).
После одобрения сделки акционерами и в любое время до того, как распоряжение было окончено, оно может быть отменено корпорацией без иска акционеров с учетом договорных прав других сторон сделки.
Название документа